Компьютеры

Обновлённое лицо ФОТОФОРУМА

С 13 по 16 апреля в Москве прошла очередная, шестая международная фотовыставка ФОТОФОРУМ-2006. Переезд в другой выставочный центр обернулся размахом совершенно иного масштаба. Кажется, у нас появляется новый и вполне серьёзный выставочный «монстр». Безусловно, значительная узость темы не даёт возможности сопоставлять эту выставку с почившим Комтеком, однако по степени серьёзности её организации, по количеству участников и посетителей можно сказать, что это весьма неплохой задел на будущее.

С 13 по 16 апреля в Москве прошлa очередная, шестая международная фотовыставка ФОТОФОРУМ-2006. На этот раз выставка осуществила грандиозный переезд и вместо прежних, несколько «престарелых» Сокольников проводится теперь в современном выставочном комплексе Крокус-ЭКСПО.

В выставке приняли участие свыше 300 компаний, среди которых Canon, Nikon, Kodak, Sony, Olympus, Konika Minolta, Olympus, Pentax, HP, Samsung и многие другие, в том числе и крупнейшие российские торговые компании. Присутствовали на выставке и ведущие производители мобильных телефонов со встроенной камерой. То есть тема фото оказалась на удивление интригующей для многих производителей высокотехнологичных устройств.

IMG 4964

Идея с переездом оказалась настоящей удачей как для организаторов, так и для участников. Неожиданно относительно «местечковая» выставка приобрела поистине европейский лоск и размах. По крайней мере, те, кто имел когда-либо возможность посетить какую-либо «импортную» выставку, отмечают явно возросший статус и иную по сравнению с прошлыми годами атмосферу, да и недостатка посетителей в этом году явно не было.

P1010106

И всё это несмотря на то, что добираться на 66-й километр МКАД (а именно там расположился этот новейший и, кстати, продолжающий строиться выставочный центр) – задача, скажем так, не из банальных. Автомобилистов поджидали многочисленные привычные московские пробки, отважные пешеходы и любители подземки должны были добираться на специальных автобусах или маршрутках от отдалённых станций метро. Тем не менее, с момента открытия ФОТОФОРУМ никак нельзя было назвать малолюдным.

P1010155

Для тех, кто случайно не знает, ФОТОФОРУМ – мероприятие достаточно специфическое, это и не сугубо IT-мероприятие, но и не гламурная фотовыставка из тех, что проводятся, например, в рамках Фотобиеннале. Хотя стоит отметить, что эти мероприятия по времени совпадают – разумеется, Московское Фотобиеннале продолжается значительно дольше, почти месяц. Итак, мы имеем дело со специфическим гибридом. Этот оттенок ФОТОФОРУМ приобрел, пожалуй, именно в этом году. Выставку посетили известные западные и российские фотографы, а также специалисты по обработке фотоизображений, в течение четырёх дней дававшие мастер-классы. Среди них – Дик МакКлелланд и Ден Маргулис – наиболее известные и уважаемые в России авторы книг по обработке изображений в Photoshop. Дик МакКлелланд одним из первых был принят в «Зал Славы Photoshop», что является наивысшим признанием для эксперта Photoshop, его перу принадлежат и «Photoshop. Библия пользователя» – одно из самых востребованных изданий по обработке цифровых изображений, и не менее известные «Photoshop для Чайников», «Photoshop студия», «Adobe Illustrator. Полное руководство».

IMG 5070

Дик МакКлелланд выступает на Круглом столе ведущих производителей

Ден Маргулис – не менее хрестоматийная личность и, пожалуй, самый известный эксперт в области цветокоррекции – представил на выставке свою новую книгу и провёл однодневный обучающий семинар, длившийся целых 8 часов.

Приуроченная к ФОТОФОРУМУ-2006, прошла и небольшая Фотовыставка в Крокус Сити – «Звезды мировой фотографии», на которой были представлены работы Дугласа Кёркленда и Стива Блума. Оба фотографа также принадлежат к разряду легендарных персоналий, Кёркленд – известный портретист, Блум – анималист.

P1010108

И тот, и другой также дали мастер-классы. Участие в семинарах и мастер-классах, как правило, было платным, однако это того стоит. Работы Блума и Керкленда, задавая тон и атмосферу, были практически первым, что можно было увидеть перед входом непосредственно в выставочные залы.

IMG 4986

Не менее харизматическую персону можно было встретить в первый день выставки. Ольга Свиблова – директор и создатель Московского Дома Фотографии, первая леди русского фотоискусства.

IMG 5012

Итак, я надеюсь, вы уже почувствовали, на какой высокой ноте были сыграны уже самые первые аккорды большого музыкального произведения под названием ФОТОФОРУМ-2006. Безусловно, все принятые организаторами шаги крайне благотворно сказались на общем тоне всей выставки в целом.

Но не только работами маститых фотографов была отмечена творческая составляющая этой в общем-то во многом технологической выставки. Каждый из крупных вендоров – Epson, Canon и HP – представил по небольшой локальной выставке фоторабот. Epson и Canon проводили свои конкурсы среди любителей, компания HP представила фотоработы выпускников фотошколы при ВГИК. Помимо этого, в рамках выставки проводился конкурс мобилографии, подобный прошлогоднему. Некоторое количество качественных фоторабот было представлено фотоизданиями.

Компания Epson в течение последних месяцев проводила фотоконкурс среди любителей и профессионалов. Конкурс можно назвать условно международным, поскольку к нему также имеют отношение Белоруссия, Казахстан и Украина. Конкурс состоял как из онлайн-части с возможностью общего голосования за отобранные полторы сотни работ, так и из оффлайн, где победителей определяло весьма большое и достаточно компетентное жюри, в которое входили как представители самой Epson, так и редакторы фотожурналов и представители прочих компаний, имеющих отношение либо к обработке цифровых изображений (Wacom), либо непосредственно к устройствам ввода (Pentax).

P1010112

Последних вышло немало, призёры получили награды и от Epson, и от многочисленных партнеров конкурса. Все фотографии, выставленные на стендах, разумеется, были напечатаны на технике Epson. Кроме работ конкурсантов, Epson отдельно выставила небольшое количество работ редакторов фотоизданий. Среди них, например, была работа Евгения Уварова – главного редактора журнала Digital Photo.

Кстати, именно он вёл Круглый стол ведущих производителей фотоиндустрии, состоявшийся в день открытия выставки.

IMG 5119

Круглый стол был посвящён проблемам и перспективам российского фоторынка, а также основным мировым тенденциям. Участниками Круглого стола стали топ-менеджеры и главы крупнейших компаний: SONY, Canon, CASIO, Epson, Hewlett-Packard, KODAK, KONICA MINOLTA, NIKON, REKAM, SAMSUNG Electronics, РЕИНВЕСТ-СЕРВИС, Фото-Про, Техсоюз, а также ведущий эксперт по обработке изображений Дик МакКлелланд.

Круглый стол был озаглавлен как «Актуальные вопросы фотобизнеса», на повестке дня было пять достаточно обширных тем, по которым высказались желающие участники:

  1. Любительский фоторынок в России: тенденции, прогнозы, перспективы.
  2. Зеркальные фотокамеры – как они повлияют на развитие фотоиндустрии в России?
  3. Профессиональный рынок в России – как спровоцировать рост?
  4. Фотомагазин будущего – успешная бизнес-модель
  5. Тенденции и перспективы рынка фотопечати.

Первое и очень существенное положение, с которого очень часто начинаются различные пресс-конференции в области IT, – российский рынок, а в данном случае, фоторынок, является одним из наиболее перспективных и в то же время далёких от насыщения рынков мира. Поэтому интерес зарубежных производителей к нам серьёзен и продолжает расти год от года. Ведущие игроки нашего фоторынка нацелены на самые активные действия по продвижению свой продукции, поэтому нас ожидают достаточно интересные и, будем надеяться, полезные для нас – потребителей – последствия. Безусловно, потребителю никак не удастся остаться над схваткой, которая ведётся за его кошелек, голосовать, как вы понимаете, также придется просто – деньгами.

Производители практически провозгласили победу цифры над пленкой, итак, пресловутые баталии «цифра» vs «пленка» окончены. Это положение касается не только массового потребителя, печатающего свои 10х15 и снимающего «для дома, для семьи» но и профессионалов. Вообще, Круглый стол был на этот раз достаточно обилен на подобные масштабные констатации.

Главная новость для любительского рынка – гонка мегапикселей окончена. 5-6 мегапикселей с головой покрывают нужды любительского фото. Так, компания Canon выпустила новые любительские модели даже с меньшим количеством пресловутых мегапикселей, за которыми ещё так недавно гонялся потребитель, измеряя в них качество своей камеры. На повестке дня иные качества. Отчасти производителям придётся немного сложно: столь долго внедряемая покупателям корреляция мегапиксели/качество требует корректировки. Теперь же, когда определённый уровень качества достигнут, все совершенствования будут производиться в направлении увеличения количества функций любительских фотокамер, технической и оптической стабилизации, увеличения кратности оптических зуммов, применения Wi-Fi и так далее. На хвост дешёвым цифровым фотокамерам наступают камерофоны, тем не менее производители недорогих цифровых камер стараются дистанцироваться от рынка телефонов, апеллируя к более высокому качеству стеклянной (в отличие от пластиковой камерофонной) оптики, более удобным дисплеям, большему количеству функций и более мощному процессору «самостоятельной» камеры. В общем и целом, никто из производителей пока не ждёт появления супер-универсального фотоаппарата, по которому ещё и говорят. По-прежнему в классе любительских фотокамер наиболее слабым, критичным местом остаются матрицы. Это положение, разумеется, касается и недорогих зеркальных камер.

В 2005-м году в России существенно вырос рынок зеркальных фотокамер. Фотолюбителей становится всё больше, люди хотят делать качественные снимки. Рост продаж в первую очередь касается сегмента камер стоимостью до $1000 долларов – здесь продажи выросли на целых 30 процентов. Кстати, наибольшие успехи в продажах цифровых фотокамер показывают не специализированные фотомагазины, а компьютерные салоны.

Коснулись и судьбы фотомагазинов. Фотомагазин будущего должен стать универсальным, расширить ассортимент как товаров, так и услуг, начиная от печати и заканчивая консультациями, здесь же должны продаваться не только устройства ввода – фотоаппараты, но и устройства вывода – фотопринтеры.

Массовый потребитель, разумеется, всё ещё продолжает печатать классические 10х15, однако в меньших объёмах. Тем не менее часть участников Круглого стола была не согласна с этим утверждением. Люди действительно печатают меньше, но в процентном соотношении между количеством снятых и отпечатанных кадров. Здесь произошло лишь сегментирование рынка печати: в настоящий момент отпечатки цифра/оптика соотносятся как 70/30 процентам. Помимо прочего, с ростом возможностей фотопринтеров произошёл рост домашней печати, поэтому фотопринтеры должны отхватить приличный сегмент рынка печати. В настоящий момент на Западе люди до 30% снимков печатают дома, 54% – в фотолабах, а 16% потребителей пользуется услугами печати с помощью заказа через Интернет. Западные тенденции постепенно настигают и Россию. Но пока 90% российских фотографий выходят на свет из минилабов, 7% печатается дома и 3% – через онлайн. Сегодня производители принтеров стараются охватывать самые разные категории потребителей, начиная от профессионалов – им адресованы широкоформатные принтеры, и заканчивая массовыми пользователями, для которых производители стараются делать принтеры бытовые, такие же обычные в быту приборы, как чайник: нажал кнопку – получил 10х15, быстро, качественно и удобно, а главное – доступно. В настоящий момент, как отметила Ольга Подколзина, руководитель отдела маркетинга компании Epson, себестоимость снимка 10х15 находится в пределах 6-7 руб. Производители принтеров готовы составить конкуренцию минилабам, они в состоянии снижать себестоимость отпечатка до 3-4 руб.

IMG 5113

Многие потребители по всему миру недовольны чипованными картриджами и вытекающей отсюда монополией основных производителей струйных принтеров на продажу расходных материалов. А возможна ли унификация всех струйных картриджей, или хотя бы Epson и Canon? Иннокентий Пан (Canon), отвечавший на этот вопрос, подчеркнул, что если бы это и было бы возможно, то существенно удорожило бы стоимость картриджей. Ведь технологии струйной печати у этих брендов различны, Epson использует пьезоэлектрическую печать, а Canon – термоструйную, когда чернила вбрасываются из сопел при нагревании. Вполне возможно, что чернила для Epson такого «издевательства» не выдержат. К тому же с увеличением количества дюз и одновременным уменьшением их размеров требования к красителям стали более высокими, нежные дюзы могут забиваться какими-нибудь крупными частицами более дешёвого красителя. В общем, в этом отношении производители принтеров нас как всегда не утешили – обратное было бы странно.

IMG 5057

Иного мнения, как и положено, были производители совместимой продукции – расходных материалов. На стенде Lomond были выставлены не только образцы известной фотобумаги, но и различные наборы для заправки картриджей, а также пресловутые совместимые картриджи. Менеджеры весьма уклончиво отвечали на вопросы о легальности их продукции и ненарушении патентов Epson и прочих. Доводы о большом количестве выигранных процессов на представителей не действовали, впрочем, подтвердить, что Lomond никоим образом не нарушает патентов, менеджеры никак не могли.

После выставки в переписке по электронной почте ситуацию прокомментировал представитель компании Lomond в России и странах СНГ Дмитрий Мацкуляк. «Компания Lomond Trading ltd. была основана в 1996 году с целью осуществления продаж расходных материалов на рынках Восточной Европы и стран СНГ. Первая бумага под торговой маркой Lomond была выпущена также в 1996 году и в это же время поступила на российский рынок. С 1998 года наша компания начала активное внимание уделять бумагам для струйных принтеров. За весь период существования, т.е. начиная с 1996 по настоящее время, компания ни разу не становилась банкротом, и ее владелец остается неизменным. В связи с тем, что деятельность нашей компании ориентирована, в основном на Россию, МСНГ и страны Восточной Европы, то для снижения издержек было принято решение о локализации части производства по конвертации, сборке и упаковке продукции в непосредственной близости к рынкам сбыта. Таким образом, были организованы производства в Словакии, России и на Украине. Бумаги и пленки из линейки Lomond производятся на заводах, расположенных в Германии, Швейцарии, Японии, США, Голландии, Швеции, Великобритании, Испании и т.п. В настоящее время ни одна бумага Lomond не производится в Китае. Страна происхождения той или иной бумаги указана на упаковке. Компания Lomond присутствует на Российском рынке струйных бумаг девятый год, она была первой в мире, начавшей предоставлять своим пользователям в свободном доступе ICC профили под собственные расходные материалы для настольных принтеров. Комплектующие к некоторым моделям картриджей производятся в Китае - это общепринятая в настоящее время тенденция снижения издержек. Другие комплектующие изготавливаются в России и Западной Европе. Однако, в любом случае, картриджи комплектуются, собираются и заправляются в России, причем доля Российских составляющих такова, что согласно Российскому законодательству соответствует надписи на упаковке "Сделано в России". Некоторые модели картриджей полностью изготавливаются в России.»

Одна из фирм представляла профессиональное струйное оборудование марки Mimaki, печатающее на всевозможных носителях, включая ткань.

P1010226

Каково же было наше удивление, когда картриджи к этому чудесному оборудованию оказались поддельными. А ведь Mimaki – почти что родственник Epson.

P1010228

Побаловали посетителей и торговцы СПЧ, каковых также оказалось немало, продукция, разумеется, всё больше китайская, разного уровня качества.

P1010223

Весьма любопытной оказалась продукция фирмы Skyhorse – она же «Небесная лошадь». Фирма китайская, производит совместимые картриджи, при этом ухитряется не нарушать патентов. До недавнего времени компания являлась дистрибуторами HP – ровно до того момента, пока её специалисты не ухитрились произвести совместимый картридж к новой модели со своими микрочипами, при этом получив собственный патент и не нарушив патента HP. Вся эта замечательная операция была произведена всего через месяц после появления новых картриджей HP, хотя известный производитель рассчитывал на полгода более-менее спокойной жизни. В настоящее время Skyhorse активно производит официальные тестирования совместимых расходных материалов у российских специалистов и надеется торговать в России, при этом не нарушая законов и патентов.

Компания Panasonic также провела пресс-брифинг, на котором продемонстрировала свежие камеры Lumix – свою первую зеркалку со сменной оптикой DMC-L1 и компактную TZ1 с ультразумом – и акцентировала внимание собравшихся на новых направлениях развития своей цифровой фототехники: на захвате ниши профессиональных пользователей и на утилитарности использования компактных камер соответственно. В частности, в камере TZ1, помимо функции Mega O.I.S. и 10Х оптического зума, наличествует несвойственный для цифровых компактов режим максимальной чувствительности 1600ISO, а также режим «высокий экран», позволяющий вести съёмку с вытянутых рук и при кадрировании смотреть на ЖК-экран камеры снизу вверх.

IMG 5164

Для пущей убедительности своих доводов компания пригласила на брифинг Луиса Кастаньеду – фотографа с мировым именем, признанного мастера пейзажной фотосъёмки, который, бесспорно, стал «гвоздём программы» и красочно поведал о своём персональном опыте использования в профессиональной работе камер Lumix. Правда, в конце брифинга он всё же немного проговорился, сказав, что душой остается с чёрно-белой аналоговой фотографией и нет-нет, да использует свой пленочный Pentax ;)

IMG 5174

Луис Кастаньеда

Вот такая получилась у нас с вами небольшая и достаточно познавательная экскурсия.

А теперь немного картинок с выставки на закуску.

Каждая технологическая выставка, разумеется не обходится без стандартных явлений, вроде некоторого количества бесплатных удовольствий: в данном случае, в основном, бесплатной печати на принтерах и фотоавтоматах.

IMG 5221

Компания Canon – пожалуй, единственный крупный производитель цифровых устройств как для съёмки, так и для печати

IMG 5226

Поклонники Nikon. Споры между «никонистами» и «кэнонистами» нескончаемы и подобны спорам тупоконечников и остроконечников. Что поделать, касты…

Раз уж здесь собралось такое количество фотографов, грех было не устроить и небольшие фотосессии для них. Многие компании ангажировали для этих целей моделей.

CIMG1365

Ещё бы, какая крупная IT-выставка обходится без полуобнажённых красивых девушек и не менее шикарных мотоциклов, на которых эти девушки позируют. Некоторые компании подошли к проблеме фотонатуры более радикально – появились уж совсем обнажённые девушки – модели для боди-арта.

IMG 9235

На этой вполне жизнерадостной ноте закончим нашу небольшую прогулку, пожелаем удачи будущим ФОТОФОРУМАМ, а себе самим – побольше удачных и хорошо обдуманных фотопокупок и не менее удачных отпечатков.