Gigabyte GeForce 6800GT – cочетание будущего с прошлым
В то время, когда космические корабли бороздят глубины космоса, мы с вами приближаемся к пятому году в третьем тысячелетии и наблюдаем рассвет компьютерной инженерной мысли. C каждым годом компьютерное железо становится всё мощнее и мощнее, цены на Hi-End железо растут, а потребность в нём падает. Но не всё так печально. Ведь покупая современную карту, вы стараетесь убить несколько зайцев и заглянуть в будущее уже сейчас.
Можно со 100% уверенностью сказать, что 2005 год станет годом шины PCI-Express. Вся индустрия графических акселераторов плавно переходит на этот стандарт, что влечёт за собой необходимость для конечного пользователя апгрейдить весь компьютер разом, а не по частям. Если задуматься, то покупая ультра новое железо сегодня, мы полностью теряем совместимость с предыдущим поколением компьютеров. Процессоры теперь устанавливаются в Socket LGA775 для Pentium 4 или Socket 939 для Athlon, память на материнских платах плавно переходит на DDR2, а все современные видеокарты просятся в PCI-Express 16x слот, и всё это железо даже на физическом уровне не совместимо с предыдущим поколением. Но не стоит забывать и о плавно отходящем на второй план AGP 8x стандарте, ведь 90% парка мощных машин сейчас нуждаются только в апгрейде видеосистемы, и для этого совсем не обязательно менять всю платформу в целом.
Также одним из новшеств на рынке ускорителей трёхмерной графики стала шейдерная модель третьей версии. К настоящему моменту среди игр наиболее распространена поддержка второй версии шейдеров, но не пройдёт и года, как третьи шейдеры заявят о своём существовании с помощью новых игр, и их поддержка станет неотъемлемым требованием к графическому ускорителю.
А что же делать покупателю сейчас? На этот вопрос можно ответить очень просто – искать правильное соотношение цены и качества. И если ваш компьютер имеет процессор около трёх гигагерц, но при этом на материнской плате только графический интерфейс в AGP 8x, то эта статья вам может быть исключительно полезна и интересна.
В сегодняшнем обзоре речь пойдёт о плате Gigabyte GeForce 6800GT на базе графического процессора от калифорнийской компании NVIDIA. Эта плата основана на графическом интерфейсе AGP 8x и поддерживает шейдерную модель третьей версии. Давайте посмотрим на таблицу спецификаций:
Технические характеристики карты Gigabyte GeForce 6800GT | |
Производитель карты | Gigabyte |
Графический процессор | NV40 |
Частота чипа, МГц | 350 |
Память | GDDR3, 256 Мбайт |
Частота памяти, МГц | 500 (1000) |
Ширина шины памяти, бит | 256 |
Интерфейс | AGP |
RAMDAC | 2x400 МГц |
Количество вертексных конвейеров | 6 |
Количество пиксельных конвейеров | 16 |
API | DirectX 9.0c, OpenGL 1.5 |
Контроль системы охлаждения | присутствует |
Дополнительное питание | требуется |
Разъёмы подключения мониторов | D-Sub и DVI |
Наличие TV-Out | да |
Наличие TV-IN | нет |
Цена, $ | 480 |
Как видно из таблицы спецификаций, карта обладает стоимостью в районе 500 долларов. Стоит смириться с тем фактом, что для покупки современного ускорителя на ближайший год вам придётся выложить именно эту сумму. Покупая вдвое более дешёвое решение, вы просто сокращаете срок ближайшего апгрейда до полугода. Плата Gigabyte GeForce 6800GT является почти топовым продуктом, и от верхнего Hi-End решения, на настоящий момент, она стоит на второй ступеньке. По сравнению с GeForce 6800Ultra, 6800GT отличается только пониженными частотами графического процессора и памяти, а это значит, что вся функциональная часть и количество конвейеров полностью соответствует самым лучшим продуктам от NVIDIA. Но давайте обо всём по порядку, и, как всегда, более детальный обзор мы начнём с комплекта поставки.
Комплект поставки
Gigabyte GeForce 6800GT поставляется в коробке стандартных размеров для топовых продуктов от компании Gigabyte. Можно только констатировать, что эти размеры отнюдь не маленькие. Карта в этой коробке занимает дай бог 10% пространства, а то может и меньше, но за такие деньги упаковка действительно должна отображать стоимость продукта, и ей это удаётся.
На коробке изображён зомби из Doom3 на фоне оной же символики, что однозначно намекает на присутствие этого продукта в комплекте поставки. И чтобы не тянуть время, сразу скажем, что в комплекте имеется официальный DooM3 с полной лицензией. Это хорошо, даже очень хорошо. Правда, больше ничего из программных продуктов в этом комплекте нет. Вместо них к плате прилагаются следующие вещи:
1) Сама плата
2) Переходник DVI –> D-Sub
3) Переходник S-Video -> Composite
4) Разветвитель питания
5) Документация
6) Диск с драйверами
7) DooM3 на трёх компакт-дисках.
Подобный комплект поставки можно упрекнуть только в отсутствии проводов для подключения телевизора. Но это совсем мелкий упрёк, так как эти провода продаются в любом магазине радиоэлектроники. В остальном, комплект поставки может считаться просто отличным, так как в нём есть отличная игра, которая стоит немалых денег, плюс к этому есть все необходимые переходники и соединители. Также радует отсутствие нагрузочных компакт-дисков, которые нужны только для придачи комплекту солидности. Но самая главная часть в комплекте поставки – это сама карта, к ней мы плавно и переходим.
Плата
Первое впечатление после того, как берёшь карту в руки – это полное отсутствие понимания, где у платы передняя сторона, а где задняя. Обычно основная система охлаждения установлена со стороны графического процессора, но не в этом случае. Компания Gigabyte пошла на весьма хитроумное решение и перенесла основной радиатор на заднюю сторону платы, оснастив переднюю только узким пассивным радиатором.
Причин для подобной конструкции несколько. В первую очередь, задняя сторона AGP платы гораздо лучше охлаждается из-за циркуляции воздуха от кулера центрального процессора, а также от вентилятора на задней стенке системного блока. Во вторых, со стороны задней части платы гораздо больше свободного места, так как за AGP слотом слотов больше нет. Ну и наконец, третьим плюсом можно посчитать тот факт, что второй PCI слот от AGP слота может быть спокойно использован, так как карта своей массивной системой охлаждения никак не мешает установке в него плат расширения, а также не перегревает платы в PCI слотах.
Подобная система охлаждения стала возможной благодаря использованию теплоотводных трубок, устройство которых мы опишем позднее.
Благодаря этим трубкам, вся температура графического ядра отводится прямиком на задний радиатор, который и является основным теплоотводом. Верхний же радиатор используется только для охлаждения 8 модулей памяти. Подробнее к системе охлаждения мы вернёмся в специальном разделе, а сейчас рассмотрим PCB платы.
Как можно заметить, плата выполнена в соответствии с оригинальным дизайном от компании NVIDIA и имеет фирменный для плат Gigabyte синий цвет PCB. На плате установлен дополнительный разъём питания, подключение которого обязательно для запуска платы. В случае нехватки или отсутствия этого питания начинает пищать спикер, также установленный на PCB. 8 модулей памяти расположены на лицевой стороне платы по периметру, вокруг графического процессора. Чипы для обработки входа видеосигнала отсутствуют, хотя место под них распаяно. В модуле питания установлен дополнительный небольшой радиатор для охлаждения сильно греющихся элементов.
С обратной стороны печатной платы наблюдается большое количество мелкой элементной базы, которая плавно распределена по всей площади PCB. Никаких крупных элементов с обратной стороны не видно, также нет мест под дополнительные модули памяти.
На плате установлен графический процессор NVIDIA NV40. Данный процессор произведён на 31 неделе 2004 года, что соответствует концу июля. Судя по маркировке чипа, он имеет ревизию A1. Восемь модулей памяти GDDR3 стандарта от всемирно известного производителя Samsung упакованы в форм факторе BGA и работают на эффективной частоте в 1ГГц.
Это абсолютно не удивительно, так как, судя по маркировке K4J55323QF-GC20, данные модули имеют время доступа в 2нс, а это соответствует именно частоте в 500МГц (1ГГц эффективной частоты). Стоит упомянуть, что данные модули являются самыми младшими в серии от Samsung, что означает их возможный потенциал для разгона.
Система охлаждения
Как вы уже поняли, система охлаждения на плате заслуживает отдельного упоминания, поэтому мы остановимся на ней чуть подробнее. Верхний радиатор охлаждает только модули памяти и в основном служит как шасси для крепления основного радиатора с задней стороны платы. В качестве охлаждения модулей памяти у нас возникли серьёзные сомнения, так как между чипами и радиатором имеются довольно толстые прослойки (2мм) из “теплопроводного” материала. Возможно, для более качественного разгона этот момент можно как-либо усовершенствовать. С другой стороны, радиатором накрыты все без исключения модули памяти, поэтому, даже если охлаждение малоэффективно, оно всё же есть, и это не стоит скидывать со счетов.
Что же касается основного радиатора, то это просто произведение искусства. Посудите сами – медная площадка отводит тепло от ядра процессора и передаёт его термическим трубкам. Данные трубки заполнены внутри легко закипающим веществом, например эфиром. Вещество закипает и в виде пара передаёт тепло на более холодную часть трубки. Там это вещество конденсируется и снова вытесняется в горячую часть. Таким образом, трубка имеет очень высокую теплопроводность.
Помнится, во времена моего детства, мне достался модуль охлаждения от спутника. Это была плоская палочка длинной сантиметров в 40, шириной в сантиметр и толщиной в два или три миллиметра. Это была как раз такая трубка с бешеной теплопроводностью. Меня очень забавляло давать друзьям эту палочку вместо чайной ложки, для того, чтобы они помешали только что налитый чай с температурой кипятка. Не проходило и трёх секунд, чтобы эта палочка не была с жуткими ругательствами выброшена в другой угол комнаты, так как прогревалась она по всей длине до температуры чая за какие-то одну-две секунды. Но вернёмся к радиатору. Тепло отводится на заднюю часть карты, где с термотрубок с помощью медных пластин снимается на основной радиатор, который и охлаждается скоростным контролируемым вентилятором.
2D, TV-in TV-Out и выходы карты
На всех режимах карта показала отличное качество 2D-картинки. Никаких артефактов и проблем не было замечено ни на одном из выходов видеокарты. Однако стоит учитывать, что этот параметр очень сильно зависит от монитора, кабеля и качества всех соединений. Карта обладает двумя RAMDAC на 400 МГц и способна поддерживать разрешения до 2048x1536 пикселей. Как всегда, первый RAMDAC обслуживает монитор D-Sub, а DVI и TV-Out делят между собой второй RAMDAC. TV-Out на плате имеет разъем S-Video, при этом подключение к композитному входу телевизора осуществляется через переходник. Подобная система удобна, так как не требует никаких специфичных кабелей, и при наличии переходника можно подключить обыкновенный провод RCA или S-Video любой длины.
Тестирование
Всю методику нашего тестирования вы можете прочитать в нашей статье, посвященной этому вопросу. Сразу же оговоримся, в этой части обзора мы очень часто будем ссылаться на статью по методике, так как описывать в каждом обзоре цели использования всех тестов, способы тестирования, а также узкие моменты, присущие тестированию всех современных графических ускорителей, вне зависимости от производителей и моделей, мы считаем нецелесообразным. Статья по методике постоянно дополняется. Тем не менее, основные моменты мы хотели бы повторить:
Конфигурация нашего тестового стенда состоит из следующих компонентов:
• Процессор Intel Pentium 4 3.0 ГГц Northwood Hyper-Threading;
• Материнская плата ABIT AI7 865PE (512 Мбайт DDRRAM PC3200, AGP 8x);
• Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
• Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.
Наша тестовая лаборатория благодарит компании ABIT и PatriArch за предоставленное для тестовых стендов оборудование.
Как видно, эта тестовая станция не является в настоящий момент представителем Hi-End-сектора рынка, однако она считается достаточно мощной для создания правильного баланса между современными графическими ускорителями и процессорной мощностью, а потому не будет являться узким местом в процессе тестирования. Также эта станция представляет собой наиболее распространенную среди продвинутых пользователей конфигурацию.
Мы провели тестирование в следующих программах:
- 3D Mark 2001 SE Ver330
- Quake3- Arena
- Codecreatures Benchmark Pro
- Unreal Tournament 2004
- Unreal 2
- Doom III Demo
- SeriousSam 2
- Tomb Raider 5
- HALO
- Aquamark.
- FarCry
- DooM3
- Return to Castle Wolfenstein
Тестируемая в данном обзоре карта во всех графиках отображается красным цветом. Теперь нужно немного сказать об оппонентах Gigabyte GeForce 6800GT, и как многие уже, наверное, догадались, в роли оппонента будет выступать плата из аналогичного ценового сегмента со стороны конкурента – ATI X800Pro. Во всех графиках данная плата будет выделена синим цветом. Также в роли второстепенных оппонентов мы поставили карты из среднего ценового диапазона – 5900XT со стороны NVIDIA и 9800Pro со стороны ATI.
3D Mark 2001 SE Ver330
Хотя этот тест уже достаточно старый, с нашей точки зрения он еще не потерял своей актуальности, так как он отображает соотношение производительности в играх предыдущего поколения.
Как можно заметить, в этом тесте лидирует плата от ATI, хотя её лидерство весьма невелико. Также стоит обратить внимание на то, что в нижних разрешениях производительность всех плат примерно одинаковая, что означает довольно сильную зависимость от процессора. Чем старее игра, тем больше она зависит от процессора.
К примеру, вот в этом тесте процессорозависимостью даже и не пахнет, всё просто и очевидно – выигрыш ATI X800 Pro. C другой стороны, до недавнего времени в этом тесте выигрывали платы NVIDIA, вот только после какой-то версии драйверов инженеры убрали из них заточку и производительность упала.
Codecreatures Benchmark Pro
В доказательство тому, раньше в этом тесте выигрыш был почти всегда на стороне ATI, но сейчас здесь явное преимущество Gigabyte GeForce 6800GT. А ведь этот тест по своим характеристикам очень близок к предыдущему тесту.
Return to Castle Wolfenstein
Этот график мы приводим, чаще всего, как тест на процессорозависимость, и как видно не напрасно. Игра основана на OpenGL движке от Quake3. Почти все карты, кроме ATI 9800Pro, повисли на центральном процессоре, но повисли по-разному. Так Gigabyte GeForce 6800GT повисла в районе 142 кадров в секунду, а X800Pro показала себя чуть медленнее, чем NVIDIA 5900XT из более дешёвого диапазона.
Quake3- Arena
Странный график, не правда ли? В нижних разрешениях вперёд вырывается ATI, но к верхним загибается за счёт нехватки пиксельных конвейеров, которых у неё на 4 меньше, по сравнению с Gigabyte GeForce 6800GT. Поэтому начиная с 1024х768 чистый проигрыш ATI.
SeriousSam 2
Тоже OpenGL игра и тоже весьма сильно зависит от центрального процессора. Можно только констатировать однозначную победу карт NVIDIA.
Unreal Tournament 2004
В тесте довольно мало шейдеров и можно сказать, что для выигрыша в нём требуется грубая сила акселератора.
Как видно, в тесте все силы разложились абсолютно адекватно реальному раскладу. Выигрыш карты от NVIDIA однозначно говорит о превосходстве 16-пиксельных конвейеров над 12 конвейерной ATI X800Pro.
И как подтверждение верхнему графику другой тест в этой же игре.
Unreal 2 Awakening
Игра основана на движке, очень схожем с предыдущим тестом, однако есть некоторые отличия. В нём стало заметно больше шейдерных моделей.
Судя по данному графику, выигрыш хоть и незначительный, но всё же на стороне Gigabyte GeForce 6800GT. Также весьма заметна тенденция к идентичности результатов на всех разрешениях.
Tomb Raider – Angel Of Darkness
Игра просто в изобилии манипулирует шейдерами второй версии, а отсюда все карты ATI в ней всегда выигрывали. Ведь шейдерный блок у NVIDIA в GeForce FX оставлял желать лучшего.
Факт остаётся фактом – этот тест любит карты ATI, и на высоких разрешениях дал X800Pro развернуться на полную катушку. В нижних разрешениях из-за процессорозависимости выигрывает Gigabyte GeForce 6800GT.
HALO
Однозначная победа платы от NVIDIA, без комментариев. Хотя, с другой стороны, судя по результатам остальных карт, тестируемая карта от ATI показала слишком низкую производительность. Впрочем, этот тест никогда не отличался адекватностью.
Far Cry
Игра FarCry может по праву считаться одной из самых тяжёлых по графической составляющей. Также эта игра весьма требовательна к центральному процессору, что мы и наблюдаем по результатам Gigabyte GeForce 6800GT. Именно поэтому карте от NVIDIA удалось вырваться в лидеры только в верхнем разрешении, в остальном – полная победа ATI.
Doom3
В этом тесте участвуют только главные соперники. Как видно, производительность X800Pro заметно ниже Gigabyte GeForce 6800GT. Также видно, что скорости 6800GT хватило для того, чтобы ограничителем мощности уже выступал центральный процессор.
Aquamark
И снова победа карты от NVIDIA. Во всех разрешения процент выигрыша Gigabyte GeForce 6800GT примерно одинаков по отношению к ATI X800Pro. Снова видна лёгкая зависимость от процессора.
SpecviewPerf 7.0
Тест на измерение производительности в профессиональных приложениях. Данный тест никак не привязан к реальной мощности акселераторов, так как использует их по минимуму. С другой стороны, этот тест очень чётко даёт понять, что игровой акселератор очень далёк от профессионального. Судя по всем пунктам тестирования, карты от NVIDIA на высоте, вот только в тесте DX-08 ускоритель Gigabyte GeForce 6800GT показал почти самый худший результат, в остальном он везде первый.
Разгон
Нам удалось разогнать Gigabyte GeForce 6800GT с номинальных частот 350\500 (1000) до достаточно высокого уровня в 405 МГц на графическое ядро и 550МГц (1100) на память. Однако с учётом информации по разгонному потенциалу аналогичных карт от других производителей, мы можем констатировать, что разгон у платы находится в среднем диапазоне, но ближе к высокому. Учитывая, что улучшать систему охлаждения практически больше некуда, можно сказать, что данный уровень разгона для платы от Gigabyte является почти конечной точкой. Но не стоит забывать, что уровень разгона очень сильно зависит от конкретного экземпляра, поэтому вам может повезти куда больше, и ваша карта погонится значительно сильнее. Разгон очень положительно сказался на производительности платы почти во всех тестах. Для примера, мы приводим всего лишь несколько графиков, чтобы вы могли оценить уровень увеличения производительности.
Как можно заметить, в этом тесте производительности стало достаточно для однозначного выигрыша у ATI X800Pro, при этом, конечно же, надо учитывать, что и последнюю можно разогнать.
В этом тесте выигрыш разогнанной карты стал особенно сильно проявляться в верхних разрешениях и снова позволил обогнать конкурента.
Этот тест также подтверждает, что разгон весьма положительно сказывается на производительности Gigabyte GeForce 6800GT.
Анализ производительности с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией
Codecreatures Benchmark Pro
Как можно заметить, потери от использования антиалиасинга в этом тесте довольно заметные и в среднем составляют 30 процентов между четырёх семплинговым антиалиасингом и его отсутствием. Фактически это означает, что использование антиалиасинга равноценно по потерям в производительности переключению на следующее разрешение, и уже сам пользователь решает, как ему будет лучше.
Tomb Raider – Angel Of Darkness
В нижних разрешениях очень видна процессорозависимость, поэтому использование антиалиазинга никак не сказывается на производительности. Чем выше разрешение, тем больше картина становится схожей с предыдущим тестом.
Doom3
Уже всем давно понятно, что для нормальной игры в DooM3 трёх гигагерцового процессора слегка маловато. С другой стороны, отсутствие мощного процессора при серьёзной видеокарте с лихвой компенсируется улучшением качества графики. Так, в нижних разрешениях включение анизотропной фильтрации и сглаживания никак не сказываются на конечном количестве кадров – включайте на здоровье. К верхним же разрешениям производительность начинает падать. Стоит отметить, что от использования анизотропной фильтрации падение скорости минимально, поэтому её использование, чаще всего, оправданно.
Aquamark
Забавен тот факт, что на всех разрешениях графики падения скорости весьма схожи друг с другом. Это связано как с процессорозависимостью, так и с особенностями самого теста. Так, можно однозначно сказать, что основная потеря от включения анизотропной фильтрации заключается в факте её включения, вне зависимости от её качества. Что же касается антиалиасинга, то с ростом разрешения процент потери увеличивается, и к верхним разрешениям использование сглаживания на сложных играх не рекомендуется, так как потери будут довольно значительными.
Выводы
Если же сложить всё вышеописанное вместе, то карта Gigabyte GeForce 6800GT начинает выглядеть весьма привлекательно по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов, как производящих другие графические процессоры, так и занимающихся выпуском карт. Посудите сами – за сумму аналогичную стоимости ATI X800Pro, вы получаете карту с поддержкой шейдерной модели третьей версии, отличной системой охлаждения, полноценным графическим процессором со всего лишь заниженными частотами, и неплохим потенциалом разгона. Плюс к этому, в комплекте еще есть и лицензионная копия DooM3. Судя по тестам, акселератор Gigabyte GeForce 6800GT выигрывает у конкурента X800Pro от Канадского гиганта ATI практически во всех тестах, что подтверждает его лидерство. За отличные скоростные характеристики, нестандартную систему охлаждения и правильный комплект поставки наша редакция присуждает Gigabyte GeForce 6800GT знак “выбор редакции”, а вам мы рекомендуем очень внимательно присмотреться именно к этому продукту при выборе нового акселератора. С Новым годом вас. Успехов вам и счастья в Новом году.