Боинг на столе: устройства для виртуальных пилотов
Не секрет, что немалая часть фанатов компьютерных игр любит их за возможность испытать то, что в жизни никак не доступно. Скажем, мало кто из нас, вернувшись с работы домой, может покататься на автомобиле класса «Формула-1» или полетать над необъятными просторами родины на 737-ом Боинге. Специально для таких людей существуют игры соответствующих жанров: авто- и авиасимуляторы.
Летать на самолете при помощи мышки и клавиатуры - мало того, что неестественно, так еще и особого удовольствия не приносит. Поэтому настоящие любители симуляторов предпочитают использовать вместо них джойстики различных видов и модификаций. Рули, штурвалы, педали — их количество на рынке достаточно велико, и найти нужное вам устройство труда не составит. Хотите почувствовать себя вторым Михаэлем Шумахером — к вашим услугам точные копии руля гоночной «Феррари» Не дает покоя слава Покрышкина и Кожедуба — приобретайте «штурвал» понравившегося вам самолета, и в путь.
Но здесь, как и везде, помимо любителей, существуют профессионалы. Те, кто без виртуальных полетов жизни не мыслят. Одного джойстика им, как выясняется недостаточно. Нужно больше — нужны предельно приближенные к реальным ощущения и максимальный реализм. Ну а другие запросы — другой «инструментарий». Собственно, о железках для настоящих фанатов виртуальных полетов мы сегодня и поговорим.
Джойстики. Необходимое, но недостаточное условие для максимального реализма. Здесь есть два варианта: обычный штурвал или нечто более похожее на привычный джойстик. Прежде всего хотелось бы отметить продукцию практически неизвестной в России фирмы — CH Products. По части штурвалов они могут дать фору большинству популярных производителей. Цены также вполне демократичные. И это несмотря на то, что девайсы производятся в США. Интересен следующий экземпляр: Flight Sim Yoke USB.
Как раз то, что надо для фаната авиасимов. С одного устройства можно управлять едва ли ни всем, начиная от положения закрылок и заканчивая шагом пропеллера. Согласитесь, гораздо более реалистично, чем нажимать кнопочки на клавиатуре. Но все равно это устройство — не предел совершенства. Ближе к последнему находится, скажем, один из последних продуктов Thrustmaster — Thrustmaster HOTAS Cougar. Девайс представляет собой ни больше ни меньше точную копию блока управления американского истребителя F-16. Сравните две картинки.
Похоже, не правда ли? Ощущения, по идее, тоже должны максимально совпадать — в разработке устройства принимали участие люди, имеющие опыт пилотирования настоящего F-16. Единственный недостаток — цена. Чуть более 350 у.е. Ну для настоящего фаната это, думается, не преграда.
Впрочем, и это не предел. Приобрести полностью металлический штурвал Advanced Flight Control System III (или попросту AFCS III) можно за совсем уж нескромную сумму в 550$ (и это в США — если вдруг будут продавать у нас, попросят больше). Устройство реагирует на действия пользователя так, как реагировал бы настоящий штурвал тяжелого самолета. Рекомендуется любителям полетать на пассажирских или грузовых летательных аппаратах.
О, помимо джойстиков, существуют и устройства, позволяющие летать без помощи рук. Эдакая система hands-free для пилотов. TrackIR GX — типичный пример. Установив специальное программное обеспечение, вы сможете управлять самолетом просто наклоняя голову. TrackIR GX ставится на монитор и следит за любым движением пользователя. Включается и выключается девайс при помощи клавиши F8 непосредственно в игре (правда, единственная поддерживающая TrackIR игра — MS FlightSimulator 2002). Главное — не забыть выключить устройство перед тем, как, скажем, отойти на кухню попить.
Но в управлении самолетом, помимо рук, участвуют еще и ноги, которые обычно давят на педали. Нормальный вариант — симметричный комплект из двух педалей. В отличие от системы «газ-тормоз» в автомобиле, в самолете это устройство выполняет совершенно другие функции. На земле педали отвечают за повороты, в воздухе — за скольжение в сторону.
CH Products предлагает довольно недорогое (90$) решение — пластиковые педали USB Pro Pedals. Главные достоинства — возможность переключаться из режима автомобиля в режим самолета и обратно, а также довольно низкая цена. При этом обозреватели различных онлайн-изданий (например, см. здесь: http://www.joy-stick.net/reviews/other/proped.htm) весьма тепло отзываются о качестве этого продукта. В принципе, USB Pro Pedals представляют собой идеальное решения для тех, для кого авиасимы — просто способ отдохнуть. Серьезным игрокам порекомендовать Pro Pedals не рискну — дешевый пластик все же не для них.
Полностью металлические педали Cirrus были разработаны фирмой Precision Flight Controls. Последняя занимается производством устройств для профессиональных летных тренажеров. В принципе, уже это является гарантией качества. Внушает уважение и цена — почти 400$. Девайс подключается в Gameport или, вместе с Advanced Flight Control System III в USB-порт.
Еще один комплект все от той же компании Precision Flight Controls — Precision Jet-Style Rudder Pedals. Все сделано из стали и алюминия. Опять-таки обеспечивает максимально реалистичные ощущения. Стоит на этот раз чуть больше — около 550$.
Но основные органы управления — это еще не вся кабина.
Это панель управления самолета Boeing 737. Все эти лампочки, кнопочки, переключатели, индикаторы... да, их тоже можно приобрести всего за $350 и подключить к PC. Вещица под названием ACP Compact позволит вам почувствовать все прелести сидения перед приборной панелью самолета. Автопилот, закрылки, шасси, радио — это лишь часть функций, которые вы сможете перенести на эту панель. Устройство подключается в порт для клавиатуры. Гарантируется полная совместимость со следующими играми: MS Flight Simulator 2000, MS Flight Simulator 98, Fly!, Pro Pilot, AS-2 и Flight Unlimited. В комплектацию входит подробный мануал на английском и немецком языках.
На ACP Compact похожа также система управления GF-AC. Модули, выполняющие разные функции, приобретаются отдельно, и монтируются затем в специальную металлическую подставку. Каждый модуль — отдельное USB-устройство. Таким образом, исходя из финансовых возможностей и личных предпочтений, пользователь может выбирать устраивающую его конфигурацию. У GF-AC есть немаловажное достоинство: показатели различных датчиков и индикаторов отображаются непосредственно на панели управления. Цифры же на ACP Compact играют исключительно декоративную роль — следить за курсом, высотой и прочими данными придется только по экрану монитора. Но есть и недостатки. Во-первых, необходимо несколько свободных USB-портов. Если ACP-Compact подключается одним кабелем, то здесь сколько модулей, столько и проводов и, соответственно, портов. С другой стороны, использовать USB-хаб ничто не мешает, хотя он тоже стоит денег.
Что касается непосредственно набора фунцкий модулей, он ничем особенным не выделяется. Все то же самое: закрылки, шасси и т.д.
Цены зависят от конкретного набора оборудования. Максимум — что-то около 600$. Подробный набор комплектующих и цены на них можно посмотреть на http://store.yahoo.com/avsim-store/gfaccocconsy.html.
Но и это не все. Контроль тяги двигателей, подачи топлива и т.п. осуществляется при помощи отдельных устройств. Скажем, интересен такой девайс, как PFC Throttle Console & Quadrants. К небольшой коробочке с большой ценой (ок. 300$) присоединяется один набор рычагов. Какой — зависит от типа самолета, на котором вы хотите полетать. Для одномоторных — один комплект, для реактивных — другой, для нереактивных самолетов с несколькими моторами — третий. Цены на каждый из комплектов колеблются от 200$ до 400$.
Возможно некоторые из вас, прочитав все написанное выше, подумали: «Да за такие деньги можно купить настоящий самолет!». А что — можно и самолет! Конечно, не настоящий. Но симулятор — вполне. Начать лучше, правда, с какой-нибудь его части. Основное — кокпит. На http://www.stimbox.com есть возможность заказать кабину истребителя (какого конкретно, к сожалению, не указывается). В кабине находятся устройства, похожие на вышеописанные, а также системный блок, монитор (производители устанавливают мониторы с диагональю до 22 дюймов — по желанию заказчика) и клавиатура — запустить игру без неё довольно-таки сложно. Стоит упомянуть и о звуковой системе, обеспечивающей полный эффект присутствия. Для удобства перемещения вся конструкция снабжена колесиками внизу. Чтобы пилоту было удобней залезть на место, одна из боковых стенок откидывается в сторону. По желанию покупателя изготовитель может написать фамилию, имя, звание и эмблему пилота на боковой стороне фюзеляжа. Возможно изготовление и двухместного кокпита. Цена — от 6000$ до 15000$.
Если отдельная кабина вас не устраивает, ничто не мешает заказать самолет целиком. По этому адресу: http://dtsims.com/beach.htm — можно посмотреть на фотографии моделей BeechCraft и Cessna 172. Внутри опять-таки исключительно компьютерная начинка. Процессор Pentium-4 1.7 GHz, 512 Mb RAM, GeForce (конкретная модель видеоадаптера не указывается. Написано лишь, что используется память DDR объемом 64 Мб). К самолету прилагается экран с диагональю размером 62 дюйма. Минимальная цена — 10000$ за BeechCraft и 13000$ за Cessna 172. При этом стоимость джойстиков, педалей и прочих подобных устройств в комплект не входит, за эти деньги вам отдадут лишь корпус самолета, компьютер, установленный внутри, и экран. В общем, если захотите полетать на таком вот оборудовании, будьте готовы выложить сумму, сопоставимую со стоимостью неплохой иномарки. Заказ можно сделать на http://dtsims.com.
Если денег на подобные изыски нет, то все тот же http://dtsims.com предлагает по приемлемым ценам приобрести различные устройства для настоящих самолетов по сходным ценам. Подключить к ПК вы их, разумеется, не сможете. Но просто украсить игровое место — вполне. С точки зрения нормального человека, конечно, звучит, как бред сумасшедшего. Но фанат он на то и фанат, чтобы приобрести, скажем, ручку катапультирования за 15$. Надеюсь, ее сняли не с упавшего самолета...
Слава богу, что её нельзя подключить и заставить работать... А то пришлось бы или играть на улице, или резать в потолке окно для вылета тела.
Как известно, любой фанат немного (или не так уж и немного) сумасшедший. Теперь я почему-то уверен в справедливости сего суждения на все сто.