Автомобильные компьютеры – именно здесь и прямо сейчас
Парадокс ситуации в том, что на первый взгляд компьютер в машине не нужен вообще никому. В первую очередь он не нужен производителям автомобилей. При том, что подобный девайс теоретически мог бы дать серьезное конкурентное преимущество, проблем он с собой притащит несоизмеримо больше.
Вспомним, что самое узкое место в этой индустрии - обслуживание реализованной продукции. Мощностей дилерских сервисных станций не хватает никому и никогда. И люди, которые только летом получали разбитый еще зимой «Форд Фокус» (для примера) знают об этом не понаслышке. Именно поэтому автопроизводители тратят огромное количество усилий на защиту машины от владельца, по большому счету идеальный клиент дилерского центра это тот, кто не знает, как выглядит гаечный ключ и отвертка.
И что будет, если дать этим людям в руки автомобильный ПК? Правильно, через неделю они объявятся в сервисном центре, причем привезут туда не компьютер, а всю машину целиком – в результате имеем ночной кошмар автодилера.
Системный блок автомобильного компьютера
У производителей головных устройств ситуация похожая, с той разницей, что они зачастую исходят из маркетинговых соображений. Возможности современных ГУ обслуживают квартет основных функций – музыку, видео, навигацию и беспроводную телефонную связь. Большинству пользователей ничего больше и не надо. Картинки посмотреть? Пожалуйста, большинство современных «голов» без проблем читают jpg. И опять-таки отношения с пользователями строятся как в советском анекдоте про первого вьетнамского космонавта: «А почему у вас руки такие синие?» - «Русская товарища бьет монтировкой по пальцам – ничего не трогай, собака!»
Но самое главное, что встроенный в автомобиль компьютер вроде как не слишком нужен и автовладельцам. Развлечения, навигация и Bluetooth наличествуют и в традиционных мультимедийных системах, а острое желание проверить почту можно удовлетворить посредством смартфона. Там же мессенджер, там же браузер. И зачастую современный человек, купивший уже три компьютера - домашний ПК, ноутбук и тот же коммуникатор – не слишком понимает, зачем тратиться на четвертый.
Системный блок SmartX-VD011
Штука в том, что неумолимая поступь технического прогресса имеет денежное выражение. Тот же телевизор в машине когда-то был у одного Элвиса Пресли, сегодня – у каждого пятого таксиста (в регионах они встречаются даже чаще, особенно там, где «кирпич на педаль газа и куда она из колеи денется»). А все потому, что головное устройство с небольшим монитором и встроенным ТВ-тюнером можно купить за полторы сотни баксов. С компьютером ситуация точно такая же.
Сколько стоит Pioneer AVIC-HD3BT, одна из самых мощных мультимедийных станций, снабженная помимо прочего жестким диском на 30 Гб? В худшем случае ее цена может переваливать за 60 тысяч рублей. Почем двухдиновый автомобильный моноблок, в котором есть примерно все тоже самое, плюс полноценная система под Windows XP? Примерно столько же. Уже интереснее, правда?
Системный блок SmartX-Pico
Теперь пара слов о том, чем может быть полезен автомобильный компьютер. Как ни странно, в первую очередь как раз навигацией. Основная проблема головных устройств, снабженных электронным проводником, в том, что навигационная система вшита туда намертво. И если в столице почти все они работают более менее сносно, то первые проблемы начинаются уже за кольцевой – олигофренические штатные системы даже на дорогих машинах уверены, что за МКАДом разумная жизнь отсутствует как класс.
Компьютер хорош тем, что на него без проблем можно поставить столько навигаторов, сколько душе угодно и общими усилиями они почти наверняка приведут, куда хочется. Хотя здесь тоже не все просто. Главным образом потому, что многие распространенные навигаторы – тот же «Автосупутник» - не работают под полноценной ОС.
Монитор для автомобильного компьютера
Тут есть два пути. С одной стороны, можно использовать все многообразие программ, способных взаимодействовать с традиционным ПК (для примера назовем City Guide, Be-On-Road и Gis RX). С другой – добавить к системе дополнительный блок, по устройству напоминающий КПК, который будет отвечать исключительно за прокладывание маршрутов.
В последнем случае возникает вопрос, а зачем при таком раскладе нужен сам компьютер? Хранилище архива музыкальных записей и фильмотеки, офисные приложения, графические редакторы, возможность копирования и записи информации – когда проводишь за рулем значительную часть суток, больше вопросов вызывает домашний комп, который большую часть времени выступает пылесборником. Месье, которые знают толк в автомобилях, могут использовать представленные возможности для оперативной диагностики и настройки мотора.
Системный блок DigitalCar в разобранном виде
При всем, как это не удивительно, широком разнообразии автомобильных компьютеров, их можно поделить на две основные группы: моноблоки (все в одном) и разнесенные системы (системный блок для скрытой установки и монитор на передней панели).
Что касается моноблоков, то судьба их до сих пор была яркой, но несколько трагичной. Она связана главным образом с продукцией корейского бренда Infill, который подарил человечеству на редкость удачную модель G4. Это, по форме, стандартное головное устройство формата 2 DIN, снабженное процессором с тактовой частотой 1,3 ГГц, возможностью установки 1 Гб оперативной памяти и жесткого диска SATA 2.5''объемом 200 Гб. В придачу ко всему G4 снабжен DVD-приводом и сенсорным 6,5-дюймовым дисплеем. Мало того, что разработка была удачна сама по себе, она неплохо вписывалась в парадигму ценностей опасливого до новинок потребителя. Магнитола она и есть магнитола, пусть даже с компьютером внутри.
К сожалению, компания Infill вошла в число первых жертв экономического кризиса, и примерно полгода назад производство этих устройств было приостановлено. Сейчас в продаже можно найти остатки старых запасов. Нишу пытаются занять несколько китайских брендов, но пока им не удается даже приблизиться к уровню Infill.
Моноблок Infill, выполненный как стандартное головное устройство формата 2 DIN
На рынке систем разнесенных все немного интереснее. Системные блоки для автомобильных компьютеров (на западе для этих устройств уже придумали восхитительно лаконичный термин carputer) производят несколько российских компаний. Вряд ли для кого-то станет удивительным тот факт, что автомобильные компьютеры напрямую произошли от домашних, которым, волею владельцев-энтузиастов, пришлось обживать багажники.
Промышленному подходу к вопросу благоприятствовало масштабное наступление IT-продукции по всем фронтам – как ни крути агрегатная основа аппарата для оплаты мобильника еще лет десять назад была бы пределом мечтания любого геймера. Следствием стал богатый выбор форм-факторов системных плат – создателям карпьютеров осталось лишь выбрать подходящие. Тем более, что производство начинки неизбежно сопровождается развитием всего, что должно к ней прилагаться – корпусов, портативных консолей, блоков питания и иже с ними.
Теперь о конкретике. Компания Smartecs готова порадовать целой линейкой системных блоков скрытой установки. Из всего многообразия отметим исключительно компактную модель SmartX-Pico – при габаритах 13х13х6 см она снабжена процессором с тактовой частотой 1 Гц, жестким диском на 250 Гб и 1 Гб оперативной памяти. Встроенный DVD-Rom отсутствует, зато наличествуют четыре разъема USB. Исследования патологоанатомического характера позволят обнаружить платы вроде тех, что используется в телевизорах Sony Bravia.
Еще одна ходовая модель именуется SmartX-VJ335 и по внешнему виду напоминает усилитель – мощный металлический корпус помогает конденсировать влагу, внутренности защищают пара кулеров, работающих на закачивание воздуха.
С воздухом у карпьютеров вообще особые отношения, все-таки автомобильным компьютерам приходится выживать в условиях частых и кардинальных смен температурного режима. Особенно если машина коротает зимние ночи вне пределов отапливаемого гаража.
Что касается характеристик, то по умолчанию полагается процессор с тактовой частотой 1.73 Ггц, 2 Гб оперативной памяти и жесткий диск емкостью 250GB. При желании все это можно менять как в большую, так и в меньшую сторону. Товар штучный, а потому любой каприз за ваши деньги, простите за банальность.
Системный блок SmartX, на передней панели нетрудно заметить DVD-Rom
Еще один производитель похожей техники – компания DigitalCar, которая не так давно начала торговлю «коробочными» версиями автомобильных компьютеров, без затей названных CarPC. Здесь имеем двуядерную платформу Core 2 Duo, 2 Гб оперативной памяти и жесткий диск объемом до 500 Гб. Показатели, опять-таки, варьируются. Отбор плат, из которых собираются системные блоки, производился по дарвиновской системе – тестировали все, что только можно, отбирая наиболее живучие комплектующие.
Системный блок DigitalCar
Самое время вспомнить и о мониторах, без которых все описанные радости жизни теряют смысл. Здесь ситуация уже знакомая: крупные бренды делают вид, что компьютер в автомобиле невозможен, мелкие – куют железо. Среди последних отметим уже зарекомендовавший себя на рынке карпьютеров Lilliput и не менее известный в узких кругах Xenarc. Что до последнего, что «хакерскую» суть этих девайсов можно узреть в наличии полноценного VGA-входа и интерфейсе сенсорной панели, работающему по USB. Дисковый привод в этом случае надо понимать как DVD-Rom.
Из прочих аксессуаров, которые понадобятся владельцу автомобильного компьютера, отметим беспроводные клавиатуры Logitech diNovo Mini, которые при завидной компактности не вполне сочетаются с общепринятыми представлениями об удобстве и все прочие сходные беспроводные девайсы – они хоть и больше, зато привычные.
В машине удобно использовать небольшую беспроводную клавиатуру, ее можно без хлопот спрятать в бардачке или кармане двери
Все остальные вопросы решает волшебное слово «USB», плеер, принтер, модем. Порисовать захотелось? Втыкаем через USB планшет и отрываемся, пока светофор не приключится на зеленый. Что до интернета, то здесь выбор широк, от неизменного, но медленно GPRS и пока малораспространенного, но шустрого WiMAX до спутникового модема, который универсален и рассчитан на миллионеров.
Еще один удобный девайс для управления карпьютерами – программируемый джойстик Griffin PowerMate
Все описанное по-прежнему кажется экзотикой? Именно поэтому бренды-первопроходцы не исследуют фокус-группы. Давайте для начала привыкнем получать электронную почту в машине через OutLook, редактировать текст в Word, таблицы в Excel, картинки - в Photoshop и сливать полученное обратно в один щелчок мыши, а потом – лет через десять – встретимся и обсудим, стоит ли поменять все это на стандартный по сегодняшним меркам MP3-плеер. Идет?