Зачем ученые таскали двухметровые бревна на своих головах
Чакоанцы могли использовать простые устройства под названием тумплины (ремень, прикрепленный с обоих концов к мешку, рюкзаку или другому багажу и используемый для перевозки предмета, ремень также крепился поверх верхней части головы). Чтобы проверить эту гипотезу, ученые провели лето 2020 года в тренировках, пока не смогли протащить тяжелое бревно около 24 км с помощью тумплинов.
По словам авторов работы, вблизи этого места не сохранилось следов древесины, а у жителей каньона Чако не было ни животных, ни даже колес. Поэтому бревна должны были перевозить люди.
Ученые хотели определить, смогут ли несколько носильщиков, каждый из которых использует тумплин, переносить бревна на расстояние 25 километров в день, а также определить, насколько сильно груз замедлит устойчивую, предпочтительную скорость ходьбы. Мужчины тренировались шесть-семь дней в неделю по 10-60 минут в день, постепенно увеличивая нагрузку на бревно, чтобы достичь желаемой массы в 30 кг на каждого каждый.
В итоге они прошли 25 километров за один день. На это ушло девять часов и 44 минуты, считая перерывы. Фактическое время ходьбы составило 5 часов 34 минуты. Это было всего на 10,5 процента медленнее, чем их скорость ходьбы без бревна.
Они пришли к выводу, что метод тумплина был бы вполне осуществим для транспортировки бревен в каньон Чако, подсчитав, что для перемещения типичного 85-килограммового бревна на расстояние 100 км потребовалась бы команда из трех носильщиков.