Как делают сетевое оборудование, или все тайны завода TP-Link
Почему именно Шэньчжэнь? Дело в том, что в этом городе специальные экономические условия - не так много проблем с налогами. Кроме того, поблизости находится вообще безналоговый Гонконг.
Чтобы иметь представление о его росте, достаточно сказать, что основан город был в 1979 году. За это время его население достигло 10 миллионов человек, в Шэньчжэне производится большая часть продукции Apple, тут же находятся штаб-квартиры крупнейших китайских производителей телекома - Huawei и ZTE.
Здание штаб-квартиры Шэньчжэня занимает шесть этажей, некоторая часть из которых занята отделами пиара, маркетинга и продаж. Впрочем, эта часть как раз была нам не очень интересно - она представляет собой довольно банальный OpenSpace, в котором за компьютерами трудятся люди.
Компания TP-Link появилась на российском рынке не так давно, первые робкие продажи под своим брендом начались только в 2008 году. За это время случилось следующее: имя стало узнаваемым на рынке консьюмерского сетевого оборудования. В общем, это и неудивительно - компания предлагала устройства неплохого качества и с достаточными возможностями, при этом, по ценам не очень сильно отличающиеся от откровенно демпинговых устройств от D-Link. Единственное, что отпугивает большинство пользователей сегодня - это достаточно архаичный веб-интерфейс, использующийся практически во всех устройствах. Впрочем, этот недостаток достаточно скоро могут исправить - во время экскурсии по заводу мне удалось взглянуть краем глаза на новую версию админки, и она выглядит достойно (жаль, сфотографировать не дали, ну оно и понятно).
В основном в России популярна недорогая продукция TP-Link. Прежде всего, это Wi-Fi маршрутизаторы, которые используются для подключения к домовым сетям и LAN провайдерам вроде Beeline.
Пожалуй, самой популярной моделью можно назвать копеечный TP-LINK TL-WR741ND - Wi-Fi точка доступа с четырьмя портами LAN, поддержкой PPTP и L2TP и ценой менее 1000 рублей.
Примерно то же самое - TP-LINK TL-WR941ND, с 4 портами и MIMO, и поддержкой полноценного Wi-Fi n на 300 МБит/с, а также TP-LINK TL-WR1043ND - с гигабитными портами_._
Понятно, что популярностью пользуется также мелкое сетевое оборудование, например, коммутаторы.
И, несмотря на постепенное отмирание в агонии, оборудование для ADSL соединений. Наконец, вы будете смеяться, но TP-Link прозводит даже внутренние сетевые карты для PCI.
В общем, ассортимент достаточно разнообразного консьюмерского оборудования. Конечно, в Китае ассортимент еще шире - в частности, TP-Link производит веб-камеры (а кто их сегодня не производит?), и даже мобильные телефоны.
Впрочем, нам это не очень интересно, скорее как курьез на уровне того, что Samsung производит танки. В России этой продукции, скорее всего, не будет (верно как для TP-Link, так, надеюсь, и для Samsung).
Конечно, то, о чем я рассказал - это самая популярная продукция TP-Link. Однако, есть еще и такие интересные вещи, как нано-роутер TP-LinkNanoTL-WR702N(почитайтеегообзоробязательно), а также недавно вышедший роутер с батареей и поддержкой 3G и 4G «свистков» TP-Link TL-MR3040. Гиковских штуковин компания тоже производит немало.
Китайские технологии
Само название TP-Link произошло от словосочетания Twisted Pair. Компания делала сетевые продукты аж с 1996 года, и тогда, понятно, витая пара была узнаваемой «фишкой». Именно тогда TP-Link выпустил первую сетевую карту на шине ISA, правда, исключительно для рынка Китая. А в 2004 году компания вышла на международный рынок, и в 2006 году буквы TP стали означать «Trust and Performance».
Несмотря на то, что бренд TP-Link еще не так привычен в России, в мире он занимает первое место по продажам Wi-Fi оборудования.
Всего в зарубежных офисах компании работают 14 тысяч человек.
В 2011 году TP-Link напродавал 80 миллионов устройств на миллиард долларов США (но это с учетом Китая).
При этом, компания растет совершенно «китайскими» темпами - 56% только за 2010 год.
Разработка и внедрение
Одной из основных «фишек» TP-Link являются исследования. Вместо того, чтобы традиционно переклеивать лейблы, в компании работает солидный исследовательский центр - 800 человек. Часть этих исследователей работает непосредственно в штаб-квартире компании, расположенной в Шэньчжэне.
Внутри исследовательского центра соблюдается стерильная чистота, на входе нам сразу выдали антистатические халаты - это требования безопасности.
Тестированию подвергается множество параметров, начиная от самых простых. Например, вот в этой камере проверяется, как устройство будет вести себя при определенной влажности и температуре. Внутри нее - 12.4 градуса по цельсию.
Мы видели такие камеры с температурами от -20 до +50.
«Физические» испытания этим не заканчиваются - есть аппараты, имитирующие давление человеческого пальца, и электрический «пистолет», который позволяет понять, что произойдет с блоком питания или самим роутером если, например, в один из проводов попадет молния.
Конечно, тестированию подвергаются и радиоэлектронные параметры - например, насколько стабильно работает сетевое оборудование с устройствами других фирм, с различными материнскими платами и компьютерами. Меня очень поразили комнаты, обитые поглотителями радиоволн, и доверху «забитые» роутерами разных компаний. Все они постоянно перемигиваются лампочками, сотовый телефон показывает великое множество Wi-Fi сетей, и, при этом, на контролирующем компьютере видно, что данные все-таки передаются. Конечно, я подозреваю, что подобные тесты устраиваются практически на любом серьезном производстве.
Монтажная плата роутера проходит не только автоматический, но и «человеческий» контроль. Проверяют также то, насколько хорошо блоки питания сопротивляются скачкам напряжения (тестовые диапазоны заданы самые суровые - от 80 до 260 вольт),
Несмотря на то, что производство в тестовой лаборатории мелкосерийное, многие процессы автоматизированы.
Конечно, разрабатываются собственные драйверы и прошивки, все они проходят тестирование на соответствие WHQL. Сейчас у программистов много работы - грядет Windows 8.
Большое внимание уделяется тестированию стабильности в режиме «нормального» использования - так, мы видели роутеры, через которые круглосуточно передают потоковое видео, или VOIP трафик, обмениваются файлами и IM сообщениями.
В общем, в исследовательской лаборатории мы убедились в том, что все в TP-Link происходит достаточно серьезно. Устройство, которое не соответствует тем или иным требованиям, просто не пойдет в серию. Учитываются всякие мелочи - даже то, что адаптер питания не должен выпадать из розетки под собственной тяжестью (да, и для этого тоже есть свои тестовые установки). Впрочем, наибольший сюрприз ожидал нас все-таки на основном производстве TP-Link, интернациональной фабрике.
Фабрика TP-Link
По заверениям наших «провожатых», фабрика TP-Link расположена совсем недалеко от Шэнчьжэня, всего в 30 километрах, однако, добираться нам пришлось почти час. Конечно, китайские водители гораздо более дисциплинированы, чем наши, но все-таки, в потоке они двигаются достаточно медленно.
Первое, что нам показали – это, конечно же, сама фабрика. Внушительное здание с общей площадью 161 тысяч квадратных метров построено всего год назад, до этого TP-LIN «ютился» на 118 тысячах квадратных метров. Комплекс состоит из трех корпусов - одного двенадцатиэтажного и двух восьмиэтажных.
Рядом с фабрикой находятся квартиры рабочих, которые приезжают из соседних провинций и хотят максимально бюджетно поселиться. К сожалению, нам не дали посмотреть на их быт, но, судя по тому, что мы видели через окна - это небольшие помещения площадью около 7-10 квадратных метров на человека. Впрочем, самостоятельно снимать квартиру не запрещается, однако, это, понятно, будет дороже. Кроме того, нам утверждают, что жить в общежитии веселее - там постоянно проводят недорогие или бесплатные досуговые мероприятия, конкурсы, и так далее.
На этой фабрике выпускается до 150 тысяч устройств ежедневно. Общая численность персонала - около 3500 человек.
Сама компания TP-Link не производит чипов для своей продукции, а только монтирует их и упаковывает в корпус, пишет ПО и тестирует. Наборы компонентов производят такие компании как Qualcomm, Broadcomm, Mediatek, Realtek, Marvell.
Готовая продукция складируется в помещении, которое может вместить до трех миллионов коробок. В нем поддерживается постоянная температура от 15 до 27 градусов, с низкой влажностью - 30-60%. В условиях жаркого и влажного Шэнчьженя на это уходит много электроэнергии.
Большая часть оборудования на фабрике произведена в Японии. Это и тестировочные стенды, и машины для поверхностного монтажа. Конечно, есть и китайские аппараты, однако, в основном они несложные и используются для менее ответственных операций, или для тех, в которых не нужна особенная точность.
В остальном производство стандартное - изготовление плат идет с помощью специальных принтеров, на которые подаются текстолитовые заготовки и на выходе получаются полноценные платы с токопроводящими дорожками. Отдельно делаются отверстия для поверхностного монтажа, наносится разметка, защитное покрытие. Разрешение печати составляет 0,02 мм, а производительность – 23 секунды на каждое изделие.
Монтаж части поверхностных элементов производится с помощью высокоскоростных автоматов Juki. Все чипы упакованы в пистонную ленту, и развешены по специальным бобинам, по заранее заданной программе автомат точно позиционируется над текстолитом и устанавливает компонент. Производительность составляет целых 20 элементов в секунду.
На каждом этапе правильность операций проверяется, забракованные элементы отправляются на доработку. Некоторые из них еще могут использоваться после «ремонта», некоторым же прямой путь на утилизацию. В некоторых случаях (если количество бракованных элементов большое) бракуется вся партия.
Контроль производится не только с помощью аппаратов компьютерного зрения, но и обученными работниками. Дело в том, что в некоторых случаях только человек может заметить огрехи монтажа. Нам пожаловались, что это одна из самых медленных операций, однако, без нее пока нельзя обойтись.
Всего на фабрике 18 линий сборки. Длина каждого конвейера составляет около 200 метров, и за ним на всем протяжении сидят люди, которые выполняют какую-нибудь одну операцию: установку сетевого гнезда, упаковку платы в корпус, монтаж индуктивности, и так далее. Все операции предельно раздроблены - один человек кладет плату в нижнюю часть корпуса, второй устанавливают верхнюю, третий - скрепляет, четвертый для верности простукивает все резиновой киянкой, пятый - проверяет, как прошли предыдущие итерации. На этап уходит совсем немного времени - от пары до десятка секунд. А рабочий день в Китае составляет 12 часов. При этом, даже один человек не может оторваться от процесса. Если кому-то из работников нужно отлучиться, то его на время заменяет «начальник отдела» - опытный сборщик, который имеет представление обо всех этапах своего участка. В остальное время он контролирует рабочий цикл. Впрочем, у рабочих есть официальный перерыв, он составляет полтора часа.
Когда сборка и монтаж компонентов завершены, на них заливают служебную информацию, устанавливают прошивки, и, конечно же, тестируют. При этом, из каждой партии выбирают около 8% продукции, которую подвергают более длительным тестам. Если по каким-то причинам ошибок много, то в брак идет вся партия, а производственный процесс дорабатывается в соответствии с полученными сведениями.
Когда роутер полностью собран и упакован, он отправляется на склад готовой продукции. Дальше его ждет транспортировка. Кто знает, может быть, некоторые устройства, которые мы увидели на фабрике, попадут и в Росиию.
В планах TP-Link - построить еще одну фабрику рядом с той, которую мы посетили. Когда она будет закончена, производственный комплекс будет выглядеть примерно вот так.
Его площадь составит около 317 тысяч квадратных метров.
Итого
Что же, надеюсь, наши впечатления от поездки на завод компании TP-Link помогут развеять несколько несправедливо сформировавшееся в России мнение про «китайские некачественные фабрики». Конечно, TP-Link - это не производство процессоров или высокотехнологичных компонентов, но это достаточно современный комплекс, позволяющий создавать столь нужную и, при этом, качественную и недорогую продукцию в больших объемах.