Интернет не в силах одолеть личность
Интересное исследование провел недавно Джордж Дэвидсон (George S. Davidson), исследователь одной из Национальных Лабораторий США (Sandia National Laboratories). Целью эксперимента являлась наглядная демонстрация эффективности одного из двух подходов к решению комплексных проблем. В первом случае сложную, «многоступенчатую» проблему предлагалось решить группе дистанцированных друг от друга людей, которые были связаны посредством Интернета, и могли демонстрировать свои решения/предложения другим участникам группы. Второй коллектив работала над решением той же проблемы, но каждый из его членов действовал индивидуально, предлагая сугубо личное решение. В качестве темы для исследования была выбрана проблема, не имеющая однозначного положительного или отрицательного решения, а именно – две теории менеджмента, состоятельность одной из которых предлагалось доказать участникам. Первая теория рассматривала усредненных рабочих/служащих в качестве ещё одного типа сырья, необходимого для успешной деятельности любой компании, но легко растрачиваемого и возобновляемого. Вторая теория, наоборот, рассматривала служащих как ценный актив, «ядро» любой компании, о котором необходимо заботиться, и вкладывать средства в его развитие и совершенствование. Двум «подследственным» группам было предложено доказать жизнеспособность одной из этих теорий и аргументировать свое решение.
Для эксперимента было набрано 120 служащих из самой Национальной Лаборатории, и 26 студентов. Состав был разделён на две равных группы, которые приступили к работе одновременно. В ходе эксперимента наблюдалась повышенная активность группы, члены которой были связаны друг с другом посредством сети, однако это была скорее количественная, нежели качественная активность. Масса участников этой группы высказывала схожие со своими коллегами решения, несмотря на то, что каждое решение участника было доступно другим. В отличие от них группа «индивидуалистов» подошла к решению проблемы более творчески, и в целом высказала более интересные предложения. Наблюдатели отметили, что качество предложенных решений было выше у «индивидуалистов» по всем параметрам. Таким образом, было доказано, что для компаний выгоднее поручать решение сложных проблем группе обособленных исследователей, нежели большим коллективам, члены которой работают сообща. В тоже время, это утверждение теряет свою эффективность, в случаях, когда речь идет об исследованиях с элементами статистического или социологического опроса. В таком случае более эффективными оказываются коллективные исследования.