Сайт дня: DISQUS - комментарии третьего поколения
Столкнулся за день сразу с несколькими людьми, которые до сих пор не знают, что такое DISQUS. По-моему, это повод сделать DISQUS сайтом дня.
Сайт DISQUS является самым известным представителем так называемых сервисов внешних комментариев, которые представляют собой еще один способ наладить дискуссию на своем сайте. Уже третий способ, если я ничего не упустил. Можно относиться к DISQUS хорошо или плохо, но в любом случае о нем стоит знать, потому что это пример того, что ждет нас в будущем.
Пример блока комментариев на базе DISQUS
Я еще помню времена, когда у блогов не было комментариев. Читатели писали авторам блогов содержательные электронные письма и получали ответы, а наиболее интересные фрагменты писем цитировались в очередных постах и подробно разбирались. Тогда блогов было мало, и для них даже слово "блог" еще не придумали. Были просто домашние странички с еже-как-получится обновлениями. Было очень просто отследить абсолютно все свое общение в сети: оно было либо в архиве блога, либо в архиве почтового клиента.
Комментарии первого поколения
Потом поток спама по выложенным в сеть адресам фактически убил общение по электронной почте. То, что осталось - это жалкое подобие. Одновременно происходил расцвет так называемых "гостевых книг" и взросление массовых форумов. Появилась практика встраивания некого подобия гостевой книги в каждую заметку блога. Получились своеобразные форумы, в которых начать тему может только один человек. Это уже второе поколение систем комментирования, и оно до сих пор самое распространенное.
Комментарии второго поколения
Каждый сервис хостинга блогов и почти каждый персональный блог счел своим долгом обзавестись собственной системой комментирования. Началась гонка вооружений, крупные блоги старались превзойти друг друга в разнообразии фишек и плюшек, навешенных на обычную дискуссию.
Естественно, никакой совместимости в таких условиях быть не может. Практически невозможно отследить все свои комментарии на страницах множества блогов. Еще сложнее отслеживать все комментарии другого человека, даже если он только за. В результате отношение к сетевым дискуссиям становится все более несерьезным. В комментариях пишут только то, что не жалко потерять в сети.
Кроме того, комментарии второго поколения стали разбивать интернет-сообщество на группки, тусующиеся на одних и тех же блоговых сервисах. Только так удавалось избежать необходимости ради каждого комментария заполнять длинную форму (на каждом сайте - разную) или регистрироваться, заводя по одному паролю на каждый комментируемый сайт. Но даже в привычных блоговых мирках пользователям приходится страдать от таких, например, вещей, как капча.
С развитием технологий браузерного программирования (по большому счету, с развитием Javascript) стали появляться возможности встраивать на свой сайт фрагмент с другого сервиса. Например, фрагмент с комментариями. Поначалу это казалось игрушкой для гиков, но когда крупные блоговые сервисы, такие как Tumblr стали обходиться без собственных систем комментирования стало понятно, что у таких сервисов, как DISQUS есть будущее. Это такая же система комментирования, только одна для всех сайтов. Это - третье поколение.
Комментарии на DISQUS могут выглядеть "привычно"
Если бы DISQUS стоял во всех блогах, всю переписку можно было бы посмотреть в одном месте. Оповещения на электронную почту приходили бы обо всех комментариях в одинаковом виде. Любая новая функция, внедряемая в DISQUS, появлялась бы сразу на всех блогах. Спама в комментариях стало бы на порядок меньше. Появилась бы возможность подписываться не только на посты, но и на комментарии любого блогера. Но появилась бы зависимость от DISQUS, что рискованно.
Сейчас все идет к тому, что из множества конкурирующих систем внешних комментариев массовое распространение получат всего несколько. С одной стороны, сохранится возможность выбора и здоровая конкуренция, но с другой стороны, несколько разработчиков быстрее смогут выработать единый стандарт и достигнуть совместимости, чем несколько миллионов разрозненных блогеров.
Если общий стандарт будет создан, то замкнутым миркам социальных сетей придет конец, и пользователи смогут удобно общаться в самой первой, самой большой и самой функциональной социальной сети - в интернете. Закончится дискриминация по признаку принадлежности к разным блог-хостингам. Границы рухнут.
Пока это не произошло - будем общаться по электронной почте. О предложениях по "сайтам дня" пишите на sitesoftheday@ferra.ru.