Авто

GPS-навигатор с Интернетом: тестируем Texet TN-600

Основным преимуществом смартфона или коммуникатора перед GPS-навигатором до недавних пор оставалась возможность получения самой актуальной информации о пробках на дорогах. Теперь же на рынке появились навигаторы, оснащенные GPRS-модемом; одно из устройств подобного класса, Texet TN-600, попало к нам на тест. Посмотрим, насколько такое универсальное решение удобнее связки «КПК+ навигационные программы».

В России, да и во всем мире, сегодня наблюдается самый настоящий бум GPS-навигаторов. Несмотря на кризис, автомобильные «коробочки» разлетаются, как горячие пирожки. Пожалуй, это одна из немногих категорий устройств, продажи которых не упали за последние полгода.

На рынке присутствуют несколько десятков производителей, большинство из которых заказывают в Юго-Восточной Азии ODM-разработки местных производителей и ставят на них свой логотип и оболочку меню. С аппаратной же точки зрения все устройства примерно одинаковы: это максимально урезанная платформа PocketPC с процессором с тактовой частотой 400 МГц, 64 Мб ОЗУ и 128 Мб ПЗУ, сенсорным дисплеем диагональю 3,5 дюйма (320х240 точек) или 4,3 дюйма (480х272 точки). Все это работает под управлением операционной системы Windows CE со стандартным набором утилит, а в качестве навигационной программы используются те же самые решения, которые продаются в виде отдельных программ для устройств под Windows Mobile – чаще всего это iGo, CityGuide, Навител.

Сегодня больше всего навигаторов покупают в больших городах – Москве и Санкт-Петербурге. Но использовать их при движении в большом городе бессмысленно: может быть, глубокой ночью предложенный «коробочкой» маршрут и является самым быстрым, но в час пик опытный водитель тут сделает крюк, тут проедет переулками – и в результате приедет на место значительно раньше, чем тот, кто следует указаниям навигатора. Именно поэтому после месяца езды с навигатором по городу большинство закидывает его в дальний угол бардачка и старается запомнить, когда и где бывают пробки и как их лучше объехать.

На них с ехидцей посматривают «продвинутые» владельцы смартфонов, коммуникаторов и КПК, которые давно установили на них навигационные программы с поддержкой отображения информации о пробках в реальном времени и прокладки маршрута в обход них. Информация эта берется с сервера в Интернете, к которому подключается КПК, смартфон или коммуникатор. А там она появляется либо усилиями компании, информирующей о пробках (например, система СМИЛИНК со своими датчиками скорости потока), либо от самих пользователей. Эта система, реализованная в программе CityGuide, более достоверна, поскольку данные о скорости потока в каждой точке города автоматически собираются от всех пользователей программы и отправляются на сервер.

Однако массовым товаром остаются все же навигаторы-«коробочки»: большинству пользователей не хочется покупать отдельно коммуникатор, отдельно программу, а затем устанавливать и настраивать ее, или, чего доброго, возиться с настройкой GPRS через мобильный телефон в КПК. Да и требования к компактности коммуникатора не позволяют установить большой дисплей, в который не нужно будет вглядываться, сидя за рулем – согласитесь, между диагональю 4,3 дюйма (навигатор) и 2,8 дюйма (коммуникатор) разница есть, и она значительна.

Поэтому выход один: оснастить навигатор возможностью выхода в Интернет. Именно она реализована в новом устройстве Texet TN-600: это один из немногих навигаторов со встроенным GPRS-модемом.

Технические характеристики модели типичны для большинства навигаторов:
4,3-дюймовый сенсорный дисплей (480х272 точки), процессор SiRF Atlas III с интегрированным 32-канальным приемником и тактовой частотой 372 МГц, 64 Мб ОЗУ, 32 Мб ПЗУ и встроенный flash-накопитель объемом 1 Гб, а также аккумулятор емкостью 1500 мАч (несъемный).

Корпус модели выполнен из прорезиненного пластика типа soft-touch. Из-за этого аппарат выглядит простовато, однако в навигаторе главное – это практичность, ведь кроме хозяина, его все равно никто не видит. Правый торец корпуса полностью отдан заглушкам двух слотов: один для SIM-карты, второй для карт MicroSD. Непонятно, зачем это сделано: обычно в навигаторах используются полноразмерные SD-носители, потому что нет необходимости сделать корпус миниатюрным. Мелкую же карту размером с ноготь труднее извлекать и вставлять обратно, ее также легко повредить или потерять. Впрочем, если «флешка» постоянно будет находиться внутри навигатора, эти недостатки отходят на второй план.

Превью: Установленный навигатор: вид слева

Превью: Установленный навигатор: вид справа

Под заглушкой слота для SIM-карты расположен микровыключатель для «защиты от дурака» на тот случай, если пользователь решит извлечь SIM-карту из работающего навигатора. Поэтому при открывании заглушки радиомодуль автоматически отключается.

На правом же боку навигатора внизу расположен паз для стила. Доставать его оттуда удобно только в том случае, если при установке устройства в автомобиль его нижний край не будет касаться приборной панели (а именно в этом случае оно не будет загораживать обзор). Впрочем, интерфейс TN-600 спроектирован так, что стило вам, скорее всего, не понадобится – меню выполнено в виде крупных кнопок и иконок, прекрасно реагирующих на нажатия пальцем (к интерфейсу мы вернемся чуть позже).

На левом боку расположены разъем miniUSB для питания и подключения к компьютеру, а также выход на наушники на тот случай, если вы решите использовать устройство в качестве мультимедиа-плеера. В комплекте с навигатором идет автомобильное зарядное устройство, правда, не самое лучшее: во-первых, провод его сделан не витым, а обыкновенным и очень длинным, из-за чего в машине он только путается. Разъем miniUSB развалился у нас в руках через несколько дней, пришлось его аккуратно отремонтировать при помощи подручного инструмента.

Зато похвалы заслуживает держатель на стекло: большая площадь соприкосновения и удачная конструкция механизма, а также мягкий силикон «присоски» позволяют не беспокоиться о том, что на неровной дороге навигатор отправится в свободный полет по салону.

Рядом с дисплеем на передней панели находятся светодиодные индикаторы питания и наличия соединения с Интернетом. Последний постоянно мигает синим светом, что при ночных путешествиях немного раздражает. Как его отключить, мы не нашли, поэтому советуем просто заклеить «злодея» куском черной изоленты.

Превью: Меню навигатора

Главное меню навигатора состоит из 8 пунктов, одновременно умещающихся на экране. Первый пункт – это « Навигация », запускающий навигационную программу – в нашем случае CityGuide 3.3. Правда, перед ее запуском следует зайти в последний пункт – «Система», далее зайти в настройки GPRS-модема и нажать кнопку ручной установки связи. Здесь же есть возможность включить автоматическое соединение, но наш навигатор этого упорно делать не хотел – поэтому для того, чтобы CityGuide имел возможность загружать данные о пробках, придется каждый раз соединяться вручную, пока разработчики не выпустят обновленную версию прошивки навигатора.

Автоматически навигатор в сеть не выходит, хотя должен

Автоматически навигатор в сеть не выходит, хотя должен

Сама программа CityGuide 3.3 не очень сильно отличается от предыдущих версий – мелкие косметические изменения типа плавной прокрутки элементов меню и карты мы не будем принимать во внимание. Главная особенность программы – загрузка в режиме реального времени информации о пробках и динамическое изменение маршрута в соответствии с полученными данными – осталась прежней.

Интерфейс программы по сравнению с зарубежными разработками типа TomTom, конечно, выглядит сыроватым, однако по сравнению с российскими разработками, например, тем же «Навителом», может служить примером для подражания. По нашим тестам, информация о пробках актуальна примерно на 80-85%, и проложенный маршрут позволяет действительно быстрее приехать на финиш, чем при использовании навигационного ПО, не имеющего понятия о пробках.

CityGuide 3.3: Главное меню

CityGuide 3.3: Главное меню

Информация о скорости потока – в реальном времени

Информация о скорости потока – в реальном времени

Также отдельной похвалы заслуживает актуальность карт – по крайней мере, для Санкт-Петербурга, где мы тестировали навигатор.

Пункт 2 – « Интернет ». Здесь мы видим браузер Microsoft Internet Explorer в версии для Pocket PC с немного видоизмененным интерфейсом. При его запуске тут же предлагается установить связь с Интернетом, после чего открывается фирменный портал Texet, где собрана полезная информация для автомобилистов – погода, ПДД и т.п.

Домашняя страница – портал Texet

Домашняя страница – портал Texet

Возможности браузера ограничены просмотром сайтов, сверстанных без использования современных технологий типа AJAX, а также Javascript – однако страницы, сверстанные в обычном HTML, отображаются без проблем.

Сайт ferra.ru, как и положено, отображается нормально

Сайт ferra.ru, как и положено, отображается нормально

Покритиковать следует лишь очень медленную их загрузку: навигатор поддерживает только технологию GPRS (без EDGE или 3G), поэтому скорость оставляет желать лучшего.

Пункт 3 – это « SMS ». Навигатор позволяет принимать и отправлять SMS-сообщения, набирая текст на экранной клавиатуре при помощи пальцев, т.е. без стила. К сожалению, сама клавиатура при этом занимает большую часть дисплея, так что под отображение текста вводимого сообщения места не остается и набор происходит практически «вслепую».

Клавиши большие – но загораживают весь дисплей

Клавиши большие, но загораживают весь дисплей

О поступлении входящего сообщения в любых режимах работы навигатора сообщает всплывающее окно. Данные об отправителе можно сохранить в записную книжку навигатора, при этом поддерживается несколько полей для номеров, адресов сайтов и электронной почты.

Отправка SMS с навигатора

Отправка SMS с навигатора – не самая востребованная функция, но может пригодиться

Мультимедийные возможности навигатора представлены в меню « Музыка », « Фото », « Книги » и « Видео ».

Конечно, функций полноценного мультимедиа-проигрывателя от навигатора никто не ждет и вряд ли кто-то будет пользоваться этими функциями. Однако музыку аппарат воспроизводит вполне сносно, а при проигрывании неконвертированного видео не тормозит. Правда, это касается лишь фильмов, сжатых старыми версиями кодеков, а новые форматы файлов аппарат не воспроизводит вовсе, так что придется видео во многих случаях конвертировать.

Настройки сосредоточены в меню « Система ». Здесь можно настроить громкость динамика и звуковое сопровождение при касании экрана. Меню « Питание » отображает текущий заряд батареи, а меню «Подсветка» позволяет настроить ее яркость и время выключения, причем отдельно при питании от батарей и внешнего источника питания.

« Дата и время » позволяет указать текущие дату и время и часовой пояс, впрочем, аппарат умеет синхронизировать свои часы со спутниками, поэтому указывать параметры вручную нет никакого смысла.

Пункт меню « Язык » позволяет переключаться между основными европейскими языками интерфейса (а значит, навигатор создан «с прицелом» на внешние рынки).

Особенный интерес представляет пункт настроек « Сеть ». Здесь можно настроить номер SMS-центра, режим выбора сети (лишь в теории, потому что выйти из этого пункта нельзя, параметры также не изменяются – ждем свежих прошивок), а также параметры  GPRS. Что примечательно, настройки для основных российских операторов уже присутствуют, поэтому достаточно просто выбрать номер из списка.

Пункт « GPS Info » отображает информацию о видимых спутниках. К сожалению, качество приема GPS-сигнала у Texet TN-600 оставляет желать лучшего: в условиях неплотной застройки аппарат видит 4-5 спутников, а в центре Санкт-Петербурга – всего 3-4.

Чувствительность навигатора

Чувствительность навигатора – не самая лучшая, но приемлемая

Из-за этого указатель положения текущей позиции постоянно «скачет» по соседним улицам, а CityGuide при этом постоянно твердит: «Найден новый маршрут». Для сравнения, «эталонный» КПК Asus A636N с откидной антенной «видит» в тех же условиях не менее 6-7 спутников, а то и 8-9.

Также Texet TN-600 не может похвастаться и длительным временем автономной работы: одного заряда аккумулятора хватает всего на 2 часа работы устройства в режиме навигатора или на 60-80 минут в режиме просмотра фильма. Впрочем, в машине с внешним питанием это не проблема – но «в полях» для просмотра полнометражной кинокартины придется максимально уменьшать яркость подсветки и громкость динамика.

Кстати, громкость встроенного динамика невысока, и на большой скорости при включенной музыке голосовые подсказки можно и не расслышать как следует. Впрочем, другие навигаторы в этом отношении не лучше – легче найти исключения из этого правила, например, Texet TN-510, от максимальной громкости которого действительно закладывает уши.

Конкурентов у Texet TN-600 не так много. Если не брать в расчет полностью идентичные (та же модель, только под другим брендом)  xDevice microMAP Monza, за который просят на 3000 рублей больше и Powerman PM-N430GPRS за ту же цену (около 10000 рублей), но с 1-гигабайтной картой памяти в комплекте, а также чуть более дешевый, но работающий с не самым лучшим ПО «Навител» Globus GL-800, то можно отметить ComStorm SMART 7.0 с 7-дюймовым экраном, работающий с «Автоспутником» и лишенный встроенного аккумулятора (стоимость более 20000 рублей) и различные модификации навигаторов Powerman (PM-N431GPRS и PM-N435GPRS), отличающиеся в основном дизайном, а не функциональностью.

>> Обсудить навигатор TeXeT TN-600 на форуме <<