Безответственный трёп про триумф WhatsApp, деградацию Imo, позор Yahoo!, виндофикацию Skype и устаревание Jabber
Не передать словами, что я почувствовал, когда узнал, что один из моих любимых сервисов - Imo - скоро исчезнет. Последние полтора года Imo - мой основной инструмент общения. Приложение от Imo - одно из первых, что я ставлю на каждый новый смартфон. Вкладка сайта imo.im не закрывается в моём браузере никогда. Это небольшая, но заметная часть моей повседневной жизни, и скоро её не станет.
За адресом imo.im и за брендом "Imo" больше не будет скрываться лучший в мире мультипротокольный клиент для мгновенного обмена сообщениями. Теперь там будет убогая, не особо кому нужная социальная сеть, вяло притворяющаяся ещё одним пропиетарным мессенджером.
"Преобразование" Imo - это ещё один серьёзный удар по миру стандартов и очередной вклад в дело фрагментации ниши мессенджеров, однако это не смертельно. Однажды человечество уже пережило гибель Meebo (его купил Google) - перебьётся как-нибудь и без Imo.
Беда в том, что ситуация с Imo - это не только техническая проблема для ряда пользователей. Это ещё и весьма тревожный знак. Когда закрывался Meebo всё было далеко не так плохо, как сейчас. Оценить масштаб бедствия довольно легко, если посмотреть на остальные недавние новости из мира мессенджеров.
Начнём с того, что недавно Facebook купил WhatsApp за совершенно немыслимую сумму в 19 миллиардов американских долларов. Совершенно, на мой взгляд, очевидно, что Цукерберг выложил такую сумму не за красивые глаза разработчиков, не за их вклад в мир во всём мире и не за их стремление сделать пользователям как лучше, а за огромную пользовательскую базу. Это крайне важный момент.
В мире стандартных сервисов активную пользовательскую базу можно нарастить только одним способом - предоставить пользователям уровень качества услуг, недоступный у конкурентов. Количество регистраций можно нагнать агрессивной рекламой и маркетинговым мошенничеством, а вот реальных пользователей (не "мёртвых душ") в мире стандартов можно получить и сохранить только заботой о качестве. Например, если некий почтовый сервис испортится, пользователи могут просто перейти на другой сервис и сообщить друзьям новый адрес. Им не надо уговаривать всех друзей переходить на другую почту.
В мире проприетарных сервисов забота о пользователе только мешает. Чтобы пользоваться тем же WhatsApp человеку придётся перетащить на него весь свой список контактов. Иначе с кем он там будет общаться? В итоге, каждый пользователь WhatsApp - бесплатный рекламный агент сервиса. В итоге у пользователей на смартфонах одновременно запущено по несколько приложений-мессенджеров, чтобы общаться со всеми контактами. Пользователи мечтают уже не об удобном приложении и не о надёжном сервисе, а всего лишь об одном и том же протоколе у всех своих друзей. Вот на этом этапе подключается маркетинг и большие рыбы едят маленьких.
Когда создавался первый в мире мессенджер - SMS - для всех было очевидно, что его нужно реализовывать как некое подобие открытого стандарта. Никому не нужны были SMS-ки, которые можно посылать, например, только пользователям МТС. Протокол XMPP (Jabber) создавался, чтобы что-то подобное воплотить в интернете. И у него получилось! Миллионы пользователей Google, Яндекса, LiveJournal и сотен других совместимых сервисов могут общаться между собой при помощи сотен разнообразных приложений-клиентов для десятков платформ. Необразованные неофиты ещё не просекли фишку, но для опытных интернетчиков Jabber - стандарт де-факто.
Однако новость про WhatsApp изменила мир, и Jabber в одночасье устарел. Да, с его помощью всё ещё можно делать пользователям как лучше, но за Jabber Цукерберг не предлагает 19 миллиардов. И никто не предлагает. А значит он не интересен современным молодым-начинающим разработчикам, которых WhatsApp жёстко переориентировал с "изменить мир" на "срубить бабла". Им бесполезно напоминать про Торвальдса и Джобса, бесполезно доказывать, что _обычно _те, кто стремится изменить мир, зарабатывают больше. У них перед глазами пример Гейтса, того же Цукерберга, а теперь ещё и Яна Кума, разработчика WhatsApp. И для них не важно, что Ян Кум изначально хотел как лучше, делал сервис для себя, опирался на стандарты и пахал не по-детски. Просто так сложилось.
Теперь и силы юных разработчиков, и внимание пожирающих рекламу пользователей направлено на пропиетарные мессенджеры. Но если взглянуть ещё на парочку недавних новостей, то легко понять, что радоваться не стоит.
Так буквально несколько дней назад мир потрясла очередная новость от Эдварда Сноудена: знаменитый пропиетарный Yahoo Messenger активно просматривался Британским центром правительственной связи и тесном контакте с АНБ. Правда шпионы смотрели не текстовые сообщения, а видеочаты, но кому от этого легче? Тут важен принцип. Кстати, месяц назад у Yahoo! и почту подломали. Однако, тенденция.
С почты Yahoo! сбежать можно, она стандартная, а вот с их мессенджера никуда не денешься, если все друзья там.
Про косяки Skype и писать-то часто лень, но тут не могу не упомянуть, что недавно в Skype появилась возможность авторизоваться аккаунтом Microsoft. То есть вместо того, чтобы закрыть свой собственный мессенджер (MSN, Live и как там его ещё пытались обозвать) и спокойно использовать Skype ребята из Рэдмонда решили усидеть на двух стульях. Многие ещё помнят, чем похожая ситуация закончилась для компании AOL с её AIM и ICQ. Не факт, что у Microsoft получится также, но прецедент есть.
Ещё одна параллель: Microsoft пытается намертво встроить Skype в свою операционку. Как когда-то IE. Тоже не факт, что история повторится.
Подобные примеры из мира проприетарных мессенджеров можно приводить десятками, если не сотнями. Скоро появятся и первые примеры из жизни нового Imo. А я тем временем никак не могу решить, переходить с Imo на IM+ или на Trillian.