Раньше игры были с сексизмом и неполиткорректными — золотые времена! Duke Nukem исполнилось 25 лет!
Главный герой игры был воплощением сразу всех икон фантастических боевиков, а бороться с захватившими Землю инопланетянами ему помогали здоровенные «пушки», неполиткорректный юмор и девушки вольных взглядов. Словом, игру нафаршировали всем тем, что в боевики (и вообще кинематограф) включать стеснялись. Пнуть ногой пришельца, пополнить здоровье в игре благодаря посещению туалета или отвлечься от перестрелок просмотром эротики в кинотеатре — такого нарочито мрачные и чопорные шутеры 1990-х себе не позволяли.
С технологической точки зрения игра тоже выглядела достойно — трёхмерные уровни с перепадом высот (в эпоху «плоских пострелушек» — ещё какая инновация), разнообразные локации с сатирой на Лос-Анджелес, разрушаемые стены и возможность разглядеть себя самого в зеркале или камерах видеонаблюдения очень забавляли любителей компьютерных игр.
После нескольких низкобюджетных игр по мотивам серии игру решили воскресить в 2011 году, но игра лишь стала памятником самой себе и уже не впечатляла ни графикой, ни технологичностью, ни даже юмором, не понятым новичками и приевшимся старожилам. Критики и игроки встретили Duke Nukem Forever прохладно, после чего игровую вселенную «похоронили».
А ещё 29 января...
29 января 1990 года компания Bell Labs представила первый в мире оптический компьютер. Экспериментальная модель занималась арифметическими и логическими вычислениями, причём делала это быстрее полупроводниковых компьютеров тех лет.
В основе оптических компьютеров лежит идея использования фотонов (вместо электронов) как носителей информации. Воплотить задумку на практике получилось только после изобретения подходящих квантовых генераторов — лазеров.
Серийные компьютеры в 1900-е годы поголовно были полупроводниковыми, но у их оптических конкурентов хватало преимуществ даже на раннем этапе развития. Во-первых, «накладные расходы» в виде скорости передачи данных у таких моделей почти отсутствовали (информация в процессоре за один «такт» перемещалась со скоростью света, традиционные электромагнитные «глушилки» не выводили компьютеры из строя), во-вторых, компьютеры были способны передать в один световой пучок огромный массив информации (т.е. даже сложные операции выполнялись с минимальной инерцией, «размазанной» скоростью передачи данных в чипе).
Принцип работы оптических чипов примерно таков: луч лазера проходит сквозь голографическую решётку, после чего в диодах возникал ток, напряжение в решётке падало, после чего свет с большей интенсивности проходил уже через вторую структуру. За счет обратной связи в результате таких операций и происходили вычисления. В первом оптическом компьютере излучателей было 64 лазерных излучателя, а габариты самого компьютера укладывались в 1 м².
Детище инженеров Bell Labs так и осталось прототипом, потому что оптический компьютер проигрывал в универсальности своим полупроводниковым собратьям и был слишком дорог/хлопотен для постановки на конвейер. Впрочем, его современный аналог Lenslet EnLight256 уже выпускается серийно и очень востребован в оборонной промышленности (где задержки в передаче информации чреваты) и кодировании HD-видеозаписей с масштабных систем видеонаблюдения.
29 января 2003 года начала работу первая в мире автоматизированная система проверки паспортов с технологией распознавания лиц. Власти Австралии внедрили биометрическую аутентификацию после терактов в США 11 сентября 2001 года.
Первым новую систему получил аэропорт в Сиднее — система SmartGate стоимостью 700 тысяч долларов сканировала считывала информацию в биометрическом паспорте, а затем сравнивала фотографию в нём с лицом владельца документа. Таким образом, пассажиры могли пройти паспортный контроль без участия сотрудников аэропорта.
Компьютеризированная система оказалась удачным экспериментом, поэтому и сегодня SmartGate используют в Австралии, Канаде, Ирландии, Новой Зеландии, Сингапуре, Великобритании и США.
Причём Соединенные Штаты разработали программу Global Entry — замену паспортному контролю и таможенной декларации. Участвующие в ней пассажиры из других стран проходят ускоренный предполётный досмотр, а по прибытии просто предъявляют терминалу паспорт и отпечатки пальцев.
Правда, участие в программе стоит $100, требует предварительной регистрации и доступна только гражданам Бразилии, Канады, Германии, Мексики, Нидерландов, Панамы, Перу, Южной Кореи и Великобритании.
В России внедрение ускоренного прохождения паспортного контроля по биометрическим паспортам пока не внедрено повсеместно. Глава Федерального агентства по обустройству государственной границы Дмитрий Безделов обещал, что к 2015 году все пограничные пункты России будут оснащены устройствами для считывания биометрических показателей. Но должного финансирования инициатива не получила, а сам глава ведомства вскоре предстал перед судом по обвинению о хищении в крупных размерах и участии в преступном сообществе.