Цифровое фото без купюр
Маркетинг – очень забавная штука. Говорят, что это искусство продать то, чего нет, тому, кого нет. Но это частности.
Давным-давно, когда деревья были большими, а в реке Каме водилась рыба, некий Луи Дагер изобрёл фотографию. Барышни, действительно интересующиеся этим вопросом, наверняка способны «погуглить» на эту тему, а мы, с их позволения, двинемся дальше.
Прорыв в фотографии произошёл, когда появилась чёрно-белая фотоплёнка. За ним случился ещё один – фотоплёнка стала цветной. А третьим прорывом стала, конечно же, цифровая фотография.
Это, так сказать, вкратце. Во что же вырос фоторынок? О-о! Попробуйте зайти в магазин, торгующий фототехникой. Глазу не на чем остановиться – фотоаппараты, фотоаппараты, фотоаппараты... И все какие-то подозрительно одинаковые: размером с коробочку для мыла, которую берут с собой в дальнюю дорогу командировочные, посредине объектив, сверху кнопка. Как же их отличить друг от друга?
Тут важно определить для себя цели. Зачем нужен фотоаппарат? Чтобы публиковать снимки в интернете? А печатать собираетесь? А в каком размере? Ладно, попробуем по порядку...
Друзья и подруги наперебой хвалятся: у меня шесть мегапикселей, а у меня восемь, а у меня десять! Как будто больше и померяться нечем... Как ни странно, но для фотографий размером 10 x 15 сантиметров (большинство людей печатает именно в таком формате) достаточно всего лишь двух мегапикселей. Если вы собираетесь распечатать снимок 15 x 20 сантиметров, понадобятся четыре мегапикселя. Дальше, наверное, можно не объяснять.
К сожалению, производители цифровых фотокамер заманивают покупателей именно мегапикселями. А ведь многим совсем не нужно сверхгиганское разрешение. Дело в том, что размер матрицы (это аналог фотоплёнки) у большинства любительских фотоаппаратов одинаковый. Увеличение разрешения (которое как раз измеряется в мегапикселях) ведёт к ухудшению качества изображения – появляются так называемые цифровые шумы, способные испортить картинку напрочь.
Поэтому не стоит гнаться за мегапикселями – не в них счастье (5-6 мегапикселей будет вполне достаточно). Куда полезнее обратить внимание на диапазон фокусных расстояний объектива. Эта характеристика показывает, насколько фотоаппарат способен удалять и приближать объекты. То есть, к примеру, если камера, находясь на одном и том же месте, способна снять тётю Клаву в полный рост и нос тёти Клавы крупным планом, это значит, что у камеры широкий диапазон фокусных расстояний. А если фотоаппарат способен лишь слегка «приблизить» объект съёмки, то, соответственно, этот диапазон узкий.
Возьмём, к примеру, камеру Panasonic Lumix DMC-FZ5. Диапазон её фокусных расстояний составляет 36-432 мм. Если разделить большее число на меньшее, мы получим кратность объектива. В нашем случае оно равно 12х, и это, поверьте, очень здорово. Этот фотоаппарат позволяет, не сходя с места, сфотографировать как толпу людей, так и каждого из них в отдельности. То есть принцип прост: чем больше разброс фокусных расстояний, тем лучше. Это значит, что камера универсальная, и её можно использовать для разных сюжетов.
Немаловажен такой показатель, как ISO – чувствительность матрицы к свету. У вышеупомянутой камеры этот параметр варьируется в пределах от 80 до 400 единиц. В полупрофессиональных и профессиональных камерах его значение может достигать 1600 и даже 3200. Но не стоит забывать, что чем выше ISO, тем заметнее становится цифровой шум. Но если вам приходится фотографировать в тёмном помещении или просто ночью, то именно высокая чувствительность может стать единственным спасением.
Впрочем, это не совсем правда. Наверняка многие владелицы камер замечали, что снимок в ночных условиях получается смазанным. Это происходит потому, что для «засветки» матрицы в темноте требуется больше времени, чем на свету, и это время может измеряться секундами (а в светлое время суток – сотыми долями секунд). А за секунду с объектом съёмки что угодно может произойти – он может сдвинуться или повернуться. Да и сам фотограф не сможет держать камеру абсолютно неподвижно. Поэтому умные люди придумали технологию стабилизации изображения, которая позволяет получать чёткие снимки даже в темноте. Фотоаппарат как бы «цепляется» за объект и удерживает его на одном месте. Очень полезная вещь. Кстати, в Panasonic Lumix DMC-FZ5 она реализована, хотя и не только в ней.
Надо сказать, что многим любительницам фотографии все эти премудрости могут вовсе не понадобиться при выборе камеры. Есть несколько советов и для них: камера должна удобно лежать в руке и, конечно же, выглядеть стильно.
К примеру, существуют сверхтонкие цифровые фотоаппараты. К этому классу можно причислить такие модели, как Samsung Digimax i6 и Sony Cyber-shot DSC-T10. Их характеристики вполне достаточны для того, чтобы снимать качественные портреты и пейзажи.
А если, помимо стильности, камера должна выглядеть необычно, то здесь не имеет конкурентов Samsung NV7.
Что мы имеем в сухом остатке? Портативная камера должна быть как можно более универсальной: отличаться широким диапазоном фокусных расстояний, параметра ISO, а также – это очень желательно – поддерживать стабилизацию изображения. Всё это позволит сделать чёткие и интересные кадры. Впрочем, от хозяйки фотоаппарата тоже многое зависит.
В следующей части статьи наши фотографини, уже поднаторевшие в знании технических терминов, узнают, что такое цифровые зеркальные камеры, каковы их плюсы и минусы. Не переключайтесь!