Монохромный гламур
Всё-таки чёрно-белая фотография – это отдельное направление в фотоискусстве, притом востребованное. Вот только печатать монохромные фотографии до сих пор качественнее получается «мокрым» способом, а не на струйном принтере. Потому что для передачи плавных переходов в большинстве моделей струйных принтеров используются не только чёрные, но и цветные чернила. Поэтому очень часто на отпечатке мы можем наблюдать разные цветовые оттенки. Только дорогие модели принтеров оснащены дополнительно серыми чернилами, и воспроизводят они переходы из тени в свет без каких-либо нежелательных оттенков.
Впрочем, есть и более простое, а главное – более дешёвое решение.
Дело в том, что компания SkyHorse выпустила недавно наборы чернил специально для чёрно-белой печати. Они состоят из чернил разного оттенка серого. Для четырёхцветных принтеров таких чернил в наборе – четыре, для шестицветных, соответственно, шесть. Выпускаются как пигментные, так и водорастворимые чернила.
И водорастворимые, и пигментные чернила поставляются в банках по 100, 250 и 1000 мл. На банке крупно обозначено, заменой какого цвета данные чернила являются. Чернила необходимо заправить в картриджи. Я бы рекомендовал использовать дозаправляемые картриджи (их ещё иногда называют перезаправляемыми).
Современный картридж имеет внутри довольно-таки сложную систему лабиринтов для компенсации давления чернил на капилляры печатающей головки. Сделать просто полую ёмкость с чернилами нельзя – они из печатающей головки вытекут. Ещё для предотвращения вытекания чернил из снятых картриджей Epson, к примеру, устанавливает два клапана –воздушный и чернильный.
Так вот, сделать в родном картридже дырочку и залить чернила – несложно. Гораздо сложнее удалить перед заправкой остатки прежних чернил. Нужно отжимать клапаны, обеспечивать промывающий поток воды…
В этом свете пустые дозаправляемые картриджи стороннего производителя являются очень хорошим решением. Главное – мы бережём время и получаем гарантию чистоты заливаемых чернил.
Напомню, что производители принтеров (в данном случае Epson) оснащают картриджи интеллектуальными чипами. Для того чтобы картриджи нельзя было перезаправить. В процессе работы и расходования чернил принтер записывает на чип информацию о том, что чернил всё меньше, и, наконец, о том, что картридж пуст. Если залить в картридж чернила – всё равно чип будет рапортовать о том, что картридж пуст. На помощь тут придёт программатор – недорогое устройство, которое восстановит показания чипа до «полного». Можно воспользоваться специальной программой, которая позволит «заморозить» уровень чернил в картриджах и не допустить перезапись информации в чипах.
Также выпускаются чипы, которые по достижении нулевого уровня чернил сами восстанавливают своё значение. Они называются авточипами и могут устанавливаться как на перезаправляемые картриджи, так и на СНПЧ.
При проведении данной серии тестов мы пользовались наборами картриджей SkyHorse. Для описанных задач такие картриджи подходят лучше, чем СНПЧ.
Картридж оснащён чернильным клапаном и системой блокировки вытекания чернил через воздушное отверстие. То есть если вы вытаскиваете картриджи из принтера и в процессе хранения они переворачиваются – чернила не вытекут. Для заправки наверху картриджа есть отверстие с цветной пробкой – по цвету заливаемых чернил. Когда картридж установлен в принтер, удобно открывать пробку и заправлять его, не вынимая из печатающей головки.
Набираем шприцем чернила из банки, заливаем в картридж. Процедура простая и, если делать всё аккуратно, не грязная.
Залили чернила – затыкаем отверстие пробкой, вытаскиваем картридж, восстанавливаем значение чипа программатором. Либо не вынимаем – в том случае, когда используем утилиту «заморозки» чернил.
Впрочем, о перезаправке картриджей написано немало других статей.
Мы печатали как водорастворимыми, так и пигментными чернилами на принтере Epson C87. Использовались разнообразные комбинации бумаги и чернил в различных режимах печати.
Подробности же лучше изложить вместе с результатами тестирования.
За что боролись
Самое главное – печать такими чернилами не даёт паразитных оттенков при воспроизведении светотеневых переходов. То есть, зарядив в обычный бюджетный принтер картриджи с такими чернилами, вы получите результат, который достигается при использовании профессиональных принтеров, имеющих несколько оттенков серых чернил.
Как водные, так и пигментные чернила показали себя в этом хорошо. Но есть один нюанс. Печать водорастворимыми чернилами на глянцевой бумаге различных производителей даёт всё же разные результаты. К примеру, на бумаге Lomond наблюдается выраженный тёплый оттенок – почти как советский «Бромпортрет». На бумаге Epson и SkyHorse сохраняются нейтральные оттенки.
Хочу подчеркнуть, что главное отличие при использовании наборов чернил для монохромной печати – это отсутствие цветовых переходов и паразитных оттенков, которые обычно вылезали на печати с ходовыми моделями принтеров. Тут мы имеем ровную картинку. И если на какой-то бумаге мы видим оттенок – то этот оттенок характерен для всего изображения, а не его части.
Пигментные чернила на любой бумаге дают одинаково нейтральное изображение – в этом плане они, конечно, более предсказуемы.
А надо ли готовить фото к печати?
Студентам Суриковского института до сих пор рассказывают, насколько важна яркостная составляющая изображения, вот на каком примере: в начале века один из мастеров русской школы живописи требовал от своих учеников, чтобы они смотрели и на пейзаж, и на мольберт сквозь зелёное бутылочное стекло. Таким образом цветовая информация терялась, а художник видел яркостные переходы и в «натуре», и у себя на холсте.
При использовании описываемых наборов чернил у вас есть все шансы потренировать своё художественное восприятие. Ведь на печать можно сразу отправить цветное фото. Принтер вполне корректно отпечатает монохромную фотографию. Контраст её будет, правда, меньшим, чем у цветной фотографии. Потому что цветовую информацию мы исключили, а яркостную оставили прежней.
Так что чёрно-белое фото лучше подготовить заранее в фоторедакторе. Выставить яркость, контраст, уровни. Тогда после печати вы получите то же самое изображение, что и в мониторе. Психологически это приятно.
Чистота – залог… картинки?
Понятно, что замена цветных картриджей на чёрные осуществляется без проблем. А вот как быть, когда нужно обратно поставить цветные картриджи? Ведь на приёмных патрубках печатающей головки останутся серые чернила, которые могут смешаться с цветными? Оказалось, проблем нет. Но некоторая внимательность всё же требуется. После того как вы вытащите монохромные картриджи, возьмите обыкновенную салфетку, сверните её трубочкой для жёсткости и протрите приёмные патрубки печатающей головки снаружи. Этого достаточно для того, чтобы цветные картриджи не испачкались. Потому что те чернила, что находятся внутри самой печатающей головки и её патрубков, удаляются во время прочистки. Первый же цветной отпечаток получается качественно.
Художественные возможности
Ну и немного о художественных возможностях, связанных с технологическими параметрами печати (абзац, адресованный в основном профессионалам).
Помните старый добрый «мокрый» процесс печати фотографий? Так вот, используя различные сорта бумаги и разные режимы печати, тут вы сможете получать те художественные эффекты, которые вам нужны. Хочется портрет в стиле 30-х? Берём глянцевую бумагу, водные чернила и повышаем контраст и яркость изображения. В стиле Хельмута Ньютона? Легко! Повышаем контраст, уменьшаем яркость, используем пигментные чернила.
Изображение, отпечатанное водорастворимыми чернилами на глянцевой бумаге, имеет, как правило, меньший яркостный диапазон, чем то же изображение, отпечатанное на матовой бумаге. Пигментные чернила в этом плане себя ведут более предсказуемо, и изображение на глянцевой и на матовой бумаге отличается несильно.
При сравнении пигментных и водорастворимых чернил стоит отметить, что водорастворимые чернила позволят без лишних хлопот получить более мягкие полутона и градиенты. Зато пигментные чернила, особенно на глянцевой бумаге, дадут более контрастное изображение.
Но – и это, пожалуй, самое важное – печать и теми и другими чернилами легко поддаётся настройке. То есть, к примеру, если у вас принтер печатает только водными чернилами – не стоит срочно бежать и покупать принтер, печатающий пигментными. Поэкспериментируйте. Вы быстро освоите новые возможности и всегда будете добиваться хорошего результата. То же самое, впрочем, относится и к владельцам принтеров с пигментными чернилами.
Дерзайте! Ибо вам предоставлен новый отличный инструмент, который грех не опробовать.