NVIDIA GeForce 8800 GTS 512MB: последний из могикан
Чипсет GeForce 8800 GTS на базе ядра G92 был представлен в середине декабря прошлого года, спустя полтора месяца после выпуска GeForce 8800 GT, как ответ ещё не вышедшему high-end-решению от ATI/AMD – R680. Видеоадаптеры на обновлённом GeForce 8800 GTS основаны на той же PCB, что и карты среднего уровня серии 8800, но в отличие от младшего представителя количество потоковых процессоров и блоков TMU искусственно не ограничено и составляет 128 и 64 шт. соответственно (в GeForce 8800 GT их всего 112/56). Частота графического процессора была немного увеличена и составляет 650 МГц, стрим-процессоров – 1625 МГц. Память стандарта GDDR3 и объёмом 512 Мбайт имеет разрядность 256 бит и функционирует на частоте 1940 МГц. И если бы не полноценное графическое ядро, то очередной high-end можно было бы назвать разогнанным GeForce 8800 GT, так как никаких архитектурных изменений произведено не было – это всё тот же G92 с поддержкой PCI Express 2.0, за исключением включённых дополнительных функциональных блоков.
Новые карты преобразились не только внутренне, но и внешне. Так как ядро стало «толще» и повысились рабочие частоты, количество каналов питания было увеличено до трёх (в GeForce 8800 GT были распаяны лишь две фазы из трёх возможных), а используемый кулер двухэтажной компоновки конструктивно повторяет системы охлаждения высокоуровневых собратьев на базе G80. Эффективность новой системы охлаждения при номинальном режиме работы на приемлемом уровне – температура ядра не поднимается выше 85°C под нагрузкой, при этом уровень шума трудноразличим на фоне остальных компонентов системы. Учитывая возросшее до 140 Вт энергопотребление карты, это вполне неплохой показатель. Если же обороты вентилятора увеличить до полутора раз от средней частоты вращения с сохранением более-менее нормального звукового фона, температура ядра падает до 65°C.
Что касается стоимости видеокарт GeForce 8800 GTS 512MB, то за время их присутствия на рынке она упала до уровня 300 долларов – даже меньше, чем в своё время просили за GeForce 8800 GTS 320MB на базе устаревшего G80.
В качестве представителя обновлённой серии GeForce 8800 GTS мы рассмотрим карту XFX, относящуюся к серии Alpha Dog Edition, – XFX GeForce 8800 GTS 512MB DDR3 XXX, обладающую повышенными частотами. Ну а оппонентами выступят карты MSI NX8800GT Zilent на базе GeForce 8800GT и XFX GeForce 8800 GTX на базе GeForce 8800GTX.
Технические характеристики
Видеоадаптер | XFX GeForce 8800 GTS 512MB DDR3 XXX | MSI NX8800GT Zilent | XFX GeForce 8800 GTX |
Ядро | G92 | G92 | G80 |
Количество транзисторов, млн шт. | 754 | 754 | 681 |
Техпроцесс, нм | 65 | 65 | 90 |
Количество потоковых процессоров | 128 | 112 | 128 |
Количество текстурных блоков | 64* | 56* | 32 |
Количество блоков рендеринга | 16 | 16 | 24 |
Частота ядра (номинал), МГц | 680 (650) | 660 (600) | 575 |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц | 1700 (1625) | 1650 (1500) | 1350 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 384 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, Мбайт | 512 | 512 | 768 |
Частота памяти (номинал), МГц | 1970 (1940) | 1900 (1800) | 1800 |
Поддерживаемая версия DirectX | 10 | 10 | 10 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 |
Уровень энергопотребления, Вт | 140 | 110 | 177 |
* TMU в G92 отличаются от таковых в G80 |
Осматриваем видеокарту
Видеокарта XFX GeForce 8800 GTS 512MB серии Alpha Dog Edition поставляется в коробке с изображением некоего зверя и кроме обычного набора кабелей/переходников может похвастаться наличием диска с игрой «Lost Planet Extreme Condition».
- Инструкции
- Переходник DVI/D-Sub
- Кабель S-Video
- Диск с драйвером
- Диск с игрой «Lost Planet Extreme Condition»
Карта полностью соответствует референсному дизайну и отличается от эталона лишь фирменными наклейками на массивной двухэтажной системе охлаждения.
Дизайн печатной платы знаком ещё по GeForce 8800 GT, за исключением распаянных элементов третьей фазы подсистемы питания, призванной повысить стабильность питания карты при возросшем уровне энергопотребления.
Особого внимания заслуживает система охлаждения. Кулер состоит из алюминиевого основания и медного сердечника, который посредством трёх тепловых трубок передаёт тепло от ядра к тонким алюминиевым рёбрам. Вся конструкция накрывается пластмассовым кожухом и продувается немного наклонённой турбиной, при этом горячий воздух выводится за пределы корпуса. В месте контакта между чипом и медным основанием используется термопаста, между памятью и силовыми элементами – термопрокладки.
Из коммуникационных возможностей на карте реализованы два интерфейса DVI с поддержкой Dual Link, а также разъём HDTV для подключения телевизора. Кроме того, на плате имеется интерфейс MIO, обеспечивающий объединение двух подобных видеокарт в режиме SLI при помощи специального мостика.
Как и на GeForce 8800 GT, графический процессор, расположенный на GeForce 8800 GTS 512MB, имеет защитную рамку, при этом GPU относится к старшей версии – G92-400-A2 (в младшей карте устанавливается чип G92-270, также ревизии A2).
На карте распаяны чипы памяти GDDR3 производства Qimonda со временем доступа 1,0 нс и общим объёмом 512 Мбайт, что позволяет надеяться на высокий разгонный потенциал.
Так как рассматриваемая карта является представителем трёх X, её рабочие частоты выше стандартных по каждому значению: 680/1700/1970 МГц – чип, шейдерный блок и память соответственно. Разгонный потенциал акселератора оказался не особо впечатляющим и составил 720 МГц по ядру и 2100 МГц по памяти.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор:
- Intel Core 2 Quad Q6600 (2,4 ГГц@3 ГГц)
- Материнская плата:
- ASUS P5K-E
- Оперативная память:
- Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 80Gb Seagate SATA II
- Блок питания:
- 700 Вт Zalman (FSP Group)
- Операционная система:
- Microsoft Windows Vista
Методика тестирования описана здесь. Дополнительное тестирование проводилось при активации сглаживания АА4х и анизотропной фильтрации AF8х. Тест видеокарт с разгоном производился лишь в этих тяжёлых режимах.
Тесты DirectX 9
В синтетическом пакете GeForce 8800 GTS 512MB демонстрирует своё превосходство над конкурентами, в особенности над high-end-решением на базе графического процессора G80. И только с переходом к тяжёлым режимам GeForce 8800GTX смог реабилитироваться – всё же для качественной графики требуются не только высокие частоты ядра, но и широкая шина памяти. Несмотря на меньшее количество функциональных блоков, GeForce 8800GT медленнее своего старшего брата примерно на 5%, что несоизмеримо с 50%-ной разницей в стоимости.
Включённая в тестирование довольно-таки старая игра «Half-Life 2», несмотря на высокую производительность современных видеокарт при разрешении 1600х1200, способна «положить на лопатки» при активации сглаживания и анизотропной фильтрации. Правда, конечный результат находится за пределами порога в 100 FPS, чего так не хватает играм с поддержкой DirectX 10. И опять же, GeForce 8800GTX отстаёт от более дешёвых представителей линейки GeForce в лёгких режимах и превосходит их при включённых AA и AF.
Тесты DirectX 10
В «Company of Heroes» карта GeForce 8800GT начинает значительно отставать от оппонентов – сказывается уменьшенное количество стрим-процессоров и блоков TMU, плюс более низкие частоты по сравнению с обновлённым high-end-решением. Акселератор на базе полноценного G92, вплоть до разрешения 1280х1024, практически вровень идёт с GeForce 8800GTX, но с переходом к самому тяжёлому режиму недостаток 256-битной шины памяти проявляет себя в большей степени.
«Crysis». В этой игре оптимальным вариантом становится GeForce 8800 GTS 512MB, демонстрируя более высокие показатели. Хотя для комфортной игры 28 кадров в секунду будет маловато, и для обеспечения более стабильного фреймрейта качество графики придётся снизить. О сглаживании придётся забыть – пока это удел карт, работающих в мультичиповых конфигурациях.
Вывод
Осилив 65-нанометровый техпроцесс, компания NVIDIA наконец-то смогла выпустить мощное и демократичное по стоимости решение в лице обновлённого GeForce 8800 GTS, который оказался даже производительней, чем GeForce 8800GTX. И это несмотря на 256-битную шину памяти. Конечно, не обошлось и без ложки дёгтя в бочке мёда, а именно возникшей путанице в модельном ряду: вместе с 512-мегабайтной версией на рынке присутствовали карты GeForce 8800 GTS с объёмом памяти 320/640 Мбайт, производительность которых на фоне того же GeForce 8800GT оставляла желать лучшего. На данный момент подобные карты встречаются крайне редко, но лишняя осторожность не помешает при выборе очередного акселератора.
Если сравнивать с более дешёвым представителем на базе ядра G92, то по критерию «цена/производительность» картам GeForce 8800GT нет равных, но применяемая в них стоковая система охлаждения работает на пределе, что сводит на нет все попытки более-менее нормального разгона. Для требовательных пользователей, не обременённых таким понятием, как оверклокинг, GeForce 8800 GTS с 512 Мбайт видеопамяти на борту и мощной системой охлаждения станет отличным выбором. Тем более что конкурента рассматриваемому решению на данный момент нет – разве что вышедший недавно GeForce 9800GTX, который, по сути, является ещё более разогнанным вариантом на базе G92. Но с данной новинкой вы уже познакомитесь в одном из ближайших материалов, посвящённых девятой серии GeForce.