Сайт дня: Freenode Webchat - заповедник настоящих гиков
Сегодня сайтом дня объявляется Freenode Webchat. Если коротко, то это веб-клиент к самому крупному и знаменитому серверу IRC. Для олдскульных гиков Freenode Webchat - это забавное сочетание старых добрых стандартов эпохи "до WWW" с новомодными браузерными технологиями. Ну, а для "поколения Web 2.0" это один из полезнейших инструментов для безболезненного приобщения к миру IT-профессионалов.
С 1988 года, когда появился IRC, многое изменилось. Появились такие вещи, как ICQ и Jabber/XMPP. Веб сменил FIDO. На смену Usenet пришли форумы, а на смену форумам - социальные сети. Javascript стал популярнее ассемблеров. Но помощь по сложным техническим вопросам в области IT до сих пор проще всего получить в каналах IRC. Правда для этого к ним нужно подключиться, а с 1988 года уже успело подрасти поколение, для которого это непростая задача. Многочисленные клиенты для IRC написаны для всех мыслимых платформ, но все они требуют от пользователя хотя бы минимального понимания, что такое IRC и как это работает. Сайт Freenode Webchat требует от пользователя только выбрать никнейм и указать имя канала (обычнно, из фразы вроде "со всеми вопросами обращайтесь в канал #superpoupperhelp на Freenode", случайно встреченной в сети).
Дальше придётся смириться с тем, что больше половины служебных символов в чате не понятны новичку. Ну а дальше - та же аська, только полезнее:
Понятно, что в современной сети существуют сотни активных сервисов для задавания дурацких вопросов и получения дурацких ответов, но реально грамотные люди в таких сервисах тусуются редко. Да и скорость общения у таких сервисов поменьше, чем у IRC. Главное же, что из-за относительной сложности IRC-каналов в них очень мало троллей и ламеров, а значит их пользователи ещё не устали от агрессивного бреда и готовы вежливо и доброжелательно возиться с вопросами новичков. Там регулярно встречаются люди, которые никогда не сталкивались со значительной частью интернет-мемов, заботливо собранных, например, на Лурке. А вот спамеры и заказушники там встречаются редко и искореняются, обычно, очень жёстко.
Довольно часто IRC-каналы используются службами технической поддержки сложных IT-продуктов для общения со своими пользователями. Но ещё чаще в таких каналах сидят энтузиасты, которые просто повышают свою квалификацию решая проблемы реальных пользователей. Обе эти разновидности профессионалов отличает искреннее одобрение пользователей, интересующихся их любимой темой. В IRC намного реже, чем на форумах посылают в Google или RTFM ("Прочитайте уже эту [censored] документацию для пользователей). В долгосрочной перспективе это расслабляет, но в кризисной ситуации бывает очень кстати.
Профессионалы IRC могут использовать дополнительные возможности Freenode Webchat точно так же, как они это делают в оффлайновых программах-клиентах. Многие из них даже смогут разобраться, о чём тут идёт речь в настройках:
Интересно, что сервис Freenode Webchat сделан на базе открытого серверного программного обеспечения qwebirc, которое можно установить на любой другой IRC-сервер:
Всё это, конечно, экзотика, но стоит иметь в виду, что даже про самые новомодные темы, от iOS и до SPDY, найти информацию на IRC часто бывает проще, чем непосредственным гуглением.
Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.