Тургор
Николай Дыбовский и его товарищи из студии Ice-Pick Lodge уже второй раз подряд пытаются совместить игры и искусство, причём получается это у них довольно хорошо. На самом деле рецепт приготовления таких игр, как «Мор. Утопия» или «Тургор», необычайно прост: уйти от клише, заставить игроков мыслить совершенно иначе и наполнить проект таким количеством метафор и аллегорий, которых бы хватило на два-три произведения мировой литературы. Самое интересное, что никакого притворства со стороны разработчиков тут нет – если не верите, то постарайтесь найти хотя бы одно интервью с Дыбовским, который легко размышляет о высоких материях и заставляет напрячь мозговые извилины даже самых внимательных слушателей.
Жанр | adventure/life-sim/RPG/action |
Разработчик | Ice-Pick Lodge |
Издатель | «Новый диск» |
Дата выхода | 17 апреля 2008 года |
Системные требования | ОС: Windows XP. Процессор: Pentium IV 2 GHz или аналогичный AMD Athlon 2000+. ОЗУ: 512 Mb. Видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c, с объёмом видеопамяти 128 Mb. HDD: 6 Gb |
Официальный сайт | www.tension-game.com |
Достичь тургора
В природе существует несколько определений термина «тургор». Однако наиболее правильным было бы считать следующее: «тургор (от лат. turgere – быть набухшим, наполненным) – напряженность кожи, обусловленная системой кровообращения, лимфообращения, обмена веществ под контролем и регуляцией центральной нервной системы». Так вот, механика новой игры от Ice-Pick Lodge поразительно точно совпадает со своим названием – чтобы её как следует понять, осознать и переварить мысли, адресованные разработчиками игрокам, следует приготовиться к мощному мозговому штурму, концентрации внимания и необходимости постоянно размышлять над встречающимися метафорами.
Далеко не все оказались подготовленными к «Тургору» – именно этим объясняются споры вокруг гениальности и претенциозности игры, большой разброс оценок в профильной прессе и даже откровенные выпады в сторону разработчиков, которые не удосужились причесать игровой интерфейс и озаботиться внятным режимом обучения (он хоть и есть, но спасает лишь отчасти). Но, давайте будем говорить начистоту, какой может быть туториал у симулятора жизни, где преобладают скука и уныние, а дальнейшая судьба героя полностью лежит на плечах игрока?
Все события «Тургора» происходят в Промежутке. Как следует из хрестоматии игры, Промежутком можно назвать любое состояние, в котором дух не собирается задерживаться надолго. Не захочется задерживаться здесь и игроку, однако, чтобы выбраться из заточения, ему понадобится найти выход на поверхность, прочь от скитаний, мучений и испытаний. Быстро выбраться из своеобразной тюрьмы не выйдет, придётся познать лимфу цвета, познакомиться с Сёстрами и Братьями, выучить основные заклинания и научиться не только приобретать, но и отдавать.
Звучит, согласитесь, невероятно сложно – положение ещё больше усугубляется тем, что, если нет желания понять «Тургор», игра практически остановится на одном месте и не предоставит даже намёка на выход из затруднительного положения. Впрочем, отчаиваться пока рано, так как при ближайшем рассмотрении у эксперимента Ice-Pick Lodge можно заметить вполне доступные для понимания черты – диалоги, битвы с монстрами, собирательство и набор опыта, которым так дорожат манчкины и прочие любители RPG.
В детстве у многих из нас были книжки-раскраски – о них самое время вспомнить при рассказе о «Тургоре». Наш герой оказывается в бесцветном, лишённом красок мире. Однако не всё так плохо – лимфу цвета можно получить с помощью растений, деревьев и рудников. Спокойному процессу собирания цветов, каждый из которых отвечает за характеристики героя, мешают обитатели Промежутка. Сёстры требуют лимфу за новые Сердца (специальные ёмкости в теле персонажа, которые служат хранилищем добытой лимфы цвета) и открытие карты, Братья (Охотники) пытаются убить героя за использование лимфы; наконец, встречаются обычные монстры, которые кидаются на всё живое в пределах видимости.
Чтобы выжить в недружелюбном мире и оказаться в состоянии наивысшего тургора, приходится экономно расходовать лимфу цвета, внимательно выбирать Сестёр и выучивать новые заклинания, которые, как и в «Darwinia», рисуются мышкой. Так называемые Знаки поделены на группы: социальные, боевые и экономические. Поначалу доступно лишь несколько Знаков. Чтобы приобрести остальные, приходится выведывать их у Сестёр или находить самому. Процесс общения с Сестрой выполнен в виде стриптиза: вливая в неё лимфу цвета, вы становитесь свидетелем откровенно эротической сцены, от которой невозможно оторваться, даже несмотря на действующие в игре табу.
Трудности перевода
Нетрудно догадаться, что основные сложности, возникающие при общении с «Тургором», вызваны концептуальностью проекта. Метафоры, аллегории и скрытые отсылки к подсознанию заставляют напрягать мозг и пытаться прийти к общему знаменателю с игрой. Иногда кажется, что «Тургор» сложнее понять, чем «Чёрный квадрат» Малевича, однако стоит запустить игру двумя днями позже, как наступает момент истины – вещи становятся на свои места, и от местного геймплея получаешь ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Если вы относите себя именно к нестандартно мыслящим личностям, приготовьтесь к штудированию местной теологии, зубрёжке всевозможных табу и знакомству с метафизическим смыслом цветов.
Одной из самых замечательных особенностей «Тургора» является многовариантность прохождения игры. Этот симулятор жизни вряд ли когда-нибудь удостоится солюшена – хотя бы потому что выбирать приходится каждую минуту. Окрасить эту локацию в яркие цвета и подарить виртуальному миру хотя бы чуточку радости? Или подкопить лимфы и наперекор воле Охотника осчастливить одну из одиннадцати Сестёр? А может, наплевав на всех и вся, копить лимфу в себе, пытаясь выбраться наружу? Способов прожить жизнь в «Тургоре» чрезвычайно много – об этом говорят хотя бы 22 возможных финала.
Впрочем, у луны всегда есть обратная сторона – если закрыть глаза на концептуальность проекта, пропустить мимо все посылы разработчиков и не обращать внимания на метафоричность действа, то получим игру со слабой графикой, небрежно выполненными локациями и довольно однообразным геймплеем. Сплошное собирательство и необходимость выживать убивают на корню глубокий философский смысл, который (чем чёрт не шутит) могли додумать сами разработчики или игроки. Тут самое главное – правильно расставить акценты, не пытаться рассмотреть «Тургор» с точки зрения увлечённого геймера или заядлого искусствоведа. Только комплексный подход поможет вам получить удовольствие от игры. Игры, которая уж точно останется в нашей памяти как одна из самых необычных в этом году.