Компьютеры

Radeon HD 4830 – производительное решение за меньшие деньги

Немного сдав позиции на процессорном рынке, компания AMD с легкостью отвоевывает их на графическом. И в первую очередь благодаря решениям на базе RV770, выпущенным этим летом. Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем семейства Radeon HD 4800, призванным заполнить 100-150-долларовую нишу среди акселераторов среднего уровня.

После выпуска новой серии видеоадаптеров Radeon HD 4800, компания AMD укрепила свои позиции в сегменте высокопроизводительных акселераторов среднего уровня. Выход тандема на базе двух RV770 и вовсе отобрал у NVIDIA лавры производителя самых быстрых видеокарт. Но чем закрыть брешь в 100-150-долларовой нише, где уже начали господствовать подешевевшие GeForce 9600 GT и 8800/9800 GT, ведь карты Radeon HD 4850 стоят порядка 175 долларов? Тем более что видеоадаптеры из новой серии начального уровня - Radeon HD 4670/4650, явно им не конкуренты, хотя по стоимости уже вплотную приближаются к данному ценовому диапазону. Ответ оказался прост и банален – уменьшить количество функциональных блоков и рабочие частоты RV770, при этом объем и шину памяти оставить на прежнем уровне. Таким образом, на рынок вышел RV770LE и видеокарта Radeon HD 4830 на его базе, призванная составить конкуренцию вышеперечисленным решениям NVIDIA.

Уменьшению количества исполняемых блоков в новом GPU подверглись лишь SIMD-ядра и текстурные блоки. В первом нашем материале, посвященном очередной серии Radeon мы уже рассказывали об архитектуре RV770, но вкратце все же напомним. Итак, каждое SIMD-ядро включают по шестнадцать универсальных суперскалярных потоковых процессоров, состоящих, в свою очередь, из пяти скалярных процессоров. Всего в графическом процессоре таких ядер десять, к которым привязано по четыре текстурных блока, что дает в итоге 800 потоковых процессоров и 40 блоков текстурирования. Графический процессор RV770LE по сравнению со старшей версией лишен двух SIMD-ядер, а значит, имеет в своем арсенале всего 640 стрим-процессоров и 32 TMU. Количество блоков растеризации (ROP) осталось прежним и равняется шестнадцати штукам. По информации, которая появилась в Сети, некоторым СМИ для тестирования достались карты, у которых были активированы лишь 560 или даже 480 шейдерных блоков, что дает повод думать о том, что AMD долго решала, сколько именно оставить функциональных блоков для Radeon HD 4830. Но, как видим, все-таки 640 потоковых процессоров смогут, по мнению объединенной компании, составить достойную конкуренцию недорогим, но производительным адаптерам серии GeForce.

Radeon HD 4830

Radeon HD 4830

Radeon HD 4850

Radeon HD 4850

Но от теории перейдем к практике. Для выяснения возможностей новинки мы взяли референсные карты Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850, характеристики которых приведены ниже.

ВидеоадаптерRadeon HD 4830Radeon HD 4850
ЯдроRV770RV770
Количество транзисторов, млн. шт.956956
Техпроцесс, нм5555
Количество потоковых процессоров640800
Количество текстурных блоков3240
Количество блоков рендеринга1616
Частота ядра (номинал), МГц575625
Частота шейдерного домена (номинал), МГц575625
Шина памяти, бит256256
Тип памятиGDDR3GDDR3
Объём памяти, МБ512512
Частота памяти (номинал), МГц18001986
Поддерживаемая версия DirectX10.110.1
ИнтерфейсPCI Express 2.0PCI Express 2.0

Осматриваем видеокарты

Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850

Обе карты попали на тестирование лишь в антистатических пакетиках, но решения для розницы, естественно, будет иметь различный комплект поставки, которые обычно варьирует в зависимости от производителя.

Так как изменения все были произведены лишь внутренне, то видеокарта Radeon HD 4830 ничем внешне не отличается от старшей сестры, выполненной по референсному дизайну.

Radeon HD 4830: лицевая сторона

Radeon HD 4830: лицевая сторона

Radeon HD 4850: лицевая сторона

Radeon HD 4850: лицевая сторона

Даже на обратной стороне карты расположение элементов идентично Radeon HD 4850.

Radeon HD 4830: обратная сторона

Radeon HD 4830: обратная сторона

Radeon HD 4850: обратная сторона

Radeon HD 4850: обратная сторона

Периферийные разъемы также остались на месте, а это два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука, из интегрированного в ядро HDA-кодека, через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Учитывая энергопотребление карты – чуть менее 110 Вт, на плате присутствует один 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания.

Периферийные разъемы на видеокартах

Периферийные разъемы на видеокартах

Система охлаждения нисколько не изменилась и имеет все те же признаки экономии. Однослотовый кулер с турбиной охлаждает все сильногреющиеся компоненты карты, при этом отработанный воздух остается в системном блоке. Зато конечная стоимость готового решения достаточно низкая по сравнению, если бы кулер был двухслотовым с выбросом нагретого воздуха за пределы системы.

Система охлаждения

Система охлаждения

Выяснить температурный режим Radeon HD 4830 нам не удалось, так как семпл, попавший на тестирование был лишен каких-либо датчиков. Но по субъективным ощущениям разницы с Radeon HD 4850 практически не ощущалось.

Дизайн PCB рассматриваемой новинки полностью соответствует таковому старшей модели, за единственным исключением – в районе отдельной фазы питания на карте появился еще один силовой элемент.

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830

На версии печатной платы для Radeon HD 4850 силовых транзисторов было два, но по некоторой информации для производства данных видеокарт уже будет использоваться новая ревизия PCB c тремя элементами.

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850

Графический процессор RV770LE функционирует на частоте 575 МГц в 3D-режиме, а при малой нагрузке, благодаря технологии энергосбережения PowerPlay, этот показатель снижается до 160 МГц. Напомним, что частоты GPU у Radeon HD 4850 равны 625 и 500 МГц для 3D- и 2D-режимов соответственно.

GPU на Radeon HD 4830

GPU на Radeon HD 4830

Если сравнивать оба кристалла – RV770 и RV770LE, то отличий между ними нет. Значит, облегченный графический процессор действительно получается методом отключения лишних блоков у старшей версии, что, возможно, даст повод в дальнейшем найти способ активировать все 800 потоковых процессоров и 40 TMU.

GPU на Radeon HD 4850

GPU на Radeon HD 4850

В качестве памяти используются чипы Qimonda HYB18H512321BF-10 со временем доступа 1,0 нс, что соответствует эффективным 2000 МГц. Общий объем составляет 512 МБ, шина - 256 бит.

Память на Radeon HD 4830

Память на Radeon HD 4830

В отличие от старшей модели, память Radeon HD 4830 при сильной нагрузке функционирует на частоте 1800 МГц и на 500 МГц в режиме 2D (1986 и 1500 МГц соответственно у Radeon HD 4850).

Память на Radeon HD 4850

Память на Radeon HD 4850

Выяснить разгонный потенциал новинки не удалось, так как ни одна из утилит не смогла определить видеоакселератор - даже в закладке Overdrive контрольной панели драйверов ATI отсутствовали возможности тонкой настройки. Возможно, это связано именно с тестовым семплом или с еще сырыми драйверами. Во всяком случае, в продаже карты будут лишены подобных недостатков.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор:
    • Intel Core 2 Extreme QX 9770 (3,2 ГГц@4 ГГц)
  • Материнская плата:
    • ASUS Striker II Formula (NVIDIA nForce 780i SLI)
  • Оперативная память:
    • Corsair XMS2 PC-6400 (4x1024 МБ, DDR2-800, 4-4-4-12-2T, dual channel)
  • Жёсткий диск:
    • Western Digital WD1600JD-00HBB0 (160 ГБ)
  • Блок питания:
    • Gigabytу ODIN (500 Вт)
  • Операционная система:
    • WindowsVista x86SP1

3DMark'06

3DMark'06

В синтетическом пакете 3DMark’06 видеокарта Radeon HD 4830 медленнее старшей модели процентов на 11, что весьма неплохо при заявленной стоимости.

3DMark Vantage

3DMark Vantage

А вот в 3DMarkVantageразница между картами достигает уже 28 %, что можно объяснить либо сыростью драйверов, либо хорошей масштабируемостью RV770, когда увеличение потоковых процессоров пропорционально росту производительности.

World in Conflict

В реальном приложении – игре World in Conflict, Radeon HD 4830 уже не так значительно отстает от старшей модели, при этом разница достигает 5-20 %, в зависимости от разрешения и качества графики. Если не активировать алгоритмы повышения качества изображения, то вряд ли можно заметь столь серьезное отставание нового решения. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации и высоком разрешении игра может превратиться в слайд-шоу.

Unigine Tropics Demo

Вышедшая недавно демка Unigine Tropics Demo, демонстрирующая достаточно красивую графику, оказалась очень чувствительной к количеству исполняющих блоков – падение производительности на Radeon HD 4830 доходит до 35 процентов. Правда, карты работали на разных частотах, и точно определить зависимость от количества блоков можно лишь при одинаковых показателях. Но мы надеемся вернуться к данной теме после появления розничных карт, а не инженерных семплов.

Crysis

В Crysis без проблем можно играть при разрешении 1280x1024 – в среднем 34 FPS на Radeon HD 4830. С ростом разрешения и качества графики соответственно падает производительность, достигая 20-процентного разрыва между оппонентами.

Вывод

Компания AMD после перехода на унифицированную архитектуру никогда не практиковала выпуск более трех моделей на базе своего топового GPU. Невнятное начало с R600, на базе которого были выпущены Radeon HD 2900 XT/Pro/GT, с последующей работой над ошибками в лице RV670 и акселераторов Radeon HD 3870 X2, HD 3870/3850 на его основе – везде было только три видеоадаптера. Данную тенденцию продолжил RV770, но конъюнктура рынка требовала недорогое, но производительное решение стоимостью порядка 100-150 долларов. Тем более что эту нишу давно освободили карты серии GeForce 8600 GTS для продуктов на базе G92, с которыми конкурировать адаптеры на базе RV670 не могли по определению. В итоге AMD попросту уменьшила количество исполняемых блоков и рабочие частоты RV770, что позволило прицепить ценник с меньшей стоимостью по сравнению с Radeon HD 4850. Разница в производительности при этом достигла 20-30 %, что соизмеримо с различием в цене. Теперь решения семейства Radeon покрывают практически все сегменты рынка, а мы, пользователи, естественно только в выигрыше от такого изобилия продуктов.