Непредсказуемая фотомодель?
Слова «цифровая фотография» у меня ассоциируются прежде всего не с цифровым аппаратом или цветным принтером, а с компьютером. До недавних пор он связывал устройства получения изображения и принтер, выдающий твердую копию. Обработка изображений, полученных с различных устройств и при разных условиях съемки, выполняется на компьютере и требует от оператора определенной теоретической и практической подготовки. С ростом числа фотолюбителей, использующих цифровые фотоаппараты для получения фотографий, стало желательным упростить процедуру цифровой фотопечати.
Принтеры, позволяющие обойтись без компьютера и печатающие фотографии прямо с карт памяти, появились несколько лет назад. Тогда это были главным образом термосублимационные устройства, выводящие снимки размером не больше чем 10х15 см. Небольшой формат, узкая специализация и дорогие расходные материалы не позволили этой технологии вывода стать массовой для любительской цифровой фотопечати. Поскольку основным домашним принтером стал цветной струйник, логично было ожидать, что именно на его основе появятся универсальные принтеры, сочетающие возможность печати с карт памяти и работу в качестве обычного принтера, подключаемого к компьютеру.
И они появились. Но сразу возникла проблема точности воспроизведения тона и цвета изображения. При печати из компьютера изображение оптимизируется в графическом редакторе, а затем посылается на печать. Чтобы добиться соответствия отпечатка изображению на мониторе, необходимо, в первом приближении, правильно задать установки по управлению цветом в графическом редакторе, напечатать какой-нибудь тестовый файл и программно откалибровать монитор по отпечатку. Причем печатать надо через профиль принтера, отключив обработку изображения в драйвере.
При печати непосредственно с карты памяти приходится либо выводить неоптимизированный файл, либо доверять всю обработку автоматике, что часто приводит к непредсказуемому результату. Выбор одинакового цветового пространства для принтера и цифрового аппарата не решает проблему. Во-первых, файл все равно остается неоптимизированным в этом пространстве. Во-вторых, как правило, используется изначально убогое, имеющее небольшой цветовой охват пространство sRGB. Я вообще не понимаю, как одна известная фирма (не Epson!), наряду с Microsoft продвигающая sRGB как стандарт, претендует на то, чтобы ее принтеры назывались фотопринтерами. Вы хотите, чтобы на ваших фотографиях количество цветов было искусственно уменьшено? — используйте sRGB.
Эпсоновцы не захотели. Уж чего у принтеров Epson не отнять, так это широкого цветового охвата, превышающего цветовой охват традиционной офсетной печати, и подавно — охвата sRGB (особенно хочется отметить большое количество воспроизводимых сине-зелено-голубых цветов). Надо что-то делать, подумали в Epson. И придумали систему Print Image Matching (далее PIM) — «согласование, или подстройка отпечатка». Очевидно, имеется в виду подстройка под исходный файл с учетом условий съемки для наиболее адекватной передачи реального изображения на отпечатке.
Суть идеи состоит в том, что цифровой фотоаппарат записывает на карту памяти файл, состоящий из двух частей: непосредственно изображение и заголовок, содержащий команды управления печатью. Если файл открывается в редакторе или выводится на принтере, не поддерживающем PIM, то используется та часть файла, в которой записано изображение. При печати через PIM-принтер информация заголовка используется для преобразования изображения таким образом, чтобы отпечаток максимально соответствовал тому, что увидел фотоаппарат. Ясно, что систему PIM должен поддерживать как принтер (или драйвер принтера в случае отсутствия у последнего средств чтения карт памяти), так и фотоаппарат. На данный момент, помимо Epson, поддерживать PIM в своих цифровиках решили Casio, Kyocera, Minolta, Nikon, Sony.
В общем случае система PIM в заголовке файла записывает информацию о цветовом пространстве аппарата, а также о выбранных режимах и цветовых настройках при съемке конкретного кадра. При этом могут учитываться такие параметры, как значение гаммы, точки черного и белого, яркость, контраст, цветовой баланс, насыщенность, резкость и другие, которые могут быть специфичны для разных производителей и разных моделей.
Цифровая фотостудия от Epson обходится без компьютера. Она состоит из цифрового фотоаппарата Epson PhotoPC 3100Z и принтера Epson Stylus Photo 895. Аппарат записывает, а принтер считывает данные по стандарту Print Image Matching. Аппарат попал ко мне без документации, а принтер был полностью укомплектован и снабжен бумажным руководством пользователя, что совсем нелишне, поскольку он работает без компьютера. В коробку с принтером также был вложен листочек, расхваливающий преимущества PIM. К сожалению, он был написан по-японски русскими буквами. Интересно, у Epson что — не нашлось средств заплатить литературному редактору или просто грамотному специалисту за доведение текста до читаемого состояния?
Поначалу я был настроен скептически по отношению к эпсоновским цифровым аппаратам. Все-таки Epson — не Nikon и не Minolta, да и отзывы о цветопередаче у предыдущей модели, PhotoPC 3000Z, были далеко не лестные. Но PhotoPC 3100Z меня приятно удивил. 3,3 мегапиксела — сегодня норма, удобный дизайн, возможность работы с внешней вспышкой, оптический зум эквивалентен 34–102 мм (чуть «широкоугольнее», чем обычные 38 мм — это плюс). Низкое энергопотребление (правда, я не замерял, но металл-гидридных аккумуляторов хватило надолго при постоянно работающем дисплее, да и аппарат во время работы не грелся), удобное, не перегруженное меню, оптический видоискатель с диоптрийной коррекцией. И самое главное — очень точная цветопередача при использовании фиксированного баланса белого (автоматический баланс все же в целом холодит изображение и «пурпурит» света). Автоматика и оптика камеры отлично справляются с самыми сложными, по свету, кадрами.
При подключении к компьютеру (по USB) PhotoPC опознается как съемный диск, что, на мой взгляд, должно стать стандартным решением для всех производителей цифровых фотоаппаратов. Картинки из аппарата просто копируются на жесткий диск, а в аппарат можно записать любые файлы и перенести их на другой компьютер.
Как я уже говорил, документации к PhotoPC 3100Z под рукой не было, а скачивать инструкцию на 22 мегабайта я не стал. Поэтому у меня не получилось добиться того, чтобы при выключении и повторном включении фотоаппарата на нем оставался ранее выставленный режим съемки. Ну, еще не хватает защиты против случайного удаления всех файлов (я таки один раз удалил). Но в целом впечатление от аппарата самое хорошее.
Принтер Epson Stylus Photo 895 построен на механизме 890-го, соответственно и технические параметры печати у него такие же: шестицветная печать на листах и рулонах с полями и без до формата А4 включительно, максимальное (для мазохистов) разрешение печати 2880х720 dpi (реальное рабочее — 1440х720 с включенной опцией High Speed), переменный объем капли (минимально — 4 пиколитра).
Важно — подключение к компьютеру только по USB! Будто и не было LPT-интерфейса. Зато добавлено несколько кнопок на панели управления и монохромный дисплей для задания режимов печати. Есть также слот с разъемом PCMCIA под адаптер для карт памяти. Адаптер для Compact Flash входит в комплект. После инсталляции драйвера принтера вставленная карта памяти становится доступна на компьютере как съемный диск. Опционально поставляется цветной ЖК-дисплей (в нашем комплекте он был — см. фото), на котором можно просматривать фото перед печатью. Размер этого дисплея даже меньше, чем на аппарате, но все равно с ним удобнее, нежели делать индексные отпечатки, а потом по ним выбирать необходимые.
На прилагаемом к принтеру компакт-диске, помимо драйверов, записана программа для печати изображений PhotoQuicker 3.0, которая тоже понимает дополнительную PIM-информацию. Пользоваться ею несколько непривычно (я печатаю фотографии в Photoshop 6.01), но просто и удобно. В окно программы можно вывести все картинки из какой-либо папки или с карты памяти и отметить те, которые надо печатать (скриншот 1); по каждому изображению можно сделать необходимые настройки (2); выбрать способ расположения изображений на листе определенного формата (3) и даже впечатать на фотографию данные о параметрах съемки, содержащуюся в заголовке файла, и любой текст по вашему желанию (4).
Жаль, но в Японии, похоже, не знают, что существуют мониторы с диагональю более 15 дюймов, поэтому и максимальный размер окна у PhotoQuicker составляет 800х600 пикселей. Неудобно, но терпимо. Хуже то, что изменения настроек печати конкретного файла видны в окне предварительного просмотра как-то схематично и по ним нельзя полностью представить, как отразятся эти изменения на конечном отпечатке.
При печати на принтере непосредственно с карт памяти на панели управления можно выбрать один из двух режимов: когда данные PIM не учитываются и никакой предварительной обработки не происходит или когда производится подготовка изображений к печати в режиме PhotoEnhance с учетом данных PIM, записанных в заголовке файла. То есть на принтере автоматическая «подгонка» изображения по стандарту PIM и автоматическое «улучшение» изображения соединены. В PhotoQuicker 3.0 «подгонку» и «улучшение» можно разделить: режимы PIM и PhotoEnhance не связаны между собой.
За несколько лет интенсивной печати на струйных принтерах, преимущественно фирмы Epson, я пришел к твердому выводу: для правильно подготовленного файла любые автоматические усовершенствования вредны! В лучшем случае они ничего не меняют, а в худшем могут совершенно изменить тоновое и цветовое решение снимка. Я печатаю только через профиль. Режим Color Controls, стоящий по умолчанию в драйверах принтеров Epson, уже вносит изменения. Именно поэтому, на мой взгляд, у уважаемого главного редактора «Компьютерры» нет-нет да и вылезали из принтера картинки с непредсказуемыми цветовыми оттенками (он писал про это, кажется, в статье об Epson 1290). На откалиброванных мной системах можно печатать без проб, практически со стопроцентно ожидаемым результатом. Разумеется, с учетом возможностей монитора и принтера.
Но я профессионал и знаю, что делать в той или иной ситуации с тем или иным изображением. А для любителя система Print Image Matching вполне могла бы быть полезна… если б не была такой непредсказуемой. Во-первых, некоторые снимки она делает лучше (чуть насыщеннее цвета, более правильные контраст, цвет и яркость), а некоторые хуже (пропадают цветовые полутона в темных областях, изображение становится более «серым», падает цветовой и тональный контраст) по сравнению с теми же, но отпечатанными без PIM. Во-вторых, печать с принтера и с компьютера через PhotoQuicker 3.0 дает разные результаты, то есть PIM принтера дает другой результат, чем PIM программы печати. Это уже ни в какие ворота не лезет — пропадает весь смысл системы. Какой же отпечаток будет более «согласован»?
Конечно, помимо самой Print Image Matching за качество конечного отпечатка отвечают фотоаппарат и принтер. Как я уже говорил, PhotoPC 3100Z дает очень хорошие по цветопередаче и тональному балансу снимки, а хороший файл автоматическая система печати может только испортить, лучше не сделает. Вероятно, поэтому при печати как из принтера, так и из программы в большинстве случаев оптимальные результаты, на мой взгляд, дал режим, когда PIM отключен и автоматическая коррекция не производится. Возможно, для аппарата попроще улучшение качества отпечатка при использовании PIM и наблюдалось бы.
По поводу принтера. Стало общепринятым хвалить Epson за качество печати его струйных принтеров, но не все так однозначно. Оптико-механические параметры печати (объем капли, шаг печати, отсутствие полей, цветовой охват чернил) и качество конечного отпечатка связаны не напрямую. На мой взгляд, эпсоновские инженеры, заслуженно уделяя внимание механике, совершенно забыли про математику. С маркетинговой точки зрения понятно, 2880 точек на дюйм — это круто (кстати, обычно забывают, что второй сомножитель 720, а значит, в произведении дает меньше точек на квадратный дюйм, чем у конкурентов, у которых 2400 на 1200). Нет чтобы в техдокументации написать про плавность передачи темных полутонов на человеческой коже. При хорошей механике у шестицветных принтеров Epson, если оценивать с точки зрения передачи телесных оттенков, алгоритм цветоделения — на слабую тройку.
Широкий цветовой охват и алгоритмы цветоделения, с какого-то порога резко прибавляющие черную краску, отлично подходят для пейзажей с небом и морем и с большим количеством мелких контрастных деталей. Ну а теперь, положа руку на сердце, скажите, что вы чаще печатаете: морские пейзажи или портреты себя любимого, близких и друзей? Что самое интересное, в Epson тоже понимают, что их принтерам лучше всего удаются видовые фотографии. На диске, который прилагается, например, к модели Stylus Photo 1290, из шести образцовых картинок пять — зелено-голубые пейзажи и нет ни одного человеческого лица. Может быть, дело в национальных особенностях восприятия цвета — не знаю. Хотя тот же японский Canon S800 Photo отлично передает телесные оттенки. А надо-то всего ничего, просто подправить алгоритмы цветоделения, и принтеры Epson, вполне возможно, вернутся на позицию лидера по качеству печати.
Так вот, возвращаясь к теме, в ухудшениях изображения на отпечатке при использовании PIM, судя по всему, виновата не сама система, а алгоритмы цветоделения драйвера. PIM объективно отпечаток улучшила, а принтер с ним не справился. К сожалению, проверить последнее предположение пока просто невозможно — фотоаппараты других фирм с поддержкой PIM есть, а принтеров нет и, наверное, не будет.
Epson пошла в абсолютно правильном направлении. Идея Print Image Matching сама по себе хороша, но лишь как первая версия программы, причем вполне работоспособная, особенно в железной части. Принтера, печатающего фотографии напрямую с карт памяти без компьютера и по качеству печати лучшего, чем Epson Stylus Photo 895, просто не существует. Уж на что я много печатаю и с компьютерной обработкой изображений на «ты», а и мне сам процесс понравился. Засунул флэшку в адаптер, выбрал фотки, нажал кнопку и через какое-то время (5–11 минут на фото 10х15 см в зависимости от режима; через компьютер — раза в три быстрее) получил готовые отпечатки. Удобно — можно установить прямо в фотостудии; дешево — не нужен компьютер; просто — от распаковки принтера до получения первой фотографии у меня ушло полчаса; конфиденциально, в конце концов.
Представляю себе потенциального покупателя цифровой студии от Epson, который задумчиво вопрошает: «Так что же теперь?» А покупать! Минусы — несмертельные, плюсы — очевидные. Море удовольствия обеспечено.