Компьютеры

Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample на базе GeForce 7800GTX: быстрее, выше, сильнее

Обзор одной из самых свежих моделей от Gainward - PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample на базе самого производительного GPU на сегодня - NVIDIA GeForce 7800 GTX.

Ещё в далеком 1999 году разница качества видеоплат различных производителей была очень велика. Практически любая отдельно взятая карта была построена на дизайне печатной платы собственной разработки, причём цели были очень разными: начиная  с желания выпустить максимально качественный продукт (ELSA, Gainward, Hercules), что, естественно, отражалось на его стоимости, и заканчивая максимальным удешевлением производства и экономией на всём подряд. Последнее в наибольшей степени касалось производителей, стыдившихся ставить своё имя на изделии со столь низким уровнем качества.

Именно для унификации карт и был разработан так называемый референс-дизайн, на базе которого и предполагался выпуск всех серийных плат. При этом экономия была резко сокращена вплоть до выбора удешевлённых компонент. Разумеется, некоторые производители видеокарт не желали довольствоваться референсными возможностями и всё время пытались что-нибудь видоизменить. Одной из таких компаний стал Gainward, вышедший на рынок с торговой маркой CARDExpert, а впоследствии и PowerPack!. Число различных плат на базе того же GeForce2 series было просто огромным. Глядя на комбинации с различной памятью и повышенными частотами, просто глаза разбегались, но неизменным было одно: качество специально отобранных компонент и собственный дизайн печатной платы. Всё это делало изделия Gainward одними из самых качественных на рынке.

Такой подход к качеству своей продукции в немалой степени радовал и тех, кто, работая с 2D, не хотел окончательно отказываться от 3D. На платах Gainward, как и на старых платах от Creative или ELSA, двухмерное изображение было идеально чётким даже при самых высоких разрешениях и частотах обновления на CRT-мониторах – работать с дизайном в таких условиях действительно комфортно. Только карты от Matrox могли предложить сопоставимое или лучшее качество изображения, но в 2001 году Matrox имел уже весьма скромные возможности по работе в 3D.

Но, как говорится, на каждую бочку мёда приходится ложка дёгтя. Во-первых, это цена. Если в случае high-end решений наценка Gainward была вполне оправдывающей все его возможности, то вот среди карт нижнего ценового диапазона, где каждый доллар был на счету, а качество было отнюдь не сверхвысоким, продукция Gainward была уже не столь привлекательной. Во-вторых, видоизмененный дизайн явно не способствовал удобству ремонта такой платы в сервисных центрах, которые привыкли работать с референсом. Кроме того, рискнуть перепрошить сильно модифицированный BIOS от Gainward'а платой от другого производителя решился бы далеко не каждый.

Но в 2002-2003 годах ситуация поменялась: для того, чтобы быть уверенными на все 100 процентов в качестве своих топовых решений, и ATI, и NVIDIA производят все платы этого уровня своими силами, а производителям даётся на откуп разве что собственный цвет РСВ, система охлаждения и комплект поставки. Более того, в 2004 году ситуация усугубилась ещё и тем, что фактически самые производительные платы были унифицированы и по цвету РСВ, и по системе охлаждения, отличаясь при этом только наклейкой от того или иного производителя, ну и, конечно, ценой.

К счастью, для плат рангом чуть пониже, вроде NVIDIA GeForce 6800 GT, было разрешено закупать не готовые платы у NVIDIA, а чипы, ставя их на платы собственного производства, также построенные на референсном дизайне. Тут снова отличилась компания Gainward. Мало того, что даже в условиях референса компания не переставала радовать своих покупателей повышенными частотами и даже системой водяного (!) охлаждения CoolFX, разработанной по эксклюзивному соглашению с Gainward, но изделия на базе 6800 GT также были действительно уникальными. Во-первых, система охлаждения собственной разработки с эстетически приятным внешним видом и не вполне приятным шумом на максимальных оборотах, во-вторых, BIOS автоматически повышал напряжение на графическом ядре при работе в 3D, что положительно сказывалось и на разгоне платы, и на умеренном температурном режиме в состоянии работы с 2D.

Сегодня мы рассмотрим одну из самых свежих моделей от Gainward – PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample на базе самого производительного GPU на сегодня – NVIDIA GeForce 7800 GTX. Плата повторяет референсный дизайн, как и остальные решения на базе G70, и, по сути, отличается только крышкой на системе охлаждения с собственным логотипом, однако Gainward был бы не Gainward, если бы не привнёс что-то новое в плату. Конечно же, это отобранные компоненты, благодаря которым плата преспокойно работает на повышенных частотах, стабильность которых гарантирована производителем. Как это повлияет на производительность, мы понаблюдаем несколько позже, а пока перейдём к самой плате.

Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample

Технические характеристики карты Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample в сравнении с референсной платой от NVIDIA:

Производитель картыGainwardNVIDIA
Графический процессорG70G70
Частота чипа, МГц470 (510*)430 (470*)
ПамятьGDDR3, 256 МбайтGDDR3, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц650 (1300 DDR)600 (1200DDR)
Ширина шины памяти, бит256256
ИнтерфейсPCI Express 16xPCI Express 16x
RAMDAC2x400 МГц2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров88
Количество пиксельных конвейеров2424
API DirectX9.0c9.0c
OpenGL1.51.5
Дополнительное питаниеТребуетсяТребуется
Разъёмы подключения мониторов2xDVI2xDVI
Наличие TV-OutДаДа
Наличие TV-INДаДа
Цена, $620-650600**

* в скобках указана частота геометрического блока
** рекомендованная розничная цена

Комплект поставки

Плата Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP "Golden Sample" идёт в стандартной коробке, однако дизайн по сравнению с предыдущими продуктами Gainward всё же не без изменений, что радует.

коробка

В первую очередь мы видим сине-жёлтый бокс с уже знакомой нам девушкой, украшающей предыдущие продукты Gainward, но поверхность коробки стала матовой, приятной на ощупь, а надписи нанесены глянцевым шрифтом, поэтому отчетливо ощущаются, если провести по коробке рукой. Указание модели платы, наконец-то, стало больше, чем просто фирменным стикером: теперь оно выгравировано золотом, ведь перед нами – “Золотой Образец”.

Конечно, абсолютно удовлетворить эстетические потребности самого взыскательного пользователя такая упаковка не может. В целом всё достаточно скромно, равно как и то, что касается самой обвязки карты, идущей в комплекте.

комплект поставки

Назвать такой комплект поставки богатым язык не поворачивается: с одной стороны, все необходимые элементы присутствуют, а именно:

  • CD с драйверами и фирменным программным обеспечением от Gainward.
  • Руководство пользователя самой последней версии.
  • СD c программой Muvee autoProducer3, предназначенной для работы с видео.
  • DVD-проигрыватель CyberLink PowerDVD версии 5.0.
  • Разветвитель VIVO и HDTV.
  • Конвертер для подключения дополнительно питания с двух четырёхконтактных Molex-разъёмов на новый шестиконтактный разъём.
  • Два переходника D-Sub <-> DVI-I фирменного красного цвета.
  • Стикер с гордой надписью "Powered by Gainward".

С другой стороны, всегда хочется чего-то большего, а особенно если речь идёт о видеокарте самого высокого уровня.

Плата

Вдоволь насмотревшись на то, что идёт вместе с картой, давайте всё же перейдём к тому, что мы увидим на самом ускорителе:

Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample

А видим мы, как уже было отмечено в начале материала, плату, повторяющую референсный дизайн от NVIDIA. Фактически, от Gainward в ней только покрывающая систему охлаждения крышка с логотипом, вполне однозначным образом определяющим, для кого из партнеров NVIDIA эта карта предназначалась.

без радиатора

Сняв основную систему охлаждения, мы отчётливо видим главные элементы платы: графический процессор весьма немалых габаритов (разумеется, для компьютерных компонент). Это неудивительно, ведь в нём содержится около трёхсот миллионов транзисторов, выполненных по норме техпроцесса в 110 нанометров. Количество посадочных мест под микросхемы памяти превышает количество установленных чипов ровно вдвое, следовательно, данная печатная плата уже изначально спроектирована с расчётом установки памяти в объёме в 512 Мбайт, что можно также пронаблюдать и на тыльной стороне РСВ:

Вид сзади без радиатора

Система охлаждения вполне стандартна и выполнена в виде массивного алюминиевого радиатора с тепловой трубкой, позволяющей сохранить температурный баланс между элементами с различной степенью нагрева. Вентилятор произведён компанией Delta Electronics и работает очень тихо даже в режиме максимальной загрузки платы, что не может не радовать, учитывая "тишину" таких плат, как NVIDIA GeForce 6800 Ultra u ATI Radeon X850XT. С обратной стороны микросхемы памяти прикрыты чёрными алюминиевыми пластинами. Модуль питания графической платы оснащён дополнительным алюминиевым радиатором всё того же чёрного цвета. 

Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению компонент платы, взглянем на героиню нашего сегодняшнего тестирования в последний раз:

части карты

Немного увеличим...

винтики

... и получим просто шикарную картину в Industrial Style Desigh. С таким видом хоть сразу на выставку современного искусства.

Изучив последние тенденции в области компьютерного дизайна, переходим к внимательному рассмотрению графического процессора и микросхем памяти:

gpu_mem

Перед нами самый производительный и современный из массово производимых GPU на сегодня – графический процессор G70. Судя по маркировке, данный чип ревизии А2 явился миру на двадцатой неделе сего года, т.е. примерно за полтора месяца до официального анонса G70, что говорит нам о том, что к запуску своего решения NVIDIA подошла весьма основательно, предусмотрительно заготовив чипы для розничных продаж.

Разгон ядра составил 495 МГц, что скорее является средним, чем высоким показателем.

На плате установлено 8 микросхем памяти производства Samsung с временем отклика в 1.6 нс, что соответствует частоте примерно в 625 (1250) МГц, однако переработанная относительно NV45 система питания G70 позволила безболезненно преодолеть частоту в 680 (1360) МГц, что, впрочем, тоже трудно назвать выделяющимся показателем на фоне других похожих плат.

Напомним, что частоты платы повышены относительно номинала и составляют 470/1300 против стандартных 430/1200, причём ответственность за работу в таком режиме целиком и полностью берёт на себя сам Gainward.

Кроме всего прочего, данная плата также поддерживает и все функции VIVO, благодаря предустановленной микросхеме SAA7115HL от Philips, которая позволяет совершать видеозахват любительского качества.

видеочип

Тестирование

Как полагается в таких случаях, приводим полную конфигурацию нашего тестового оборудования и программного обеспечения, используемого для тестов:

  • процессор Intel Pentium 4 3.4 ГГц Extreme Edition Hyper-Threading;
  • материнская плата Inlel D925XCV;
  • 1 Гбайт двухканальной DDR2 533 МГц памяти;
  • жёсткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm;
  • блок питания PowerMan 420Wt, который без труда справился с такой современной картой, как 7800 GTX с повышенными частотами от Gainward.

Наша тестовая лаборатория благодарит компании Intel, Gigabyte и PatriArch за предоставленное для тестовых стендов оборудование.

Мы провели тестирование в следующих программах:

  • 3D Mark 2001 SE Ver330 (DirectX 8.1) Nature
  • Codecreatures Benchmark Pro (DirectX 8.1)
  • SeriousSam (OpenGL)
  • Unreal 2: Awakening (DirectX 7.0)
  • FarCry(DirectX 9.0c)
  • Doom III (OpenGL)
  • Half-Life 2 (DirectX 9.0c)
  • Aquamark. (DirectX 9.0)
  • 3D Mark 2005 (DirectX 9.0c)
  • Unreal Tournament 2004 (DirectX 7.0)

Для тестирования мы использовали референсные версии драйверов для обоих типов видеокарт. Все настройки, кроме отключавшейся вертикальной синхронизации, включались по умолчанию. Режимы антиалиасинга и анизотропии включались через контрольные панели драйверов. Для карт NVIDIA использовалась версия ForceWare 77.72, а для карт ATI – драйвер ATI Catalyst 5.4.

Плата Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP "Golden Sample" выделена на диаграммах ярко-красным цветом.

Синтетика

Итак, по традиции начнём с околоигровой синтетики, чьи результаты интересны прежде всего тому, кто воспринимает их как показатели скорости во всех игровых приложениях.

Как мы видим, по мере увеличения нагрузки на видеокарту, 7800 GTX резко отрывается от своих конкурентов, а в исполнении Gainward – вообще становится абсолютным чемпионом, благодаря изначально повышенным частотам.

Игры старого эшелона, работающие через API OpenGL

Quake III: Arena

Как мы видим на примере Quake III Arena, практически везде скорость системного блока зависит от платформы, показывая даже в самых тяжелых режимах результаты более чем достаточные для комфортной игры.

Преимущество карты от Gainward становится заметным только в 1600х1200, где карта вырывается вперёд.

Serious Sam

Ситуация аналогична той, что мы видели в случае Quake III: результаты упираются во что угодно, только не в видеокарту. Однако у решений NVIDIA здесь есть некоторое преимущество, и даже 6800 GT без особых усилий опережает показатели Х850ХТ РЕ.

Игры на базе Unreal Engine 2

Unreal Tournament 2004

Отрыв Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP Golden Sample от конкурентов в тяжёлых режимах вплоть до полуторакратного преимущества относительно карт предыдущего поколения действительно впечатляет.

Unreal II: Awakening

При выключенных функциях полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации показатели всех карт примерно одинаковы, в то время как при их включении продукт Gainward снова показывает своё лидерство в высоких разрешениях, для которых, собственно, и покупаются продукты такого уровня. Преимущество над "хитовым" 6800 GT даже в столь поверхностном тесте уже составляет около 25 процентов.

Современные приложения с использованием возможностей API DirectX 9.0

Half-Life 2

Если раньше владельцы этой игры отдавали предпочтение картам ATI, то в самых тяжёлых режимах мы видим, что даже GeForce 6800 Ultra обгоняет Radeon X800XT, ну а 7800 GTX Golden Sample в исполнении Gainward показывает самые высокие результаты, резко выдаваясь вперёд. 6800 GT отстаёт почти в 2 раза, показывая предельно низкую скорость в самых актуальных режимах для high-end карт.

FarCry

А вот здесь мы можем констатировать, что используемое демо FarCry уже несколько слабовато для столь мощных современных карт: только в самом высоком разрешении при анизотропии и антиалиасинге чётко прослеживаются отличия между картами.

Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP "Golden Sample" снова демонстрирует самые высокие показатели, и это несмотря на то, что частота ядра у него ниже в сравнении с Х850ХТ и Х800ХТ. Вот что значит современная отлаженная архитектура, позволяющая играть даже в 1600х1200, в то время как тот же 6800 GT начинает "кашлять" даже при более скромных настройках качества.

Последние разработки в области 3D-движков на базе API OpenGL

DOOM 3

Уж где, как не в DOOM3, технологии карт на чипах NVIDIA показывают себя во всей красе: даже NVIDIA GeForce 6800 GT оставляет позади флагманов сегодняшней линейки ATI. Отрыв 7800 GTX по-прежнему впечатляет, однако он несколько меньше того, что мы видели в Direct3D-тестах.

Ну а пальма первенства в этом тесте опять уходит к продукту от Gainward: что ни говори, а гарантированные повышенные частоты греют душу любителям максимальной производительности.

Исследование качества изображения: Transparency Antialiasing

Одно из самых интересных нововведений, которые может получить покупатель от нового графического процессора NVIDIA GeForce 7800 GTX, – это новый метод сглаживания, для которого в драйверах отведена специальная настройка, на данный момент доступная только обладателям карт на 7800 GTX.

В этой части материала я не буду подробно расписывать алгоритм различных методов антиалиасинга и ограничусь только практическими аспектами.

Современные видеокарты, начиная с NVIDIA GeForce3 и ATI Radeon 9700 PRO, используют метод сглаживания, называемый мультисэмплингом. До этого использовался несколько иной алгоритм – суперсэмплинг, который проводил сглаживания абсолютно всех объектов, в том числе и внутри текстур, в то время как мультисэмплинг ограничивался работой только на границах полигонов, где «зубчатость» изображения проявлялась в первую очередь.

Из-за того, что суперсэмплинг, обеспечивая небольшой прирост в качестве картинки, давал просто катастрофическое падение производительности, от него были вынуждены отказаться в пользу гораздо более экономного мультисэмплинга. Однако давайте попробуем разобраться, где же, собственно, мультисэмплинг не справляется со своими обязанностями сглаживать «зубчатость»?

Это, прежде всего, прозрачные текстуры: листья и ветки, решётки и провода, находящиеся внутри них, а не на границах полигонов, – мультисэмплинг просто «не видит» их.

Фактически, в продуктах ATI не было никакого решения подобного эффекта мультисэмплинга, в то время как NVIDIA, уже начиная с GeForce4 Titanium, ввела поддержку специализированного гибридного режима xS. Этот режим является комбинацией MSAA и SSAA, при которой поверх мультисэмплинговой маски добавляется ещё и суперсэмплинговая, за счёт чего на границах полигонов итоговая степень антиалиасинга соответствует скомпонованному режиму ([2xMS]*[2xSS]=4xAA). Внутри же прозрачных текстур проводится сглаживание, соответствующее степени суперсэмплинга в гибридном режиме – 2х. Такой механизм позволяет уменьшить гигантские потери производительности (как при использовании SSAA) и, в то же время, сглаживает зубцы внутри текстур.

Однако по ряду причин использовать такие режимы не очень-то хотелось: во-первых, скорость 4xS AA была значительно ниже той, которую обеспечивал чистый MSAA 4x, а сглаживание степени 2х внутри прозрачных текстур всё же было малодостаточным для того, чтобы сделать зубчатость вообще неразличимой. Но с точки зрения максимального качества полноэкранного сглаживания 8xS вне конкуренции.

Вот тут-то и пригодился новый метод сглаживания, получивший название TAA (Transparency Anti-Aliasing). Его суть заключается в том, что он автоматически определяет прозрачную текстуру по альфа-каналу и применяет сглаживание именно в её границах, причём или по методу суперсэмплинга, или по методу мультисэмплинга, что задаётся пользователем через драйвер, но пока только в Direct3D.

Неплохо, не правда ли? Но давайте сначала посмотрим на то, как именно он влияет на производительность на примере Half-Life2 (скоростные параметры были сняты на Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP "Golden Sample" в режиме с повышенными частотами):

image000 resize

Просто потрясающе! MS TAA даёт практически ту же скорость, что и без него, а SS TAA имеет падение производительности менее 5 процентов!

Самое время посмотреть, а что же у нас с качественной составляющей нового режима:

На скриншотах явно видно, что AA4x без использования технологии ТАА не влияет на сглаживание сетки-рабицы (это при том, что граница решётки сглажена как полагается: зазубрины видны даже без увеличения!). При включении ТАА картина меняется в лучшую сторону: на мультисэмплинговом варианте уже почти не видно зубцов, однако, если присмотреться, можно заметить некоторую замыленность пикселей решётки, но, несмотря на это, качество в целом только выросло относительно режима без ТАА. А вот при использовании метода SS TAA мы можем увидеть, что и этот эффект исчез. Изображение чёткое, резкое, без явно выраженного алиасинга, и это, заметьте, при практически отсутствующем падении производительности!

Кроме того, если вернуться к результатам тестирования Half-Life2, то мы можем заметить, что фактически величина падения производительности при активации SS TAA меньше, чем прирост скорости от повышенных частот на плате от Gainward. Это означает, что, приобретя плату от Gainward серии Golden Sample, Вы можете использовать все преимущества ТАА бесплатно(!) с точки зрения производительности относительно стандартной платы на базе NVIDIA GeForce 7800 GTX!

Выводы

Итак, сегодня мы рассмотрели впервые попавшую к нам на тестирование серийную плату на базе самого современного графического процессора NVIDIA GeForce 7800 GTX в исполнении Gainward. Что касается работы 7800 GTX, то тут всё более чем радужно:

  • на сегодня мы имеем просто беспрецедентную скорость во всех современных приложениях;
  • карта несёт в себе неплохой задел на приложения будущего, вроде того же F.E.A.R., производительность в котором мы рассмотрим в нашей обновлённой методике тестирования в следующих материалах – Serious Sam 2 или играх на движке Unreal Engin 3.0
  • уже сегодня мы можем использовать действительно применимый и полезный метод антиалиасинга по технологии Transparency AA, который существенно улучшает работу по сглаживанию линий внутри прозрачных текстур без значимого падения производительности.

Возможно, что выход R520 внесёт свои коррективы в текущую ситуацию и может оказаться быстрее G70, но также нельзя забывать, что даже он не сможет серьёзно поколебать сегодняшние более чем уверенные позиции NVIDIA GeForce 7800 GTX. Таким образом, пользователь, рискнувший подождать пару месяцев на старой видеосистеме, которую он планирует менять, в итоге окажется у «разбитого корыта».

Что же касается платы в исполнении Gainward, то мы можем констатировать, что продукт показал себя самым лучшим образом. Благодаря повышенному относительно референса клокингу, карта становится однозначным лидером в нашем сегодняшнем тестировании, обеспечивая огромный отрыв от карт предыдущего поколения в тяжёлых режимах, для которых, собственно и производятся видеокарты такого уровня.

Из недостатков мы можем отметить разве что слабоватый разгон, что, впрочем, является сугубо индивидуальной особенностью конкретного сэмпла, и комплект поставки, который можно было бы разнообразить, особенно учитывая, что речь идет о плате, которая явно выделяется на фоне своих конкурентов гарантированной работой на повышенных частотах.

FE_approved

Так как в современных приложениях Gainward PowerPack! Ultra/3500PCX XP "Golden Sample" проявляет себя наилучшим образом, показывая большой отрыв от своих конкурентов, редакторский коллектив Ferra принял решение присудить ей фирменную награду – Ferra Approved.

Теги: