«Xenus 2: Белое золото»
В это трудно поверить, но в свое время «Xenus. Точка кипения» от компании Deep Shadows являлся, чуть ли не самым лучшим отечественным шутером. Тропический экшен с открытым миром, ролевыми элементами и кокаиновыми наркобаронами особенно хорошо смотрелся на бумаге – вылизанные до блеска скриншоты, разборки сразу нескольких фракций, огромный арсенал вооружения… Впрочем, играть в оригинальный Xenus было невероятно тяжело – игра зверски тормозила даже на топовых конфигурациях, вылетала на рабочий стол с многочисленными ошибками, а «летающие» предметы и впадающий в ступор искусственный интеллект вообще стали визитной карточкой Deep Shadows. Перед соблазном послать разработчиков ко всем чертям и предаться получению адреналина в Far Cry, устоять было трудно. Спустя пару лет случился S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Несмотря на присутствовавшие ошибки, игра брала атмосферой и практически не оставила шансов Xenus. О Xenus как-то забыли, однако к 2008 году Deep Shadows привлекла внимание анонсом второй части экшена, который обещали в значительной мере улучшить и доработать.
Жанр | action |
Разработчик | Deep Shadows |
Издатель | «Руссобит-М» |
Платформы | PC |
Дата выхода | 24 октября 2008 года |
Системные требования | ОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 3 GHz или AMD Athlon 64 3000+. ОЗУ: 1 Gb. Видеокарта NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9800Pro с объёмом памяти не менее 128 Mb. HDD: 7 Gb |
Официальный сайт | www.whitegold-game.com |
Перемен требуют наши сердца
Время определенно пошло на пользу Xenus – в «Белое золото» можно спокойно играть на протяжении нескольких часов, прежде чем досадный баг заставит перезапустить игру или перезагрузить компьютер. Вспоминая «Точку кипения», для ознакомления с которой сразу после установки игры требовалось посетить страницу обновлений и скачивать гигантские патчи, прогресс достаточно серьезный. Еще заметна хорошая оптимизация движка – на максимальных настройках игра выдает приемлемый уровень FPS, за что отдельное спасибо Vital Engine 3. Неказистый интерфейс, замирающие во время обхода с флангов враги и все те же «парящие» в воздухе предметы – обратная сторона медали, о которой нельзя не сказать при разговоре о шутере 2008 года.
Впрочем, Xenus никогда не был чистокровным шутером – стрельба по движущимся мишеням и поездки на автомобилях разбавлялись небольшим количеством ролевых элементов. В «Белом золоте», благодаря появлению перков, ролевая система простая и наглядная. Накопив n-ное количество опыта (которое выдается за убийство врагов, выполнение квестов и успешный взлом замков), герой получает следующий уровень и может выбрать один из 36 перков. Результат становится доступным сразу – взяв перк под названием «Ковбой», герой получает возможность прицельно стрелять; «Задержка дыхания» позволяет дольше находится под водой; «Медвежатник» повышает шанс успешного взлома замков. С одной стороны, такая особенность игры иногда доставляет удовольствие – к примеру, прокачав персонажу «дыхалку», миссии под водой проходит значительно легче, при желании можно даже заняться поиском пиратских сокровищ. С другой стороны, глядя на список всех перков, хочется упрекнуть разработчиков в бессистемности и надуманности многих способностей. Шутер, в котором прицелиться можно только после получения соответствующего перка, начинает казаться каким-то ущербным, а герой – неполноценным.
Тут стоит сказать, что в качестве главного действующего персонажа новой игры выступает не какой-нибудь выпускник суворовского училища, а Сол Майерс – знакомый по первой части Xenus герой, который в значительной мере помолодел. Получив известие о смерти старого друга, Майерс берется за расследование цепочки смертей, связанных с «белым золотом» – латиноамериканским кокаином. Колумбия уступила место архипелагу в Карибском бассейне – большое количество островов повысило ценность различного транспорта. Впрочем, вскоре становится ясно, что многочисленные острова, не столько попытка разнообразить ландшафт, сколько коварный прием разработчиков. Сюжет не балует большой насыщенностью событий, однако проскакать игру всего за пару часов не получится. Как правило, чтобы продолжить расследование, Майерсу требуется перебраться с одного острова на другой. Естественно, бесплатно никто не возьмется за доставку наемника. Помимо накопления денег на «билет», приходится придерживаться сценария, который регулярно подбрасывает неприятности. То информатора в плен возьмут, то ключевой персонаж пропадет без вести, то проблема из ничего «нарисуется».
Решаются все проблемы, как и в жизни, звонкой монетой. Чтобы добыть ее в Xenus, приходится вникать в местные разборки между официалами, бандитами, наркомафией и партизанами. Выполняя поручение той или иной группировки, репутация Майерса на Карибах меняется – для кого-то он становится другом, для кого-то заклятым врагом. Нашкодив, к примеру, военным, рассчитывать на их поддержку не приходится – блокпосты встречают машину свинцовым шквалом. Оставаться нейтральным по отношению к остальным фракциям экономически невыгодно, так как местные аборигены платят копейки за решение собственных проблем, а иногда попадающиеся парамилитарес вынуждают тратить весь запас патронов.
Смирившись с неспешным повествованием, можно заняться изучением островов – как и в Far Cry 2, открытый мир к этому располагает. Обольщаться не стоит – помимо выполнения побочных миссий (упорно называемых разработчиками «ресурсными»), в джунглях бродить скучно. Виной тому «мертвый» мир, в котором даже города населены десятком человек. Сидящий на автобусной остановке амиго посетует на пропажу брата, бомжеватого вида мужик попросит сбегать за отравой для крыс – по большому счету, интерес представляют только единичные квесты. Сопровождение важной особы из пункта А в пункт Б вряд ли отложится в памяти, чего не скажешь о тайном фотографировании контрабандистов или виллы какого-нибудь наркобарона. Опять-таки, даже интересное задание вызывает кучу вопросов, ответы на которые не удается найти. Для чего нужен появившийся стелс-режим, если при попытке убрать одинокого охранника на место происшествия сбегается весь бандитский лагерь? Почему на огромной карте не отображаются ключевые места – магазины, торговцы оружием и важные для прохождения персонажи? Ответа ни на один вопрос не существует, поэтому приходится, стиснув зубы, зазубривать карту и наслаждаться результатом частого обращения к приему «copy/paste» – тропики хоть и радуют глаз реалистичной сменой погоды и живописными закатами, но не имеют запоминающихся мест, которые можно было бы использовать в качестве ориентиров.
Несмотря на условность многих претензий, «Xenus 2: Белое золото» проще-простого сейчас не заметить – недостатка в хороших играх накануне рождественских праздников, сами понимаете, нет. Вторая попытка Deep Shadows оказалась более удачной в плане технической реализации, однако по-прежнему имеет несколько недостатков. Нудный сюжет и топтание на месте не подкрепляются живым и развивающимся миром – симуляция жизни в Xenus 2, конечно, на порядок лучше, чем в Mercenaries 2 или в Just Cause, но уступает даже далеко не идеальному Far Cry 2. О прорыве в плане графики и стабильности работы тоже сказать практически нечего – с фотореалистичными тропиками нас познакомил еще в прошлом году Crysis, а дополнение Crysis Warhead компенсировало недостаток динамики. Одним словом, «Xenus 2: Белое золото» – типичный середнячок, которых хватает в эту пору года.