Gigabyte Radeon X800XT PCI-Express – переход на новую шину
Как многие из вас уже знают, на рынке видеокарт широкими шагами развивается новый интерфейс для графических ускорителей – PCI Express. Этот интерфейс хоть и является серьёзным прорывом в области графических ускорителей, для конечного пользователя не несёт пока ничего нового, так как узкое горлышко в производительности сейчас далеко не в шине данных между материнской платой и видеокартой. Фактически, PCI Express имеет вдвое большую пропускную способность по сравнению с AGP, и на этом внешняя разница заканчивается. Мы специально не будем углубляться во внутреннее устройство этой шины, дабы не грузить вас лишней информацией, но при желании вы можете найти на нашем сайте специальный материал, посвященный именно этому вопросу. Единственное, что нужно усвоить пользователю, это то, что интерфейсы PCI-Express и AGP физически несовместимы, то есть, в AGP слот нельзя поставить карту с интерфейсом PCI-Express и наоборот, поэтому, прежде чем покупать железо, нужно твёрдо убедиться в его совместимости с уже существующим у вас оборудованием.
Сегодняшний обзор посвящён ускорителю от компании Gigabyte на базе графического процессора ATI X800 XT. Как уже многие, наверное, поняли, эта карта отличается от уже протестированной нами ранее X800 Pro наличием интерфейса PCI-Express, а также увеличенными частотами, но об этом позднее. Различий между вариантами AGP и PCI-Express немного, но всё же они имеют некоторое значение. Для начала мы взглянем на таблицу спецификаций:
Технические характеристики карты Gigabyte Radeon X800 XT | |
Производитель карты | Gigabyte |
Графический процессор | R423 |
Частота чипа, МГц | 500 |
Память | GDDR3, 256 Мбайт |
Частота памяти, МГц | 500 (1000) |
Ширина шины памяти, бит | 256 |
Интерфейс | PCI-Express |
RAMDAC | 2x400 МГц |
Количество вертексных конвейеров | 6 |
Количество пиксельных конвейеров | 16 |
API | DirectX 9.0b, OpenGL 1.5 |
Контроль системы охлаждения | присутствует |
Дополнительное питание | требуется |
Разъемы подключения мониторов | D-Sub и DVI |
Наличие TV-Out | да |
Наличие TV-IN | нет |
Цена, $ | 500 |
Как можно заметить, частоты работы варианта PCI-Express не изменились, впрочем, как и остальные технические спецификации, но давайте обо всём по порядку. А начнём обзор мы, как всегда, с упаковки.
Упаковка
Gigabyte Radeon X800 XT поставляется в стандартной для всей серии топовых карт от Gigabyte коробке. Дизайн также не приобрёл ничего нового – на коробке изображён непонятный монструозный человек с горящими глазами, то есть она почти в точности повторяет дизайн упаковки рассмотренной нами ранее X800Pro для шины AGP.
Содержание коробки также не претерпело серьёзных изменений, хотя кое-какие перемены можно назвать. Мы не нашли в комплекте поставки переходника под HDTV телевизионный выход, а также провода S-Video и разветвителя для дополнительного питания. По поводу последнего будет отдельная тема, так как питание на карте подключается новым 6-пиновым разъемом. Вот список предметов из комплекта поставки:
1) Переходник DVI -> D-Sub
2) Переходник S-Video - Composite
3) Провод для подключения телевизора по композитному входу.
4) Документация
5) Компакт диски.
Так же изменился софтверный комплект поставки. Он стал чуть шире, но ничего кардинально нового и важного не появилось :
1) Диск с драйверами
2) 3D Album
3) PowerDVD 5
4) Joint Operations
5) Spell Force 2CD
6) Thief – Deadly Shadows
Из всего комплекта самым интересным можно посчитать только игру Thief, всё остальное нужно для создания массивности.
Сама карта поставляется в антистатическом пакете и занимает не больше 5 процентов объёма от всей упаковки.
Описание платы
Gigabyte Radeon X800 XT имеет классический для карт от ATI вид. Красный дизайн текстолита в сочетании с классической системой охлаждения, накрывающей модули памяти и графический процессор, в точности повторяет оригинальный дизайн от ATI. Единственное, что даёт понять о принадлежности карты к производителю Gigabyte – это наклейка на системе охлаждения.
С обратной стороны платы никаких систем охлаждения не установлено, в том числе и на модули памяти. Это означает, что память не имеет системы охлаждения, так как система работает по самому худшему модулю. То есть, если хоть один модуль памяти перегреется, плата перестанет функционировать, а отсюда следует, что абсолютно неважно, сколько модулей накрыто радиаторами. Если не накрыт хоть один модуль, система охлаждения памяти не функциональна. Но это и неплохо, всегда должен быть некоторый запас возможностей для усовершенствования. Также на задней части платы имеется место для установки RageTheater – чипа ввода видеоинформации, но в нашей комплектации данный чип не впаян.
Возвращаясь к верхней стороне, нужно сказать, что под радиатором скрываются еще 4 модуля памяти и сам графический процессор. Как можно заметить на фотографии, он занимает довольно большую площадь, а рядом с ним нет никаких крупных элементов. Графический процессор R423 имеет нативную поддержку шины PCI Express, поэтому никаких дополнительных мостов для корректной работы ему не требуется.
На нашем семпле графического адаптера Gigabyte Radeon X800 XT был установлен графический процессор, маркированный как инженерный семпл, поэтому конечный продукт может иметь некоторые отличия от обозреваемой нами карты, тем не менее, основные моменты на все 100 процентов останутся идентичными для всей серии. Центральный чип произведён на 19 неделе 2004 года, что соответствует концу апреля, и имеет ревизию AA. Хм, немало он полежал на складе, да и ревизия одна из самых первых. Графический процессор работает на частоте в 500МГц.
8 модулей памяти GDDR3 стандарта в BGA корпусах установлены по 4 микросхемы на каждой стороне платы. Модули произведены компанией Samsung и имеют маркировку K4J55323QF-GC20. Судя по этой маркировке, модули имеют время доступа в 2нс, что соответствует частоте в 500МГц. Данные модули – самые медленные из серии K4J55323QF; также существуют микросхемы на 600 и 700МГц, а это означает, что установленные 500МГц чипы могут иметь большой запас прочности. С другой стороны, подсистема памяти уже работает на частоте в 500МГц, то есть промежутка между маркированной частотой и реальной нет. Забегая вперёд, скажем, что память-таки очень неплохо разогналась, но об этом позднее.
Система охлаждения
Как уже упоминалось ранее, система охлаждения полностью повторяет оригинальный дизайн от ATI, за исключением наклейки и синей подсветки кулера. Подсветка организуется с помощью двух светодиодов, размещённых на плате мотора вентилятора.
Про систему охлаждения модулей памяти мы уже написали ранее, но снова повторимся – система охлаждения памяти отсутствует. С задней стороны радиаторы просто отсутствуют, а вот с передней модули памяти хоть и накрываются радиатором, всё равно явно нуждаются в дополнительном охлаждении, так как между радиатором и чипами имеется трёхмиллиметровая пропиленовая прослойка. Теплопроводность этой прослойки вызывает очень большие сомнения, поэтому для получения полного потенциала для разгона памяти, систему охлаждения необходимо модернизировать. К примеру, заменить прослойку на что-то более теплопроводное и поставить радиаторы на чипы памяти с обратной стороны платы.
Сам радиатор выполнен из меди и имеет структуру с циркуляцией воздуха через медные складки. В районе графического процессора, на радиаторе имеется выступ для лучшего соприкосновения. Расстояние между чипом и радиатором заполнено серой термопастой.
Дополнительное питание
Еще одна головная боль всех пользователей, кто решил перейти на PCI Express – это новый разъём для подключения дополнительного питания к видеокарте. И хотя шина PCI Express способна передать через свой разъём до 75Вт, всё равно топовые ускорители нуждаются в дополнительном питании. Суть проблемы состоит в том, что очень мало блоков питания на настоящий момент имеют этот разёем, а если вы просто занимаетесь апгрейдом системы, будьте уверены – его нет. Разъём этот имеет 6 контактов, используется из которых только 5, один контакт резервный. По трём проводам подаётся земля, а по двум подключаются две линии питания, по 12 вольт каждая. К видеокартам чаще всего прилагается переходник, но иногда его может и не быть. В этом случае ваш путь лежит на ближайший радиорынок, где у вас есть мизерный шанс его купить. Как альтернатива, этот разъем можно сделать самостоятельно. В ближайшее время мы опубликуем материал с точными инструкциями о сборке подобного переходника.
Разгон
Как мы уже сказали ранее, карта Gigabyte Radeon X800 XT показала очень неплохой потенциал разгона. Без каких-либо модернизаций нам удалось поднять частоту графического процессора на 40МГц и частоту памяти на 50МГц. В результате получилось 540МГц на графический процессор и 550МГц на подсистему памяти. Для памяти результирующая частота при этом стала 1100МГц. Частота в 540МГц на графический процессор является номиналом для последнего продукта ATI – X850XT Platinum Edition, при этом частота памяти Platinum Edition составляет 1180МГц, а это означает, что до её уровня нашему тестовому семплу не хватило каких то 80МГц. Это весьма и весьма впечатляет, ведь между X800XT и X850XT Platinum Edition целых ТРИ промежуточных продукта. Именно благодаря мощному потенциалу разгона мы поставили шкалу производительности Gigabyte Radeon X800 XT в разогнанном состоянии рядом с результатами на номинальных частотах.
2D, TV-in TV-Out и выходы карты
На всех режимах карта показала отличное качество 2D-картинки. Никаких артефактов и проблем не было замечено ни на одном из выходов видеокарты. Однако стоит учитывать, что этот параметр очень сильно зависит от монитора, кабеля и качества всех соединений. Карта обладает двумя RAMDAC на 400 МГц и способна поддерживать разрешения до 2048x1536 пикселей. Как всегда, первый RAMDAC обслуживает монитор D-Sub, а DVI и TV-Out делят между собой второй RAMDAC. TV-Out на плате имеет разъем S-Video, при этом подключение к композитному входу телевизора осуществляется через переходник.
Тестирование
Всю методику нашего тестирования вы можете прочитать в нашей статье, посвященной этому вопросу. Сразу же оговоримся – в этой части обзора мы очень часто будем ссылаться на статью по методике, так как описывать в каждом обзоре цели использования всех тестов, способы тестирования, а также узкие моменты, присущие тестированию всех современных графических ускорителей, вне зависимости от производителей и моделей, мы считаем нецелесообразным. Статья по методике постоянно дополняется. Тем не менее, основные моменты мы хотели бы повторить:
Конфигурация нашего тестового стенда состоит из следующих компонентов:
• Процессор Intel Pentium 4 3.4 ГГц Extreme Edition Hyper-Threading;
• Материнская плата Inlel D925XCV (1 Гбайт DDR2 533МГц DualChannel, PCI-Express 16x);
• Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm;
• Блок питания PowerMan 520Wt.
Наша тестовая лаборатория благодарит компании Intel и PatriArch за предоставленное для тестовых стендов оборудование.
Мы провели тестирование в следующих программах.
- 3D Mark 2001 SE Ver330 (DirectX 8.1)
- 3D Mark 2005 (DirectX 9.0c)
- Quake3- Arena (OpenGL)
- Codecreatures Benchmark Pro (DirectX 8.1)
- Unreal Tournament 2004 (DirectX 9.0)
- Unreal 2 (DirectX 9.0b)
- Doom III (OpenGL)
- SeriousSam 2 (OpenGL)
- Tomb Raider 5 (DirectX 9.0b)
- HALO (DirectX 9.0b)
- Aquamark. (DirectX 9.0b)
- FarCry(DirectX 9.0b)
- SpecViewPerf 8 (DirectX 9.0b)
- Return to Castle Wolfenstein
Во всех графиках тестируемая карта Gigabyte Radeon X800 XT выделена синим цветом. Красным выделены результаты разогнанной Gigabyte Radeon X800Pro до частот в 540 МГц для графического процессора и 1100 МГц для модулей памяти. Что же касается остальных оппонентов, то они приведены для общего сравнения производительности. В первую очередь в тестировании участвуют карты от NVIDIA – Gainward 5900PCX и Leadtek 6600. Также в тестировании приняла участие еще одна карта от ATI – Gigabyte X600XT.
Лёгкие Direct3D тесты
3D Mark 2001 SE Ver330
Как мы уже много раз говорили, данный тестовый пакет хоть и безбожно устарел, но всё еще способен показать соотношение сил между ускорителями. В первом тесте с драконами шейдеры не используются, во втором присутствуют шейдеры 1.1.
Этот тест показывает грубую силу ускорителя, то есть от графического процессора требуется только геометрическая обработка, освещение и текстурирование.
Как можно заметить, X800XT обладает весьма немалой мощностью по сравнению со своими менее дорогими собратьями. Также, стоит обратить внимание на тот факт, что результаты между разогнанной версией и не разогнанной практически идентичны, и эти цифры почти не различаются от разрешения к разрешению. Это говорит о довольно сильной процессорозависимости теста. А если вспомнить, что тест отображает поведение карты на игрушках предыдущего поколения, то становится понятно, что от новых технологий в старых играх преимущества почти никакого не наблюдается.
В этом тесте уже начинают использоваться шейдеры версии 1.0, и разрыв между разогнанной картой и не разогнанной начинает увеличиваться. Также появляется лесенка в результатах в зависимости от разрешения, что означает, что процессорозависимость в этом тесте минимальна.
Codecreatures Benchmark Pro
Этот тест весьма схож с предыдущим тестом. Одной из его интересных особенностей является абсолютное нежелание работать с разогнанными акселераторами на нестабильных частотах. Тест прошёл на ура с разогнанной Gigabyte X800XT. Это означает, что уровень разгона карты является более чем стабильным.
Лёгкие OpenGL тесты
Quake3- Arena
Эта игра воистину может считаться спортивным инвентарём. Практически все чемпионаты по кибер-спорту включают в себя данное произведение ID Software. И хотя многие считают эту игру безбожно устаревшей, интерес к ней угасать не собирается.
Очень интересная картина производительности видна на графике. По ней абсолютно чётко понятно, что для Q3A видеокарта уже почти не имеет значения. В нижних разрешениях все без исключения карты повисли на мощности центрального процессора, а если учесть, что центральный процессор в нашей тестовой станции весьма неслабый, то можно с уверенностью сказать – 414 кадров в секунду достаточно для комфортной игры. Разрыв между средним ценовым диапазоном и Hi-End платой становится заметен только к верхним разрешениям, а при 1600х1200 вообще переваливает за два раза.
Return to Castle Wolfenstein
Игра основана на движке от предыдущей игры и используется многими тестерами для тестирования материнских плат, так как процессорозависимость в ней проявляется наиболее ярко.
Как можно заметить, для RTCW абсолютно не важно, какой у вас стоит ускоритель, главное – это мощность центрального процессора. Все тестируемые карты повисли на процессоре, и только в верхнем разрешении становится видным лёгкое отставание среднего ценового диапазона.
SeriousSam 2
По сравнению с предыдущим тестом игра более тяжёлая, но не намного. Тест просто обожает карты NVIDIA.
Тестируемая X800XT на всех разрешениях висит на процессоре, у среднеценового диапазона абсолютно нормальная лесенка с падением производительности в зависимости от разрешения.
DirectX 9.0 тесты
Unreal Tournament 2004
В этом тесте очень важна грубая сила акселератора, а точнее сказать, количество его пиксельных конвейеров.
Абсолютно прекрасно видно, что к верхним разрешениям четырёх и восьмиконвейерные решения заметно проигрывают 16 конвейерной X800XT. В этом нет ничего удивительного, так как грубой силы у X800XT достаточно даже для того, чтобы на нижних разрешениях сесть на полную зависимость от центрального процессора.
Данный график только подтверждает вышесказанное.
Unreal 2
И хотя данный движок заметно усовершенствован по сравнению с предыдущим тестом, его корни явно заметны. Unreal 2 стал требовать большей мощности центрального процессора, именно поэтому результаты X800XT идентичны вплоть до самого высокого разрешения.
HALO
Результаты тестов, получаемые в этой игре, всегда наводят на мысли о неадекватности теста. Тем не менее, неадекватным кажется только нижнее разрешение, дальше всё идёт правильно.
Как можно заметить, в нижнем разрешении выиграла карта от Leadtek. Её мощность вряд ли сопоставима с мощностью X800XT и тем не менее. К верхним разрешениям, как и ожидалось, картина становится адекватной. Обратите внимание – почти на всех разрешениях довольно сильно видна разница между разогнанной и не разогнанной версией.
Tomb Raider
А эта игра очень не любит карты NVIDIA
На всех четырёх разрешениях явно видна процессорозависимость у X800XT и при этом везде видна разница между разогнанной и не разогнанной картой.
Тяжёлые OpenGL игры
FarCry
Как бы это ни было странно, но мощности X800XT достаточно для достижения потолка возможностей по количеству кадров и в этой игре, при всей её графической сложности. Процессора P4 3.4ГГц Extreme Edition для неё явно недостаточно. Даже разгон не сильно сказался, а это означает, что даже если вы поставите X850XT PE, у вас будет всё те же 70 кадров в секунду или меньше на более слабом процессоре.
Doom 3
Опять же очень похожая картина, только к верхним разрешениям результаты начинают отлипать от планки зависимости от процессора. Разгон начинает чувствоваться также к верхним разрешениям. Обратите внимание – карта от Leadtek на базе NVIDIA GeForce 6600 показала просто отличный результат для своей стоимости.
Тяжёлые DirectX 9.0 тесты
Aquamark
И снова нет нормальной лесенки падения результатов. Видимо, все современные приложения возлагают на центральный процессор слишком большие надежды, поэтому его мощности постоянно не хватает. Снова можно констатировать нехватку мощности CPU, хотя к верхним разрешениям эффект постепенно пропадает. С другой стороны, возможно, подобный график обусловлен особенностями движка, на котором основан aquamark. Позднее мы рассмотрим это более подробно.
3Dmark 05
Новый тест от мэтра тестовых программ для графических ускорителей Futuremark.
Динамика падения производительности очень сильно напоминает aquamark. На всех разрешениях очень видна разница между разогнанной картой и не разогнанной. Так же видно, что Gigabyte X800XT заметно ушёл вперёд от всех остальных участников тестирования. Более подробное описание каждого теста вы можете найти у нас на сайте, а далее мы приводим результаты каждого теста внутри 3Dmark 05.
SpecViewPerf 8
В этом тесте запускается несколько профессиональных приложений и определяется производительность в них.
Как можно заметить, в профессиональной области всё очень непросто. В тесте UGS все карты ATI показали одинаковую производительность вне зависимости от частоты и мощности, а в тесте производительности Alias WaveFornt Maya X800XT слила картам из среднеценового диапазона NVIDIA, и так далее. Да и вообще, все тесты показали абсолютно отличающуюся производительность от адекватной раскладки сил. Это говорит, что все современные видеокарты бытового класса имеют только игровую направленность, и с профессиональными приложениями дружат весьма относительно. Возможно, данный факт объясняется настройками или спецификой драйверов, ведь компаниям нужно продвигать на рынок и свои профессиональные решения. Тем не менее, судя по графику, тестируемая карта проиграла конкурентам только в одном тесте, все остальные тесты свидетельствуют о превосходстве Gigabyte X800XT.
Анализ производительности в режимах анизотропии и антиалиазинга
Codecreatures Benchmark Pro
**
**
Как уже упоминалось, этот тест хоть и использует шейдерную модель первой версии, весьма не слабо нагружает ускоритель. Как можно заметить, на всех разрешениях использование сглаживания сказалось на производительности примерно идентично. Если принять за 100% результат без антиалиазинга, то средняя потеря от двусемплингового сглаживания составляет 10%, а от 4 семплингового 24 процента. Причём с ростом разрешения процент потери производительности увеличивается.
Tomb Raider
Как известно, если в тесте или игре сдерживающим фактором производительности выступает центральный процессор, то на нижних разрешениях использование антиалиазинга и анизотропии будет абсолютно бесплатным, то есть, от их использования скорость генерирования кадров не уменьшится. Данный тест нам это очень хорошо демонстрирует. Потери от использования антиалиазинга становятся заметны только с разрешения 1024х768, а это означает, что в разрешении 800х600 в Tomb Raider можно абсолютно спокойно играть с четырёхкратным антиалиазингом. К верхним разрешениям потери в производительности становятся весьма заметными. Хочется сказать, что в некоторых случаях качество картинки на экране гораздо выше при использовании меньшего разрешения с функциями постобработки (анизотропия и антиалиазинг).
DooM3
Как можно заметить на графиках, использование в DooM3 анизотропии для карты X800XT абсолютно бесплатно, поэтому её можно и нужно включать вне зависимости от разрешения. Что же касается антиалиазинга, то здесь мы можем наблюдать однозначную картину процессорозависимости, судя по которой, вплоть до разрешения 800х600, использование любого режима сглаживания абсолютно бесплатно. Выше начинаются потери, и к концу эти потери становятся весьма значительными. К примеру, в верхнем разрешении падение производительности между полностью отключенным антиалиазингом и четырёхкратным разница составляет 45 процентов.
Aquamark 3
Ну и наконец полный тест падения производительности в зависимости от режима анизотропии и антиалиазинга. Влияние анизотропии в этом тесте куда более заметно по сравнению с предыдущим, но влияние это скачкообразное, то есть падение происходит только от факта включения анизотропной фильтрации, вне зависимости от уровня её качества. Сглаживание при увеличении разрешения начинает пожирать производительность куда с большим аппетитом. В разрешении 640х480 потеря между “всё отключено” и “всё включено” составляет 6%, а в разрешении 1600х1200 – 26,8%. То есть в большинстве современных игр при использовании Gigabyte X800XT в среднем разрешении можно элементарно пользоваться 4 семплинговым антиалиазингом в сочетании с 16-кратной анизотропной фильтрацией.
Выводы
Можно с уверенностью сказать, что продукт у Gigabyte на базе графического процессора ATI X800XT удался. К нему практически совсем нет претензий. Неплохой комплект поставки в сочетании с отличной производительностью делает выбор именно этой видеокарты из Hi-end сегмента довольно оправданным. Слегка огорчает отсутствие поддержки шейдерной модели третьей версии, доступной у конкурентов ATI, но к настоящему моменту и в течение следующего года она вряд ли потребуется. Как можно заметить, любому мощному ускорителя требуется процессорная мощность, но если у вас достаточно слабый процессор, вы сможете играть в любых играх с антиалиазингом и анизотропией без боязни проиграть в производительности. С другой стороны, если уж вы купили материнскую плату с поддержкой PCI-Express, то вряд ли вы сумеете поставить на неё процессор, который создаст дефицит процессорной мощности. Но самое главное достоинство Gigabyte X800XT – это потенциал разгона, который в нашем случае оказался выше всяких похвал. Без переделки охлаждения карта почти сумела догнать X850XT Platinum Edition, а если еще улучшить охлаждение памяти, то и вовсе может поравняться с ней в производительности. Мы прекрасно осознаём, что качество разгона очень сильно зависит от конкретного экземпляра, поэтому не можем с однозначной уверенностью сказать, что все карты из этой серии обладают подобным потенциалом, поэтому мы можем только порекомендовать.
С нашей точки зрения, ускоритель Gigabyte X800XT является одним из лучших представителей в своём классе, и если вы таки решили сделать себе или близкому человеку подарок на Новый год, рекомендуем очень внимательно присмотреться к этому продукту.
P.S. За отличный разгонный потенциал видеокарта Gigabyte Radeon X800XT награждается почетным знаком «Одобрено Феррой»!