Кому летать охота? Обзор игры «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию»
Название игры/в России : IL-2 Sturmovik: Cliffs of Dover/«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию»
Жанр : Simulator/Flight Combat
Разработчик : 1C:Maddox Games
Издатель/в России : Ubisoft Entertainment/«1C-СофтКлаб»
Системные требования : Intel Core 2 Duo 2 GHz или AMD Athlon X2 3800+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 7600 или Radeon X800, 10 Гб на винчестере
Похожие игры : «Ил-2 Штурмовик», Microsoft Flight Simulator X: Acceleration, «Крылатые хищники»
Платформы: PC
Дата выхода : 25 марта 2011 года
Официальный сайт : http://il2sturmovik.ubi.com/cliffs-of-dover/en-GB
Излишне, наверное, говорить о том, что серия «Ил-2 Штурмовик» является ключевым брендом отечественной игровой индустрии на протяжении уже целого десятка лет. Именно благодаря авиасимулятору, появившемуся в далеком 2001-м году, многие западные игроки знают, что и российские разработчики умеют делать по-настоящему качественные и красивые проекты. После появления целой плеяды аддонов к оригинальному «Штурмовику», внутренняя студия компания «1С-СофтКлаб», 1C:Maddox Games, заговорила о полноценном продолжении. Случилось это событие в не менее далеком 2004-м году. Ждать поклонникам автосимуляторов пришлось очень долго — сиквел увидел свет лишь спустя семь лет.
В качестве основы для создания продолжения разработчики обратили внимание на самый благодатный для самолетов период — начало Второй Мировой войны, когда в небе над Британией парили сотни самолетов. В начале 1940-го года самолеты люфтваффе в союзе с воздушными силами фашистской Италии тщетно пытались сломить дух пилотов Королевских ВВС Великобритании, а сам премьер-министр этого островного государства, Уинстон Черчилль, потом назвал этот исторический период «Битвой за Британию».
Что характерно, начинать одиночную кампанию нам приходится в роли молодого выпускника летного училища, который мечтает о том, чтобы эффектно сбивать немецких асов на личном «Спитфайере». Реальность, впрочем, оказывается куда суровее: начальство со скрипом выдает «салаге» старенький «Харрикейн», а уже в первом бою выясняется, что даже чуть-чуть поцарапать обшивку «Мессершмита» оказывается крайне трудной задачей. По мере роста навыков, нашему герою, конечно, доведется полетать и на более современных машинах, например, на все том же «Спитфайере». Ну а для тех, кто родился с авиационным джойстиком в руках и искренне полагает, что «первым делом — самолеты, ну а девушки потом», можем посоветовать кампанию за немецкого летчика. Эта кампания менее проработанная, нежели первая: у миссий отсутствует подробное текстовое описание, как в случае с 18-летним британским пилотом, однако весь спектр острых ощущений от управления самолетами той эпохи гарантирован.
Доступный игрокам парк самолетов крайне широк и обширен. Британцам доступны не только «Харрикейны» и «Спитфайеры» в различных модификациях, но и такие летательные аппараты, как Bristol Blenheim Mk.IV и De Havilland DH 82A Tiger Moth. Асы люфтваффе летают на штатных Messerschmitt, Junkers и Heinkel, ну а союзникам доступны FIAT G.50 Freccia и FIAT BR.20М Cicogna. В качестве бонуса даже присутствует одноместный спортивно-пилотажный Су-26M, на котором первое время летать крайне непривычно. К слову, последнее утверждение касается всех самолетов «Битвы за Британию». По сравнению с предшественником, самолеты в новой игре стали куда более сложными как в графическом, так и в физическом плане — то же самое касается и моделирования их системы поведения.
Не менее впечатляющей получилась у разработчиков территория, на которой нам предстоит совершать новые подвиги: в прицел попали не только многие английские города, но и Ла-Манш, а также значительные области севера Франции. Общая площадь игровой карты составляет 400 на 200 километров (для сравнения, это несколько кавказских республик бывшего СССР вместе взятых). При этом не стоит забывать, что ландшафт создавался на основе реальных топографических данных того времени, то есть в полной мере претендует на достоверность. Кто в это не верит, может самостоятельно попробовать снизить высоту, например, над Лондоном или Дувром — при наличии достаточного уровня летного мастерства, внизу можно рассмотреть местные достопримечательности, вроде Биг Бена, двухэтажных автобусов и длинных мостов.
Наиболее заметные изменения, если не брать в расчет доступных самолетов и графической составляющей, коснулись модели повреждений летательных аппаратов и искусственного интеллекта. Противники стали куда более хитрыми, маневренными и теперь более охотно действуют в команде. У ботов появился даже такой параметр, как храбрость — опытный ас не станет ждать, пока вы возьмете его в перекрестие прицела, а сам сядет на хвост и заставит совершать немыслимые маневры, чтобы «стряхнуть» его и взять передышку.
Точечная система повреждений вносит в игру многообразие; иногда миссию удается успешно завершить даже с полностью изрешеченным пулями самолетом. Крылья машины напоминают собой решето, однако ключевые элементы не повреждены — спросите у любого пилота и получите ответ, что именно это и есть самое важное. Бывают, впрочем, и обратные случаи: когда шальная пуля угождает в мотор или пулеметная очередь прошивает карбюратор, остается либо делать быстрый рестарт задания, либо прыгать с парашютом — что, в принципе, не отменяет необходимости повторного прохождения миссии.
Естественно, такой масштабный проект, как «Битва за Британию», просто не мог обойтись без накладок, которые не заставили себя ждать буквально сразу после релиза игры. Что творилось в первые дни после начала продаж авиасимулятора на тематических форумах и странице «Битвы за Британию» на сайте российского издателя — трудно описать какими-нибудь словами. Разработчиков предавали анафеме за невыловленные баги, кричали о проваленной премьере проекта, винили «1С-СофтКлаб» и Ubisoft в бесконечных «тормозах» авиасимулятора даже на самых топовых конфигурациях, дивились на прожорливость некоей защиты от эпилепсии — в общем, шуму было немало. Масла в огонь безусловно подлило заявление самого Олега Медокса о его уходе из игровой индустрии, которое по роковой случайности совпало с волнением масс по поводу стабильности работы нового авиасимулятора.
На момент написания данного материала прошло около месяца после выхода «Битвы за Британию». За это время разработчики успели выпустить два крупных обновления, практически полностью устраняющих все упомянутые выше недостатки. Самое, пожалуй, важное — произошла оптимизация игры, что позволяет ей теперь запускаться на максимальных настройках на компьютере с рекомендуемыми системными требованиями. То есть теперь любители виртуального неба могут не беспокоиться по поводу снижения высоты над городами: количество кадров в секунду остается на приемлемом уровне, а картинка на мониторе не превращается в форменное слайд-шоу. Мелочи — вроде «проседания» fps до пяти-десяти кадров в секунду при подлете к эпицентру сражений в мультиплеере или некорректной модели повреждений, когда при ударе о землю от самолета остается лишь пара крыльев да винт — наверняка будут исправлены в самом ближайшем времени. Пока остается довольствоваться лишь проверенными методами — снижением настроек графики хотя бы до средних значений, а также отказом от участия в масштабных многопользовательских сражениях, например, от тех, где в небо поднимаются до 128 пилотов.
Остальные «проблемы» легко решаются с помощью знакомой вкладки в настройках под названием «Реализм». Изначально там большинство операций по управлению железным конем автоматизированы, поэтому при определенной сноровке «Битва за Британию» довольно скоро начинает напоминать обыкновенную авиационную аркаду. С выводами спешить не стоит: для начала отключите всю помощь по управлению самолетом, затем проштудируйте огромный мануал, ну а в заключение попробуйте зазубрить все «горячие» клавиши, необходимые для пилотирования летательной машины. Смеем вас заверить, что до победного конца доберутся немногие, ведь едва ли не сразу выясняется, что буквально каждый самолет обладает собственным «характером» и факт того, что вы умеете взлетать и садиться на «Спитфайере» вовсе не гарантирует, что аналогичным образом вы управитесь с немецким «Мессершмитом». На среднем уровне сложности гордиться собой можно даже в случае успешной расправы над одним самолетом, ну а если за один вылет удается сделать хотя бы пару «засечек» на борту своего самолета, уровень самодовольства превышает все разумные пределы.
Конечно, как бы ни были хитры боты, сравнить их с противниками в мультиплеере не представляется возможным, и отказать себе в удовольствии полетать в онлайне на картах с большим количеством игроков довольно трудно. Однако в настоящий момент жизнь в многопользовательском режиме только-только начинает теплиться — охотников полетать онлайн не так уж много. Виной тому вовсе не скромное количество карт для мультиплеера — пять штук — а те самые «тормоза», о которых мы говорили чуть выше по тексту. Если последних с каждым днем становится все меньше, то так называемые «лаги» иногда не дают возможности как следует насладиться онлайновым режимом «Битвы за Британию». Порой доходит и вовсе до смешного — частота кадров в секунду падает до такой критической отметки, что невозможно даже толком взлететь с аэродрома. Техническими проблемами, кстати, не брезгуют пользоваться некоторые пилоты, заглянувшие на сервер пораньше — не теряя времени даром, они проносятся над взлетной полосой в поисках легкой добычи, безуспешно пытающейся взлететь и дать последний бой таким вот «противникам».
И все-таки, появление такого проекта, как «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — событие, без преувеличения, эпохальное. Самая знаменитая российская игровая серия получила современное продолжение — это ли не повод, чтобы поднять шасси и взмыть в небо над Ла-Маншем, вихрем пронестись над Лондоном и дать бой целой эскадрилье немецких «Мессершмитов»? И черт с ними, с этими багами, которых день ото дня становится все меньше — такие масштабные игры появляются не так уж и часто, чтобы упускать их из виду и проходить мимо.