Mafia 2 — предложение, от которого отказаться невозможно
Название игры: Mafia 2
Жанр: Third Person Action
Разработчик: 2K Czech
Издатель/в России: 2K Games/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Mafia: The City of Lost Heaven, Driver, Grand Theft Auto IV
Дата выхода: 24 августа 2010 года
Где твой черный пистолет?
В те времена, когда самым популярным у нас сериалом были «Улицы разбитых фонарей», а не LOST, а также тогда, когда таксофонные карточки преобладали над мобильными телефонами, понятие о художественной ценности игр были совершенно иными. В народе охотно рассказывали о «ходилках», «бродилках», «стрелялках», выделяя среди прочей массы Half-Life, Counter-Strike и Battlefield 1942. Однако о шедевральности игр говорили лишь немногие, отлично понимая, что средств для своего выражения у разработчиков немного, поэтому тягаться с кино и музыкой играм пока рано. Впрочем, революция началась куда раньше, чем все могли предположить — в 2002-м году состоялся релиз Mafia: The City Of Lost Heaven, криминальной драмы, которая перевернула с ног на голову все понятия об играх. Люди по десятку раз переигрывали «Мафию», признавались в любви к разработчикам, плакали над финальной композицией The City Of Lost Heaven и едва ли не впервые сравнивали компьютерную игру с голливудскими фильмами. Сегодня народной любви к Mafia исполнилось почти десять лет, однако чувства и не думают пропадать. Если не верите, то наберите в поисковике слово «мафия» и взгляните на результаты — первой же ссылкой окажется статья из «Википедии», посвященная именно этой игре.
Самое удивительное во всей этой истории — Mafia: The City Of Lost Heaven, которая позволяет почувствовать себя самым настоящим мафиози и гангстером, создали вовсе не итальянцы. И даже не студия, принадлежащая богатенькому издательству. Игру сотворили чехи из Illusion Softworks, которым едва хватило сил на завершение проекта. Многие из разработчиков, по причине отсутствия должного финансирования, вынуждены были совмещать несколько совсем не связанных друг с другом должностей. Например, сценарий Mafia был написан 23-летним художником — в то время в Чехии просто не существовало должности игросценариста. Буквально вложив в каждый кусочек программного кода душу, разработчики стали авторами шедевра и культовой игры. Спустя четыре года Electronic Arts попытается провернуть такой же трюк, только вложив в проект массу денег — при создании The Godfather разработчикам был дан полный карт-бланш, включая лицензию, голливудских звезд и широкую рекламу. Однако игра оказалась предана забвению буквально спустя несколько месяцев после выхода — все потому, что души разработчиков в проекте попросту не было.
О том, что разработчики из Illusion Softworks предпочитают не называть Mafia «продуктом», который нуждается в маркетинге и рекламе, а считают ее ИГРОЙ, свидетельствует хотя бы тот факт, что они даже и не думали о продолжении истории. Популярный проект, для которого какая-нибудь Activision тут же бы наплодила тонну сиквелов, приквелов и спин-оффов, долгое время оставался даже без намеков на продолжение. Коммьюнити Mafia слезно просило чехов о снисхождении, предлагало собственные сценарии и даже модификации (и это при том, что SDK к игре так и не был опубликован), однако молчание было им ответом. Тишина в эфире была нарушена лишь в 2007-м году, когда Illusion Softworks стала 2K Czech. Как гром среди ясного неба прозвучало — Mafia 2 быть!
Сохранив в своих стенах всех авторов оригинальной Mafia, чешская студия под новой вывеской принялась за работу. Информационный штиль длился на протяжении года — офис студии неоднократно брался штурмом игроками и журналистами, однако последние неизменно оставались ни с чем. Наконец, в апреле был продемонстрирован первый эпизод жизни мафиози 1950-х годов прошлого века — главгерой вместе со своим напарником (Вито Скалетта и Джо Барбаро) должны были пробраться в гостиницу и устранить главу конкурирующего клана. Классическому «дон передает свое почтение» за минуту до смерти главы клана предшествовала долгая подготовка к операции. Проехав с десяток миль по американскому городу, Вито встречается с Джо, затем они наносят визит хозяину принадлежащей Семье прачечной и переодеваются уборщиками. Проникнув в гостиницу под благовидным предлогом, они устанавливают бомбу в конференц-зале, куда пожалует жертва через некоторое время, и удаляются. В нужный момент времени срабатывает детонатор, воцаряется паника и… гаснет демонстрационный экран — презентация Mafia 2 закончена, все свободны, ждите новостей.
Впрочем, ждать пришлось относительно недолго — в 2009-м году на выставке Electronic Entertainment Expo был продемонстрирован еще один большой кусок геймплея. На примере одного толстого мафиози, хозяина винного заводика, разработчики продемонстрировали, как Вито Скалетта доставляет сообщения от крестного отца. С боем прорвавшись на склады, главгерой вместе с приятелями извещает толстяка о его ошибках, собирается было его простить… но тот выхватывает пистолет и всего за несколько секунд превращается в решето. После этого трагического случая приятель Вито получает ранение, поэтому выход из винного завода превращается в еще одно непростое испытание — необходимо не только избавиться от атакующих гангстеров, но и уйти от погони полиции. Стоит ли говорить, что продемонстрированная миссия смотрелась на одном дыхании, а разработчиков стали еще более активнее пытать о выходе Mafia 2?
Однажды в Америке
С тех пор прошел год, и вот в начале лета разработчики из 2K Czech окончательно сожгли все мосты за собой. Mafia 2 появится в продаже 24-го августа — таким был ответ девелоперов на многочисленные расспросы и просьбы показать еще несколько эпизодов из игры. Что нам остается? Лишь собрать всю имеющуюся информацию о проекте и попытаться объяснить, почему во многих школах и университетах в этом году будет сорван День знаний.
Хотя начать рассказ о Mafia 2 логичнее всего было бы с описания места, где развернутся события, сначала следует остановиться на времени и героях криминальной истории. А все потому, что разработчики без устали повторяют: атмосфера, сюжет, персонажи и диалоги для них куда важнее, чем площадь игровой территории, тюнинг автомобилей и прочие особенности, которыми хвастаются такие знакомые нам игры, как Grand Theft Auto и Just Cause.
В центре внимания всей истории окажется Вито Скалетта, который возвращается в США после военной службы — пройдя через Вторую Мировую в Европе, он наконец-то навещает свою мать и встречается со своими друзьями. Встретив своих приятелей на вокзале, Вито замечает, что дела у них идут неплохо — они одеты в дорогие костюмы и ездят на собственных автомобилях. На предложение «подзаработать» сын итальянского иммигранта, которого перспектива стать каким-нибудь клерком в конторе мало прельщает, охотно соглашается. Так Вито Скалетта становится одним из членов Семьи. Интересно, что в переводе с итальянского «скалетта» означает «лестница» — вполне возможно, что разработчики таким образом недвусмысленно намекают на обязательный карьерный рост главгероя.
Сравнивать Mafia 2 с серией Grand Theft Auto можно лишь исключительно внешне, так как геймплей у них совершенно разный. Если в Rockstar привыкли отдавать в наше распоряжение целый город с несколькими десятками миссий и ворохом мини-игр, то в 2K Czech подход к делу совсем другой. В Mafia 2 нет такой свободы, как в Grand Theft Auto. Точнее, она есть, но имеет другой смысл. Да, Вито может выйти из своей квартиры, пройтись по городу, поглазеть на витрины магазинов, заглянуть к любимому чистильщику обуви и выпить что-нибудь в баре. Но найти себе стоящее занятие можно лишь в миссиях, которые чехи проработали с вниманием к мельчайшим деталям. Более того — дни и ночи, а уж тем более времена года меняются не сами по себе, а лишь после того, как мы совершим определенные действия. По словам разработчиков, это для них крайне важно — например, зима, которая стоит на дворе в начале игры, позволяет точнее передать чувства героя — одиночество, опустошенность после войны, неопределенное будущее. И это, наверное, самый правильный подход: согласитесь, настоящие гангстеры не передвигаются по городу на автомобиле со скоростью 200 пешеходов в минуту и не палят по чем зря из огнестрельного оружия.
События Mafia 2, как вы уже, наверное, знаете, развернутся в Empire City — американском городе, которого в действительности на географической карте найти невозможно. По сути, Empire City представляет из себя высокополигональную версию Lost Heaven, однако на поверку оказывается примерно в два раза больше. Чтобы избежать каких-либо сравнений, разработчики решили перенести события сиквела на двенадцать лет вперед — история расскажет о трех годах жизни Вито Скалетты, с 1950-го по 1953-й год. Конечно, кое-какие подмигивания поклонникам Mafia девелоперами будут, но если до настоящего времени вы так и не поиграли в тот великий экшен, ничего страшного не случится, все будет рассказано по-новому.
Город, в котором доведется действовать Вито, создается просто с поразительным даже для современных игр вниманием к деталям. Автомобили, одежда прохожих, предметы обихода — все соответствует выбранной разработчиками временной эпохи. Что чехи знают в этом толк, можно убедиться, взглянув на видеодневники разработчиков, которые демонстрируют кучу литературы и других материалов на их рабочих столах.
Дабы как следует проникнуться духом Америки, разработчики постоянно перелетают через океан, обивают обувь о мостовые американских городов, фотографируют местные достопримечательности и консультируются со специалистами. Недавно, например, 2K Czech подписала соглашение с Playboy об использовании в игре обложек первых номеров журнала. Заставят ли журналы собирать по всему городу для получения специального достижения, как это было с голубями в Grand Theft Auto IV — пока неизвестно, однако сам факт такого сотрудничества говорит о многом.
Так как основную массу впечатлений подарят именно миссии, разработчики обещают подойти к ним очень тщательно. Во-первых, они будут разнообразными — каждое поручение Семьи сопровождается длительной предысторией, влияние на которую сможет оказать главгерой. Чтобы дать игрокам возможность максимально понять чувства Вито и почувствовать себя в самой гуще событий, камера придвинута немного ближе к плечу героя игры. Целиться при этом вполне удобно. Кстати говоря, пока непонятно, как будут обстоять дела с автоприцеливанием — в одном из интервью сотрудники 2K Czech как-то сказали, что прохождение Mafia 2 на самом высоком уровне сложности позволит отхлебнуть немало хардкора, в том числе благодаря отсутствию автоприцеливания. Будем надеяться, что платформу PC весьма спорная «фишка» обойдет стороной — все-таки у нас для этого существуют традиционные клавиатура и мышь.
Во-вторых, у каждой миссии будет несколько вариантов развития — в зависимости от того, какую стратегию изберет игрок. Например, установка той самой бомбы в конференц-зале может пройти строго по плану, когда, установив заряд, гангстеры доберутся в безопасное место и взорвут цель. Однако возможны и варианты — в то время, как переодевшиеся уборщиками Вито и Джо устраивают диверсию, к ним в комнату может заглянуть охранник гостиницы. Тут уже надо включать импровизацию и срочно принимать решение — либо делать вид, что уборка конференц-зала идет полным ходом, либо открывать огонь. Последнее приведет к неизбежной панике окружающих, мгновенно примчится подкрепление и завяжется перестрелка. На улицах, кстати, такие решения следует принимать крайне осторожно — ссора с применением огнестрельного оружия, в отличие от обыкновенного мордобоя, привлечет внимание полиции, которая попытается задержать нарушителей общественного спокойствия. И тут возможна масса вариантов — пули, выпущенные из томмигана, могут прошить стекло витрины магазина, разбить посуду в лавке, а то и убить владельца заведения. Толстый полицейский, погнавшийся за гангстером, наверняка отстанет через пару кварталов и вскоре остановится с тяжелой одышкой. Наконец, той же полиции иногда можно будет предложить взятку с просьбой замять неприятный инцидент. Одним словом, геймплей в Mafia 2 — это тысяча деталей и далеко не всегда окажется просто предсказать последующие события.
Разборки мафии середины прошлого века немыслимы без зрелищных погонь на автомобилях, которые обязательно найдут свое отражение в игре. Их ожидается около полусотни разновидностей и именно машины станут одной из главных статей расходов виртуальной валюты. Любое приобретенное авто можно будет поставить в личный гараж, который располагается возле дома Вито. Там автомобиль сохраняется навечно и будет доступен по первому требованию игрока, даже если при выполнении задания машина была угнана или взорвана. Неаккуратным водителям следует сразу приготовиться к дополнительным тратам на ремонт и перебивку номеров, которая позволит избежать розыска транспортного средства. Однако стоит ли думать о такой вещи, когда в вашем гараже находится дорогой спортивный автомобиль, скоростные качества которого могут очень пригодится при выполнении миссий?
По словам разработчиков, общая продолжительность Mafia 2 составит около пятнадцати часов. По современным меркам это, конечно, пшик — прохождение того же Dragon Age: Origins отнимает по меньшей мере сто часов. Но давайте не будем забывать, что речь идет об экшене с очень сильной сюжетной составляющей, где едва ли не каждая история способна стать основой для полнометражного фильма. Кроме того, 2K Czech уже вовсю говорит о цифровых дополнениях, которые будут появляться сразу же после выхода игры. Первое из них, под названием The Betrayal of Jimmy, позволит игрокам стать рядовым бойцом мафии по имени Джимми, который будет громить магазины, взрывать автомобили и участвовать в десятках перестрелок. Правда, доступен DLC окажется далеко не всем — на минувшей выставке Е3 2K Games договорилась с Sony о появлении на консоли PlayStation 3 эксклюзивного дополнительного контента Mafia 2. Таким образом, первый аддон смогут увидеть лишь владельцы японских консолей. Впрочем, с выходом второго дополнения, Jimmy's Vendetta, угодят уже трем платформам (PS3, Xbox 360 и PC). Его стоимость и дата выхода пока не объявлены, однако начало, не сомневайтесь, положено.
До появления в продаже Mafia 2 осталось меньше месяца, так что ждать осталось совсем немного. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что проект окажется успешным — в противном случае вера в игровую индустрию станет не такой крепкой. Впрочем, пока 2K Czech не дает повода усомниться в ее профессионализме. А раз так, самое время договариваться с начальством на работе об отпуске, запланированном на конец августа. Вернуться из него наверняка будет непросто, но что поделать — такова наша жизнь.
Обсудить игру Mafia 2 на форуме