Мастер Чиф всегда приходит вовремя! Обзор Halo 4
Название игры: Halo 4
Жанр: Action, First-Person Shooter
Разработчик: 343 Industries
Издатель/в России: Microsoft Studios
Похожие игры: серия Halo, Killzone 3, Resistance 3
Платформа: Xbox 360
Дата выхода: 6 ноября 2012 года
Возрастное ограничение: 16+
Официальный сайт: http://www.halowaypoint.com/halo4/en-us<
Как известно, трилогия Halo является фирменным сериалом платформы Xbox 360 и наряду с Forza и Gears of War входит в тройку самых успешных бестселлеров для этой консоли. Не побоимся заявить, что Halo — главный шутер на X360, и первые три части каждый раз брали новые рекорды продаж.
После выпуска прощальной игры Halo: Reach создавшая сериал студия Bungie завязала со вселенной Halo и ее главным героем, суперсолдатом Мастер Чифом. Благодаря уловке сценаристов Чиф, также известный как Джон и Спартанец-117, в третьей части предусмотрительно лег в камеру криосна и проспал там до нового сиквела — целых четыре года, семь месяцев и десять дней. Пробуждение было резким и оттого экстренным…
За создание четвертой части, а вместе с ней и «второй трилогии», взялась студия 343 Industries, большие поклонники Halo, частично состоящие из авторов оригинала. Прежде чем допустить этих людей к такому ответственному мероприятию как разработка Halo 4, Microsoft заставила их «набить руку» на классике: новоиспеченной студии поручили контроль за созданием HD-ремейка первой части под названием Halo: Combat Evolved Anniversary.
И лишь когда 343 Industries удачно справилась с задачей, ей дали карт-бланш на работу со святыней и модернизацию канонических законов мира Halo. Забегая вперед, скажем, что в итоге результат их труда набрал кучу «десяток» и «девяток» от игровых СМИ по всему свету, но до релиза некоторые фанаты серьезно перетрусили — ведь 343 добавили новую расу Предтеч, придумали идею второй трилогии («трилогия о Восстановителе»), усложнив без того перегруженную деталями и именами сюжетную канву сериала.
Но обо всем по порядку. В конце Halo 3 два главных героя, любимец американских подростков Мастер Чиф и его кибернетическая подружка Кортана, хранящаяся на правах ИИ в портативной «флэшке», прячутся в камере криосна на космокорабле «Вперед к рассвету». Чиф погружается в искусственный сон на долгих четыре года, а Кортана отправляет в космос сигналы о помощи. На призывы спасти неразлучную парочку с дрейфующего корабля устремляется исполинский фрегат «Бесконечность» с лучшими умами человечества, но «Вперед к рассвету» крайне невовремя попадает в гравитационный колодец и оказывается вместе с героями и флотилией пришельцев на планете Реквием.
С этого момента события развиваются самым драматичным для всех любителей Halo образом — на запретной планете выясняется, что помимо людей и Ковенантов, альянса враждебных людям рас, во вселенной существует раса Предтеч, также известная как прометейцы. Тем самым в конфликт вступает третья сторона, одинаково ненавидящая и людей, и инопланетян. Ею руководит Дидакт, наиболее колоритный злодей в истории всего сериала. Рассказ о дополнительных деталях сюжета приравнивается к массовым спойлерам, поэтому мы можем только намекнуть — люди позаимствовали могущественный артефакт у прометейцев, и Дидакт пойдет на все, чтобы его вернуть.
Сюжетная кампания состоит из 8 миссий, а также пролога и эпилога, пройти которые можно при желании за один вечер, перетекающий в ночь. У автора на прохождение кампании ушло около семи часов. Мы убеждены, что история о том, как Чиф проходит самое тяжелое в своей карьере испытание, и том, как искусственный интеллект с добавлением человеческих тканей Кортана сходит с ума, а экипаж многотысячного корабля сгорает на глазах, не оставит равнодушным никого! Сюжет является одним из приоритетных достоинств Halo 4.
А вот игровой процесс подобных «откровений» не дарит — все предельно знакомо по Halo 3 и Halo: ODST. Чиф бродит по в меру линейным локациям и выкашивает врагов из их собственного чудо-оружия. Процесс хоть и слегка линеен, но спасает чувство меры и вкуса, которыми наделены авторы игры. Иногда бой происходит на достаточно обширных участках, и появляется простор для разных тактических решений.
Вдобавок на своем пути к Дидакту мы часто встречаем различные транспортные средства, и каждое из них приносит свое особое удовольствие — в памяти оседает бешеная гонка по разваливающейся планете на скутере «Призрак», уничтожение вражеской обороны с шагающего танка «Мамонт», расстрел вражеской авиатехники с борта звездолета «Пеликан»… Чиф не сидит без дела никогда!
Хорошим интеллектом враги не отличаются, и почти всегда прут в лобовую атаку, которая заканчивается для них самым плачевным образом. Иначе говоря, сражения для жанра шутер/экшн вполне типичны, и от эмоций в духе «дежа вю» или «ну долго там еще?» спасает разнообразие ситуаций, динамично меняющиеся условия в бою, а также пафосная режиссура перестрелок и подчас их эпический масштаб. Особенно удались ситуации на пределе сил, когда Чиф отбивает волны атак, удерживая какую-нибудь важную точку, а Кортана в последнюю секунду обеспечивает путь отхода. Более того, зачистка родного космического шаттла сделана так, что игроки почувствуют себя обязанными уничтожить всех Ковенантов до последнего, раскрасив отсеки их инопланетными потрохами.
Ближе к концу сюжетной кампании игра маховиком раскручивается в плане разнообразия, сначала бросив Спартанца-117 в битву «ковиков» с прометейцами, затем вытряхнув на героя армаду юнитов, способных оживлять павших врагов. Дорогого стоит эпизод, который потребует пролететь сотни метров сквозь внутренности местной «звезды смерти». Именно разнообразие и грандиозность постановки позволяют погрузиться в процесс истребления врагов с головой. На создание атмосферы дополнительно работает атмосферная, слегка пафосная музыка, удавшаяся на славу!
Не ждите слишком легких побед — битвы с превосходящими силами врага в Halo частенько затягиваются, вынуждая игрока действовать осмотрительно, с умом. Ну а в случае с Предтечами придется еще и научиться проявлять дерзость: летающие враги из рядов прометейцев способны оживлять павших пехотинцев и роботизированных собачек! С ними столько возни… Таким образом, у одиночной кампании Halo 4 есть лишь один веский недостаток: ее катастрофически мало! После 7-часового прохождения всех 8 миссий наступает натуральная ломка по продолжению истории: и неспроста в одном из кадров эпилога мы видим Спартанца в позе Христа. 343 Industries замахнулись на что-то крайне амбициозное в пятой части!
Однако Halo — это не только играбельный боевик с элементами интерактивной драмы, но еще и лучший на сегодня мультиплеер на консолях. Он объединяет ключевые наработки сериалов Call of Duty, Battlefield и Unreal Tournament, позволяя сделать процесс взаимного изничтожения незабываемым! Противоборствующие стороны воюют с применением техники из одиночной кампании, а участвуют в битвах две команды: красные и синие спартанцы с корабля «Бесконечности». По задумке авторов, само игровое лобби располагается на борту «Инфинити», а все эти разборки не нарушают канона и происходят внутри специальной тренировочной программы. Если кому-то интересно, Чифа и Дидакта в мультиплеере нет.
Разработчики сделали кастомизацию героя настолько глубокой и детальной, что ей позавидуют даже авторы Black Ops 2. Десятки перков, «стволов», элементов брони и различных аксессуаров — кажется, весь этот контент даже за месяц интенсивной игры не разблокируешь!
Режимов игры много, но новых всего два: битва за ключевые точки в Dominion, обрастающие по ходу удержания дополнительными пулеметами и барьерами, да командный бой из режима Infinity Slayer с бонусным, особо убийственным вооружением, которым поощряются самые эффективные спартанцы. Как и раньше, размеры команд ограничены 8 солдатами с каждой из сторон. Жаль только, что в мультиплеере не появилось современного игро-тренда с разбивкой на несколько враждебных мелких команд по 2-3 человека в каждой. Смотрелось бы весьма удачно. Наверное, это упущение наверстают в Halo 5, разработка которой уже началась за закрытыми дверьми.
Новые авторы, не стоявшие у истоков, каким-то фантастическим образом сумели создать лучшую игру в серии Halo за всю ее 11-летнюю историю. Перед нами абсолютный шедевр (10/10) с драматичным одиночным режимом и ураганным онлайном. Новые приключения приготовили для Мастера Чифа такие передряги, о которых преступно сболтнуть лишнее — игру просто надо увидеть самому.
Отныне Halo 4 является эталоном консольного шутера от первого лица, встает в один ряд с Killzone 3 и заслуживает высочайшего признания от редакции сайта FERRA: награды «Выбор редакции»! Мы готовы обещать только это — во время финальных титров у вас начнется ломка по вселенной Halo и вы начнете проходить игру заново на более высокой сложности. Решение будет правильным.