AMD vs. NVIDIA, или Radeon HD 4850 против GeForce 9800 GTX
Мы уже успели недавно познакомиться с новыми решениями от канадско-американской компании, а именно с Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850. После выхода этих продуктов NVIDIA в срочном порядке снизила цены на свой модельный ряд, но учитывая нашу розницу, мы пока ещё далеки от реальности. Так, в некоторых регионах видеокарты GeForce 9800 GTX, которые должны были составить прямую конкуренцию Radeon HD 4850, по-прежнему стоят в полтора раза дороже, чем новинка от AMD, цены на которую изменяются достаточно оперативно.
Возможно, проблему с доступностью недорогих GeForce 9800 GTX должны будут решить видеокарты на базе чипа G92b, выполненного по техпроцессу 55 нм и ничем не отличающегося по характеристикам от 65-нанометрового собрата. Новым графическим процессором будут оснащаться карты GeForce 9800 GTX+ и GeForce 9800 GT. Для первых характерны повышенные до 738/1836 МГц рабочие частоты ядра, чип и стрим-процессоры соответственно, в отличие от 675/1688 МГц у старой версии GTX. Вторые вообще ничем не отличаются от своих предшественников GeForce 8800 GT – только названием. Но безусловным плюсом обновлённого ядра будет низкое энергопотребление, а значит, и тепловыделение. Ну и конечно же, поднимется частотный потенциал, который позволит достичь отметки 800 МГц в большинстве случаев.
Пока до нашей лаборатории новинки не добрались, мы сравним Radeon HD 4850 с GeForce 9800 GTX, которые имеют свои уникальные особенности. К нам на тестирование попал представитель серии Radeon от компании Gainward – это одно из первых решений на базе графических чипсетов ATI, выпускаемых данной компанией. Последняя видеокарта – от Point of View, имеет заводской разгон до почти таких же частот, что и версия GTX+, а значит, позволит судить о новинке как об очередном конкуренте Radeon HD 4850.
Видеоадаптер | Gainward Radeon HD 4850 512MB | Point of View GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO |
Ядро | RV770 | G92 |
Количество транзисторов, млн шт. | 956 | 754 |
Техпроцесс, нм | 55 | 65 |
Количество потоковых процессоров | 800 | 128 |
Количество текстурных блоков | 40 | 64 |
Количество блоков рендеринга | 16 | 16 |
Частота ядра (номинал), МГц | 625 | 725 (675) |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц | 625 | 1813 (1688) |
Шина памяти, бит | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 512 | 512 |
Частота памяти (номинал), МГц | 1986 | 2300 (2200) |
Поддерживаемая версия DirectX | 10.1 | 10 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 |
Энергопотребление, (номинал), Вт | 110 | (168) |
Осматриваем видеокарты
Gainward Radeon HD 4850 512MB
Видеокарта поставляется в коробке красного цвета с изображением некоего создания за решёткой. Возможно, таким образом дизайнеры хотели передать настроение компании, связанное с желанием завоевать новый для неё рынок, – мол, пока всё только начинается, хоть мы и по другую сторону «баррикад».
В комплект поставки входит всё необходимое, так что пользователю не придётся искать дополнительные переходники для подключения питания или телевизора.
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Переходник HDTV
- Переходник S-Video
- Переходник питания «2 molex-PCI-E»
- Мостик CrossFire
- Диск с драйверами и утилитами
- Инструкция по установке
Дизайн карты полностью соответствует референсному, что и не удивительно, учитывая недавний выход серии HD 4800. Да и Gainward вряд ли желала бы рисковать с альтернативной PCB, разве что только с системой охлаждения, установив более эффективную.
Из разъёмов имеются два Dual-Link DVI (с возможностью вывода многоканального цифрового звука из интегрированного в ядро HDA-кодека через переходник HDMI) и HDTV-выход с поддержкой HDCP – здесь всё стандартно. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire есть пара интерфейсов.
Система охлаждения по конструкции схожа с кулером от Radeon HD 3850 – та же самая однослотовая компоновка, алюминиевое основание, к которому через термопрокладки передают тепло память и силовые элементы, множество приклеенных тонких рёбер, продуваемых турбиной, и выброс отработанного воздуха внутрь системного блока. Для передачи тепла от ядра используется медная вставка.
По эффективности кулер находится примерно на том же уровне, что и система охлаждения предшественника: температура ядра под нагрузкой не поднималась выше 90°C, но уровень шума был куда выше, хотя и вращалась турбина со скоростью 30% от максимума.
Дизайн платы стандартный и, как и кулер, немного смахивает на дизайн PCB от Radeon HD 3850. Но в отличие от последнего расположение памяти на модели HD 4850 – уже строго под прямым углом, по четыре чипа с каждой стороны.
Уровень энергопотребления нового решения чуть выше, чем у Radeon HD 3870, – 110 против 105 Вт, благодаря чему акселератор довольствуется одним 6-контактным разъёмом дополнительного питания.
Графический процессор RV770 работает в 3D-режиме на стандартной частоте 625 МГц, при переходе к менее энергоёмкому режиму частота GPU опускается до 500 МГц.
Память GDDR3 от Qimonda, набранная восемью чипами общим объёмом 512 МБ и шиной 256 бит, имеет время доступа 1,0 нс (HYB18H512321BF-10, номинал 2000 МГц DDR) и при нагрузке функционирует на частоте 1986 МГц. В обычном режиме её частота снижается до 1500 МГц.
Для разгона видеокарты Gainward Radeon HD 4850 512MB количество оборотов турбины пришлось увеличить до 75% от максимума, за счёт чего нам удалось держать температуру ядра на уровне 80°C, но шум при этом был просто невыносимым. С такими изменениями карту удалось разогнать до 660 МГц по чипу и до 2200 МГц по памяти. Учитывая заниженное напряжение питания GPU на решениях Radeon HD 3850, такой результат можно считать более-менее нормальным, но всё же хотелось бы лучшего.
Point of View GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO
Продукция компании Point of View не такой уж и частый гость на страницах нашего сайта, но видеокарты этого производителя присутствуют на рынке в должном количестве и по качеству не уступают более именитым брендам.
Карта поставляется в коробке с изображением какого-то гоблина, на которой также отмечены достопримечательности девятой серии GeForce. Кроме того, на упаковке имеется наклейка с расшифровкой аббревиатуры EXO, означающей Extreme Overclock и дающей повод надеяться на достаточно высокие частоты, но об этом чуть ниже. Хоть коробка и не очень большая, она всё же снабжена ручкой для удобства транспортировки.
Комплект поставки не спартанский, но лишён изюминки – явно не хватает какой-нибудь игры. Но, как оказалось, карта GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO также поставляется с игрой «Assassin’s Creed» от небезызвестной Ubisoft, при этом коробка выполнена в графическом стиле игры.
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Звуковой кабель
- Переходник питания «2 molex-PCI-E»
- Диск с драйверами
- Инструкция по установке
Перед нами очередной эталонный образец с фирменными наклейками производителя – в остальном ничем не отличается от продуктов на базе GeForce 9800 GTX других производителей.
Как и все представители hi-end-класса, GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO имеет длину 27 см, что может наложить некоторые ограничения по установке в некоторые корпуса, и об этом не стоит забывать. Хорошо хоть разработчик позаботился об установке двух 6-контактных разъёмов дополнительного питания в верхней части видеокарты.
Рядом с разъёмами питания находится коннектор для подключения аудиокабеля. Из периферийных разъёмов имеется набор из двух Dual-Link DVI с возможностью вывода звука и поддержкой HDCP через переходник DVI->HDMI, а также HDTV-выход. Как уже отмечалось, единственное существенное отличие между акселераторами GeForce 8800 GTS 512MB и 9800 GTX заключается в наличии у последнего двух интерфейсов MIO, которые позволяют создавать системы 3-Way SLI на базе трёх аналогичных видеокарт. Рядом с соплами для отвода горячего воздуха из системы охлаждения есть индикатор, сигнализирующий о правильности подключения питания: если один из кабелей не будет подключён, то вместо зелёного цвета индикатор будет светиться красным.
Двухэтажная система охлаждения полностью накрывает видеокарту и состоит из алюминиевого основания, тепло к которому через тряпичные прокладки, пропитанные термопастой, передают чипы памяти и силовые элементы, и медного сердечника, отводящего тепло от графического процессора посредством трёх тепловых трубок тонким алюминиевым рёбрам. Вся эта конструкция продувается турбиной, которая издаёт больше шума, чем, скажем, турбина СО от GeForce 8800 GTS 512MB. Эффективность кулера на достаточном уровне – температура ядра не поднималась выше 74°C, а скорость вращения турбины при этом поднималась с 40% при простое до 65% от максимума при нагрузке.
Дизайн PCB карты больше похож на дизайн hi-end-решений, в основе которых лежит ядро G80, чем на обновлённый GeForce 8800 GTS: такая же мощная подсистема питания, два разъёма дополнительного питания.
По спецификациям на GeForce 9800 GTX ядро должно работать на частоте 675/1688 МГц, но «EXO-версия» от Point of View имеет повышенные частоты – до 725/1813 МГц, чип и шейдерные блоки соответственно, что всего на 13/148 МГц ниже, чем у 9800 GTX+.
Память GDDR3 производства Samsung со временем доступа 0,8 нс (K4J52324QE-BJ08, номинал 2400 МГц DDR) также подверглась заводскому разгону и вместо стандартных для подобных видеоадаптеров 2200 МГц работает на 100 МГц выше. Общий объём видеопамяти равен 512 МБ, шина – 256 бит.
Разгонный потенциал видеокарты GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO оказался невелик – всего 740/1836 МГц по ядру и 2376 МГц по памяти. Повышение оборотов турбины до 100% на уровень разгона не повлияло.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде.
- Процессор:
- Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 ГГц@3,3 ГГц, FSB = 300 МГц)
- Материнская плата:
- ASUS P5K Deluxe/WiFi-AP (Intel P35)
- Оперативная память:
- Patriot PDC22G6400ELK (2x1024 МБ, DDR2-800@900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
- Жёсткий диск:
- Samsung SP2504C (250 ГБ, SATA2)
- Блок питания:
- FSP FX700-GLN Epsilon (700 Вт)
Тестирование проводилось в 32-битных операционных системах Windows XP Professional SP2 (DirectX 9) и WindowsVistaSP1 (DirectX 10), которые настраивались на максимальное быстродействие.
В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'06 и 3DMark Vantageот Futuremark Corp., продолжение игры «F.E.A.R.» – «F.E.A.R.: Extraction Point» (встроенный бенчмарк), позволяющее оценить скорость акселераторов в играх прошлого поколения, «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» и шедевр игростроения от Crytek – «Crysis», как при DX9-рендеринге, так и при DX10.
Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024 (1280х960 для «F.E.A.R.: Extraction Point»), как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов, и 1600x1200 (кроме 3DMark) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark'06 выставлялись настройки по умолчанию, для 3DMark Vantage – профиль Performance, для «F.E.A.R.: Extraction Point» – максимальное качество с трилинейной фильтрацией. В «S.T.A.L.K.E.R.» качество выставлялось как «Максимальное» и использовалось полное динамическое освещение, в «Crysis» все настройки на уровне High. Кроме того, были задействованы режимы повышения качества картинки в «F.E.A.R.: Extraction Point» – 4-кратное сглаживание и анизотропная фильтрация уровня 16х. В драйверах AAи AF не форсировались.
3DMark'06
В 3DMark’06 карта на базе RadeonHD 4850 является догоняющей, как и одночиповые представители на базе RV670 в своё время, но отставание от продукта, в основе которого лежит ядро G92, уже не так значительно, как это было ранее.
3DMark Vantage
В новом тестовом пакете 3DMarkVantagemiddle-endот AMDбез проблем обходит GeForce 9800 GTXс повышенными частотами, а значит, спокойно будет конкурировать с версией GTX+.
F.E.A.R.: Extraction Point
Результаты в «F.E.A.R.: Extraction Point» в новой серии Radeon подтянулись – всё же работа над ошибками прошла не зря. Радует, что с повышением качества картинки производительность RadeonHD 4850 не так сильно падает, как это было с HD 3870/3850.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Кроме того, у новой видеокарты производительность в «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» также подросла относительно Radeon HD 3870. GeForce 9800 GTX, судя по недавнему тестированию, даже с разгоном не отличается от обновлённой GeForce 8800 GTS, работающей на таких же частотах, – непонятно, как NVIDIA рассчитывала раньше брать около сотни долларов за второй интерфейс MIO.
Crysis DX9
Игра «Crysis» под DirectX 9 вполне неплохо себя чувствует на RadeonHD 4850, и если бы не пониженное питание на GPU, то уровень разгона можно было бы значительно поднять, а с ним и производительность в этом приложении.
Crysis DX10
Под DirectX 10 новинка от канадско-американской компании уже начинает сдавать позиции в «Crysis», но, как и в 3DMark’06, не так значительно, как если бы это были адаптеры RadeonHD 3870/3850.
Вывод
Увы, но лидерство NVIDIA в последнее время стало не таким явным, как это было ранее. Скорее даже калифорнийская компания начинает его терять. Жаль, конечно, что AMD пыталась около двух лет выпустить что-то конкурентоспособное, пока это ей наконец-то не удалось, иначе мы, пользователи, не переплачивали бы за те решения, которые нам предлагали. Если всё это время канадско-американская компания внедряла опыт по снижению цен на свою продукцию, то теперь она выпустила действительно производительный акселератор по весьма адекватной цене. Хорошо бы ещё и более эффективный стоковый кулер, но тогда стоимость Radeon HD 4850 была бы куда выше.
Что касается рассмотренных видеокарт, то продукт Gainward примечателен уже своим существованием, ибо ранее эта компания специализировалась исключительно на выпуске адаптеров серии GeForce. Теперь же мы видим всё больше решений на базе графических чипсетов от AMD под этим громким именем.
В пользу Point of View GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO говорят повышенные рабочие частоты, практически равные частотам в новых акселераторах на базе G92b. При более «земной» цене данную карту можно рекомендовать как альтернативу Radeon HD 4850. Или же лучше подыскать более дешёвые GeForce 8800 GTS с объёмом памяти 512 МБ.