Тестируем видеокарту Zotac GTX 295
Если вспомнить последние продукты двух гигантов «видеостроения», то приходят на ум GTX 260 и GTX 280 у NVIDIA и HD3870 у AMD: в то время, когда эти платформы противостояли друг другу, перевес несомненно был на стороне «зеленых», однако за это время «красные» успели подготовить достойный ответ в виде HD4850 и HD4870. Хотя эти карты не получились быстрее флагманов от NVIDIA, но в результате AMD удалось оттянуть на себя немалую часть рынка.
Довольно быстро после выхода HD 4870, AMD выпускает HD 4870 X2, на двух GPU RV770, 1Gb DDR5 и встроенным PCE-E мостом, связывающим чипы, чем завоевывает "корону" самого быстрого видеоадаптера.
Хотите быстрее – ставьте 2 x GTX280; еще быстрее – 2 x HD 4870 X2; еще быстрее – 3 x x GTX280, но последнее решение дороже само по себе, да к тому же требует дорогой и материнской платы, и сильно сужает выбор моделей. Не следует забывать и о потреблении каждой платой 236 ватт энергии - такой расход может вынудить к пересмотру модели установленного блока питания в пользу более мощного.
Все обновления, которые произвела NVIDIA (о них выше), помогли отвоевать обратно часть рынка, но титула производителя самой быстрой компании пока не вернули. И вот во время CES публике было представлено новое двухчиповое решение - GTX 295, о котором мы сегодня и расскажем.
Zotac GTX 295
Эта карта - стандартный «бутерброд», уже знакомый нам по архитектуре GeForce 9800GX2: радиатор зажат между двух печатных плат, расположенных процессорами внутрь. Дизайн платы, охлаждения и корпуса остался почти без изменений по отношению к референсному.
Печатные платы и система охлаждения спрятаны в полузакрытый корпус - задняя поверхность одной из плат оставлена открытой. Спорное решение: возможно, оно и пошло на пользу охлаждению, но ведь так легче случайно повредить плату.
Материал корпуса - особый пластик, в англоязычных источниках характеризуемый термином soft-touch (по-русски, пожалуй, ближайшим определением будет "приятный на ощупь"). Даже после длительной работы под нагрузкой корпус, в который забрана видеокарта, не кажется горячим на ощупь.
Половинки видеокарты соединены внутренними шлейфами, объединяющими их в SLI, и PCI-E мостом, реализованным на микросхеме NVIDIA NF200-P-SLI.
Механизм распределения воздушных потоков подразумевает забор воздуха в «хвосте» видеокарты и его выброс частью наружу корпуса, через заднюю стенку карты, но большей частью внутрь корпуса, через открытую «верхнюю» (ту, которая развернута к боковой стенке).
При пиковой нагрузке видеокарты может потребоваться мощность до 289 Вт. Для питания предусмотрены 2 разъёма (6 и 8 пин).
Подключиться к карте можно с помощью Dual-Link DVI (D-SUB через комплектный переходник) или 1 HDMI.
В комплект видеокарты входит: руководство пользователя, диск с драйверами, диск с 3DMark Vantage, диск с игрой Race Driver: Grid, кабель HDMI-HDMI, два переходника питания (на 6 и 8 пин), адаптер DVI/D-Sub и шнур для подключения к разъему SPDIF на материнской плате.
Теперь посмотрим на характеристики видеокарты:
Карта совершенно не отличается от референсной GeForce GTX 295.
Для сравнения в таблице приведены некоторые характеристики ранних референсных решений от NVIDIA.
Видеоадаптер | Zotac GTX 295 | GeForce GTX 280 | GeForce GTX 285 | GeForce GTX 260A | GeForce GTX 260-B |
Ядро | GT200 | G200 | G200-B | G200 | G200-B |
Технология производства, нм | 55 | 65 | 55 | 65 | 55 |
Шейдерные блоки, шт | 2*240 | 240 | 192 | 216 | |
Частота шейдерного домена, мГц | 1242 | 1296 | 1457 | 1242 | |
Растровые блоки, шт | 2*28 | 32 | 28 | ||
Частота растрового домена, мГц | 576 | 602 | 648 | 576 | |
Объем памяти, МБ | 2*896 | 1024 | 896 | ||
Тип памяти | GDDR3 | ||||
Частота памяти, мГц | 1998 | 2214 | 2484 | 1998 | |
Ширина шины, бит | 2*448 | 512 | 448 | ||
Direct X | 10 | ||||
Интерфейс | PCI-E 2.0 | ||||
Максимальное потребление, Ватт | 289 | 236 | 183 | 182 |
Надо отметить, что, несмотря на частоту GPU, характерную для GTX 260, количество шейдерных блоков не подвергалось урезанию (по отношению к старшей модели GTX 280). Сравнивая характеристики карт, можно было бы предположить, что эта видеокарта будет занимать нишу между 280SLI и 260SLI - однако между ними уже появилась 275 видеокарта.
Тестирование Zotac GTX 295
Тестовый стенд:
Процессор Intel Core I7 920 (Bloomfield)@2,67 GHz
Память Transcend DDR3 3 x 1Gb, 2000
Материнская плата ASUSTeK P6T6 WS Revolution
Операционная система Windows Vista Ultimate SP1 + DirectX 10.1
Блок питания Enermax Revolution 1250W
Монитор Fujitsu-Siemens P17-3
Стенд имеет открытую архитектуру и собран на базе корпуса Antec Skeleton.
Набор бенчмарков SmartFPS:
Настройки, с которыми запускаются игры под этими бенчмарками, имели характерное значение High с отключенными AA и AF. Это дает нам возможность познакомиться с «чистой» производительностью шины карты.
Однако, данный тест хорош для быстрой проверки системы и оценки ее базовой скорости. Для более жизненных показателей мы использовали тесты Crysys Benchmarking (Very High) и Far Cry 2 Benchmark (Ultra High):
AA 16 не давало изменеия FPS по отношению к AA8, поэтому не было включено в график.
Как видно – 30FPS порог, при котором можно комфортно играть, преодолен с запасом.
Теперь проведём ряд синтетических тестов.
В этих тестах мы использовали приложения 3D Mark Vantage с профилем Performance и 3D Mark’06 с профилем по умолчанию и отдельно с включенным АА8:
И, наконец, посмотрим на температурный режим, в котором Zotac GTX 295 работает на номинальных частотах:
Резкие провалы на втором графике – это повторяющийся феномен, связный, скорее всего, с некорректной обработкой информации от датчиков программой. Другие утилиты (такие как RivaTuner или GPU-Z) этих провалов не выявили, но в остальном полностью согласились с приведенными графиками.
Время разгона
Разгон проводился программой RivaTuner 2.24 и контролировался HardWare Monitor, утилитой GPU-Z 0.3.3. Для нагрузки мы использовали пакет FuturMark и ОССТ Perestroika. CС их помощью удалось достичь следующих показателей:
стабильная работа ядра - 609/1313MHz (ROP/Shader) и памяти – 1438MHz.
Температура ядер при этих значениях не превышала 103 градуса Цельсия.
Для оценки результативности был использован Crysys Benchmark:
Надо сказать, весьма скромные результаты предсказуемы, поскольку разгон «топовых» решений в первый месяц после выпуска практически никогда не приносит значительного прироста производительности. Это скорее всего приведёт к появлению специальных версий GTX 295.
Выводы
Это первая карта, на которой можно комфортно играть в самые «тяжёлые» игры на разрешении 1600х1200, с высокими уровнями настройки графики с FPS 30+, не строя отдельных 4 Way SLI или CrosFire-X.
Игровая конфигурация на базе этой видеокарты гораздо чувствительнее к пропускной способности оперативной памяти, нежели к производительности процессора.
Шум системы охлаждения при работе карты под серьезной нагрузкой находился на пределе у комфортного уровня, когда обороты вентилятора достигали 3900 об./мин., однако в закрытом корпусе этот эффект будет не так сильно слышен. Однако стоит учитывать "нетихий нрав" этой видеокарты при планировании домашних игровых систем, особенно с использованием двух GTX295.
При разгоне основным ограничением являлась температура. При частоте процессораов 675/1455MHz до достижения 105 и 104 градусов по Цельсию (температуры приведены для каждого из ядер) наблюдалась стабильная, с очень заметным приростом производительности, до 12% от значения на штатной частоте работа. К сожалению, по достижении 105 градусов Цельсия процессор просто отключался на некоторое время, остывал и вновь вступал в работу. Что, очевидно, сопровождалось падением FPS от 30% до 50% на время отключения процессора. Если для этой карты применить более совершенную систему охлаждения то, по предварительным оценкам, от нее можно получить прирост стабильной частоты процессора до 15% сверх номинальной.
С памятью, увы, дело обстоит похуже - на частоте 2500MHz наблюдаются стабильные сбои в тестах видеопамяти. Можно предположить, что уровень разгона 2500MHz будет достижим с лучшим охлаждением. В любом случае, мне не кажется, что частота памяти скоро станет узким местом для этой видеокарты.