GeForce 8800Ultra: мал золотник, да дорог
Только через полгода после анонса серии видеоадаптеров GeForce 8800 от NVIDIA компания AMD смогла представить высокопроизводительную карту с поддержкой DirectX 10. До этого момента NVIDIA, пытаясь покрыть все сегменты high-end-решений и ожидая ответа в лице R600, разрабатывает более мощный вариант GeForce 8800 GTX. И ближе к началу выпуска GeForce 8800Ultra (а именно так этот адаптер называется) информация о грядущем ответе со стороны AMD немного прояснилась. Как оказалось, бояться-то нечего, ведь Radeon HD 2900XT будет конкурентом лишь для GeForce 8800 GTS, а версия GTX так и останется самым быстрым решением. Но что делать с поставленным на поток новым акселератором?
Для начала стоит рассмотреть основные характеристики графического акселератора GeForce 8800 с лейблом Ultra, который, как и предыдущее топовое решение, основан на ядре G80, но уже ревизии A3. В самом начале разработки планировали выпустить видеокарту с частотой ядра 650 МГц, что на 75 МГц выше GeForce 8800 GTX. Но по указанным выше причинам – да и желая получить как можно больший выход годных кристаллов – калифорнийская компания решает снизить частоту работы ядра до 612 МГц, при этом частота потоковых процессоров равна 1500 МГц. Благодаря новой ревизии энергопотребление ядра стало меньше на 2 Вт, а использование 0,8 нс памяти GDDR3 с пониженным напряжением питания и частотой всего 2160 МГц позволило в общем сэкономить целых 5 Вт по сравнению с GeForce 8800 GTX. В остальном всё без изменений: дизайн платы остался прежним и объём памяти 768 Мбайт с интерфейсом шириной 384 бит.
Кроме характеристик видеокарты, претерпела изменения и система охлаждения: более массивный радиатор, турбина теперь выступает немного за пределы кожуха, накрывающего полностью всю PCB. Сам же кожух благодаря своим размерам теперь может стать помехой при установке на материнские платы, у которых напротив порта PCI Express x16 имеются интерфейсные разъёмы, особенно SATA. Если раньше можно было просто вплотную установить кабели, то теперь такой фокус не пройдёт – придётся искать кабели с повернутыми на 90° разъёмами.
Как видите, в итоге производитель сделал акцент на уровень энергопотребления, ведь Ultra всегда ассоциировалась в умах пользователей с чем-то недостижимым, а таких частот без проблем можно достичь и на GTX-варианте с помощью оверклокинга. Ложкой дёгтя во всём этом стала цена на GeForce 8800Ultra – около 800 долларов, а то и выше, в образовании которой не последнюю роль сыграла дороговизна памяти с таким временем доступа. Ну и количество самих карт оказалось не так велико, что также повлияло на конечную стоимость нового флагманского решения от NVIDIA.
Краткие характеристики видеокарт на базе G80:
Видеокарта | GeForce 8800Ultra | GeForce 8800GTX | GeForce 8800GTS | GeForce 8800GTS 320 MB |
Ядро | G80 | G80 | G80 | G80 |
Число процессоров | 128 | 128 | 96 | 96 |
Число TMU/ROP | 32/24 | 32/24 | 24/20 | 24/20 |
Частота ядра/процессоров | 612/1500 МГц | 575/1350 МГц | 500/1200 МГц | 500/1200 МГц |
Частота/шина памяти | 2160 МГц/384 бит | 1800 МГц/384 бит | 1600 МГц/320 бит | 1600 МГц/320 бит |
Объём памяти | 768 Мбайт | 768 Мбайт | 640 Мбайт | 320 Мбайт |
Энергопотребление | 175 Вт | 177 Вт | 147 Вт | 147 Вт |
Более подробный обзор самой архитектуры GeForce 8800 вы можете прочитать здесь, а мы перейдём к знакомству с одной из видеокарт, основанной на базе GeForce 8800Ultra от компании ASUS.
ASUS EN8800Ultra/G/HTDP/768M
Видеокарта от ASUS полностью повторяет референсный дизайн, и, как мы уже сообщали, в этом нет ничего удивительного, так как все видеокарты GeForce 8800 производятся контрактным поставщиком (или несколькими) и уже потом распределяются компанией NVIDIA между партнёрами. В конечном итоге видеоадаптеры от разных производителей отличаются комплектацией и наклейками на кожухе системы охлаждения. В данном случае ASUS поместила на турбину наклейку с логотипом ASUS Gaming Series.
Уже с первого взгляда на упаковку становится понятно, что ждёт нас внутри кроме видеокарты, ведь сталкеры на фоне Чернобыльской АЭС просто так на коробках не появляются. А там не что иное, как самая ожидаемая в этом году (да и в предыдущие несколько лет) игра от украинских разработчиков «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl». Что ж, приятный бонус. Жаль, что в игре нет поддержки DirectX 10, а то можно было бы сполна насладиться новыми технологиями. Для удобства транспортировки весьма немаленькой коробки предусмотрена ручка.
В комплект поставки включены:
- видеокарта ASUS EN8800Ultra/G/HTDP/768M
- инструкция пользователя
- 2 диска с драйверами и утилитами
- диск с игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl»
- переходник DVI->D-Sub
- 2 переходника питания molex->6-pin PCI-E
- кабель HDTV
- чехол для компакт-дисков
Стандартный комплект поставки, ничем особым не отличается от видеокарт уровня middle-end. Тот же чехол для дисков встречается и в более дешёвых видеокартах. Возможно, что цена на саму GeForce 8800Ultra достаточно велика и поэтому дополнительные бонусы, кроме игры (но и она не сильно-то много стоит – менее $10), было бы невыгодно класть в коробку. А вот два переходника для подключения питания к карте производитель не забыл – всё же не у всех есть блоки питания с нужным количеством разъёмов PCI-E.
Если посмотреть на видеокарту, возникает ощущение, что она более массивная, чем GeForce 8800 GTX, и имеет некоторые сходства с профессиональными ускорителями. Видимо, это и хотели подчеркнуть в NVIDIA, ведь она должна как-то выделяться на фоне конкурентов. И в таком амплуа GeForce 8800Ultra даёт пользователю почувствовать, что он обладает чем-то особенным и выдающимся.
Видеокарта оборудована двумя выходами Dual-Link DVI и выходом TV-Out, поддерживающим вывод HD-Video с защитой HDCP. Карта занимает два слота, и об этом не стоит забывать, хотя именно такая конструкция давно применяется для видеоакселераторов класса high-end, и, думаем, пользователи уже привыкли к такому положению дел.
Система охлаждения состоит из массивной алюминиевой конструкции с тонкими алюминиевыми рёбрами, к которым по тепловой трубке передаётся тепло от медного основания, контактирующего с графическим ядром. Все двенадцать чипов памяти, внешний чип, содержащий TMDS-трансмиттеры и RAMDAC, а также элементы системы питания видеокарты передают тепло через термопрокладки к основанию кулера, который, в свою очередь, продувается 80-миллиметровым радиальным вентилятором с четырёхконтактным разъёмом. Благодаря четвёртому контакту появляется возможность управлять оборотами не путём понижения или повышения напряжения, а с помощью ШИМ по фронту сигнала. Уровень шума системы охлаждения остался таким же, как и в предыдущих вариантах на базе G80. Часть пластикового кожуха, накрывающая остальные элементы питания, не лучшим образом скажется на их температурном режиме. Это и побудило некоторых производителей выпускать видеоадаптеры на базе GeForce 8800Ultra без задней части крышки. Если же появится необходимость поменять систему охлаждения на альтернативную, то пока ничего более эффективного, чем «родной» кулер, никто не предложил, кроме систем водяного охлаждения, водоблоки которых накрывают плату почти целиком, охлаждая все необходимые элементы. И об этом не стоит забывать.
Дизайн печатной платы ASUS GeForce 8800Ultra полностью соответствует таковому на GeForce 8800GTX, даже схематическое расположение кулера осталось прежним. Всё же жёсткий контроль со стороны NVIDIA в таком случае позволяет приобретать видеоакселераторы должного качества, избавляя производителей от необходимости экономить на разводке и компонентах, которые, в свою очередь, могут сказаться на разгонном потенциале, да и на общей стабильности видеокарты. Максимальный уровень энергопотребления адаптера находится на уровне 175 Вт, и для его работы в настольной системе необходим блок питания мощностью не менее 450 Вт, способный долговременно выдавать ток силой 30 А на канале 12 V, а для использования двух таких адаптеров в режиме SLI, естественно, больше ватт на 150-200.
О сбойном резисторе, думаем, уже не стоит говорить, так как он попадался на первых образцах GeForce 8800GTX и данная ошибка уже давно исправлена.
Теперь рассмотрим некоторые чипы поближе. Итак, на нашей плате установлены следующие значимые элементы:
Графический процессор G80 обновлённой ревизии A3 произведён на 14-й неделе этого года, 2-8 апреля. Ядро G80-450-A3, как и положено, работает на частоте 612 МГц, а потоковые процессоры – 1500 МГц.
Двенадцать чипов памяти Samsung со временем выборки 0,8 нс (маркировка K4J52324QE-BJ08), установленные на карте, имеют ёмкость 512 Мбит с организацией 16х32 Мбит и с номинальной частотой 2500 МГц, но из-за пониженного напряжения питания работают на частоте всего 2160 МГц. Чипы упакованы в 136-контактные корпуса FBGA Lead-free, а общий объём составляет 512/8*12=768 МБ.
На плате установлен внешний контроллер ввода-вывода, объединяющий в себе два RAMDAC, работающих на частоте 400 МГц, с поддержкой сверхвысоких разрешений и 10-битного цвета, а также TMDS-трансмиттеры.
Прежде чем перейти к тестированию, скажем пару слов об оверклокинге. Как оказалось, наш экземпляр смог стабильно функционировать на частоте ядра 660 МГц, а это всего на 10 МГц выше изначально планируемой частоты (650 МГц) работы Ultra-версии, что является стандартным результатом для такой карты. Память так и не достигла отметки в 2500 МГц, остановившись на частоте 2360 МГц, что вполне неплохо, учитывая заниженное напряжение питания. Возможно, после выхода более производительного конкурента NVIDIA выпустит версию BIOS, повышающую частоты чипа с памятью и соответствующее напряжение, благо цифровой VRM платы позволяет управлять питанием программно.
Теперь можно переходить к тестированию.
Тестирование
Конфигурация тестового стенда выглядит следующим образом.
- Процессор:
- Intel Core 2 Extreme QX6700
- Материнская плата:
- MSI 975X Platinum PowerUP Edition
- Оперативная память:
- Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 80Gb Seagate SATA II
- Блок питания:
- 700 Вт Zalman (FSP Group)
В качестве конкурентов были выбраны референсная карта GeForce 8800GTX и пара Foxconn GeForce 8800GTS в режиме SLI. Также были добавлены результаты в разогнанном режиме видеоадаптеров: 660/2360 МГц для нашего сегодняшнего гостя, 610/1900 МГц для GeForce 8800GTX и 600/1650 МГц для пары GeForce 8800GTS. Методика тестирования видеокарт в нашей тестовой лаборатории описана тут.
Тестовый пакет:
- Синтетические тесты
- Futuremark 3DMark’05
- Futuremark 3DMark’06
- Игровые тесты
- «Call of Duty 2»
- «FarCry»
- «F.E.A.R.»
- «Half-Life 2»
- «Quake 4»
- «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»
- «Serious Sam 2»
- «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl»
Futuremark 3DMark’05
Futuremark 3DMark’06
Комментарии по поводу результатов синтетических пакетов от Futuremark Corp. мы не зря объединили вместе, так как фактически расстановка сил в обоих приложениях одинаковая, за исключением странного поведения разогнанного GeForce 8800Ultra в 3DMark'05 при разрешении экрана 1024х768 пикселей. Возможно, это связано с недостаточной мощностью процессора, но тогда производительность должна была стать неизменной, а не падать. Тем более, учитывая любовь 3DMark к различным технологиям объединения двух видеоадаптеров вместе (в нашем случае – SLI), посмотрев на результаты тандема на базе Foxconn GeForce 8800GTS, о недостатке процессорной мощи не скажешь. Скорее всего, это связано с неадекватным поведением тестируемого образца или драйвера. Во всяком случае, если закрыть глаза на результат в 3DMark'05, то в остальных случаях GeForce 8800Ultra быстрее своего предшественника максимум на 12%, при этом две GeForce 8800GTS быстрее «ультры» на 8%. Но если пересчитать в денежном эквиваленте, то вряд ли двенадцать процентов будут стоить лишние $200, выгоднее две GeForce 8800GTS, хотя бы и с 320 Мбайт памяти каждая. Это всё, что касается синтетики, теперь посмотрим на реальные приложения.
Call of Duty 2
Увы, но для игры «Call of Duty 2» нашего процессора уже не хватает. Только при максимальном качестве и разрешении удалось передать всю нагрузку на видеокарты с разницей 3 кадра между GeForce 8800GTX и GeForce 8800GTS в режиме SLI. ASUS GeForce 8800Ultra, естественно, находится примерно посередине.
FarCry
Опять двадцать пять: старенький движок «FarCry» по сравнению с синтетикой ещё больше закручивает результаты. Разгон плохо влияет на GeForce 8800Ultra при низком разрешении, но с его ростом при качественной графике у карт открывается «второе дыхание» и разогнанный экземпляр от ASUS вырывается вперёд, опережая разогнанную карту GeForce 8800GTX… всего на 2 кадра.
F.E.A.R.
Чувствительная к видеоподсистеме, эта игра выдаёт такой результат, каким он и должен быть. GeForce 8800Ultra быстрее GeForce 8800GTX в любом режиме, GeForce 8800GTS SLI обходит на целых 25% флагмана NVIDIA при разрешении 1024х768 и качественной графике. Только с ростом разрешения начинает падать производительность, оставаясь при этом на приемлемом уровне. И наконец-то пользователи смогут комфортно играть в «F.E.A.R.» на 17-19-дюймовых ЖК-мониторах благодаря среднему fps, равному более 60 кадров в секунду.
Half-Life 2
Игра, которую ждали почти пять лет и которая уже успела постареть, безразлично отреагировала на наш экземпляр GeForce 8800Ultra при 1024х768, но с ростом разрешения карта смогла обогнать GTX-вариант и даже пару GeForce 8800GTS. Движок Source редко позволяет видеокартам класса ниже, но в режиме SLI, показывать производительность выше более мощных решений.
Quake 4
Даже несмотря на тестовый Core 2 Extreme QX6700, игра «Quake 4», основанная на движке «Doom 3», всё же уперлась в производительность процессора, и только в разрешении 1600х1200 с анизотропной фильтрацией и сглаживанием видеокарты мы смогли немного избавиться от «слабого звена». ASUS GeForce 8800Ultra быстрее GeForce 8800GTX на 7% только в максимально тяжёлом режиме, в котором смогла хоть как-то продемонстрировать свою производительность пара GTS-карт. Но как бы там ни было, в «Quake 4» можно играть без проблем на любом решении.
Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Ещё одна думоподобная игра, результаты в которой расположились точно так же, как и в «F.E.A.R.». Также заметны отличные показатели двух GeForce 8800GTS при любом разрешении и качестве графики. Акселератор GeForce 8800Ultra в очередной раз показывает своё превосходство над GeForce 8800GTX, но стоит ли оно той разницы в цене?
Serious Sam 2
И снова ощущается нехватка мощности процессора для видеокарт high-end и налицо странный провал производительности карт при обычном качестве и разрешении 1280х1024. При 1600х1200 и максимальном качестве получаем «идеальную» картину – Ultra по быстродействию хуже двух GeForce 8800GTS.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
И напоследок игра «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl», которая наконец-то добралась до наших экранов после шестилетнего созидания. Даже не знаем, что и говорить, глядя на результаты, ведь у нас в наличии один из самых мощных процессоров, который просто сдерживает потенциал представленных в этом тестировании видеокарт. Иначе как можно охарактеризовать разницу в 10 кадров между самым слабым и тяжёлым режимами? Обладатели TFT-мониторов вряд ли заметят разницу между GeForce 8800Ultra и GeForce 8800GTX, а вот… но об этом мы уже устали говорить. Две карты GeForce 8800GTS в режиме SLI не смогли пройти до конца данный тест, поэтому они не были включены в общие результаты.
Вывод
Компания NVIDIA опять выпустила high-end-решение производительнее предыдущего, вспомнив о немного подзабытом суффиксе Ultra. Она в очередной раз показала, кто в мире делает самые быстрые видеоакселераторы. Вот только Ultra вышла не совсем «ультрой». Все мы помним, что статус Ultra получали видеокарты, производительности которых в редких случаях путём разгона достигали младшие продукты. Сейчас же частот GeForce 8800Ultra уже нередко достигают обычные GeForce 8800GTX, и даже производители наладили выпуск разогнанных решений класса GTX. А стоимость нового флагмана, равная двум GeForce 8800GTS, которые без проблем могут обогнать его, явно не идёт ему на пользу. В итоге мы получили дорогущий, но имиджевый продукт для фанатов и желающих получить максимальную производительность при номинальном режиме работы видеокарты. Но даже производительность обычной GeForce 8800GTX на данный момент является избыточной для современных процессоров, причём четырёхъядерных, не говоря уже про Ultra-вариант. Ещё одним существенным недостатком может стать кожух системы охлаждения, накрывающий и заднюю часть карты, который станет помехой при установке видеокарты на материнские платы с разъёмами SATA напротив слота PCI-E x16. Единственное, от чего становится легче, так это уменьшенный по сравнению с GeForce 8800GTX уровень энергопотребления, хотя и несущественно.
Что касается видеокарты ASUS EN8800Ultra/G/HTDP/768M, то это обычный эталонный видеоакселератор, отличающийся от подобных лишь комплектом поставки. В нашем случае было всё необходимое для установки карты в систему и небольшой бонус в виде чехла для дисков, а также игра «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl».
Ну и под конец – немного о хорошем. На Западе наметилась тенденция к снижению стоимости GeForce 8800Ultra до непорядочных 500 евро/долларов (в зависимости от региона). И если у нас цена опустится хотя бы до $650, тогда можно будет говорить о целесообразности покупки нового high-end-решения. Но лучше подождать заветных 500…