Выбираем видеопроектор. Теория и практика
Современные проекторы. Основные понятия.
Начать следует с того, что на сегодняшний день в области проецирования изображений ведется огромное количество исследовательских работ. Многие из них приносят положительные плоды, но мы не будет заострять на них внимание, дабы еще больше не запутать читателя, а остановимся лишь на том, что можно уже сегодня купить в магазине. Итак, давайте сформулируем список основных характеристик, а после рассмотрим каждую из них более подробно. Примерный список будет выглядеть следующим образом:
- Технология формирования изображения
- Разрешение
- Яркость
- Контрастность
- Срок службы лампы
- Шумность
Как мы уже успели отметить, на сегодняшний день господствующими являются две технологии формирования изображения — DLP и LCD ; более старые CRT проекторы можно встретить только на музейных полках, а новые разработки пока массово не выпускаются.
Начать по праву надо с рассмотрения DLP (Digital Light Processing) технологии, т.к. ее прототип был разработан еще в 80-х годах прошлого века инженерами компании Texas Instruments. В основе этого метода лежит использование матрицы, состоящей из микроскопических зеркальных элементов (зеркал). Она называется Digital Micromirror Device. Один зеркальный элемент работает лишь на свой пиксель изображения, несложно догадаться сколько таких зеркал должна содержат матрица современного Full HD проектора обеспечивающего разрешение 1920x1080.
Каждое из зеркал имеет уникальный механизм управления, которое позволяет проецировать световой поток на линзу именно в те моменты, когда это необходимо. Практически все из нас знают, что цветная картинка формируется посредством трех основных цветов (RGB – синий, красный, зеленый). Очевидно, что для полноценной работы в проекторе должно быть установлено три DMD-матрицы. Световой поток трех источников собирается с помощью призмы и проецируется на линзу. Такие модели есть, и они обеспечивают хорошее качество изображения. Однако они дороги, и инженеры нашли весьма простой способ формирования полноценного цветного изображения при помощи лишь одной матрицы.
Между матрицей и линзой помещается специальный вращающийся диск, разделенный на несколько цветных секторов (все те же синий, красный и зеленый). Диск синхронизирован с управлением зеркал таким образом, что цвета накладываются один за одним. Фактически это делается настолько быстро, что глаз не замечает обмана, а видит равномерную картинку. Хотя один недостаток все же есть: применение одной матрицы зачастую провоцирует появление "радужных артефактов". Такое решение популярно по вопросам экономии, но наилучшее качество достигается при использовании трех DMD-матриц.
В противовес DLP технологии работает LCD, с которой каждый из нас и так сталкивается каждый день, смотря в свой монитор. Суть второго метода проста до безобразия. Световой поток не отражается от матрицы, как это делается для DLP, а пропускается через матрицу жидких кристаллов. Наиболее популярны трехматричные решения, т.к. в конечной системе сведения можно компенсировать все артефакты, создаваемые на пути света, а ведь он достаточно длинный. Изначально световой поток разлагается с помощью зеркал и поляризованных линз на три составляющие, которые проходят через свои матрицы, затем три луча снова сводятся на систему линз.
Какую же технологию предпочесть? У каждой есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства LCD: | Достоинства DLP: |
Заметно большая четкость изображения, которая ощутима при рассмотрении множественных мелких объектов; | Малые размеры проектора; |
Хорошая насыщенность цвета; | Способность выдавать однородное высококонтрастное изображение; |
Высокая световая эффективность и малый шум. | Слабовыраженная пикселизация. |
Недостатки LCD: | Недостатки DLP: |
Хорошо выраженная пикселизация; | Эффект возникновения "радуги". |
Слабая глубина черного. | |
Заметно большая четкость изображения, которая ощутима при рассмотрении множественных мелких объектов; | |
Хорошая насыщенность цвета; | |
Высокая световая эффективность и малый шум. | |
Недостатки LCD: | |
Хорошо выраженная пикселизация; | |
Слабая глубина черного. |
Разрешение проектора определяется физическими размерами матрицы. Понятно, что тем больше этот параметр, тем лучше и детальнее будет отображаться картинка. На рынке предлагается множество моделей, начиная от привычных PAL (768x576) и NTSC (720х480), и заканчивая Full HD 1920x1080.
Какой же вариант предпочесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Для домашнего использования, когда дистанция проецирования не столь велика, подойдут даже самые скромные варианты. Естественно, если ваше желание не стеснено деньгами, то лучше стремиться к большим показателям. В виду следует иметь только различные соотношения изображений – классические 4:3 против 16:9. Если форматы не соотнесутся, то возможна как потеря в разрешении, так и обрезка картинки.
Яркость является один из важнейших показателей, т.к. именно от нее зависит пригодность выбранного решения для различного рода задач. Этот параметр определяет "физическую силу" проектора и пропорционально связан с дистанцией проецирования, а, следовательно, и с размером изображения на экране. Чем больше яркость, тем дальше можно расположить устройство, соответственно, тем больше будет и картинка. Данный параметр измеряется в люменах по методике ANSI, которая была разработана в начале 90-х и стала бессменным стандартом.
Именно яркость является определяющим фактором, когда мы выбираем аппарат для имеющейся затемненности помещения. Говоря проще, при домашнем просмотре кино можно задернуть шторы, и любой проектор даст хорошее насыщенное изображение, а вот на презентации это не допустимо… Поэтому шкала совместимости по яркости выглядит примерно следующим образом:
- 400…800 лм ANSI проектор подойдет для использования в небольших комнатах при сильной затемненности. Необходим белый экран.
- 900…1200 лм ANSI решения можно использовать в домашних целях при нормальном освещении, но для качественных презентаций этого все же мало.
- Проекторы со световым потоком от 1500 лм ANSI , в принципе, неплохо подходят для презентаций в небольших помещениях.
- Решения от 2500 лм ANSI можно использовать для презентаций в крупных комнатах.
- Наконец, проекторы с более высоким световым потоком следует применять для работы с особо большими экранами. Их параметры могут достигать от 3000 до 12000 лм ANSI.
Контрастность — разница в яркости самого темного и самого светлого изображений, которые может показать конкретный проектор. Видя параметр 1000:1, стоит понимать, что в данном случае светлый участок картинки в 1000 раз ярче темного.
Что же определяет контрастность? Чем выше данный параметр, тем реалистичнее будет выглядеть картинка. Однако именно эти значения стали краеугольным камнем. Дело в том, что производители "изобрели" хитрый способ измерения контрастности, когда можно получить любые значения, хоть 100000:1. Все мы слышали о так называемой динамической контрастности мониторов, здесь применяется тот же самый механизм. Получается интересная ситуация, где есть важный параметр, но в большинстве случаев узнать его реальное значение из паспортных характеристик невозможно. Но драматизировать не стоит, т.к. любой современный проектор способен обеспечить контрастность 1000:1, чего с лихвой хватает даже требовательным пользователям.
Говоря о сроке службы лампы , необходимо отметить, что какой бы современной она ни была, но срок ее работы ограничен. Мы никогда не удивляемся, если "перегорает" обычная лампочка освещения, т.к. это закономерный процесс, а ее стоимость не заслуживает внимания. Стоимость же лампы проектора вполне ощутимая — $200…700. Срок ее службы зависит от множества параметров: яркости, частоты включения, наличия охлаждения, и т.д. Однако, он в любом случае не превышает 1000…4000 часов. Поэтому, если вы выбираете из множества моделей, то стоит обратить внимание на проекторы с плавным включением лампы — так срок ее службы повышается в два раза. Лучше, если лампу можно заменить самостоятельно: это сэкономит еще немного денег и времени.
Шумность проектора в основном обусловлена наличием активной системы охлаждения – вентилятора. Понятно, что чем выше шумность, тем больше дискомфорт нахождения рядом с работающим устройством. Чем дальше от ушей установлен проектор, тем больший шум допустим. Для кинотеатральных решений низкая шумность является немаловажным моментом, т.к. жужжание вентилятора не прибавит положительных эмоций от просмотра фильма. Для шумных офисов или конференц-залов это не столь актуально. Производителями, как правило, указывается уровень шума измеренный с расстояний 1 м. Тихим можно считать образец со значением около 30 дБА.
Говоря о коммуникационных портах, стоит сказать, что практически все модели обладают необходимым набором, включая современный интерфейс HDMI.
Подводя итоги , остается еще раз порекомендовать изучить теоретическую сторону вопроса, т.к. проекторы хоть и подешевели, но по-прежнему стоят не "три копейки". Залог хорошей картинки в каждой конкретной комнате обусловлен правильным выбором технологии, яркости и контрастности. Мы попытались осветить лишь основные моменты, оставив вопросы второго плана на рассмотрение самих покупателей. Каждый из вас сам подберет привлекательный дизайн, определит удобство или же, наоборот, неудобство пульта дистанционного управления, и т.д.