Колонка редактора. Чем отличается профессиональная камера от любительской?
Мне часто приходится слышать фразу, от которой натурально сводит челюсть. «Профессиональное качество». А слышу я ее повсюду: в рекламных текстах по радио, в устах знакомых, обращающихся за советом. Читаю в газетах, журналах и даже в этих наших интернетах. Я даже пробовал складывать в копилку по рублю, каждый раз когда встречаю упоминание «профессионального качества», но размер копилки оказался слишком скромным, чтобы эксперимент продлился дольше недели. Особенно часто «профессиональным» называют качество съемки очередной нелепой «мыльницы» или китайского смартфона с двумя сим-картами и телевизором. Давайте же разберемся, откуда вообще взялось это «профессиональное качество», что это должно значить и чем отличается профессиональное от любительского в области цифровой фотографии.
Откуда ноги растут?
Предположительно разделение качества фотографии на «профессиональное» и «обычное» произошло в середине-конце девяностых. Цифровая техника только-только начиналась, стоила запредельных денег и по сути была недоступна жителям бывшего СССР. Все тогда снимали на пленку вроде Fujifilm Superia или Kodak Gold. Вариантов чем снимать было не много. Либо старым Зенитом, где был объектив «без зума» и полностью ручное управление, либо модным автофокусным Никоном, который стоил дороже подержанной иномарки, либо простой и доступной пленочной мыльницей: от тех же Kodak, Fuji, Konica или Polaroid.
Качество съемки в компактах, распространенных в России, которое называли «обычным», было непередаваемо низким. 90% фотографий было техническим браком. В большинстве своем популярные «мыльницы» 90-х не «понимали» какая пленка используется, не производили замер экспозиции, устанавливая одинаковую выдержку для любых условий и по умолчанию снимали со вспышкой.
Профессиональные же камеры могли считывать коды на катушках пленки, имели встроенный экспонометр, автофокус, но главное – давали полный контроль над параметрами съемки. Обращаться с такими камерами тогда могли немногие, и почти все они так или иначе работали фотографами, профессионалами. И снимали, конечно, же гораздо лучше, чем бытовые фотографы.
Таких фотографов заказывали на свадьбы и мероприятия, в школы и детские сады, поэтому самые качественные снимки в семейных архивах поколения 90-х так были сделаны профессионалами. Разница в качестве была заметна невооруженным взглядом. Отсюда и пошло расхожее выражение «профессиональное качество».
Как дело обстоит сейчас?
Разница между профессионалом и любителем объяснялась одним простым фактом. Оплатой труда. Например, профессиональный фотограф – тот, кто получает деньги за свои фотографии. Даже человека, снимающего фрукты на белом фоне и загружающего снимки на стоки, правильно будет называть профессионалом. Любитель – это фотограф, не получающий дохода от своего занятия. И если раньше между любительскими камерами и профессиональными был гигантский разрыв по качеству, то сейчас он исчезает.
Фотоаппарат – это инструмент. Такой же как дрель, молоток или кухонный нож. У каждого инструмента есть свое предназначение. Предназначение подразумевает какие-то особенности использования, которые в свою очередь определяют конструкцию, материалы и конечную стоимость. С фотоаппаратами все почти так же. Профессиональный инструмент должен быть надежным, долговечным и исключительно удобным в обращении. Но многое из этого сегодня свойственно и любительским камерам…
Долгое время исключительно профессиональными оставались лишь полнокадровые камеры вроде Canon EOS 1Ds. Однако сейчас на рынке хватает и любительских полнокадровых камер. Да и вообще то, что сейчас считается любительским фотоаппаратом, в техническом плане значительно превосходит дорогущие профессиональные модели десятилетней давности. Как же так?
По сути единственным различием между профессиональной и любительской камерой остается эргономика, а особенно организация быстрого доступа к настройками, их наглядность, а также ресурс затвора. Например, у Nikon D4s гарантированный ресурс затвора составляет 400.000 срабатываний, в то время как средняя любительская камера может похвастаться лишь 100–150 тысячами. И даже если профессиональная камера стоит втрое дороже, чем любительская, она прослужит в три раза дольше. Уже только этот факт оправдывает выбор профессионала.
Еще один верный признак – наличие дополнительного экрана. Или даже экранов. Скажем, у того же D4s есть два дополнительных дисплея – сверху, возле кнопки спуска, и снизу – под основным дисплеем. На них отображается служебная информация (ISO, баланс белого, формат записи изображения и так далее) и ее изменение в реальном времени. Для изменения настроек предусмотрены дополнительные кнопки и скроллеры.
У условного Canon EOS 750D, который я сейчас рассматриваю как классическую любительскую зеркалку, есть только один основной экран. Кнопок и скроллеров гораздо меньше, а большинство настроек меняется через главное меню, что занимает больше времени и может стоить упущенного кадра.
Размер сенсора перестал быть критерием деления камер на любительские и профессиональные. Сейчас формат сенсора выбирается под разные нужды. Скажем, снимать макро несколько проще на камеры с маленькими матрицами (но без крайностей), например Micro Four Thirds.
Для упрощения производства и унификации производители ставят одни и те же сенсоры в камеры разных классов. Скажем, в Nikon D300 и D90 стояла одна и та же 12-мегапиксельная матрица. При этом первый позиционировался как профессиональная модель и стоил дороже. Для этого были основания – лучший видоискатель, более высокая скорость серийной съемки, более удобное управление, но с точки зрения качества картинки обе камеры были равны. А значит, что технических причин для сильного разрыва в техническом качестве между любителем и профессионалом не было.
Профессионал не обязательно снимает лучше, чем любитель. И хотя различные конкурсы фотографии проводятся в разных категориях (профессионалы отдельно, любители отдельно) при слепом выборе становится все труднее сказать, в какой категории участвует тот или иной снимок. Это в очередной раз приводит к мысли, что с точки зрения качества между профессионалом и любителем сегодня никакой разницы нет.
Что будет дальше?
Так что давайте дружно перестанем говорить «профессиональное качество» по отношению к фотографии. Современная любительская камера с технической точки зрения снимает не хуже. А оправдывать низкое качество классом техники – удел бесталанных неудачников.
Еще раз: камера – это инструмент. Если вам показалась удобной типичная любительская камера, но вы хотите использовать ее для работы – вперед! И пусть вас это не смущает. Если же вы в восторге от профессиональной камеры, но собираетесь снимать на нее только рыбок в аквариуме – на здоровье! Наслаждайтесь. Только ради всего святого, не называйте себя профессиональным фотографом. По крайне мере до тех пор, пока ваши фотографии рыбок не станут покупать для печати или публикации в сети.