Компьютеры

Исследование терморежимов нестандартных корпусов АТХ с воздушным охлаждением

Практически у всех производителей корпусов есть модели, в основе которых лежит принцип воздушного охлаждения, но при этом корпуса оснащены дополнительными “фишками” типа воздухозаборных труб, направленных систем, дополнительных кулеров и т.д. У нас в распоряжении оказались самые новейшие модели, хотя и явно не относящиеся к классу Hi-End. Сами корпуса представляют собой инженерные сэмплы, т.е. образцы, на момент тестирования ещё не запущенные в широкую продажу...

Для начала давайте совершим небольшой экскурс в историю развития корпусов, служащих для сборки персональных компьютеров. Первым значимым событием в этой области стало появление форм-фактора АТ. Нельзя сказать, что это стало точкой отсчёта, но жёсткие привязки к утвержденным спецификациям появились именно в те времена. Шло время, невероятно быстро росли частоты и мощности компьютерных комплектующих. Естественно, индустрия стала перед проблемой нехватки мощности АТ-шных блоков питания и недостаточным охлаждением. Проблема решилась быстро и логично – с появлением корпусов стандарта АТХ. Да, именно того АТХ, который и до сих пор занимает лидирующую позицию по продажам и использованию. Громом среди ясного неба стало заявление о необходимости перехода на новую платформу BTX (Balanced Technology Extended), сделанное корпорацией Intel. Данная компания известна как один из гигантов в мире современных IT-технологий, на долю которого приходится огромная часть всех изобретений, когда-либо  реализованных и используемых в ПК. Однако, и у гигантов случаются неудачи: если продвигаемая Intel шина USB стала поразительно успешной и получила широчайшее распространение (скажем прямо – не без помощи Apple), то шины, подобные AMR или CNR, сгинули практически сразу после своего появления, даже несмотря на поддержку производителей материнских плат. Возникает вопрос: а что же будет с ВТХ? Их представление широкой публике произошло ещё в конце 2003 года, а живые сэмплы корпусов смогли пощупать только посетители различных международных выставок. Переход на новый стандарт – очень болезненный вопрос, но не кажется ли вам, что в данном случае его затянули до неприличия долго? Дело в том, что даже не имея образцов и руководствуясь лишь техническими описаниями производителя (которые, как минимум, представляют всё в выгодном свете) можно задуматься о целесообразности этакой реформы. Для этого просто нужно сопоставить плюсы и минусы, которые дают нам корпуса АТХ и ВТХ форматов.

ВТХ система

ВТХ система. На картинке всё красиво…

Идея, лежащая в основе ВТХ, проста до безобразия: разработчики предлагают изменить компоновку таким образом, чтобы получались направленные воздушные потоки с оптимальным охлаждающим действием. А надо ли для этого изобретать велосипед? По мнению инженеров, приложивших руку к созданию всего этого, надо. Более того, предполагается применение нескольких необычных модулей Thermal Module (попросту – грамотный кулер) и Support and Retention Module (поддерживающий модуль – штампованная пластина, служащая для крепления). Это якобы все новые модули, необходимые для перехода с АТХ на ВТХ. Но ведь и материнские платы стандарта ВТХ имеют несколько иную компоновку, позволяющую им максимально эффективно использовать рабочее пространство корпуса и при этом находиться в благоприятном тепловом режиме. Кстати, даже самих корпусов подразумевается несколько видов, причём они имеют различные по размерам и параметрам, а что самое главное – несовместимые блоки питания! Не кажутся ли вам слишком большими затраты по переходу на новые системы по сравнению с полученными преимуществами?

Тестовая система

Данные, взятые из спецификации форм-фактора

Такие шаги накладны даже при плановой замене оборудования в странах развитого капитализма, не говоря уже об отечественных регионах. Вывод очевиден: стандарт АТХ продержится на рынке ещё очень долго. То же можно сказать и про системы воздушного охлаждения. Стандартные воздушные системы имеют два существенных недостатка: шум при работе и скромные, по сравнению с жидкостными, термические показатели. Можно, конечно, использовать инновационные корпуса, вообще не предусматривающие вентиляторов, например, Zalman TNN500AF, но цена такого ящика соизмерима со стоимостью среднего компьютера. В рамках же этой статьи мы проведем детальное изучение термического режима внутри современных корпусов АТХ. Такая идея возникла после просмотра каталогов продукции известных изготовителей. Практически у всех производителей есть модели, в основе которых лежит принцип воздушного охлаждения, но при этом корпуса оснащены дополнительными «фишками» типа воздухозаборных труб, направленных систем, дополнительных кулеров и т.д.  У нас в распоряжении оказались самые новейшие модели, хотя и явно не относящиеся к классу Hi-End. Сами корпуса представляют собой инженерные сэмплы, т.е. образцы, на момент тестирования ещё не запущенные в широкую продажу:

  •  Codegen 6078L-CA  «Aeolus»;
  •  JNC NJA-601.

С методикой и результатами тестирования вы можете ознакомиться чуть ниже.

Методика тестирования

После длительных экспериментов с массой корпусов мы пришли к интересным результатам. Естественно, производить тест терморежимов необходимо с использованием конкретных комплектующих. Но полученными цифрами можно оперировать только в рамках отдельно взятого случая. Поясним. Дело в том, что даже если пользователь соберет компьютер в таком же корпусе и с идентичной начинкой, вряд ли ему удастся получить цифры, идентичные нашим или результатам других исследований. Температура в корпусе зависит от множества неповторимых факторов, например, температуры в комнате (причём есть существенная разница между 25°C летом и 25°С зимой, т.к. зимой работает центральное отопление), объёма комнаты, наличия конвекционных потоков, используемых комплектующих, способа компоновки плат, способа замера и многого другого. Можно смело говорить о разбросе температур порядка 5-10°C для 100% одинаковых систем в зависимости от условий (схожих) помещений или времён года. Т.е. разница температур в различных помещениях может быть 30°C, или её вообще может не быть, а различие температуры графического процессора при этом в совершенно одинаковой комплектации и нагрузке может достигать, например, 9°C. Влияние может оказывать всё: влажность, плохое место установки корпуса (недостаточное вентилирование) или банальная пыль, покрывшая вентилятор охлаждения. Поэтому результат справедлив лишь для конкретного случая. И видя в любой статье что-то типа: «В корпусе X процессор Y имел температуру 50°C со стандартным кулером», помните, что точно в таком же корпусе и комплектации у вас на столе он будет иметь температуру 50–100°C (а может быть и больше в зависимости от условий). Это касается как результатов всевозможных тестирований, так и спецификаций производителя. Спасти ситуацию могла бы единая стандартизированная система, определяющая способ измерения, вид экспериментальной камеры и прочие важные факторы. Но такие вещи сильно усложняют процесс тестирования и лишают производителей возможности хитрить с параметрами. Да и это получится не совсем то, ведь конкретный системный блок используется в условиях конкретной комнаты. Но для нас это не так важно, т.к. мы сравним корпуса от разных производителей с разными системами охлаждения и выясним улучшение, вносимое системой, в процентах. Это позволит понять, насколько хороши тестируемые корпуса и стоят ли эти новоявленные решения своих денег. Конфигурация тестовой системы следующая:

  • материнская плата Intel D845GBV;
  • процессор Intel Celeron 1,7GHz;
  • память 512MB PC-2700 NCP;
  • жёсткий диск Maxtor D740X (6L040J2);
  • видеокарта PixelView GeForce 6600GT;
  • звуковая карта Creative Audigy2;
  • модем Genius GM56PCI-LA;
  • привод Sony CRX-210E.

Вот такая среднестатистическая комплектация. Да простят нас поклонники AMD, но мы решили использовать Intel. Благо, даже в кратких спецификациях эти корпуса рекомендованы для сборки Intel’овских систем, про AMD просто вежливо ничего не сказано. Для охлаждения процессора использовался стандартный BOX’овый (входящий в комплект поставки) кулер – несмотря на свою невысокую стоимость, он имеет отличные термические показатели.

Codegen 6078L-CA Aeolus

Тестовая система

Северный мост материнской платы охлаждается пассивным ребристым радиатором внушительных размеров. Для отвода тепла от центрального чипа и микросхем памяти видеокарты применён массивный радиатор, обдуваемый кулером и имеющий направленную систему для воздушных потоков. Никаких дополнительных средств для понижения температуры диска не применялось. Всё остальное зависело только от корпуса, причём мы старались использовать базовые комплектации, т.е. не устанавливали дополнительных вентиляторов, если это не сделал завод-изготовитель. Также мы решили отказаться от использования дисковода 3,5" из-за его моральной устарелости. Привод оптических дисков и жёсткий диск подключались отдельными шлейфами. Никакого разгона системы не производилось, и все показания снимались при нормальных частотах, т.к. воздушное охлаждение не позиционируется как решение для оверклокера.  Для снятия использовались софтварные методы. Режимом «нулевой нагрузки» мы считали полный простой системы без выполнения каких-либо задач, не касающихся поддержания работы ОС. Для стабилизации температуры внутри корпуса показания снимались через 1 час работы в таком режиме. В режиме «полной нагрузки» все системы (CPU, GPU, HDD) работают с максимально возможной отдачей. Это, прежде всего, 3D-игры, бенчмаки, архивирование, кодирование, копирование файлов и проч. Для достижения максимального эффекта эти задачи можно выполнять совместно. Мы старались загрузить по максимуму все системы, а не делать загрузку, например, процессора до 100% при полном бездействии видеокарты. Температура  воздуха в тестовом помещении на момент проведения эксперимента составляла 25°C. Объём самого помещения составлял порядка 100 м3, поэтому нагревом воздуха от системного блока можно было пренебречь. И ещё один важный момент – тестируемые корпуса являются инженерными сэмплами, поэтому они обладают неполной комплектацией, а многие недочёты в далейшем могут быть устранены.

Codegen 6078L-CA «Aeolus»

Модель «Aeolus» наряду с «Glacier» является новейшей разработкой от компании Codegen. Уже не раз звучал вопрос типа: а что есть Codegen? И, как правило, тестеры сходились в одном: этот производитель делает корпуса и блоки питания «средней руки», т.е. качество не достигает слишком высокого уровня, но и цена при этом низка. Как раз то, что и нужно для отечественного пользователя. Согласитесь, мало кто из нас хочет выложить пару сотен зеленых за тот же  Chieftec. А с применением Codegen’а можно собрать неплохой компьютер за разумные деньги. Естественно, люди, привыкшие использовать крутые комплектующие, не станут размениваться на такие вещи, но давайте смотреть правде в глаза и не забывать, что их процент среди общего числа пользователей относительно невелик.

Внешний вид приятно сочетает в себе новаторские черты и строгий стиль.

Codegen 6078L-CA Aeolus

Прямые формы смотрятся очень строго и классически, и пусть лучше будет так, чем пытаться делать корпуса с мизерными ценниками и  претензиями на дизайн. Всё окрашено в модный нынче чёрный цвет. Передняя панель выполнена из пластика и окаймлена белой пластмассовой полоской. Кнопки «Power» и «Reset» сделаны по очень интересной схеме. Во-первых, основная кнопка выпуклая и имеет диаметр порядка 35 мм, так что «промазать» по ней будет сложно. Во-вторых, обе кнопки окаймлены декоративным кольцом, в которое к тому же встроены два светодиода, индицирующие включение и обращение к винчестеру. Чтобы при сборке системы не испортить внешний вид нового компьютера, придётся поискать чёрный флопик. А вот насчёт привода оптических дисков можно не беспокоиться, он будет закрыт специальной откидывающейся шторкой, так что даже если его корпус будет сделан из грязного жёлтого пластика, на общей картине это не скажется. Огорчает только то, что такой системой оснащено только одно посадочное место. Если вы используете два или более CD-ROM’а, придётся задуматься. Дополнительные аудиоразъёмы и разъёмы USB расположены в нижней части на правом боку. Ими очень удобно пользоваться, если корпус будет установлен слева от вас. Но основная фишка заключена в следующем: вся поверхность боковых панелей и верхней крышки покрыта небольшими отверстиями для улучшения теплоотдачи.

Codegen 6078L-CA Aeolus

Как же обстоят дела с пылью? И здесь всё тоже хорошо: с внутренней стороны имеются пластиковые каркасы с натянутой на них мелкой сеточкой. Воздух пройдёт без проблем, а вот у пыли возникнут трудности. Компания решила отказаться от традиционных ножек, и корпус устанавливается на двух пластмассовых держателях. Казалось бы, мелочи, но смотрится очень красиво. Задняя панель выполнена в строгом и простом стиле, плюсом является только дополнительное место для установки вентилятора. Боковые панели прикручиваются на два специальных винта с большими шляпками, которые можно отвинчивать руками, что удобно, т.к. при случае не придётся бежать за отверткой. Внутреннее строение не отличается какой-либо оригинальностью.

Codegen 6078L-CA Aeolus

В распоряжении пользователя есть четыре отсека под устройства 5,25" и шесть отсеков под устройства 3,5". Схема крепления самая обычная – диски и приводы прикручиваются болтиками. Сверху установлен дополнительный кулер, работающий на выдув воздуха.   Провод для подачи на него питания длинный, так что его можно будет воткнуть в любой свободный molex блока питания. Металл, применённый изготовителем, имеет нормальную толщину, но всё же хочется чего-то более качественного.

Codegen 6078L-CA Aeolus

Многие места внутри обработаны плохо, так что при сборке компьютера можно поранить руку. И ещё один неприятный момент: из-за непродуманной системы крепления при работе компьютера может возникать дребезжание, создаваемое боковыми панелями. Избавиться от него довольно просто: достаточно потуже затянуть болты или подложить что-нибудь небольшое в зазор между остовом корпуса и боковой панелью. Но это несомненный минус, и упомянуть про это стоит.

Сборка тестовой системы

Мы имеем дело, так сказать, с демо-версией, поэтому корпус попал в наши руки без блока питания. Исходя из простых соображений, мы установили в качестве питателя источник Codegen Model:300XX, чтобы уровень корпуса соответствовал уровню блока питания.

Codegen Model:300XX

Сборка тестовой системы прошла без тотальных эксцессов, но две небольшие проблемы всё-таки возникли. Во-первых, кнопка на откидывающейся панели в упор не попадала на кнопку нашего тестового привода. Для того, чтобы они хоть как-то соприкасались, пришлось устанавливать CD-RW в чуть наклонённом положении. Во-вторых, возник вопрос с трубой. Длину её можно изменять, т.е. одна труба надета на другую более тонкую.

Codegen 6078L-CA Aeolus

Но даже в самом коротком положении она оказалась «в притык» к радиатору охлаждения CPU. И это при том, что стандартный кулер довольно низкий. Очевидно, если использовать продвинутые высокопрофильные кулеры, например, Zalman, то боковая крышка с прикрученной трубой просто не станет на своё место. Решение в такой ситуации одно – снимать воздуховод, и ничего тут больше не поделаешь. Также нестыковки возможны с некоторыми AMD-системами. В остальном всё прошло хорошо, размеры корпуса велики, и полноформатные платы стали в нем свободно.

Тест №1

Для начала давайте немного разберёмся с воздушными потоками внутри корпуса. Выдув нагретого воздуха производится кулером блока питания и вентилятором, установленным на верхней крышке. Для улучшения этого процесса в боковой и нижней стенке блока питания предусмотрены вентиляционные отверстия. Также нагретый воздух может спокойно выходить через многочисленные перфорационные отверстия. Т.е. получается такой расклад, при котором боковые крышки закрыты, но это почти равносильно тому, если бы их не было вообще. И недостатка здесь два: первый – компьютер выглядит как сито, хотя вкусы относительно внешности у всех разные, второй – повышенный шум. Если в стандартном варианте стенки являются хоть какой-то преградой на  пути звука, то здесь всё, что происходит внутри, будет отчётливо слышно и вам. Но мы исследуем терморежим, а не шумовые характеристики. После часового простоя мы получили довольно неплохие температурные показатели, приведенные на диаграмме чуть ниже.

термический режим корпуса Codegen

Но это ещё ни о чём не говорит. После часовой сбалансированной нагрузки нами были зафиксированы куда более высокие результаты. В среднем, при полной загрузке температура CPU увеличилась на 57%, GPU – на 39%, HDD – на 30%. Если рассудить, много это или мало, то можно утверждать: режим 35-55°C для центрального процессора вполне приемлем, температура 44-61°C для графического ядра тоже нормальная, вот значения 40-52°C уже немного велики. Вследствие этого можно говорить о способности корпуса справиться со своими задачами.

термический режим корпуса Codegen c БП Microlab

Но не забывайте, что есть блоки питания с иной системой, а точнее, с горизонтальным кулером. Вот и применим такой источник с 12 см вентилятором Microlab 400W. Этот подход явно более рационален, т.к. можно наблюдать не слишком значительные, но всё же снижения температур. В ходе тестирования нас заинтересовала целесообразность использования воздухозаборной трубы и дополнительного кулера. Если бы речь шла об обычном корпусе, то такого вопроса не возникло бы, но здесь мы и так имеем прекрасные возможности для отвода тепла в виде отверстий. Для выяснения этого вопроса мы сняли трубу и повторили эксперимент с блоком питания Codegen. Его мы будем использовать и в последующих тестах.

термический режим корпуса Codegen - без трубы

Результат оказался неожиданным. Такая перестановка привела лишь к 2%-ому повышению температуры центрального процессора. На режиме других компонентов это никак не сказалось. Хотя если задуматься, всё понятно! На охлаждение видеокарты и жёсткого диска, а также на общий нагрев воздуха внутри системного блока больше влияют перфорационные отверстия и кулера, нежели воздуховод. В нашем варианте из-за общей открытости внутри трубы практически не было тяги, – к примеру, если бы в корпусе не было отверстий, то тяга была бы значительно большей. Очевидно, что для поднятия характеристик неплохо бы было установить внутрь трубы вентилятор, работающий на вдув. Но дополнительный кулер – это дополнительный шум, а в здесь это критично. Представьте, что шум от дополнительного вентилятора, вентиляторов блока питания, видеокарты, чипсета, плюс шум жёсткого диска и привода ничем не заглушается и постоянно действует на вас. Скажем прямо – приятного в этом мало! Вывод очевиден: при наличии такой перфорации использование дополнительного воздухозаборника в таком виде не приносит существенных улучшений и является чисто косметическим шагом! В иных случаях (со сплошными стенками) КПД такой системы куда выше.

термический режим корпуса Codegen без доп. куллера

Теперь посмотрим, насколько помогает дополнительный кулер сверху. 4%-ое увеличение температуры CPU и 5%-ое увеличение температуры GPU – вот и все отличия. Опять же, если бы отсутствовали отверстия в стенках, то цифры были бы куда серьёзнее.

При использовании этого корпуса хочется порекомендовать выбирать компоненты системы с тихими кулерами или вообще пассивным качественным охлаждением. Так, внимательно отнеситесь к жёсткому диску. Шум – это главный недостаток.

JNC NJA-601

Вот этот корпус нас по-настоящему удивил, уж очень нетрадиционное решение применено производителем.

9

Дело в том, что современная мода на мини дошла абсолютно до всего, и ящики для сборки ПК не стали исключением. Даже стало интересно, как в коробке с габаритами 460x140x360 мм можно собрать полноформатную современную систему. Оказалось – можно, но обо всём по порядку. Традиционно начнём описание корпуса с внешнего вида. Передняя панель сделана из пластика и имеет дольно оригинальное дизайнерское решение.

12

Приводы оптических дисков устанавливаются в вертикальном положении и закрываются откидывающимися шторками. Рядом расположена небольшая шторка, открыв которую, можно получить доступ к выносным аудиоразъёмам и разъёмам USB. Основной цвет корпуса белый.

10

Для улучшения внутреннего термического режима на боковых панелях предусмотрены воздухозаборные системы. Со стороны компонентов в предполагаемом месте нахождения кулера CPU установлена труба большого радиуса и малой высоты. С внешней стороны она закрыта металлической сеткой и мелкой сеточкой из полимера для предотвращения засасывания пыли.

13

Также в районе установки плат расширения (видео, звук, сеть, модем) есть простая решётка для улучшения циркуляции воздушных потоков. С другой стороны корпуса расположена решетка, из которой выдувается тёплый воздух. Не менее оригинальна задняя панель. В самом верху расположена перфорационная решётка для охлаждения жёсткого диска. Чуть ниже выведен сетевой разъём для подачи питания. Есть место для установки двух дополнительных вентиляторов. Прорези для дополнительных плат закрыты съёмными железками, которые можно устанавливать обратно.

11

Это очень удобно при частой смене конфигураций, и, конечно же, боковые панели прикручиваются удобными винтами с большими шляпками. У многих из вас уже возникла масса вопросов: а что это за боковая сетка, через которую выходит тёплый воздух, где ставится блок питания и что решетка для охлаждения винчестера на задней панели? Понять всё это можно лишь после изучения внутреннего строения тестового образца. Хорошо хоть схема установки компонентов нарисована на видном месте!

Блок питания устанавливается в нижней части корпуса. И здесь реализована оригинальная система выдува нагретого воздуха.

14

Кулер блока питания выдувает воздух в реализованный механически воздуховод, в котором для улучшения тяги установлен ещё один дополнительный кулер. Скажем прямо: работает такая система очень эффективно, но и шума при работе производит достаточно. Более того, если корпус будет стоять по левую сторону от вас, то вас будет обдувать этим теплым потоком.

2

Для подключения блока питания к сети служит шнур, пропущенный в зазоре между остовом корпуса и боковой панелью. Приводы устанавливаются в съёмную корзину, рассчитанную на два устройства. Сама корзина крепится четырьмя винтами. Под устройства 3,5" предусмотрено 3 места: два открытых и одно скрытое; открытые находятся  в углах в самом верху, скрытое расположено под корзиной для 5,25" устройств. Для предотвращения дребезга, создаваемого боковыми крышками, предусмотрены небольшие пружинящие пластинки. В общем, корпус вызывает неоднозначные впечатления. С одной стороны, мы видим попытку создать хорошую воздушную системы охлаждения. Но, с другой стороны, явно видно, что циркуляция воздуха в районе винчестеров затруднена.

И ещё один мега-приятный факт: дело в том, что корпус можно устанавливать в нескольких положениях.

1

Это может быть как привычное вертикальное положение, так и горизонтальное (desktop). Только при установке в варианте desktop необходимо обязательно (!!!) использовать наклеивающиеся ножки, входящие в комплект, чтобы обеспечить зазор между корпусом и столом. В противном случае это приведёт к бездействию системы охлаждения и перегреву внутри.

Сборка тестовой системы

Корпус NJA-601 очень красивый и эргономичный, но процесс сборки системы вызывает мало приятных эмоций. Для начала хочется отметить крайне неудовлетворительное   качество внутреннего металлического каркаса. Если в случае с Aeolus’ом встречались какие-то необработанные места, то у JNC эти недостатки сплошь и рядом. К тому же и толщина металла доведена до критичной. Но и это ещё не главное! Итак, начинаем собирать. Чтобы установить блок питания, потребуется снять лицевую панель и привернуть его на четыре винта. Хотя это ещё ничто по сравнению с установкой привода оптических дисков. Предполагается следующий порядок действий: корзина снимается, затем прикручивается привод, а уж затем корзина ставится на место. По-другому сделать не получается физически. Так вот, при сборке произошла старая история, когда кнопка привода не попала на кнопку шторки. Даже может показаться, что мы используем нестандартный CD-RW, но это не так, т.к. с другими корпусами, например, IN WIN, проблем не возникало.

15

Итак, нам пришлось потратить больше минуты для того, чтобы поставить привод CD в подходящее положение (пришлось его немного наклонить) и привернуть на четыре винта. С монтажом остальных плат и жёсткого диска, который мы поставили в одну из верхних ниш, проблем не возникло, разве что только труба воздуховода не попала на кулер, а захватила только его небольшую часть. Но мы были немного смущены при коммутации всех устройств и сразу хотим обратить ваше внимание на то, что блок питания должен иметь провода хорошей длины. Опять же, корпус является демо-образцом, поэтому попал к нам без блока питания, и мы решили для справедливости установить всё тот же Codegen. Еще чуть-чуть, и длины его проводов не хватило бы, а ведь это не самый плохой блок на рынке в этом отношении. В конечном итоге даже при нашем старании в корпусе образовалась довольно большая путаница проводов, которая точно не скажется положительно на вопросе циркуляции воздуха.

Тест №2

После часового простоя нами были зафиксированы хоть и высокие, но приемлемые температуры. Для такого малого объёма эти значения хороши, и это при том, что мы не прибегали к использованию дополнительных кулеров.

aa

Но даже при значительной нагрузке значения не вышли за рамки дозволенного. Более того, температура жёсткого диска оказалась ещё ниже, чем в случае с Codegen. В принципе, это легко объяснимо тем, что винчестер обдувается потоком воздуха от кулера центрального процессора. В этом конкретном случае воздуховод в виде трубы работает корректно, т.к. даже визуально чувствуется тяга. Произвести опыт с блоком от Microlab не представляется возможным, т.к. такие (с горизонтальным кулером) блоки в подобном корпусе использовать нельзя. Можно только сказать, что для своих размеров этот корпус с охлаждением справляется хорошо. Немалая заслуга в этом принадлежит вентиляционным решёткам. Посмотрим, что будет, если их закрыть.

aaa

Такой шаг привел к 4%-ому повышению температуры CPU и 5%-ому повышению температуры GPU. Температура жёсткого диска осталась неизменной. Как видно, цифры куда более внушительные, нежели в случае с Codegen. Но, выбрав его, вам всё же придётся пойти на серьёзные жертвы, т.к. и шумит он значительно. Все вышесказанное касается теста, когда системный блок стоял в вертикальном положении. Не менее интересно будет посмотреть, какие показатели будут достигнуты в варианте desktop. Собственно, при грамотной установке (не забывайте про резиновые ножки) никаких изменений не произошло, все температуры остались прежними. Для большего понимания и осознания результатов проведем ещё один температурный тест с применением корпуса типа noname. Это будет обычный, самый дешёвый ящик формата midiTower, купленый в ближайшем компьютерном магазине. Не будем рассказывать про все прелести сборки тестовой платформы, а сразу перейдём к конкретным цифрам.

a1

Как видим, тестируемые модели не сильно вырвались вперед. Корпус Codegen, конечно, имеет лучшие показатели по температурам, но и шумит он больше. JNC показал чуть худший результат, но у него есть несколько неоспоримых преимуществ – малые размеры и различные варианты установки. Вот она и загвоздка всех систем с воздушным охлаждением: они требуют радикальных мер для достижения хороших результатов. Т.е. требуется не просто устанавливать трубы «от балды», а продумывать всё досконально, использовать несколько воздуховодов, разделять потоки, применять много вентиляторов. Единственное, что пока позволяет этим системам удерживаться на рынке, так это их невысокая цена. Согласитесь – пусть он шумит, пусть КПД не очень велик, зато стоит в десятки раз дешевле простых жидкостных систем, не говоря уже про более продвинутые решения.

Подводя итог

В частностях и целом мы пришли к выводам, которые навязываются нам разработчиками ВТХ. Изложим всё ясно и по порядку:

  •  Температуры современных комплектующих при должном подходе не выходят за рамки дозволенного даже при применении воздушных систем. Но очевидно, что этап этот будет скоро пройден, и придётся применять более продуманные решения, как, к примеру, направленные системы. А если тенденция сохранится, то вообще не за горами то время, когда придётся отказаться от воздушных систем.
  •  Любая, какой бы хорошей она не была, система воздушного охлаждения шумит. На примере двух протестированных корпусов это заметно очень хорошо, особенно в случае с JNC NJA-601. При работе системы выдува теплого воздуха шум надоедает настолько, что все достоинства уже кажутся сомнительными.
  •  Фишки в виде воздухозаборных труб и т.д. не приносят желаемого уменьшения температур. Максимальный снижение не превысит 10-15%. Всё же требуется качественная направленная система, которая будет работать комплексно, что и заложено в стандарте ВТХ. Однако на бумаге всё работает хорошо, и нам бы хотелось своими руками пощупать эти чудо-корпуса. По прогнозам западных аналитиков, в 2006 году всё же прогнозируется значительный прирост продаж продуктов этого стандарта. Вот тогда-то после теста можно будет точно сказать насколько ушли вперед ВТХ-системы и стоит ли совершать переход на них. И уже традиционное краткое резюме протестированных образцов:
Тег: