Лёд и Пламя. Обзор игры Game of Thrones RPG
Название игры: Game of Thrones RPG / Игра Престолов
Жанр: Role-Playing Game
Разработчик: Cyanide Studio
Издатель / в России: Atlus / Focus Home Interactive / 1С-Софтклаб
Похожие игры: Ведьмак 2, Star Wars: Knights of the Old Republic
Дата выхода в России: 8 июня 2012 года
Официальный сайт: http://www.gameofthrones-rpg.com/
К разработке Game of Thrones (Читай: Game of Thrones RPG) подошли основательно, ведь провал, подобный A Game of Thrones: Genesis («Игра престолов: Начало», читай: Game of Thrones: Cтратегия) был бы просто недопустим при таких рейтингах и любви публики к сериальной адаптации серии книг «Песнь Льда и Пламени». Французы сделали мудрый шаг и договорились с каналом HBO об использовании лицензированных продуктов из сериала. Благодаря этому в игре многое, начиная от лого и заканчивая заглавной темой, будет знакомо тем, кто с нетерпением ждал выхода на экраны свежего эпизода. Но главное достоинство, за которое игре можно простить все недостатки, изложенные ниже — собственно игра престолов, которая подразумевает резкие повороты сюжета, «многоходовки», интригу и скрытый умысел персонажей. Всё тайное станет явным лишь в самом конце.
Начинается повествование незадолго до гибели Десницы короля Джона Аррена. Это первая книга цикла («Игра престолов», так и называется) и первые серии адаптации. История не выйдёт за рамки первого сезона и не сильно повлияет на то, что произойдёт дальше в книге и сериале, можете быть спокойны. Однако не стоит думать, что история вторична. На материк Вестерос надвигается смута, и это ощущение не покидает всё время. В игре есть много сюжетных сцепок, которые помогут лучше понять произошедшее прежде всего в сериале, где создатели ограничены полотном в 40 с лишним минут для описания событий на сотню и более страниц.
Как и в книге, сюжет раскрывается с разных точек зрения и от третьего лица. Поиграть нам дают за двух совершенно новых персонажей. Первый герой — Сэр Морс Вестфорд, последний из рода Вестфордов. Его род долго и справно служил коварнейшему дому Ланнистеров, но после восстания против тирании Безумного Короля он ослушался приказа своего лорда и ради спасения чести и своей семьи ударился в бега, примкнув к воинам Ночного Дозора. Отшельники на полутюремном положении со Стены на Севере уважают его, правда, некоторые не за его отвагу и честь, а за деяния, давшие Морсу прозвище «Мясник».
Второй герой — Алестер Сарвик из рода Сарвиков, вассалов всё тех же Ланнистеров. Сразу по окончанию восстания он сбежал с основного материка за Узкое море, где стал последователем древнего культа огня и Владыки Света Р'глора — верховного бога красных жрецов. Спустя 15 лет скитаний он узнаёт о кончине своего отца, приезжает на похороны в родной город Риверспринг и обнаруживает, что дела у края плохи: народ голодает, сестру хотят выдать замуж за абы кого, а отец вообще умер от горя из-за его отъезда. В отличие от Морса, Сарвик не давал клятвы держаться подальше от игр престолов, и если воин Ночного Дозора ввязывается в них не по своей воле, то без пяти минут маг Алестер с головой погружается в пучину дворцовых интриг, выходя на королевский уровень.
Истории сменяют одна другую с периодичностью где-то раз в час-полтора, при общей продолжительности часов в 20-25. Сюжет подаётся выверенными порциями. Часто ощущаешь себя скорее зрителем, дорвавшимся до нового сезона, особенно когда очередной отрезок резко меняет ситуацию. При всех различиях протагонистов очень скоро мы понимаем, что в столице грядёт что-то грандиозное и друзья обязательно встретятся именно там, распутывая клубок дворцовых интриг. История, подобно книге, не рисуется белыми и чёрными красками, а выдаёт штрихи оттенками серого. Базовые понятия стираются и утопают в игре престолов: дружбе мешает постоянное предательство окружающих, честь теряет всякий смысл, когда жизнь продают за пригоршню серебра, а законность власти легко оспаривается дюжиной солдат и клинком из валирийской стали.
Всю основную информацию, в том числе и об окружающем мире, игрок получает из диалогов. Окно общения в положительную сторону отличается от уже привычных кругов с ответами, где прекрасно видна положительность или отрицательность роли, что можно в диалоге отыграть, знай себе нажимай на верхний или нижний ответ. Здесь же ты никогда не знаешь, на что выведет очередная реплика. Какой-то ответ подарит ценного союзника, а какой-то может неожиданно закончить твои приключения в связи с чересчур резкой реакцией собеседника.
Большинство встреченных нами лиц впервые появляются во вселенной «Льда и пламени», но героям предстоит не раз столкнуться и с такими известными личностями, как лорд-командующий Стены Джиор Мормонт и гроссмейстерами игры престолов королева Серсея и ядовитый советник короля, евнух Варис. «Засветился» в игре и сам мастер-чернокнижник Джордж Мартин. Он не только осуществлял тщательный контроль над историей, но и дал своё имя одному из персонажей. От него преданный поклонник сможет узнать кое-какие подробности о планах писателя на будущее.
Есть места и сюжетного выбора, причём выбор бывает, к примеру, из двух одинаково неприятных зол и ставит в тупик, но решение принимать надо. В дальнейшем выбор может повлиять на прохождение того или иного участка, так что лучше быть осторожным. Некоторые особенно разговорчивые и специально подсвеченные персонажи дают дополнительные задания, удлиняющие и без того внушительную центральную историю. Однако же развилок и второстепенных заданий крайне мало, чтобы назвать игру нелинейной. Две номинальные концовки с минимальными отличиями будут доступны в любом случае, и все фоновые свершения на это никак не повлияют. Особый интерес вызывают подпольные битвы на арене в столице с мини-игрой престолов на деньги и жизни сражающихся. Попадаются весьма серьёзные соперники, над которыми придётся попотеть.
Некоторые решения героев оставляют сильный след в их жизни. Для этого в игре есть уникальная закладка меню под названием «Черты персонажа», куда по мере прохождения сваливаются всякие разные «черты». Персонаж может нахватать себе много и самых разных склонностей, начиная от предпочтений садизма и заканчивая аллергией. Ещё в самом начале игрок может выбрать свои базовые слабые и сильные стороны, приведя их в состояние равновесия. Можно вообще ничего не выбирать и писать персонажа с нуля. Каждая склонность даёт прибавку к умениям, или же, напротив, мешает эти умения применять.
Для тех, кто любит погружаться в мир с головой (и просто для людей, незнакомых с циклом книг) в игре есть внушительный кодекс. Кроме подсказок по самой игре, в нём собрана информация о всех домах и землях Вестероса, о величайших событиях истории Семи Королевств и дана подробная характеристика как чисто уникальных игровых персонажей, так и героев романа.
География мест, которые в странствиях предстоит посетить Алестеру и Морсу, включает в себя Стену и её округа, город Риверспринг, столицу Семи Королевств — Королевскую гавань, и ещё пару не столь значимых мест. Разработчики не стали распыляться и сделали отличные (друг от друга) по дизайну города и подземелья для каждого края. Жаль, что дизайн локаций очень прост и без особых прикрас.
За отображение игрового Вестероса на экране отвечает движок Unreal Engine 3. За более чем пять лет с момента его активного использования многие пытались обуздать его, но далеко не всем удавалось. В «Игре престолов» разработчикам удалось хорошо сделать тени, почти справиться со светом и бликами, но в плане анимации движений и прорисовки окружения у игры возникают большие проблемы. Game of Thrones PRG имеет максимальный из возможных рейтингов «18+» и периодически выдаёт жёсткие картины, но они смазаны плоской кровью, которая выливается непонятно как и откуда.
В диалогах персонажи вроде бы и правильно двигают ртом, в отличие от некоторых немецких коллег по RPG цеху, но при этом выполняют одни и те же действия: то пальцем укажут на собеседника, то руки в боки, то встанут в позу и сложат руки на груди. О постановке и каких-то интересных кат-сценах лучше и не заикаться.
Из-за режиссуры сильно страдает повествование, многие потенциально интересные сцены пропускаются и игра «перепрыгивает» на следующий отрезок захватывающей истории, давая нам самим в голове соединить события. В результате большую часть времени мы проводим не в заставках и зарисовках на движке с интересной такой рамкой, а в беготне и в боях.
Местная боевая система не может похвастаться разнообразием врагов, но и однообразной её не назвать. В основе боевой системы лежит активная пауза, подозрительно походящая на таковую в Star Wars: Knights of the Old Republic. Бой с нею превращается в подобие пошаговой стратегии: можно назначать очередь вплоть до трёх команд из умений и атак. Из-за подобного дробления боя участники не выглядят столь деревянными, как может показаться, они реагируют на внешние угрозы и сражаются с той скоростью, которую сулит выбор оружия. Однако же бои страдают от заторможенности и неподатливости. Резко поменять ход боя или, как минимум, оперативно убежать игроку не удастся. Эта черта сильно напомнила обе части «Ведьмака», именно с ним были такие же проблемы. Даже пауза прямо как в «Ведьмаке 2» — не останавливает время, а сильно его замедляет.
И это не единственное сходство. Вместо ведьмачьих делений на нечисть и людей в «Игре престолов» имеются типы брони и оружие, дающее бонусы за использование против конкретного типа. Тупым оружием лучше всего бить закованных в тяжёлую броню мечников, а вот против лучников в простых кожаных, с позволения сказать, «доспехах» лучше всего подойдёт рубящий клинок, для кольчуги — колющий. Для усиления того или иного эффекта, вроде кровотечения или увёртливости, есть зелья, которые тоже можно пить в момент боевой паузы.
Управление во время боя осуществляется как с клавиатуры и мыши, так и с геймпада. До патча игра вообще недвусмысленно намекала, что лучше всего играть по-консольному, так как в меню просто отсутствовал пункт переназначения управления для клавиатуры.
Игра часто автоматически сохраняется, избавляя нас от проблемы перепрохождения большого «запоротого» куска. При этом странно выглядит запрет на загрузку сохранений во время боя. Проигрываешь — будь добр героически умереть с мечом в руках, а потом уже загружать игру. Как метод борьбы с тактикой “quick save-quick load” очень действенно, но, на мой взгляд, чересчур.
В отличие от внешности персонажей, которая предопределена, развивать бойцов можно в любом направлении. Для героев нужно выбрать одну из трёх уникальных для каждого специализаций, с соответствующим деревом умений. Шесть вариантов можно поделить на классические схемы воин с двуручником, воин со щитом и мечом, и воин с одним/двумя короткими клинками. Кому то будет важно прокачивать силу, кому-то ловкость, а кому-то удачу. Есть ещё и мастерство владения тем или иным оружием. Очки для продвижения по древу умений и повышения характеристик даются с опытом за убийство врагов и выполнение заданий. Очков так много, что ближе к концу игры можно преуспеть во многом, если не во всём сразу.
В бою Алестеру и Морсу серьёзно помогают и особые умения — их природно-магические способности. Так у Морса, к примеру, есть собака-убийца большого размера и устрашающего вида. В бою она будет активно мешать противнику что-либо делать, а при должной сноровке может даже отобрать у бедолаги щит. Есть у собаки и своё древо способностей. Французы не стали останавливаться на роли боевого пса и пошли дальше — животное временами становится важнейшим элементом геймплея. Морс периодически впадает в подобие телепатической связи с собакой и та отправляется по следу. Блуждая, ищейка может находить тайники и нападать на одиночных врагов, а в один момент она даже сможет спасти хозяину жизнь.
Алестер же прибегает к помощи своего Бога и вызывает огонь. Пламенем он может поджигать свой клинок, жечь врагов при наличии специального умения, а в мирное время у него открывается «третий глаз», и огонь помогает ему найти тайные проходы в подземельях и опять же тайники с монетами и экипировкой.
С предметами всё просто — подбирай всё, что увидишь. В большинстве случаев выпадает только золото или обычные вещи, но из особых противников выпадает отличное снаряжение, которое можно как минимум выгодно продать. Есть и так называемый «бонусный лут», который случайно может попасться при обыске свежего трупа. Он даже специально помечается, мол, бонусный, повезло!
С торговцами же ситуация странная. Порой после длительной экономии можно купить что-то стоящее, но большую часть времени, заглядывая к ним, понимаешь, что даже за всю игру не соберёшь таких денег. В результате самое крутое снаряжение почти до самого конца игры — снятое с того самого парня.
Команда Cyanide Studio учится на ошибках. После посредственной стратегии они создали совместно с HBO RPG-проект, который на пару голов выше горе-предшественника. Жаль, что весь потенциал проекта раскрыть не получилось и в этот раз. Серьёзные огрехи в дизайне, графике и подаче сюжета никак не скрыть, но многое прощается при знакомстве и дальнейшем втягивании в историю. Игру стоит попробовать не только преданным фанатам сериала или же всего цикла Джорджа Мартина, но и тем, кто ждёт от игр серьёзного сценария, нешуточного накала страстей и по-настоящему непредсказуемой развязки.