Наука и технологии

Сайт дня: FeedBurner - RSS с огоньком

Кто-то ещё пишет про Google Reader и про его преемников, но это уже вчерашний день. Сегодня пора вспомнить о том, что у Google в собственности есть ещё один сервис, который тоже связан с RSS и не просто лидирует в своей нише, а занимает эту нишу практически целиком. В общем, сегодня сайтом дня объявляется FeedBurner.

Лого FeedBurner

FeedBurner - это чуть ли не единственный в своём роде обработчик RSS, и это одна из самых полных и самых малоизвестных монополий IT-индустрии. Он принимает на вход обычный RSS-поток, а на выход подаёт обработанный, с исправленными ошибками. Результат работы FeedBurner считается совместимым со всеми существующими программами и сервисами для чтения RSS. Теоретически, стандарт RSS описан в специальном документе, но на практике именно FeedBurner определяет стандарт совместимости. Если программа-клиент для чтения RSS-потоков неправильно отображает выдачу FeedBurner, не имеет значения, насколько она стандартная. Добиться такого уровня контроля в интернете необычайно трудно, и одного только исправления ошибок для этого явно недостаточно. Всё дело в "дополнительных функциях".

Сервис FeedBurner позволяет просматривать RSS-поток на отдельной веб-странице, отображает дополнительную информацию о потоке, поддерживает пометку геотегами, добавляет кнопку прослушивания для подкастов, рассылает оповещение об обновлении потока, конвертирует потоки в подписки по электронной почте и делает много других интересных вещей. А главное - он считает статистику.

Судя по всему, именно из-за статистики компания Google шесть лет назад купила FeedBurner (по слухам - за сто миллионов баксов). Теперь "главная" страница FeedBurner выглядит вот так:

Главная страница сайта FeedBurner

Незадолго до присоединения FeedBurner к империи Брина и Пейджа в сети разгорался жесточайший холивар между сторонниками и противниками RSS. Поставщиков регулярного контента очень беспокоило, что RSS-потоки снижают посещаемость сайта, ведь пользователь может прочитать новость в RSS-ленте и вообще не заходить на сайт. Учитывая, что посещаемость в те времена была ключевой характеристикой типичного сайта не удивительно, что многие владельцы сайтов отказывались транслировать свои новости в RSS. Страшно вспомнить, каким кошмаром в те времена был мониторинг мировых новостей даже в такой передовой нише, как IT-индустрия.

Медленное подключение к сети, тяжеленные страницы и отсутствие RSS - так выглядел ад в интернете лет восемь назад. Именно тогда FeedBurner предложил поставщикам новостей размещать на своих страницах отдельный независимый счётчик для RSS-потока. Это был очень серьёзный аргумент. Правда на него сразу же находился контраргумент - посещаемость в FeedBurner грела душу и поддерживала репутацию, но не отражалась на показах рекламы, поэтому была "бесполезной".

Завтра исполнится шесть лет с тех пор, как сто миллионов Google были обменяны на сервис, интересный только гикам и веб-мастерам. С первого взгляда было понятно, что Google рассматривает FeedBurner как ещё одну площадку для размещения рекламы AdSense. Конечно, там был платный Pro-сервис, но это не масштаб Google.

Всё выглядело очень оптимистично - корпорация добра давала владельцам сайтов долгожданную возможность размещать рекламу не только на сайте, но и в RSS-ленте, и использовать свою реальную посещаемость на сто процентов. Только в Google не учли, что пользователи потому и предпочитают RSS-потоки, что там нет ничего лишнего, а есть только востребованная информация, без навигации, без "дизайна" и, в том числе, без рекламы. Сложно сказать, была ли судьба FeedBurner предопределена с самого начала или специалисты Google что-то сделали не так, но сервис не пришёл к успеху. Если авторизоваться в FeedBurner и посмотреть на настоящую "главную" страницу этого сервиса, то станет ясно, что Google уже несколько лет не развивает сервис:

Настоящая главная страница сайта FeedBurner

Осенью прошлого года был закрыт API сервиса FeedBurner. Ходят слухи, что и сам FeedBurner скоро закроют. Так и тянет сказать, что Google в этой ситуации ведёт себя, как какой-нибудь зверский борец со стандартами, вроде Microsoft. Хотя если подумать, то реклама в RSS действительно всех бесит, а посещаемость... что ж, Google - это именно та компания, которая несколько раз на практике доказывала, что хороший и успешный сайт должен стремиться к минимально возможной посещаемости (на единицу пользы). В общем, я склонен полагать, что Google виднее.

Ну, а FeedBurner стоит поставить памятник хотя бы за то, что мы имеем сотни (если не тысячи) читалок RSS полностью совместимых между собой.

Напоследок напомню, что у сайта Ferra.ru есть RSS-потоки для новостей и для статей. Читайте и наслаждайтесь.

Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.