Компьютеры

Обзор CD-R/RW привода Plextor PX-W2410TA

Модель PX-W2410TA не флагман в линейке Plextor, однако высокая надежность, качество и божеская цена — заманчивые козыри этого CD-R/RW привода.

Уж как везде нахваливают Plextor, просто диву даешься. Неужели это действительно лучший из лучших, да еще и без единой промашки одна модель круче другой? И оправдывает ли себя цена? Попробуем разобраться на примере модели PX-W2410TA (запись одноразовых 24х, запись перезаписываемых 10х, чтение до 40х). Для обеспечения столь высоких скоростей записи модель оснастили собственным буфером 4 Мб и вооружили супер технологиями, с которыми есть резон познакомиться не формально. В данной статейке речь пойдет в основном о том, что обычно остается за кадром в обзорах, но без знания чего на практике "наломаешь дров", или не оправдаешь надежд выбора покупки.

На сей день модель PX-W2410TA не флагман в линейке Plextor, зато цена приблизилась к народу, опустившись в России за год почти на 100 у.е. Наличие в повсеместной продаже и относительно божеская стоимость - вот притягательные прелести плексторовской W2410TA не только на лето 2002. Информация для начинающих: устройство записи CD-R/RW дисков (в обиходе - строчила) этого типа подключается к IDE, как и обычный HDD винчестер. Для посвященных: рассматриваемая модель имела микропрограмму, другими словами "прошивку" (firmware), заводской версии 1.02. Так случилось, что достался строчила в аскетичной поставке BULK, которая допускает отсутствие аксессуаров и программного обеспечения. Что-ж, заодно выясним, что отличает поставку BULK от любимой народом по причине предельного удешевления поставки OEM.

plextor.jpg

Первые впечатления
Упакованный в однотонную светло-коричневую коробочку с надписью Expect Мore... (понимайте как хотите, почему-то просится "в ожидании бОльшего"), данный Плекстор был сделан в КНР. Кое-что из аксессуаров, впрочем, имелось. А именно:
• обычный Е-IDE 40 пиновый шлейф;
• аудио кабель (не цифровой, а жаль);
• 4 аккуратных крепежных винтика;
• перемычка, чтобы "накидывать" на загадочный джампер DMA, расположенный сзади строчилы следом за аудио выходом по цифре;
• специальная Г-образная "тыкалка" из добротной стали (!) для извлечения диска при выключенном компьютере.

Вопреки ожиданиям, внутри коробки был обнаружен диск следующего содержания:

1

Рис.1.

На поверку PlexTools оказался фирменной утилитой, хорошо функционирующей в целом, но с ограниченными возможностями (иного программного обеспечения ожидать от BULK было бы наивным). Об утилитах чуть позже, сначала копнем теорию.

В чем кайф?
Фирменная технология PowerRec-II гарантированно обеспечивает ставшее легендарным качество записи Plextor при высочайшей (насколько возможно!) скорости.

Дело в том, что далеко не каждый носитель (одноразовый или перезаписываемый) способен осилить скорость записи, навязываемую туповатым строчилой. То что, несмотря на равные заявляемые характеристики, болванки (они же незаписанные CD-R/RW диски) одной фирмы изготовителя отличаются от болванок другого изготовителя - знают все. Помимо потенциальных свойств, заложенных фирмой изготовителем в ту или иную болванку, существует технологический разброс параметров, неизбежный при крупносерийном производстве. Свойства болванок могут отличаться для разных партий, или разных технологических линий. Безусловно, "брэнды" стремятся минимизировать этот разброс. Насколько "брэндовый" разброс критичен при современных скоростях записи - сказать трудно, информация не афишируется. Провести независимое исследование архисложно. Судя по "гемору" с болванками сомнительного происхождения или смутной "родословной", параметры скачут заметно. Не исключено, что даже в пределах поверхности одного диска.

С другой стороны, существует проблема читаемости записанных дисков на различных аппаратах. Оказывается одно и тоже содержание и на одной и той же болванке записывать можно по-разному.

Короче, быстрая запись еще не означает, что результат этой записи во-первых, будет безошибочен сам по себе, и, во-вторых, будет везде без проблем читаться.

Плекстор не дурак, действует по принципу "умный в гору не пойдет, умный гору обойдет". Первым делом строчила читает служебную информацию, увековеченную честным производителем болванки. Затем выполняет калибровку оптической мощности под конкретную болваночку. После чего модель 2410 начинает запись на скорости 16х, ясный перец, если болванка позволяет. Через некоторое время прерывает процесс записи (благодаря BURN-Proof, о чем ниже) и самостоятельно проверяет качество записанного. Если все О'Кэй, увеличивает скорость до 20х, если нет - снижает, и так далее вплоть до 24х. Из минусов такого подхода: зависимость алгоритма от объема записываемых файлов и увеличение продолжительности процесса записи.

Справедливости ради необходимо признать использование Плекстором еще одной технологии под названием Zone CLV. Суть ее состоит в условном разбиении диска на зоны, в которых Плекстор будет стараться записывать с соответствующей зоне скоростью (постоянной). Так на первых 6 минутах пространства аудио диска скорость записи для формулы 24/10/40 фиксирована-ограничена 16х. На последующих 10 минутах - 20х. На 16 минуте и далее до упора - 24х. Такое разграничение на зоны выбрано на основе анализа реальных болванок.

Связь двух отмеченных технологий очевидна. Если качество конкретной болванки не позволит безошибочно записывать после 16 минуты на скорости 24х (диктуемой Zone CLV), то PowerRec-II понизит скорость до 20х.

Из нижеприведенного графика (спасибо честному PlextorФ ) хорошо видно, что топ модель Плекстора формулы 40/12/40 на самом деле способна записывать с пресловутой скоростью 40х лишь на ~30% пространства диска. А с 16 по 29 минуты (в пересчете пространства диска на аудио) максимально достижимые скорости записи "топовой" и модели формулы 24/10/40 совпадают, составляя 24х !!! Опять таки топ модель будет четыре раза переключать скорость в течение записи всего диска, а "наша" 24/10/40 всего три раза. Причем более 75% пространства диска оставаясь на скорости 24х (конечно, если PowerRec-II насильно не снизит, чтобы качество записи соблюсти).

zclv2.jpg

Итак, для Плекстора скорость не самое главное. Прежде всего - качество записи.

Железо
В прилагаем листке быстрой установки черным по белому написано (увы, не по-русски): "рекомендуется установить перемычку MASTER и подключить устройство к вторичному IDE коннектору, при этом никакое еще одно устройство к этому коннектору не подключать". Последнее не на шутку озадачило. Первичный IDE был занят двумя винчестерами (стеклянным "дятлом" от IBM и новым семитысячником от Fujitsu), а на вторичный уважительно просился старожил DVD-ROM Pioneer 103S. Шут с ними, рекомендациями, подцепим и Пионер, ладно уж, как SLAVE.

Длина Плекстора, равная 202 мм, не помешала ему встать в типичный MidiTower корпус. Строчила не упирался в материнскую плату обычного размера, еще и примерно сантиметровый запас нарисовался.

На сайте www.plextor.com удалось узнать, что необычный DMA джампер не что иное как переключение между UltraDMA Mode 2 (33.3 Мб в сек, поддерживается чипсетами Intelв 8XX) и DMA Mode 2 (16.6 Мб в сек, чипсеты Intelв 4XX). Того и другого режима для записи хватает "за глаза", поскольку при записи строчила съедает поток максимум 3.6 Мб в сек. На соседней странице уточняется, что строчила относится к драйвам стандарта ATAPI и может быть подключен через 80 проводной шлейф (Ultra ATA). Причем рекомендуется подцепить на конечный разъем шлейфа, а не на серединный. В случае проблем с распознаванием строчилы операционной системой предлагается использовать обычный 40 пиновый шлейф.

Во всех CD-RW Плексторах применяется электрически стираемая "флэшка" PROM, так что при желании можно обновить прошивку прямо из Windows. Корректность прошивки крайне важна для обеспечения качества записи, так как влияет на работу сервопривода и лазера. Плекстор не заимствует прошивку у других, а постоянно совершенствует собственную, что гарантирует совместимость при развитии стратегии записи. Однако, прога обновления прошивки (под пару сотен кило, легко качать из Инета) при запуске предупреждает, что полной гарантии успешности операции дать не может.

Plextor 24/10/40 не бьет рекордов по скорости доступа к диску: заявлено среднее 140 мс, подтверждаемое тестами.

Наконец, трей входит и выходит ("замечательно выходит!") мягко и мощно. Никаких лишних звуков, только негромкое урчание привода. Захлопывается трей без трепыхания, как будто дверь несгораемого сейфа. Добрый предвестник.

Средняя наработка на отказ сего чуда измеряется в "попугаях", то бишь в открытиях-закрытиях трея (100 000 раз). Если измерять в часах работы под "напругой", то обещают 60 000. При желании легко прикинуть, сколько дисков "без пыли без шуму" позаписать успеется.

Системные требования
Инструкция с комплектуемого диска гласила (опять не по-русски):
Для гарантированно надежной работы Плекстора формулы 24/10/40 необходимо 64 Мб памяти, процессор не хуже 300 МГц, свободных 15 Мб на HDD для установки утилиты и 1 Гб для копирования дисков через промежуточное создание образа на винчестере.

Перечисленные требования в наличии имелись и даже в некотором избытке (256/600).

«Плексторовский» софт и "разбор полетов" на его примере
Под Windows Me и XP утилита PlexTools (русский интерфейс отсутствует) встала элементарно. В принципе апгрейднуть утилиту не составит труда, выбрав нужное из списка. В мае 2002 на сайте фигурирует версия 1.13А, а на прилагаемом диске версия 1.09. В старой версии, как выяснилось, не работал PowerRec-II. Не спешите скачивать: "Инсталлшилд" утилиты прерывает инсталляцию, если не найдет в системе строчилу от Плекстор.

В утилите реализованы лишь наиболее важные настройки драйва. Общий вид утилиты можно лицезреть на рис.2. Весьма полезна функция изменения (в определенных диапазонах) скорости вращения диска, например, при воспроизведении аудио, когда достаточно первых скоростей.

Вынужден признаться, излучаемый акустический шум на высоких скоростях довольно заметен, особенно в течение переходных процессов раскрутки диска. Генерируемые звуки свидетельствуют о мощности и резвости привода, а не о плохой механике. На определенных скоростях из-за резонансов не исключены вибрации корпуса компьютера, следовательно, целесообразно демпфировать корпус (лапки-ножки из мягкой резины и т.п.). 

Предусмотрено изменение времени останова шпинделя (от 125 мс до 32 минут). Длинный интервал пригодится на случай относительно нечастого обращения к диску, чтобы каждый раз не терять времени на раскрутку диска. Неплохо!

Мощность выхода аудио сигнала можно подрегулировать программно. Эта функция влияет на выход, расположенный на лицевой части строчилы и имеющий, как и полагается, свой "аналоговый" регулятор громкости. Кстати, "лицевой" выход оказался паршивым: щелчки в левом канале и гудение в обеих при вращении диска. Плекстор намекает, что этот выход предназначен для наушников (0.8 В на 32 Ом). Как раз 32 омные "уши" и втыкал... Для сравнения, вертак Пионер подобным расстройством никогда не страдал.

Технология BURN-Proof - запатентована Sanyo Electric Co и предназначена для предотвращения опустошения буфера в процессе записи. Осуществляется комплексно: за счет аппаратных решений, реализованных в строчиле и его прошивке, а так же средств, воплощенных в программном обеспечении записи. Т.е. если PowerRec-II обеспечивает качество и скорость, то BURN-Proof - надежность записи. Чтобы избежать опустошения буфера раньше приходилось перед записью приводить компьютер в однозадачный режим, вырубая антивирус, всяческую анимацию и прочее, и даже отключать от локальной сети. Иначе безвозвратно запороть одноразовую болванку было "раз плюнуть". 

Как уверяет реклама, активизация BURN-Proof актуальна для слабых процессоров, или в случае выполнения любых других программ параллельно записи. Практическая проверка показала, BURN-Proof это революционный скачок! Теперь можно на каком-нибудь Celeron-600 одновременно записывать болваночки (утилитой PlexTools уж точно) и смело не только работать в Word, но и смотреть DVD (!).

Вот где всплыла проигнорированная рекомендация Плекстор. DVD драйв все-таки лучше подцепить на соседний IDE порт. Иначе тормоза и заикания звука очень даже вероятны. Зависит не только от мощности процессора, но и от специфики софта записи. Впрочем, если фильм предварительно сбросить копированием на винчестер (не всегда проходит - некоторые DVD диски защищены), то строчила и DVD-дишник в остальном уживутся и на одном порту.

Как поведет себя другой софт записи в "многостаночном" режиме - это отдельный вопрос, нуждающийся в дотошной проверке. Еще раз напомню: BURN-Proof требует не только аппаратной поддержки (т.е. со стороны строчилы), но и строго соответствия с функциями, заложенными в программном обеспечении записи. А так как помимо BURN-Proof существуют такие же по назначению технологии (Power Burn, JustLink, ExacLink, Seamless Link, SuperLink, SafeBurn), то записывающий софт должен либо "убойно" поддерживать все технологии предотвращения опустошения буфера, либо специализироваться на определенных, или даже некой одной технологии. Последнее более вероятно.

Поддержка аудио технологии VariRec не высвечивается (см. в правом нижнем углу рис.2), так как заигрывание с пишущим лазером под названием VariRec отсутствует в данной модели. Вы никогда подстройкой тока подмагничивания на ленточных деках не увлекались? Ну и не парьте себе мозги. Слепое переигрывание с подмагничиванием приводило к тому, что на других магнитофонах лента воспроизводилась глухо и тихо. Назначение VariRec это минимизация джиттера вручную на фиксированной скорости 4х при записи различных по качеству болванок /8/. Без чувства меры заиграться с лазером легко, а вот чтобы CD-R диски воспроизводились не только на родителе Плексторе, их, простите за банальность, заново не перепишешь.

О встроенном медиа плейере. Дизайн и сервис примитивны. Сейчас плеером как таковым удивить трудно, здесь же он пригодится для вспомогательного прослушивания треков перед граблением. Версия 1.09 озвучивала VOB файлы (которые на DVD видео), воспроизводила АС3 звук и видеодорожку формата m2v. Версия 1.13 утратила сие прибамбасы и из "вкусностей" способна лишь "крутить" DivX, конечно, если декодер заранее установить. В "уиндоуз" ХР вышел казус с воспроизведением миди - комп завис намертво, даже ctrl+alt+del не выручало! Желающие могут набрать статистику по разного рода казусам. В ХР их следует ожидать немало с любым софтом, который функционирует в реальном времени (из-за специфики ядра, заимствованной из ОС жесткого реального времени).

Извлечение аудио треков ("грабление"). Настройка, если ее можно назвать таковой, видна из Рис.3. Очевидно, все делается на хорошо отлаженном "автомате". Будем надеяться…

Различные аппараты, включая проверенный вертак-Пионер впридачу со строчилами 4х годичным HP7200 и полугодовалым NEC7700, норовили сграбить некий 100 мегабайтный трек с аудио диска без видимых царапин на скоростях от 4х до 12х. Плекстор в считанные секунды раскрутился где то с 10х до 27х и далее уверенно продолжал, не снижая скорости. Повторяемость результатов была приличная, где-то плюс минус половину скоростюшки. Точное значение достигнутой скорости не столь важно, поскольку зависит как от состояния поверхности конкретного аудио диска, так и от его качества изготовления.

Другой трек - под 60 Мб с запиленного диска - выдирался гораздо медленнее. Стартанув примерно с 3х, Плекстор не спеша вышел на 7.8х. Функция обнаружения ошибок была активизирована. Не мудрено, что эта функция не работала при граблении PlexTools-ом через другие строчилы и CD-ROM драйвы. Как показала тщательная проверка, Плекстор в трех попытках отработал безошибочно, хотя каждый раз сдвигал содержимое аудио трека в сграбленном файле на ~0.01 сек. Т.е. в течение первых сотых долей секунды аудио данные в сграбленный файл не попадали. Как правило, на первых секундах треков царит абсолютная тишина, так что утрата первых сотых долей никак не сказывается. Что касается треков, плавно переходящих из одного в другой, то эстетам остается грабить все подряд, а потом "под лупой" вырезать в редакторе. Хьюлет с испугу нахватал кошмарных заиканий звука, видать из-за старости "зрение" притупилось, аль замутнилось (не путать с загрязнилось!). Остальные строчилы и драйвы пыхтели на скоростях от 2х до 10х и в большинстве случаев сграбили без слышимых сбоев, но иногда и врали. Т.е. один и тот же трек на одном и том же "универсальном" аппарате может выдираться с ошибочками, а может и без оных, то бишь "бит в бит", это уж как повезет. Не исключено, что тонкие настройки, имеющиеся в разнообразном софте грабления, помогают и иногда весьма весьма, но как говорится, "поздно пить Боржоми, если почки отказали..." Как узнать-подтвердить, наврал аппарат или нет? Ведь "тихие" (малой амплитуды) ошибки очень трудно выявить. Чтобы сравнить есть ошибка или нет, надо как то извлечь с аудио диска без ошибок сам оригинал. Тут приходится прибегать к косвенным методам, наводить статистику и т.п. Да, "громкие" ошибки грабления хорошо щелкают по ушам. Следует признать, громкие ошибки грабления аккуратненьких аудио дисков довольно редки, особенно на аппаратах из верхней половины ценового диапазона.

Напоследок подкинул Плекстору сграбить убитый напрочь трек, не воспроизводимый (без ступоров-сбивок) всеми известными бытовыми Hi-Fi аппаратами. Кстати, вышеупомянутый компьютерный Pioneer воспроизводит запоротый трек легко, даже без малейших потрескиваний! В трех попытках Плекстор выловил разное количество ошибок: 28028, 36806 и 26890. Опция "при обнаружении ошибки: понизить скорость и читать снова" была выключена. Проверка самопальным, но предельно корректным методом показала, что сграбленные файлы нешуточно отличаются друг от друга в местах, где ошибка на ошибке и ошибкой попирает. Визуальный анализ позволил установить, что Плекстор под чутким руководством персонального "Тулза" может "интуитивно" слегка посрезать макушки сигналов, а может и не посрезать. Странно, однако...  Включив "понизить скорость и читать снова при обнаружении ошибки", повторил процедуру. Плекстор понижал скорость "по своему хотенью" до 4х.

По количеству ошибок результат совсем иной!!! Вранья намного меньше, в общем то крохи, но оно все-таки есть и все время разное. Т.е. при каждом новом граблении файл-результат отличается от предыдущих! На слух вранье такого уровня уже не критично, но хотелось бы за цену Плекстора иметь идеал. Так, а что скажет товарищ Пионер? Грабим раз, грабим два, грабим три. Сравниваем. Никакой самовольщины! Ну, ошибся всего лишь в одном месте на паре сэмплов, чуток наврав с амплитудой (менее -60 дБ). Такое только робот для подслушивания расслышать сможет! "Мораль сей басни такова": у Плекстора в его "Тулзе" пока есть еще огрехи с граблением проблемных аудио дисков. Логично предположить наличие аналогичных огрехов и в другом софте грабления. Один из путей борьбы - понижение скорости вручную вплоть до 2х.

По ходу дела замечу, утилита сама обнаружила наличие в системе МР3 законно бесплатного кодера LAME. Результат сего представлен на Рис.4.

4

Рис.4.

Теперь о вечном. Если есть желание сжать в МР3 с минимальными потерями качества звука, советую не изменять режим постоянного битрейта (CBR) на режимы ABR и VBR. Последние два дают прибавку в экономии объема сжатого файла, но в ущерб качеству. Битрейта 256 кб в сек вполне достаточно, даже с запасом на будущее.

Кстати, какой именно винчестер был местом сброса сграбленного файла, существенного влияния на скорость грабления не оказывало.

Настал черед расставить все местам с записью аудио дисков.

Качественно записывать аудио диски намного сложнее, чем чисто компьютерные диски. Как ни странно, запись всяких там файлов, фильмов и прочей фигни никогда не вызывают столько заморочек, сколько выжигание аудио дисков. Чуть слопушил и, физкульт-ура: на свежевыжженом аудио полно артефактов. Объяснить сей факт в двух словах не получится, ограничусь аксиомой: существует целый набор теоретических тонкостей (не помешает знать, когда "выше задницы не прыгнешь") и масса подводных камней практики. Примите к сведению, что для чтения аудио дисков используется свой алгоритм-механизм проверки на правильность. Любопытно и то, что формат данных на аудио не "интеловский" а "мотороловский", т.е. старший-младший байт каждого числа поменян местами.

Широко распространено мнение, якобы с любым строчилой качественно записать аудио можно только на 2й скорости, и ни в коем случае не выше. Обидно, понимаэшь, тратить под 40 минут, когда наш строчила позволяет справиться в 12 раз быстрее! За 40 минут либо "винды" зависнут, либо "свет" отключат :). А вот за 3 минуты..., за 3-5 минут исключительно приятные события обычно успевают произойти. Если нельзя, но очень хочется, значит, можно. Решено, пишем! Выставляем 24х!!! Чтоб без конфуза какого, берем девственную одноразовую 700 меговую (ну их, 800 меговые, к лешему, их не все аппараты читают) болванку, способную 32х выдержать. "Тесто" для болванки, упакованной в коробку-обертку Philips, было замешано-сделано обычной тайваньской компанией Ritek. Вообще то Плекстор "компэни" рекомендует на 24х скоростях записи использовать брэндовые болванки 1го сорта: Ricoh, Mitsui Chemicals, Taiyo Yuden (X-type). На скоростях 20х к "первосортной" команде мечты добавляются болванки TDK, Kodak, Maxell, Mitsubishi Chemical. Наша болваночка из другой тусовки, рангом пониже, продается в "каждом дворе" - тем интереснее будет отведать народного качества.

«— Вжик, сказал буржуйский станок.
— Э-ге, сказали суровые русские мужики...»

Эх, нигде не видать, как "контроллера качества" PowerRec-II отключить! "Надсмотрщика скорости" Zone CLV вырубить еще можно, но тогда BURN-Proof выйдет из игры, чего не хотелось бы. Стало быть, Плекстор ринулся записывать одинокий трек всяко не на 24х. И это было действительно так, судя по издаваемым звукам. Отчетливо слышалось, как привод пару раз разгонялся и тормозился, то мигая оранжево-желтоватым в единственном своем "глазке", то загораясь зеленым огоньком простоя. Под занавес подзатих и призадумался. Покумекав о чем-то интимном, Плекстор через утилиту сообщил, что запись прошла успешно. Чистое время записи ~55 мегового файла составило 26 сек. В пересчете на привычные единицы скоростей получим примерно 13х. Следует ожидать, если записывать файлы сразу пачкой под завязку болванки, то показатель скорости записи получится намного выше.

PlexTools версии 1.13 не предлагает выбора для способа завершения сеанса записи аудио, ничего не спрашивая и самостоятельно выполняя закрытие диска. Т.е. дописать аудио (и вообще чего-либо) не удастся, хоть тресни! Если бы была возможность закрывать одиночный трек, или закрывать сессию записи (несколько треков за один раз), тогда дописывай чего душе угодно. Очевидно таким способом Плекстор борется с щелчками между записываемыми треками :) При работе с другим программным обеспечением будьте внимательны, выбирая способ "закрытия"!

Ну ничего, сейчас главное проверить, врет ли Плекстор при записи аудио на столь высоких скоростях. Далее действуем в лоб. Если фокус не пройдет, будем изощряться. Итак, в помощью того же Плекстора грабим обратно на винчестер ранее записанный файл. Сравниваем с оригиналом. Вот это да! Один к одному без малейшего отклонения! А ведь сравнение осуществлялось по каждой дискрете (в тестовом файле 28 миллионов с гаком). Great! И изощряться с вытаскиванием данных с еще тепленького диска не пришлось.

Для полноценной проверки придется родить уникальный аудио диск. Не поленился сбегать купить новую болванку уже на 24х от того же Ritek под маской Philips. Итак, дублирую тест-файл еще 13 (тьфу-тьфу-тьфу) раз, доведя общий объем записываемого до 772 Мб. Стоп! - скажет бдительный читатель, - болванка то 700 Мб! Спокойствие, все под контролем. Болванки потому и помечаются двояко: мегобайты (для записи компьютерных данных) ИЛИ минуты (для записи аудио). Тот же PlexTools показывает: тотальное время звучания аудио диска будет 76 минут 30 сек, при этом общий объем 14-ти треков составляет 772 Мб. Другими словами, когда речь идет о записи аудио следовало бы говорить: 80-ти минутная болванка.

Пока мы трепались про минуты и мегабайты, получивший команду на запись Плекстор прогрел движок и со звуком турбовинтового самолета пошел на взлет. Нельзя сказать чтобы этот звук был громким, а вот тембральная схожесть была ошеломляющей. Замелькали сообщения о записанных треках. Корпус компьютера ответил резонансной дрожью. По мере прохождения ориентировочно середины диска (на скорости 24х) звук становился подобным выходу самолета на заданную высоту, когда форсаж перестает давить на перепонки. Плекстор скушал с винчестера и выплюнул на болванку наши 772Мб ровнехонько за 4 минуты. Посредством грубой оценки получаем среднюю скорость в районе 21х-22х. Т.е. если Плекстор с его BURN-Proof шибко не отвлекать от записи, запуская в операционной системе другие задачки, то получим выжигание по скорости очень близкое к заветной 24х. Ну а если отвлекать, то на скорость записи начнет влиять мощность процессора, чипсет материнской платы и еще Бог знает что.

Все 14 записанных треков оказались абсолютно идентичными. Сэмпл в сэмпл. Тютелька в тютельку. Не удивительно, что расположение записанного трека на диске (в начале или в конце) на качество аудио не повлияло. Теперь мы знаем об автоматическом ограничении скорости "на поворотах" плексторовскими контроллерами-надсмотрщиками при прожигании разных участков диска во благо "его величества" качества.

Хорошо, а как будут другие CD драйвы ЧИТАТЬ аудио диски, идеально записанные Плекстором на 24х? Для предварительной проверочки привлечем подзамученного двухгодичной (каждые сутки на два фронта: днем игрушки, вечером остальное) верной службой DVD Пионера. Ага, есть все-таки микро ошибочки. Объявляется конкурс: расслышь разницу!

Было бы чудесным исследовать, как будет воспроизводиться записанный 24х диск на разных бытовых CD вертаках. Однако прошу понять правильно, подобное исследование представляет собой отдельную серьезную задачу, решение которой выходит за рамки излагаемой темы. Принимаю заявки на размножение тест-диска и рассылку по почте наложенным платежом :) Вот только кто захочет слушать четырнадцать раз подряд один и тот же трек...

Повторив процедуру на перезаписываемой 10х скоростной 700 мегабайтной болванке TDK, получил полностью (!) безошибочную запись всех 14ти аудио треков. В общей сложности 772 Мб были записаны за 8 минут 14 секунд чистого времени. В пересчете это в среднем даже чуть выше скорости в 10х. В течение всей записи Плекстор работал стабильно тихо и не пытался разогнаться. Параллельно в системе ничего не делалось - "факир" ушел на ужин. Вот она, долгожданная замена "пленочной" записи!!! Увы, из бытовых аудио CD-вертаков перезаписываемые диски способны крутить лишь аппараты последнего поколения. Из компьютерных вертаков тоже далеко не все. Так что возня с перезаписываемой болванкой была проделана больше для очистки совести. Есть у меня подозрение, что многоразовые диски, особенно записанные на максимальных скоростях, будут хорошо читаться далеко не на всех аппаратах. В будущем проверим, если "таможня даст добро"!

На волне воодушевления от результата записи аудио отличаем Плекстор ото всех прочих строчил присвоением персонального партийного имени "выжигатель" (от англ CD-Burner).

Так что враки все про священный лимит 2х. Был бы строчила хороший, да болванка более-менее сносная, и смело пиши аудио на скоростях 16х - 24х. Насколько хорошо такие диски будут потом читаться - тема отдельного разговора.

Так что враки все про священный лимит 2х. Был бы строчила хороший, да болванка более-менее сносная, и смело пиши аудио на скоростях 16х - 24х. Насколько хорошо такие диски будут потом читаться - тема отдельного разговора.

Таким образом, утилита PlexTools предоставляет джентльменский набор более чем первой необходимости. Не хватает только записывания и дописывания файлов с данными, видео CD и т.п. Отсутствует и режим DirectCD, из которого пишешь-стираешь (пардон, вырезаешь-вставляешь) на перезаписываемом диске точно так же, как на винчестере или дискете. Впрочем, поддержка DirectCD в ХР заложена-реализована самым богатым программистом мира (как всегда, через ж..), посему попытка инсталляция из стороннего софта по умолчанию будет проигнорирована системой. Чуть не забыл, при закрытии PlexTools желанный BURN-Proof вырубается, так что если использовать сторонний софт, то надо будет позаботиться об активизации "буферезации" непосредственно в этом софте. Правда, обзываться нужная "галочка" может иначе, типа "buffer underrun prevention", или что-то в этом духе.

Пару слов о программном обеспечении сторонних фирм
Связываться с кем попало — себе дороже. Сайт «Плекстора» отсылает к Roxio Easy CD Creator. Чудесно, как раз завалялся полный ("платиновый") вариант версии 5.02, который сносно работал со многими строчилами. После инсталляции получаю предупреждение, что драйв 24/10/40 не распознан. Оказывается нужно апгрейднуть до версии 5.1.1. Для ХР потребуется еще и отдельную примочку скачать, иначе есть риск полюбоваться на «синий экран смерти».

Сходу Плекстор 24/10/40 упорно не желал подружиться с каждым случайно приблудившимся софтом. То ему версии видите ли старые, то чего то не хватает. Представляю строптивость в этом плане топ модели формулы 40/12/40.

Впрочем, версия 5.1.1 Easy CD Creator заработала с 24/10/40 без проблем, в том числе и в МЕ, и под ХР. В режиме DirectCD, правда, Плесктор ощутимо тормозил с перезаписываемой болванкой до 4х по сравнению со скромняшкой (по цене и скоростям) NEC7700. Такое ощущение, что Плекстор перед записью долго настраивался и разминался, как профи спортсмен чемпион перед стартом. А дойдя до финишной ленточки записи "даже не запыхавшись", вдруг впадал в меланхолию. Особенно тормоза разминки и раздумывания раздражали при записи одиночных маленьких файлов объемом примерно с пару мегобайт и менее. Архивируешь скромный документик, думаешь, быстренько скину, вот уже окошко копирования скрылось, жмешь на кнопку извлечения диска… Не извлекается! Ругательные сообщения тоже всплывают. Жмешь еще раз. Фу-у-у, наконец-то прочухался. Плекстор начинал проявлять интерес к жизни при записи файлов объемом выше ~10 Мб.

Что касается извлечения аудио данных, то с Плекстором спокойнее использовать его родной "Тулз". Например, в достаточно неплохой программе CD DAE общее количество ошибок составло 24602 - очень близко к тому, если бы Плекстор грабил в своем Тулзе с выключенной опцией "снижать скорость и читать снова при обнаружении ошибки".

Не чурается Plextor и других операционных систем. Подобрать совместимый софт можно здесь, а почитать на русском о разнообразии софта для строчил — здесь.

Звучок выжигателя
Можно ли порекомендовать Плекстор тем, у кого нет цифрового входа на аудио карте? Иными словами насколько хорош ЦАП, чтобы крутить-слушать аудио диски?

Честно говоря, выжигатель как и любого строчилу лучше держать в "чистом теле", используя только для записи. Ну и для грабления при острой необходимости. В суете воспроизведения аудио дисков внутрь аппарата неизбежно проникает грязь, поскольку к поверхности диска не только прицепляются электростатикой пылинки и ворсинки, но и прилепляются через тривиальное "пальпирование" сальный жир и даже жвачка. Пылинки со временем сбиваются внутри аппарата в плотную "стаю" и в один прекрасный миг залепляют линзу. Стоит сюда добавить жирку - и отчистить линзу становится ох как не просто. Стандартные "чистилки" частенько оказываются бессильны. А касаться линзы любым предметом, вызывающим микроцарапины, категорически недопустимо.

Настораживает молчание фирмы - совсем не ягненка - по поводу характеристик "заднего" аналогового аудио выхода. На "военной кафедре" все секретно и Кельвин этого знать не мог? Нет, плексторовских спецов "на мякине" не проведешь! Знают, стервецы, что всяких пакостных шумов к полезному сигналу в персоналке нахватать, как два пальца… Порою лучше деликатно промолчать по поводу характеристик своего выхода, нежели чем потом перед всеми оправдываться, что вовсе не из Плекстора на CD вход звуковой карты дерьмецо приплыло.

На проверенной перепроверенной звуковой карте с референсным АЦП в проверенном по наводкам компе видно, что соотношение сигнал/шум среднее, как и у большинства сегодняшних CD драйвов. Прочие характеристики тоже в серединке.

Таким образом, Плекстор не претендует на аса воспроизведения аналогового аудио. В этой сфере он уверенный середнячок, не более, не менее. Зато при воспроизведении аудио по цифре - Плекстор вне конкуренции.

Фирменная гарантия
Плекстор-Европа клянется 2-мя годами со дня приобретения. В случае выявления дефекта в течение первых 15 дней эксплуатации - незамедлительная и полная замена. На Россию этот сервис не распространяется. Азиа-с... Зато техническая поддержка пожизненна, не лимитирована и бесплатна для всех!

Про сервисные центры ремонта в России строчил от Плекстор что то не слыхать. Собственно, а что в выжигателе может сломаться? Не суй в него всякую дрянь, и спи спокойно. Некоторые диски (в основном с игрушками) на куски разлетаются во время работы, ведь скорости вращения нынче сурьезные. Ходит байка, как раскрутившийся диск выскочил из некого драйва и газонокосилкой прошелся по комнате. Честно говоря, с починкой любого CD-драйва не шибко то весело обстоят дела. Довелось помаяться лично: один драйв от Creative аж два раза подвергался ремонту, а все без проку - уже через неделю "копыта отбрасывал". Будьте морально готовы: раз строчила сломался серьезно, то меньше мороки новый купить.

Заключение
• Плекстор "заточен" под надежную и максимально быструю (насколько возможно) запись больших файлов

  • Удобен при "граблении" аудио дисков и сжатии "на лету" в МР3

  • Высочайшее качество записи аудио дисков, в том числе на скоростях 16х..24х

  • Избирателен и щепитилен к программному обеспечению записи сторонних фирм. Имеет смысл приобретать в Retail поставке, чтобы не мучаться с софтом и иметь законный апгрейд в будущем.

  • Частая запись маленьких файлов, особенно в DirectCD - не лучшее применение  

  • Plextor, по крайней мере, формулы 24/10/40.