Бои в суперлёгком весе: Gigabyte GeForce 7300GS 128 Мбайт против Chaintech GeForce 7300GS 256 Мбайт
В нижнем ценовом сегменте на сегодняшний день как никогда тесно. За сумму до 100 долларов США вполне можно выбрать видеокарту, которая даст возможность не только с комфортом работать в режиме «офисного» компьютера, но и немного поиграть. Опять же, не стоит забывать о грядущей Windows Vista, требующей видеоадаптера с поддержкой DirectX 9.0. Поэтому сегодня мы рассмотрим двух представителей сегмента ultra-low до $60 – GeForce 7300GS в исполнении Gigabyte и Chaintech.
Сразу стоит отметить, что тестируем мы не совсем одинаковые продукты. Gigabyte NX73G128D – низкопрофильная видеокарта с пассивным охлаждением, а Chaintech SE73GS-G2 – полноразмерная, с активным кулером и высокими частотами.
Для начала остановимся на характеристиках ядра. GeForce 7300GS основан на ядре G72. Оно производится по нормам техпроцесса 90 нм, имеет 4 пиксельных конвейера с 4 блоками обработки текстур и 3 вершинными процессорами. Чип аппаратно поддерживает API DirectX 9.0c. Стандартная тактовая частота чипа – 550 МГц. Референсные видеокарты оборудуются 128 Мбайт памяти стандарта DDR2, работающей на частотах 550 МГц. Также встречаются «быстрые» варианты плат с памятью GDDR3. Отметим, что производители конкретных продуктов могут устанавливать и большие объёмы памяти, поскольку контроллер памяти это позволяет. Кроме того, поддерживается технология NVIDIA TurboCache, позволяющая выделить до 512 Мбайт оперативной памяти компьютера под адресуемый кадровый буфер видеокарты. Шина памяти – 64 бит, и это значительно ограничивает производительность в высоких разрешениях.
Чип пришёл на смену линейке видеокарт NVIDIA на ядре NV44 (GeForce 6200, а также раритеты 7100GS и 6500), которые не отличались по основным характеристикам от преемника: все те же 4 TMU, 3 вершинных процессора, TurboCache. Однако переход с техпроцесса 0,11 мкм на 0,09 мкм позволил поднять частоты с 300-400 МГц до 550-600 МГц, к тому же новые карты поддерживают Shader Model 3.0, NVIDIA UltraShadow 2, CineFX 4.0 Engine и Intellisample 4.0.
Что ж, переходим от теории к нашим «подопытным».
Chaintech GeForce 7300GS
Начнём с Chaintech SE73GS-G2 GeForce 7300GS. Стоит сказать, что в ассортименте у компании Chaintech имеется ещё одна модель GeForce 7300GS – низкопрофильная GSV73GS-G2.
Коробка с изображением симпатичной азиатки, облачённой в доспехи, содержит целый столбик меток с особенностями платы. Тут вам и поддержка DirectX 9.0c, и HDTV, и сообщение о выходах DVI и TV-Out, и 256 Мбайт памяти DDR2. Не стал производитель скрывать и слабину ядра – о 64-битной шине памяти заявлено прямо на лицевой стороне коробки. Стоит сказать спасибо, особенно после случаев с Radeon 9800, под видом которых продавались урезанные видеокарты, что можно было определить только с помощью специальных утилит.
В комплект поставки входят:
- Видеокарта
- Кабель S-Video длиной 1,5 м
- Диск с драйверами и полной инструкцией пользователя
- Краткое руководство
Дополнительно в комплекте может оказаться переходник DVI -> D-Sub, однако нам в этом плане не повезло. Также нет ни кабеля HDMI, ни переходника для HDTV, их придётся поискать в магазинах отдельно.
Карта оборудована разъёмами D-Sub, DVI-D и S-Video. Довольны останутся владельцы всех типов устройств отображения видео.
Видеокарта оборудована очень простым алюминиевым кулером с маленьким вентилятором. Вентилятор подключён обычной двухконтактной вилкой к плате и не поддерживает управление оборотами и мониторинг скорости вращения. С учётом чрезвычайно малого по сегодняшним меркам тепловыделения G72 – вполне оправданное решение. Кстати, радиатор кулера имеет менее развитую структуру, чем даже кулеры для первых Intel Pentium, которые станут неплохой заменой.
Подошва кулера не отполирована, а только «заровнена» на шлифовальном станке, причём видны борозды от абразивной поверхности. На подошве расположены четыре силиконовые «ножки», защищающие ядро G72 от чрезмерного прижима и скола, потому что оно не снабжено защитной рамкой или крышкой. За передачу тепла от ядра к радиатору отвечает термопаста белого цвета и неизвестного качества, которую мы так и не смогли полностью удалить с подложки.
Кулер оказался довольно тихим и на фоне других компонентов тестового стенда не выделялся своим звучанием. Однако предостережём от поспешных выводов: вентиляторы такого диаметра оборудуются втулочным подшипником скольжения и со временем начинают очень неприятно шуметь. Впрочем, ничто не мешает заменить его на небольшой процессорный кулер с вентилятором 60-80 мм (на радиорынках их навалом) и наслаждаться тишиной и низкой температурой видеокарты. Да и с разгоном можно будет поэкспериментировать.
Плата оборудована четырьмя чипами памяти DDR2 производства Infineon A.G. с маркировкой HYB18T512161BF-28. Расшифровка маркировки сообщает нам, что это чипы ёмкостью 512 Мбит с организацией 32 Мбит х 16 банков, с номинальной частотой 350 МГц (700 МГц DDR), в 144-контактной корпусировке FBGA. Кстати, чипы в корпусах FBGA довольно терпимо относятся к высоким рабочим температурам, мы ещё проверим это в разгоне. Частота работы памяти – 400 МГц (800 МГц DDR). Соответственно, 4 х 512/8 = 256 Мбайт памяти, как и заявлено производителем. Между прочим, использование высокоёмких чипов памяти обычно позволяет увеличить скорость потоковой передачи данных, однако растёт и время доступа к ячейке и выборки.
Чип GF-7300GS-N-A3 произведён на Тайване на 51-й неделе 2005 года, что соответствует 19-25 декабря. Как видим, уже к тому моменту ядро G72 успело пережить 3 ревизии. На Chaintech GeForce 7300GS ядро работает на частоте 600 МГц, на 50 МГц выше номинальных.
Отметим большую насыщенность печатной платы элементами, обычно платы с 64-битной шиной памяти щеголяют полупустой PCB. Однако перевернув плату, сразу находим тому объяснение:
На обратной стороне платы элементов мало, только керамические резисторы и сборки.
Теперь посмотрим на второго «конкурсанта»:
Gigabyte NX73G128D GeForce 7300GS
Коробка с Gigabyte NX73G128D GeForce 7300GS сразу информирует нас о том, чем отличается эта видеокарта от соперника, – 128 Мбайт памяти DDR2. Также видим метки с указанием о включённой в поставку утилите V-Tuner 2 для разгона видеокарты и о использованной системе охлаждения.
В комплект поставки входят:
- Видеокарта
- Диск с драйверами и утилитами
- Переходник S-Video -> HDTV
Как и конкурент, карта оборудована выходами DVI, D-Sub и S-Video.
Отдельного внимания заслуживает система охлаждения видеокарты.
По утверждениям Gigabyte, система использует принцип экрана. Это означает, что охлаждение радиатора осуществляется за счёт естественной конвекции и вентиляции корпуса. Если честно, по нашему мнению, обычный радиатор отлично бы справился с охлаждением ядра G72. Единственный плюс этой конструкции в том, что радиатор двусторонний, то есть нагретый радиатором воздух не будет скапливаться в пространстве, отгороженном платой. Тепло в значительной степени будет сниматься с рёбер, расположенных на задней стороне, и тёплый воздух будет удаляться корпусным вентилятором или вентилятором в блоке питания.
Охлаждается только ядро, хотя по ширине радиатор достает до чипов памяти на лицевой стороне. Чёрные подушечки на радиаторе – упоры, предотвращающие перекос радиатора и скол ядра, а грязно-жёлтое пятно – след от термоинтерфейса.
Еще один плюс экрана в том, что он защищает кабель, с помощью которого разъём D-Sub подключён к печатной плате, так как плата низкопрофильная. Кстати, довольно спорный вопрос: стоило ли Gigabyte выпускать подобный продукт – или лучше было бы оставить низкопрофильную плату, которая пришлась бы по вкусу владельцам barebone-систем или мультимедиацентров.
Система охлаждения этой видеокарты отличается одним очень выигрышным свойством: она бесшумная.
Ядро на видеокарте оказалось точно таким же, как на Chaintech GeForce 7300GS, и произведено на той же неделе. На плате распаяны 4 чипа Hynix HY5PS561621A FP-25, с номинальной частотой 400 МГц (800 МГц DDR) и организацией 16х16 Мбит (общая ёмкость 256 Мбит). Исполнение – 84-контактные чипы FBGA. Суммарная ёмкость установленной памяти, соответственно, 256 х 4/8 = 128 Мбайт. Память работает на частоте 405 МГц (810 МГц DDR).
В связи с использованием низкопрофильной печатной платы на обратной стороне видеокарты намного больше компонентов, чем у Chaintech GeForce 7300GS.
В процессе тестирования мы разогнали видеокарты с помощью утилиты RivaTuner 2.0 RC16. Результаты разгона следующие: выпущенные в одно время и в одном месте ядра G72 показали практически идентичные результаты – 640 МГц для Chaintech GeForce 7300GS и 641 МГц для Gigabyte. Память от Infineon продемонстрировала немного лучший разгонный потенциал, достигнув частоты 431 МГц (863 МГц DDR). Чипы от Hynix разогнались до 426 МГц (852 МГц DDR). Таким образом, прирост частоты для Chaintech GeForce 7300GS составил 40/63 МГц или 6,6/7,8%, для Gigabyte GeForce 7300GS – 91/42 МГц или 16,5/5,1%.
Что ж, участников тестирования мы рассмотрели со всех сторон, перейдём к тестированию. Поскольку от видеокарт подобного уровня наивно ожидать сколько-нибудь сносной производительности в современных тестовых пакетах и играх, основной целью нашего тестирования будет определить, даст ли удвоенный объём памяти на Chaintech 7300GS заметное преимущество.
Тестовый стенд имеет следующую конфигурацию:
- Процессор: Intel Pentium D 955 3,4 ГГц (двухъядерный)
- Материнская плата: Intel D975XBX (i975X)
- Оперативная память: 2x512 Мбайт Kingston DDR2-533
- Жёсткий диск: Western Digital 80 Гбайт IDE
- Блок питания: FSP600-80GLN
- Драйвер: NVIDIA ForceWare 91.47 (последний с сайта NVIDIA на момент тестирования)
- Основные параметры в драйверах были выставлены следующим образом:
- Image Settings: Quality
- Trilinear optimization: On
- Anisotropic mip filter optimization: Off
- Anisotropic sample optimization: On
- Vertical sync: Off
- Остальные настройки: по умолчанию
Для сравнения производительности мы выбрали следующие видеокарты: MSI Radeon X1600XT, GeCube Radeon X1600Pro, MSI GeForce 7600GT. Прогноз результатов теста среди этих видеокарт очевиден: с солидным преимуществом выиграет GeForce 7600GT за счёт очень мощного ядра и высокочастотной памяти GDDR3. За ним расположатся MSI Radeon X1600XT и GeCube Radeon X1600Pro.
Тестовый пакет состоит из следующих приложений:
- Синтетические тесты
- Futuremark 3DMark 2001SE
- Futuremark 3DMark’05
- Futuremark 3DMark’06
- CodeCult CodeCreatures
- Полусинтетические приложения
- SPECviewperf 8
- Aquamark Benchmark
- Игровые тесты
- «Call of Duty 2»
- «Doom 3»
- «FarCry»
- «F.E.A.R.»
- «Half-Life 2»
- «Quake 3»
- «Quake 4»
- «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»
- «Return to the Castle Wolfenstein: Checkpoint»
- «Serious Sam: The Second Encounter»
- «Serious Sam 2»
- «Unreal Tournament 2004»
Показатели при отключённых анизотропной фильтрации и полноэкранном сглаживании мы снимали только на номинальных частотах видеокарты. В тяжёлых режимах оценивали ещё и производительность в разгоне, чтобы вычислить выгоду, полученную от роста частот. Профиль тяжёлого режима – FSAA 4x, Anisotropic Filtering – 8x. 16-кратную фильтрацию текстур мы не активировали, поскольку выигрыш в качестве изображения малозаметен невооружённым глазом, а падение производительности при малых объёмах кадрового буфера просто огромное.
Синтетические тесты
Начнём с синтетических тестов.
Futuremark 3DMark 2001SE
Один из старейших тестовых пакетов и сегодня остаётся актуальным для оценки производительности компьютера в целом. Упор в этом тесте делается на обработку сцен, построенных на API DirectX 7 и 8. Все настройки устанавливались в положение High Detail, поскольку для современных видеокарт этот тест не очень сложный.
Интересная ситуация: в лёгком режиме соревнование между двумя 7300GS выигрывает продукт Gigabyte, а в тяжелом – Chaintech. Отнесём это на счёт дополнительных 128 Мбайт памяти. Впрочем, преимущество Chaintech очень невелико. Прирост производительности от разгона для Chaintech – 6-7%, для Gigabyte – 6-7%.
В тесте Nature ситуация повторяется: лёгкий режим остается за Gigabyte, тяжёлый – за Chaintech. Выигрыш от разгона: Chaintech – 7-8%, Gigabyte – 7-8%.
Futuremark 3DMark’05
Первый графический тест 3DMark’05 критичен ко многим показателям, в том числе и к подсистеме памяти. Поэтому видеокарта Gigabyte 128 Мбайт памяти немного уступает аналогу от Chaintech с 256 Мбайт. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 5-10%, Chaintech – 3-6%.
Во втором графическом тесте снова видим преимущество видеокарты Chaintech GeForce 7300GS. Впрочем, и она, и конкурент от Gigabyte демонстрируют лишь слайд-шоу в большинстве разрешений. От продуктов такого уровня иного мы и не ожидали. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 7-9%, Chaintech – 3-6%.
Результаты третьего графического теста повторяют предыдущие: Chaintech с небольшим преимуществом обходит Gigabyte. Однако ни в одном случае это преимущество не достигло 1 кадра в секунду. Это наводит на мысль о том, что дополнительные 128 Мбайт памяти для GeForce 7300GS избыточны. А ведь покупателю придётся за них заплатить, потому что такие видеокарты стоят побольше стандартных.
Общий счёт в 3DMark’05 выводит закономерный итог: 256 Мбайт памяти на Chaintech GeForce 7300GS приносят дивиденды в виде 100 очков в лёгком режиме и 50-70 в тяжёлом. По нашему мнению, эти 100 очков не стоят переплаченных денег. Однако воздержимся от преждевременных выводов и посмотрим на результаты других тестов.
Futuremark 3DMark’06
Поскольку производительность GeForce 7300GS в этом тестовом пакете мизерна и наглядно представить разницу в показателях двух рассматриваемых видеокарт проблематично, приводим только общий счёт.
Как можно увидеть на графике, Chaintech GeForce 7300GS обходит конкурента на 40-70 очков в лёгком режиме и на 40-60 очков в тяжёлом. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 4-9%, Chaintech – 5-6%. Обратим внимание на два факта: хорошую масштабируемость производительности Gigabyte 7300GS по частоте и отличную производительность GeForce 7600GT, обходящего ближайшего конкурента в полтора раза.
CodeСult CodeCreatures
Насыщенные объектами сцены CodeCreatures, построенные с помощью DirectX 8, помогут нам лучше оценить преимущество большего объёма памяти, потому что бОльшая часть нагрузки ложится на видеопроцессор. Результат не удивляет: разница между конкурентами укладывается в промежуток 0,2-0,3 кадра в секунду. Отметим сокращение разрыва при росте разрешения: память отходит на задний план, а ядро G72 слабовато для подобных сцен, вот оно и не справляется. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 6-8%, Chaintech – 7-8%.
Полусинтетические тесты
Теперь посмотрим на показатели наших «подопытных» в полусинтетических тестах. Если предыдущие тестовые пакеты использовали специально разработанные движки и выдавали показатели в абстрактных баллах или кадрах в секунду, то эти приложения основаны на реально существующих и используемых программах. Тем не менее результат они выдают в абстрактных баллах, поэтому мы их относим к лагерю синтетических.
SPECviewperf 8
Тестовый пакет SPECviewperf 8 имитирует работу компьютера в различных профессиональных приложениях для трёхмерного моделирования, проектирования и анимации. Естественно, GeForce 7300GS мы не увидим в составе рабочей станции, однако вдруг кто-то захочет взять работу на дом. Вот и посмотрим, сможет ли подобная видеокарта обеспечить приемлемый режим работы.
Довольно странные результаты. Во многих приложениях GeForce 7300GS показывает результаты, сравнимые с 7600GT, время от времени даже обгоняя Radeon X1600XT. Объясним это тем, что в состав SPECviewperf 8 входят довольно устаревшие версии программ. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 3-12%, Chaintech – 2-6%. Кстати, неожиданно в четырёх приложениях из пяти неразогнанный Gigabyte GeForce 7300GS обходит разогнанного конкурента от Chaintech. Зато тест в 3DStudio Max вместо прироста производительности показывает падение при разгоне для Gigabyte.
Мы были удивлены результатами этого теста, поскольку не ожидали подобной прыти от видеокарты за $60 в профессиональных приложениях.
Aquamark Benchmark
Тест основан на движке игры «Aquamark», основной упор в нём делается на скорость текстурирования, обработки теней.
В лёгком режиме наблюдаем небольшой перевес в сторону Chaintech. В тяжёлом режиме дополнительная память мало спасает Chaintech GeForce 7300GS, мощности ядра не хватает на приемлемую производительность в разрешениях выше 800х600. Выигрыш от разгона: Gigabyte – 9%, Chaintech – 6-7%. Тут мы снова дважды замечаем, что разгон Gigabyte 7300GS вместо прироста дает падение производительности. Складывается впечатление, что система охлаждения всё же не справляется с нагрузкой и технология NVIDIA Robust Channels запускает троттлинг ядра для борьбы с зависанием видеокарты.
Игровые тесты
Теперь посмотрим, что же GeForce 7300GS в исполнении Gigabyte и Chaintech смогут нам показать в играх.
Call of Duty 2
Довольно сложный движок «Call of Duty 2» демонстрирует, что при слабом ядре дополнительная память мало спасает. В лёгком режиме Chaintech обгоняет Gigabyte всего на 1-1,5 кадра. В тяжёлом режиме это преимущество и вовсе пропадает. Прирост от разгона: Gigabyte – 10-12%, Chaintech – 6-7%. Разгон позволяет Gigabyte GeForce 7300GS даже обогнать конкурента в тяжёлом режиме.
Doom 3
«Doom 3» создаёт серьёзную нагрузку на подсистему памяти видеокарты, поэтому Chaintech 7300GS имеет преимущество и в лёгком, и в тяжёлом режиме. Однако это преимущество очень незначительное. Прирост от разгона: Gigabyte – 6-7%, Chaintech – 6-7%.
FarCry
«FarCry» довольно демократично по сегодняшним меркам относится к графической подсистеме. В лёгком режиме можно с комфортом играть в 800х600 даже на 7300GS и с терпимой производительностью в 1024х768. Chaintech обходит Gigabyte в любом режиме и разрешении за счёт многополигональных объектов, отображаемых движком игры, требующих хорошей производительности памяти. В тяжёлом режиме слабое ядро и 64-битная шина памяти больно бьют по производительности видеокарт. Прирост от разгона: Gigabyte – 6-9%, Chaintech – 6-8%.
F.E.A.R.
Один из самых тяжёлых тестов в нашем пакете, «F.E.A.R.» поставил GeForce 7300GS на колени и произвёл выстрел в затылок. При активации сглаживания и фильтрации текстур эти видеокарты просто не поднимались выше 1-2 кадров в секунду. В лёгком режиме на них также играть невозможно: даже при 640х480 частота смены кадров – 23-24 fps. Скорее всего, и разницу в 1 кадр в секунду стоит отнести к погрешностям измерения, потому что бенчмарк «F.E.A.R.» выдаёт только целые значения fps.
Half-Life 2
Движок Source, на котором основана «Half-Life 2», любит производительную память на видеокартах. Неудивительно, что в лёгком режиме Chaintech обходит Gigabyte. В тяжёлом режиме хорошо заметно, что сам видеопроцессор слабоват для подобных нагрузок. Однако отметим хороший прирост от разгона: 9-11% для Gigabyte и 6-7% для Chaintech. Похоже, несмотря на то что максимальная частота памяти Infineon на нашем Chaintech GeForce 7300GS на 10 МГц выше, чем у чипов Hynix на Gigabyte 7300GS, тайминги у этих более ёмких чипов похуже, этим и объясняется меньший прирост производительности при больших частотах.
Quake 3
«Quake 3» демонстрирует простейший подход к оценке производительности: больше частота – больше кадров в секунду. В итоге 7300GS вплотную подбирается к Radeon X1600Pro в лёгком режиме. Отметим большую разницу в показателях двух GeForce 7300GS в 800х600. Тяжёлый режим восстанавливает справедливость: у всех участников тестирования, кроме GeForce 7600GT, показатели падают в 2 раза и более. Видеокарта Chaintech имеет совсем небольшое преимущество перед продуктом Gigabyte. Прирост от разгона: Gigabyte – 6-7%, Chaintech – 6-7%.
Quake 4
«Quake 4», основанная на движке «Doom 3», предъявляет схожие требования к подсистеме памяти видеокарт, потому Chaintech GeForce 7300GS несколько быстрее в этой игре, чем конкурент. Прирост от разгона: Gigabyte – 7%, Chaintech – 6-7%. Приемлемая производительность сохраняется в лёгком режиме вплоть до 1024х768, в тяжёлом режиме игра на этих видеокартах удовольствия не доставит.
Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Написанный с использованием API OpenGL 2.0 движок «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay» радует нас сложными тенями, красивым освещением и работой с текстурами. Немудрено, что в сложном режиме ни одно из поддерживаемых разрешений не позволит поиграть на GeForce 7300GS. В лёгком режиме можно играть в 800х600. Преимущество Chaintech GeForce 7300GS перед Gigabyte GeForce 7300GS очень маленькое. Прирост от разгона: Gigabyte – 7-8%, Chaintech – 7%.
Return to the Castle Wolfenstein: Checkpoint
OpenGL-движок «Return to the Castle Wolfenstein» очень чувствителен к увеличению объёма памяти, что мы и наблюдаем на графике лёгкого режима тестирования. Видеокарта от Chaintech очень заметно отрывается от конкурента в исполнении Gigabyte. Хорошая скорость вывода изображения сохраняется во всех разрешениях. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации узким местом становится производительность ядра, и показатели этих двух видеокарт уравниваются. Прирост от разгона: Gigabyte – 6-7%, Chaintech – 6-7%.
Serious Sam: The Second Encounter
Довольно неожиданно обе GeForce 7300GS догоняют в лёгком режиме Radeon X1600Pro, причём до 1024х768 включительно они идут вровень с X1600XT. В дальнейшем более мощные видеокарты начинают вырываться вперёд, с большей мощностью не поспоришь, однако результаты довольно интересные. Тем более что хорошая производительность сохраняется во всех разрешениях.
В тяжёлом режиме нагрузка на систему расставляет все точки над i: GeForce 7300GS занимают последние места. Отметим, что дополнительная память на Chaintech GeForce 7300GS практически не влияет на результаты. Прирост от разгона для обеих видеокарт – 7%.
Serious Sam 2
Новая версия «Serious Sam» также слишком строга к нашим героям. Приемлемая производительность в лёгком режиме наблюдается только в разрешении 800х600, особой разницы между двумя GeForce 7300GS нет. В тяжёлом режиме играть невозможно даже в 800х600, очень часто производительность проваливается в абсолютно мизерные значения. Прирост от разгона: Gigabyte – 6-9%, Chaintech – 6-8%.
Unreal Tournament 2004
Протестировав видеокарты в этой игре, мы подумали: «Вот она, игра для Chaintech GeForce 7300GS!» Действительно, только в этой игре ярко проявляются все преимущества удвоенного количества памяти: и на уровне Inferno, и на уровне Albatross начиная с 800х600 Chaintech безоговорочно побеждает соперника, причём начиная с 1024х768 – с двукратным и даже большим преимуществом. Опережает её только GeForce 7600GT. Более того, в 1600х1200 даже этот лидер отстаёт от Chaintech GeForce 7300GS. Шокирующее зрелище. Однако активация сглаживания и фильтрации текстур возвращает победителя на землю, уравнивая результаты с аналогом от Gigabyte и делая игру возможной только до 800х600. Прирост от разгона – по 7% для обеих видеокарт.
Вывод
Видеокарты NVIDIA GeForce 7300GS – довольно неплохое решение для компьютера, если вы не планируете играть в современные игры. Это хорошее решение для дизайнера, оборудованное цифровым видеовыходом DVI, к которому можно подключить хороший ЖК-монитор. Хорошее решение для домашнего медиацентра, потому что эти видеокарты оборудуются выходом S-Video и аппаратно поддерживают обработку видео высокого разрешения. Правда, оговоримся, что в данном случае мы не имеем в виду наших сегодняшних гостей: полноразмерная Chaintech GeForce 7300GS снабжена активным кулером, а бесшумная Gigabyte GeForce 7300GS в низкопрофильном исполнении зачем-то оборудована крупногабаритным т.н. «экраном», который нивелирует все преимущества низкой печатной платы. Для такого компьютера мы бы выбрали, например, другую GeForce 7300GS из ассортимента Chaintech – на низкопрофильной плате.
В конце концов, GeForce 7300GS – неплохое решение, если вы приобретаете абсолютно новую платформу с PCI Express с расчётом в дальнейшем ее усилить. Покупать материнскую плату с интегрированным видео в таком случае – необдуманное решение.
Отметим, что установленные на Chaintech GeForce 7300GS 256 Мбайт памяти DDR2 оказались бессмысленным излишеством, поскольку реальную пользу по сравнению со стандартными 128 Мбайт на видеокарте от Gigabyte они приносят только в очень немногих приложениях. В общем же самая большая проблема этих видеокарт – слабое ядро, которое ограничивает их работоспособность при больших нагрузках.
Что касается конкретных продуктов, побывавших в нашей лаборатории, то Gigabyte NX73G128D нам понравилась больше, чем Chaintech SE73GS-G2. Видеоплата от Gigabyte оборудована пассивной системой охлаждения, оригинально выглядит, а главное – она дешевле. Также мы оценили то, что при меньшем разгонном потенциале, продемонстрированном этой видеокартой, прирост производительности у неё оказался больше. Chaintech GeForce 7300GS имеет имидж «оверклокерской» в своей группе, работая на повышенных по сравнению с референсными частотах и неся 256 Мбайт памяти. Однако этот частотный бонус всего лишь скрывает падение производительности от большей латентности 512-мегабитных чипов памяти, а удвоенный объём практически не приносит пользы.