31 мая в истории: день рождения электрички и технологии пакетной передачи данных

31 мая 1879 года появились электрички. Впервые поездом на электрической тяге всех удивила фирма Siemens & Halske, а произошло это на Берлинской промышленной выставке. Компания во главе с инженером и изобретателем Вернером фон Сименсом представила рабочий прототип электропоезда. Выглядел он почти так же, как современные «паровозики», перевозящие детей в парках и торговых центрах, однако был серьёзной рабочей моделью. Поезд имел три вагона: один ведущий с двумя моторами общей мощностью 2,2 кВт и два пассажирских, на которых посетители выставки могли проехать по путям длинной 700 метров. Электрическая линия пользовалась огромной популярностью: за время выставки на ней прокатилось несколько десятков тысяч человек. Однако строить первую трамвайную линию, местом для которой выбрали пригород Берлина, Сименсу пришлось на свои деньги — чиновники относилось к идее скептически.

Первый поезд на электрической тяге

31 мая 1961 года Леонард Клейнрок предложил передавать информацию кусочками — пакетами,  причём так, что одним каналом связи могут пользоваться сразу множество абонентов, не мешая друг другу. Без этой технологии немыслимы современные сети.

А тогда в этот день студент Массачусетского технологического университета, представил на рассмотрение научную работу «Информационный поток в больших коммуникационных сетях», которая позже станет основой его докторской диссертации. В своей работе Клейнрок раскрыл способ одновременного доступа нескольких абонентов к одной сети, для чего передаваемая информация разделяется на пакеты по несколько байт или килобайт. Такой пакет содержит адрес получателя в сети и порядковый номер, необходимый для того, чтобы получатель мог заново собрать сообщение из пакетов.

Эта технология получила название коммутации пакетов, она пришла на смену коммутации каналов, когда между абонентами устанавливалась прямая выделенная линия, полностью занятая ими. Такой способ подходил для телефонной связи, но усложнял создание сетей между компьютерами. Коммутация пакетов позволяет лучше задействовать пропускную способность сети благодаря тому, что канал может одновременно использоваться для передачи пакетов различных сообщений, а не будет занят одним-единственным соединением. Другим плюсом коммутации пакетов является то, что при большой загруженности линии доступ к ней не будет заблокирован, просто уменьшится скорость передачи данных, так как пакеты буферизуются в памяти коммутаторов, выстраиваясь в очередь.

Леонард Клейнрок, изобретатель пакетной передачи данных

В конце шестидесятых этой технологией заинтересовались американские военные, которые хотели создать компьютерную сеть, связывающую командные пункты. Главным критерием было отсутствие центрального устройства, чтобы сеть могла работать, даже если какая-то её часть будет повреждена ядерными ракетами потенциального противника. Эта задумка переросла в сеть под названием ARPANET. А она, в свою очередь, известна тем, что многие технологии, впервые использованные в ARPANET, в том числе и коммутация пакетов, легли в основу Интернета.

Тег: