Компьютеры

Обзор пяти игровых рулей-манипуляторов производства Thrustmaster

Два совершенно новых руля-манипулятора производства «великого и ужасного» Thrustmaster: 360 Spider и F1 Force Feedback Racing Wheel, плюс три манипулятора из числа модернизированных старичков.

Знаете ли вы, что совсем недавно на рынке игровых контроллеров, а точнее — в нише рулей, появились два совершенно новых названия: 360 Spider и F1 Force Feedback Racing Wheel? Причем последняя баранка позиционируется не иначе, как лучший продукт на рынке. Значит ли это, что производитель манипуляторов — некогда великий и ужасный Thrustmaster — возвращается? Давайте разбираться. Тем более что у нас есть хороший повод: отечественные дистрибьюторы Thrustmaster представили на суд журналистов не только две упомянутые свежие модели, но и еще три манипулятора из числа модернизированных старичков. Заинтересованно смотрим!

Итак, «рулевая» Thrustmaster-линейка состоит нынче аж из пяти рулей на любой вкус, цвет (впрочем, сами баранки, как обычно, преимущественно черные) и опыт вождения. Простые модели без обратной связи выделены в серию 360 Modena. Видимо, по аналогии с тем, что у настоящих Ferrari 360-я серия — это нехитрые модели стоимостью до 150 тысяч долларов, наши 360-е Modena & Spider относятся к т.н. бюджетной категории рулей «до $100». С них и начнем.

Рули для начинающих...

Наиболее простая и до недавнего времени самая доступная модель Thrustmaster. В целом неплохие, хотя и излишне легкие, педали. К сожалению, как и большинство бюджетных комплектов, 360 Modena снабжена довольно маленькой и легкой платформой, которая периодически выскальзывает из-под ног. Впрочем, для данной ценовой категории это обычное дело. Зато усилия на газе и тормозе заметно различаются, что положительно сказывается на игропроцессе.

Руль? Здесь я опять вынужден констатировать: в этой ценовой категории большинство решений определяется не столько дизайнерами и конструкторами, сколько изначально заложенной ценой модели, поэтому вряд ли стоит ожидать от 360 Modena откровений. Тем не менее рулевое колесо вполне удобно, отличается приличного качества резиновыми вставками в местах хвата. А вот кнопки и чувствительность руля довольно средние...

Но и плюсы симпатичны: неплохая в целом управляемость; удобная форма и оптимальное сечение руля; «крылышки» переключателей передач, легкодоступные кнопки (хотя маленькая «шляпка», заменяющая четыре из них, в движении не слишком удобна); наконец, вздыбленный жеребец на эмблеме... Кроме того, есть одна вещь, которой не встретишь почти нигде, кроме как на Thrustmaster/Guillemot: ручное (!) управление газом и тормозом. Под «крылышками»-переключателями передач находятся два аналоговых рычажка, позволяющих полностью отказаться от использования педалей, — получается, что дизайнеры не забыли так же и о людях с ограниченной подвижностью нижних конечностей. Приятно.

...И все это за $65? Весьма заманчиво.

Итого. Неплохой вариант для не слишком упертых любителей виртуальных гонок, которые уже переросли клавиатуры и джойстики.

«Спайдер» — один из двух новых Thrustmaster-рулей, начало продаж которых запланировано на конец октября с.г. А всего, как вы помните, общее количество рулей, выпускаемых этой фирмой, достигло пяти, и отныне именно 360 Spider будет наиболее доступной баранкой.

Главная особенность новой модели — кнопки. 11 штук, плюс «шляпка», чьи размеры намного превышают габариты «шляпок» рулей-предшественников (кажется, ее взяли прямиком с конвейера по производству геймпадов). Да и кнопки оставили двоякое впечатление: их много (что действительно является большим плюсом), но дотянуться до них, не снимая рук с руля, очень непросто. К тому же «крылышек» переключения КПП здесь нет.

Педали, к сожалению, тоже не претерпели особого тюнинга. Их рабочий ход стал больше, но платформа уменьшилась, что, понятно, не очень хорошо сказывается на устойчивости: в ходе игры приходится часто поправлять платформу с педалями.

Ради снижения конечной стоимости разработчики отказались и от резиновых вставок. Решение спорное: держаться теперь приходится за неприятный на ощупь жесткий пластик. И выемки для больших пальцев слишком тесны. Примечательно, что внешне баранка почти неотличима от кожаной, но стоит взять ее в руки — и с удивлением обнаруживаешь банальную пластмассу. Прокол.

Подводим итог. 360 Spider оставил впечатление бюджетной модели, каковой он, впрочем, и является. Но главное качество — хорошая информативность управления — в этой модели сохранилось, что, смеем предположить, для поклонников гонок все-таки на первом месте. Да и кнопок много... Стоит ли потеря «крылышек»-шифтеров и резиновых вставок пятнадцати долларов? Как знать.

А вот это уже совсем другой коленкор. «Модена-Про» действительно производит впечатление более серьезного продукта. Руль покрыт резиной, и хотя это не самый правильный материал, на ощупь он намного лучше пластмассы предыдущих баранок. Выкрашенная в серебристый цвет база отныне крепится к столешнице двумя струбцинами, для фиксации которых не нужно нырять под стол. «Под алюминий» выкрашены даже педали и мини-рычаг, что справа от рулевого колеса. На фоне простенького черненького рулевого колеса все это смотрится немного сомнительно.

При внимательном осмотре комплект немного разочаровывает: рулевое колесо заметно болтается, весьма конструктивно своеобразные струбцины требуют немалой сноровки и довольно аккуратного обращения, краска на педалях при игре в обуви начинает понемногу стираться... Издержки бюджетности? Скорее всего.

Педали, увы, ни в чем не превосходят своих предшественников. Точнее, они совершенно идентичны педалям модели 360 Modena.

Зато здесь есть отдельный рычажок для переключения передач. Правда, очень маленький, к тому даже отдаленно не напоминающий феноменальный 8-ступенчатый шифтер Act Labs GPL Shifter (который, напомню, подключается через USB-порт и работает с ЛЮБЫМ комплектом рулей и педалей). Переключать передачи можно только последовательно, толкая рычаг к себе/от себя. Слишком просто? Да, однако и такой вариант кажется куда интересней новомодных «крылышек», которые в жизни присутствуют лишь на болидах «Формулы-1» и нескольких дорогих автомобилях со «спортивным уклоном».

«Ручное управление» газом и тормозом имеется и здесь. Примечательно, что подрулевые рукоятки изначально настроены на дублирование педалей, а шифтеры — на повторение команд рычага. То есть в любое время можно пользоваться то одним, то другим приспособлением.

Как ни странно, рулить на этой модели оказалось менее удобно, чем на более дешевых «Моденах». Собственно руль слишком легок, а информативность его вращения недотягивает до должного уровня. Для игр, где приходится тщательно контролировать поведение машины, это почти провал. А уж в серьезных симуляторах, где одно неточное движение может привести к потере управления... В общем, вы поняли. Вместе с тем обычным игрокам это вряд ли покажется серьезным недостатком, однако упертым гонщикам мы посоветовали бы присмотреться к более удобным моделям (причем не обязательно более дорогим).

Что мы имеем в итоге... Если судить по цене, эта модель занимает промежуточное положение между простыми и электрическими рулями с обратной связью. Однако в некоторых случаях по удобству использования она уступает даже младшим продуктам Thrustmaster. Возможно, имеет смысл доплатить за хороший руль с поддержкой Force Feedback? Уровень адреналина в этом случае возрастет во время игры в разы...

...и профессионалов

Услышав о новейшем руле Thrustmaster, снабженном обратной связью и имеющем дизайн, точь-в-точь повторяющий бублики болидов «Формулы-1», мы сразу потянулись... за старыми добрыми Act Labs Force RS и Logitech MOMO. А вы как думали? Первый, напомним, уже который год числится в технологических лидерах (а в наших краях еще и по цене). Второй, появившийся в начале этого года, зарекомендовал себя самым лучшим водительским комплектом... после Force RS. Тем не менее в ряде дисциплин, особенно эргономике, старичок RS уже тогда с трудом противостоял конкуренту от Logitech. Что же будет теперь?

Но начнем мы с менее навороченной, зато куда более доступной и популярной модели.

Рынок игровых манипуляторов, особенно таких, как компьютерные рули, очень консервативен. Этот руль мы рецензируем чуть ли не три года подряд!.. Правда, нынче Force Feedback GT Racing Wheel претерпел небольшой рестайлинг: появился новый педальный блок, лицевая панель руля окрашена в серый металлик, а в названии появилась приставка «GT». Иначе говоря, теперь рули Thrustmaster c обратной связью разделены на две линейки: гражданскую GT и экстремальную F1.

Мы еще в 2000 году восторгались мощнейшим двигателем этого комплекта, обеспечивающим феноменальную обратную связь. Так вот, в этом отношении ему по-прежнему практически нет равных. Разве что Act Labs Force RS... Плюс руль чрезвычайно удобен, его просто не хочется выпускать из рук: маленький бублик, несмотря на скромные размеры, позволяет исключительно точно управлять автомобилем; сопротивление и возвращающее усилие можно настроить по своему усмотрению, причем на максимальном уровне баранка просто из рук вырывается... Кстати, в процессе работы руль по-прежнему издает почти автомобильные шумы, но, честное слово, язык не поворачивается назвать это недостатком.

Кнопок, к сожалению, немного, зато есть рычажок переключения передач, работающий независимо от подрулевых шифтеров (следовательно, их можно использовать вместо кнопок).

Педали... изменились. Возросли усилия; педали стали заметно информативнее и имеют другую кинематику (как на 360 Spider). Хотя, как нам кажется, лучше было бы просто усилить пружины старой модели — по крайней мере те педали были похожи на настоящие.

Но в целом почти все замечательно. Среди стандартных Force Feedback-рулей GT Racing Wheel — самый мощный и интересный. На наш взгляд, это отчасти искупает многие его недостатки: и малое количество кнопок, и некоторые огрехи в качестве изготовления.

Первые серии этих агрегатов отличались очень хрупкими подрулевыми шифтерами (кстати, компания Guillemot была одной из первых, внедривших эти «крылышки»), поэтому многим игрокам удавалось искрошить их в пыль всего за 1-2 недели (и совсем быстро, случайно отклонив их в противоположную сторону). Другие замечания касались окраски и обшивки. Красивые серебристые педали при игре в обуви довольно быстро теряли свой благородный цвет, а покрытие руля в местах контакта больших пальцев протиралось аж до каркаса. А что сейчас? Педали GT-версии больше на красят, а вот «крылышки», похоже, опять не обладают запасом прочности. Увы! Да и обшивка... неужели через 2-3 месяца почти ежедневной игры она снова протрется до дыр? Как же так, дорогой, очень дорогой Thrustmaster?..

Нетрудно догадаться, что этот руль претендует на звание лучшего из лучших. Между прочим, почти точная копия баранки тов. Шумахера. Специально для сомневающихся в инструкции к комплекту приведены две фотографии, демонстрирующие разницу. Вернее, почти полное её отсутствие. Даже лицевая поверхность выполнена «под карбон»!

Собственно руль превосходен. Настоящие, как вы догадались, размеры и просто отличные кнопки (самые удобные и информативные из всех существующих). Подрулевые шифтеры, как и положено, выполнены из алюминия и снабжены четырьмя пружинами. Кстати, под ними расположены очень удобные рычаги управления газом и тормозом... Углы поворота: около 130 градусов в каждую сторону. Не понравилось только то, что обод руля довольно тонкий. Но, возможно, это сделано специально для управления в огнеупорных перчатках? Все-таки «Формула-1».

Впечатление немного смазывает тот факт, что правый шифтер периодически залипал: исправно функционируя и ни разу не вызвав ложных срабатываний, он тем не менее постоянно забывал щелкать при нажатиях.

Педали — лучшие из всех, что поставляются в комплекте с рулями. Серьезно. Платформа, правда, маловата, зато кинематика и усилия — выше всяких похвал. Более совершенными характеристиками, пожалуй, могут похвастать только отдельные (и очень дорогие) трехпедальные блоки Act Labs Clutch Pedal System. Но среди гражданских комплектов этот — безусловный лидер. Кстати, надо ли говорить, что и педали снабжены алюминиевыми накладами?.. Платформа, кстати, тоже покрыта алюминием, хотя этого как раз можно было и не делать — ведь скользко же!

Высокий уровень продукта подчеркивается еще одной приятной деталью: даже документация выполнена в цвете, а не черно-белой, как обычно. А вот открыв коробку в первый раз, мы увидели... основание от Force Feedback GT Racing Wheel, отличающееся лишь ярко-красным цветом, — в целях унификации в этих моделях используют практически одинаковые корпуса. А как же начинка? Судя по всему, особых изменений нет и здесь. По крайней мере издаваемые звуки и эффекты обратной связи практически полностью повторяют то, что мы видели на более дешевой модели, вот только усилия из-за большего диаметра стали заметно ниже. Впрочем, игре это ничуть не вредит. Наоборот, ощущения от использования F1 FFB Racing Wheel — одни из самых (а может, и самые) приятных из всех протестированных нами рулей. Как ни крути, а баранка здесь совсем иная. Начинка же от GT Racing Wheel, если помните, всегда была на высоте. Одной из.

Выводы. Хотите — верьте, хотите — не верьте, но F1 Force Feedback Racing Wheel по совокупности качеств оказался равен легендарному Force RS. И, похоже, с учетом новизны и ультрамодного дизайна его ждут весьма приятные для производителя перспективы.

Однако стоит обратить внимание на то, что преимущества этих двух рулей распределены неравномерно: заметно выигрывая у творения Act Labs по уровню эргономики (а заодно и внешнему лоску), руль Thrustmaster все же несколько уступает ему по техническому уровню: не столь мощный электродвигатель, простенькая база... Да и по информативности управления Force RS впереди на корпус. Зато F1 Force Feedback Racing Wheel заметно дешевле. Уникальные дополнения Act Labs в виде сверхреалистичных переключателей КПП и трехпедальных блоков со сцеплением? Но ведь их можно подключать к любому компьютеру, даже вовсе без рулей! Так что же лучше? Эх, не зря говорят, что выбор губит человека...

По материалам журнала «Game.EXE».