GeForce 9800 GT: «Бесконечная история» продолжается!
Компания NVIDIA продолжает и далее удивлять нас своими новыми продуктами, по характеристикам ничем не отличающимися от видеокарт прошлого поколения. Такие «сладкие парочки», как GeForce 8800 GS и 9600 GSO, GeForce 8800 GTS 512MB и 9800 GTX мы уже успели сравнить между собой. Первые два адаптера отличаются лишь наклейками с названием, а вот вторые уже имеют «серьезные» отличия – разгон в 25/63 МГц по ядру и стрим-процессорам и 260 МГц по памяти, что вылилось в 4-процентное превосходство GeForce 9800 GTX над старым решением. Согласитесь, этого слишком мало, чтобы получить больший индекс. И для последнего как раз добавили второй интерфейс MIO, который позволил создавать системы с режимом 3-Way SLI на базе трех аналогичных видеокарт. Но ведь прибавка в 25 МГц и второй разъем MIO не давали повода значительно увеличить цену GeForce 8800 GTS 512MB. Если бы не AMD с ее недорогими акселераторами серии Radeon HD 4800, то калифорнийцы продолжали бы и далее держать высокую стоимость своих решений. Теперь же, благодаря жесткой конкуренции, без проблем можно купить бывший hi-end менее чем за $200.
А что же тогда средний класс, вернее, категория от 100 до 200 долларов? В этом секторе до недавнего времени господствовали адаптеры GeForce 8800 GT, 9600 GT, 9600 GSO и 8800 GS, которые (кроме второго) основаны на все том же G92 с так или иначе ограниченной функциональностью. Решение GeForce 8800 GS уже упразднено и вместо него на рынке присутствует 9600 GSO стоимостью до 100 долларов. Неплохой продукт среднего уровня с 64 потоковыми процессорами в лице GeForce 9600 GT имеет ценник почти $100, а видеокарты GF 8800 GT скоро полностью исчезнут из прайс-листов отечественных компаний – вместо них набирают популярность GeForce 9800 GT, которые отличаются лишь названием и поддержкой технологий HybridPower. Кроме того, все GF 9800 GT переходят на 55-нм ядро G92, благодаря чему уменьшится энергопотребление и тепловыделение видеоадаптеров. А вот частотные характеристики останутся без изменений.
В данной статье мы рассмотрим решение на базе GeForce 9800 GT производства компании XFX, которое сравним с представителем GeForce 8800 GT от Leadtek. Как вы помните, в прошлом году данный графический ускоритель совершил революцию среди адаптеров среднего уровня. Оба эти продукта основаны на G92 с 112 потоковыми процессорами, 56 блоками TMU и 16 ROP. Рабочие частоты 9800 GT и 8800 GT составляют 600/1500 МГц для ядра и 1800 МГц для памяти, но производители без каких-либо проблем могут выпускать видеокарты с повышенными частотами. Оба акселератора, попавшие на тестирование были с заводским разгоном.
Характеристики видеокарт занесены в следующую таблицу:
Видеоадаптер | XFX GF 9800GT 670M 512MB DDR3 XXX | Leadtek WinFast PX8800 GT ZL |
Ядро | G92 | G92 |
Количество транзисторов, млн. шт | 754 | 754 |
Техпроцесс, нм | 65 | 65 |
Количество потоковых процессоров | 112 | 112 |
Количество текстурных блоков | 56 | 56 |
Количество блоков рендеринга | 16 | 16 |
Частота ядра (номинал), МГц | 670 (600) | 650 (600) |
Частота шейдерного домена, МГц | 1625 (1500) | 1625 (1500) |
Шина памяти, бит | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 512 | 512 |
Частота памяти, МГц | 1950 (1800) | 1800 |
Поддерживаемая версия DirectX | 10 | 10 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 |
Осматриваем видеокарты
XFX GF 9800GT 670M 512MB DDR3 XXX
Видеокарта XFXGF 9800GT 670M512MBDDR3 XXX поставляется в коробке с вертикальным оформлением, на которой изображено всевозможное огнестрельное оружие вместо привычной технологичной собаки. Из ленты патронов выложена девятка, символизирующая девятую серию графических акселераторов GeForce.
Комплект поставки стандартный для этого производителя и содержит следующее:
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник питания
- Диск с драйверами
- Диск с игрой Assassins Creed
- Инструкция по установке и пара брошюр
- Табличка на дверную ручку
Отметим наличие игры Assassins Creed от Ubisoft Entertainment и таблички, подобные которой вешают на дверь в гостинцах, дабы не беспокоили постояльцев.
Карта выполнена на текстолите фирменного черного цвета, дизайн платы при этом полностью переработан и имеет существенные отличия от референсного. Но, как отмечалось выше, акселераторы GeForce 9800 GT производятся на базе карт предыдущего поколения, и аналогичную компоновку можно было встретить на видеоадаптерах серии GeForce 8800, в основе которых был графический процессор G92.
В качестве периферийных разъемов на видеокарте присутствуют два Dual-Link DVI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения подобных адаптеров в режиме SLI имеется интерфейс MIO.
Система охлаждения по форме чем-то напоминает кулер от GeForce 7800 GT, хотя по конструкции имеет больше общего с системой охлаждения от GeForce 7600 GT: к основанию, выполненному из меди, приклеена гармошка, которая продувается турбиной с изменяемой скоростью вращения. В месте контакта радиатора с чипом используется серая термопаста, а для микросхем памяти – синие термопрокладки.
Уровень шума кулера при нагрузке на видеокарту достаточно высокий, хотя и тише, чем от референсных кулеров. Эффективность охлаждения оказалась на приемлемом уровне, и чип не прогревался выше 71°C.
Ребру жесткости, которое компания ставит практически на каждый акселератор среднего и высокого уровня с собственным дизайном, нашлось место и на рассматриваемой видеокарте. Благодаря измененному дизайну PCB, на плате стало меньше элементов, подсистема питания карты также была переработана, хотя количество фаз осталось на прежнем уровне – две для графического ядра и одна для памяти.
Графический процессор G92 в XFXGF 9800GT670MXXX оказался обычной 65-нм ревизией, которую устанавливали на GeForce 8800 GT. В отличие от стандартных характеристик, ядро работает на частоте 670/1620 МГц, что выше эталона на 70/120 МГц.
Восемь микросхем памяти GDDR3 от Samsung со временем доступа 1,0 нс (K4J52324QE-BJ1A, 2000 МГц DDR) имеют общий объем в 512 МБ и 256-битную шину. Частота, на которой функционируют чипы, составляет 1950 МГц, что выше референсных на 150 МГц.
Разгон карты разочаровал – ядро стабильно функционировало лишь на частоте 691 МГц, а память вообще отказалась работать на повышенных частотах. Но, как говорится, разгон это лотерея, да и оверклокеров значительно меньше, чем обычных пользователей, которые вряд ли будут использовать видеокарту в жестких условиях.
Leadtek WinFast PX8800 GT ZL
Следующий наш участник хоть и попал на тестирование в обычном антистатическом пакете, но имел весь необходимый комплект, а именно:
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник HDTV
- Переходник питания
- Диск с драйверами
- Диск с игрой Neverwinter Nights 2
- Инструкцию
Видеокарта является точной копией стандартного решения на базе G92 с единственным отличием в виде кулера Zalman VF830-Al, который обеспечивает лучше охлаждение графического процессора, чем эталонная система охлаждения.
Периферийные разъемы нисколько не изменились – это все те же два Dual-Link DVI и один HDTV. Также присутствует интерфейс MIO, позволяющий объединить карты в режиме SLI.
Кулер Zalman VF830-Al мы уже встречали на модели Gigabyte GV-NX96G384H, но на карте LeadtekWinFastPX8800 GTZL он черного цвета и с управляющим проводом, который позволяет изменять скорость вращения вентилятора в зависимости от температуры GPU. На акселераторе от Gigabyte вентилятор вращался с постоянной скоростью, что не очень благоприятно сказывалось на шумовых характеристиках решения.
Производительность кулера находилась на должном уровне – не более 69 °C под нагрузкой при разгоне, что лучше градусов на 15-20 относительно стандартных систем охлаждения.
Дизайн платы не претерпел никаких изменений – данная PCB использовалась для производства видеокарт GeForce 8800 GT и 8800 GTS 512MB, причем, для последних распаивались недостающие элементы третьей фазы питания. Сейчас она уже используется для референсных GeForce 9800 GT, хотя многие производители перешли на собственный дизайн.
В качестве GPU используется давно знакомый нам G92, выполненный по нормам 65 нм. Рабочие частоты составляют 650 МГц для чипа и 1620 МГц для стрим-процессоров, что выше эталона на 50/120 МГц.
На карте распаяна память стандарта GDDR3 производства Qimonda со временем доступа 1,0 нс (HYB18H512321BF-10, 2000 МГц DDR), которая функционирует на стандартной для GeForce 8800 GT частоте в 1800 МГц. Восемь микросхем общим объемом 512 МБ имеют шину памяти, равную 256 бит, что позволяет использовать тяжелые настройки графики в игровых приложениях.
Учитывая изначально повышенные частоты ядра, на сколько-нибудь серьезный разгон мы уже не рассчитывали, что отчасти оправдалось. Максимальные частоты для графического процессора составили 678/1674 МГц, что не очень много, и 2052 МГц для памяти – а это уже значительно лучше, чем у XFXGF 9800GT 670M512MBDDR3 XXX.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор:
- Intel Core 2 Duo E8200 (2,66@4 ГГц)
- Материнская плата:
- ASUS P5Q-E (Intel P45)
- Оперативная память:
- Team Xtreem Dark TXDD4096M1066HC5DC-D (2x2 ГБ, DDR2-1066@1000, 5-5-5-15-2T, dual channel)
- Жёсткий диск:
- Samsung SP2504C (250 ГБ, SATA2)
- Блок питания:
- FSP Epsilon FX700-GLN (700 Вт)
- Операционная система:
- WindowsVista x86SP1
Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1, которая настраивалась на максимальное быстродействие. Для видеокарт использовалась версия драйвера ForceWare 178.13. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты была активирована.
В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., а также шедевр игростроения от Crytek – «Crysis» (тест проводился утилитой Crysis Benchmark Tool 1.05, стандартный уровень).
Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024, как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов, и 1600x1200 (кроме 3DMark'06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, а в Crysis Benchmark Tool 1.05 тесты проходили с профилем High. В драйверах AA и AF не форсировались.
3DMark'06
В 3DMarke’06 при номинальном режиме работы видеокарта XFX GF 9800GT 670M 512MB DDR3 XXX без проблем обходит оппонента, но стоит разогнать решение от Leadtek и новый продукт сдает позиции. Если бы разгонный потенциал карты от XFX оказался выше, то паритет и далее бы сохранился.
3DMark Vantage
Разрыв в синтетическом пакете 3DMark Vantage при разгоне становится еще больше – сказывается высокая ПСП у Leadtek WinFast PX8800 GT ZL, причем, весьма значительно.
Crysis
Аналогичная ситуация наблюдается в игре Crysis. Но разница между обеими картами составляет всего один-два кадра, и вряд ли ее кто-то заметит.
Вывод
Компания NVIDIA в очередной раз взяла в «заложники» как производителей видеокарт, так и обычных пользователей. Выпустив новый продукт, который на поверку оказался лишь перемаркированным GeForce 8800 GT, она, тем самым, подогрела интерес к своей «персоне». А ведь это еще не все – по информации, которая просачивается в Сеть, в следующем году карты на базе G92 получат новые имена, типа GeForce GTS 150, и «бесконечная история» продолжится дальше, пока AMD не выпустит что-то вроде Radeon HD 5800. Тогда, как бы калифорнийцы не остались у разбитого корыта – перемаркировка продуктов более не поможет.
Что касается рассмотренных акселераторов, то каждый из них оказался вполне достойным решением своего поколения, если так можно сказать. Качественно выполненная видеокарта XFX GF 9800GT 670M 512MB DDR3 XXX изначально разогнана, имеет неплохой комплект поставки и отлично подойдет для игрового ПК.
Не менее интересный видеоадаптер Leadtek WinFast PX8800 GT ZL также заслуживает внимания со стороны пользователей. Заводской разгон, не очень шумная система охлаждения и дополнительный запас прочности позволяют конкурировать со своими приемниками. И, в таком случае, необходимо исходить из личных предпочтений и возможностей при выборе, ведь видеокарты-то одни и те же, даже несмотря на наличие сомнительной технологии HybridPower у GeForce 9800 GT.