Обзор игр ICO & Shadow of the Colossus HD. Ретро высокого качества
Название игры: ICO & Shadow of the Colossus HD
Жанр: Third Person Action, adventure
Разработчик: Team Ico
Издатель: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: Ico (PS2), Shadow of the Colossus (PS2)
Платформы: PS3
Дата выхода: 28 сентября 2011 года
Официальный сайт: http://ru.playstation.com/icoshadowofthecolossusclassicshd/
Несмотря на различия в игровом процессе, родственная связь этих двух игр заметна сразу же по включении: общее оформление, атмосфера мира, дизайн и даже странный язык, на котором изъясняются некоторые персонажи. Они и не удивительно — по признанию создателя этих игр, Фумито Уэда, SotC, невзирая на дату выхода, является предысторией Ico, чей главный герой, в свою очередь — далекий потомок победителя колоссов. Впрочем, какого-то явного указания друг на друга в играх нет и проходить их можно в любом порядке. Начнем, пожалуй, с Ico, просто по той простой причине, что она появилась несколько раньше своего приквела.
Момент спасения несчастной (и довольно бесполезной) пленницы
Прежняя жилплощадь даже без санузла была
Сюжет Ico весьма прост и незатейлив: маленького рогатого (происхождение рогов так и остается загадкой) мальчика по имени Айко сердобольные соседи по деревне привозят в страшный замок Темной Королевы, дабы принести его в жертву во имя всеобщего блага. Ребенка вместе с рогами запирают в индивидуальный саркофаг, после чего, с чувством выполненного долга, отправляются по делам. Айко же, в свою очередь, явно недоволен уготованной ему участью и, как следует побившись в истерике, разбивает саркофаг и оказывается на свободе. Пытаясь выбраться из замка, мальчик обнаруживает еще одну пленницу, Йорду, которую и забирает с собой. Надо отметить, что одетая в белое принцесса имеет лишь одно полезное умение: она может открывать двери в виде идолов, в большом количестве присутствующие в замке. Во всем же остальном она не только совершенно бесполезна, но еще и доставляет уйму хлопот: так как у Темной Королевы на нее большие виды, прислужники-тени будут всю игру стараться водворить Йорду на приличествующее ей место.
Если что — это не радар, а светоотражатель
В отличие от своей спутницы Айко, похоже, находится в родстве с известным персидским принцем: он весьма ловок, умеет карабкаться по цепям и способен удержаться даже на самом маленьком выступе. Так и приходится ему суетиться по помещениям замка, обеспечивая при помощи ящиков, рычагов и собственных рук комфортный побег для принцессы, не обладающей даже минимальной физподготовкой.
Вот так всю игру принцессу и придется водить за ручку
Игра, прежде всего, очаровывает своей простотой. Она почти абстрактна и захватывает именно процессом, а не результатом. Процесс этот на девяносто процентов состоит из физических головоломок, являющихся частью окружения, чье решение всегда сводится к безопасной переправе Йорды сквозь очередную локацию. Звучит, возможно, скучновато, но на практике эти головоломки очень интересны, разнообразны и ни разу не повторяют друг друга. Задействованы рычаги, ящики, цепи, подъемники, двери, взрывчатые вещества и, конечно, различные механизмы, от разводных мостов до паровых машин. Сложность загадок, за редким исключением, не слишком высока, лишь в паре мест игроку придется поднапрячься, изыскивая не слишком очевидный путь для принцессы. В основном же, мимоходом передвигая предметы и дергая рычаги, вы будете любоваться впечатляющей архитектурой прекрасного в своей безжизненности замка.
Разряд! Еще разряд!
Оставшиеся десять процентов игры посвящены боям с бесплотными прислужниками злой королевы. Ваш герой им до обидного неинтересен, призраки стремятся поймать Йорду, без которой их повелительнице не жить. И стоит вам хоть ненадолго оставить принцессу в одиночестве, на нее тут же набрасываются ходячие, ползающие и летающие тени, которые самым возмутительным образом волокут слабо упирающуюся жертву к ближайшему темному порталу. Если штатным замковым привидениям удастся это сделать, пиши пропало — игра заканчивается, ибо без Йорды выбраться наружу возможным не представляется. А посему бесплотных гадов приходится отгонять от беспомощной жертвы при помощи палки (которая, кстати, может послужить еще и недолговечным факелом), меча и булавы. Последняя, так же, как некий вариант «джедайского» светового меча, в игре просто так не выдается — придется добывать это оружие хитростью и баскетбольными умениями.
Сами бои в Ico выполнены скучновато, если даже не сказать уныло: одними и теми же движениями бьем врага, переходим к следующему, если тщедушную принцессу уже утрамбовывают в портал — бросаемся к ней, хватаем за руку и извлекаем на свет Божий. С одной стороны, столь простенькая боевая система могла бы стать заметным недостатком игры, но с другой — бои здесь играют исключительно вспомогательную функцию, лишь добавляя динамики и заставляя игрока в процессе решения головоломок постоянно присматривать за спутницей. Даже финальное сражение со злобной хозяйкой замка проходится легко и непринужденно, максимум со второго-третьего раза.
В Ico & Shadow of the Colossus HD графика лишь добавила в разрешении, но, все равно, красиво же…
Графика игры, несмотря на возросшее разрешение, сейчас уже не впечатляет технологичностью. Тем не менее, она остается весьма приятной глазу и отлично передает атмосферу великолепного приключения. Между прочим, игра выпускалась в двух немного отличных друг от друга вариациях для рынков различных стран. Большее распространение в нашей стране получила в свое время PAL-версия, отличающаяся немного облегченными головоломками в паре локаций. Так вот, в переиздание попала версия NTSC, так что, даже если вы прошли в свое время Ico вдоль и поперек, вам могут быть интересны доселе не встречавшиеся загадки.
С такими рогами и меч не нужен…
Вторая игра на сборнике, Shadow of the Colossus, не заставит вас ломать голову над предметами окружения. Напротив, ее действие разворачивается преимущественно на открытых пространствах, а игровой процесс сосредоточен на боевой части. Протагонист на верном коне прибывает в древний храм, чей дух, как он надеется, поможет ему оживить скончавшуюся при загадочных обстоятельствах возлюбленную. Обитатель храма, некий Дормин, проявляющийся в виде «голоса свыше» (а, точнее, голосов — мужского и женского одновременно), соглашается помочь герою в обмен на непростую услугу: разрушение шестнадцати идолов, украшающих стены храма. Так как идолы все из себя волшебные, разрушить их киркой и кувалдой не получится, придется убивать связанных с ними колоссов.
Так и проходит вся игра: «говорящий потолок» в лице Дормина указывает на очередную жертву, Вандер (так зовут вашего персонажа) седлает коня, скачет к логову редкого животного (в некоторых случаях добраться до колосса не так просто и поиск дороги к нему сам по себе становится мини-квестом) и учиняет акт браконьерства. Затем он приходит в себя под сводами храма и все повторяется заново. Игровой процесс неизменен до самого финала, яркого и интригующего, наполненного драмой и удивительно изящного. В конце игры, наконец, все встает на свои места, а игрок получает ответы на все вопросы. Пожалуй, SotC мог бы стать образцом того, как надо заканчивать игры.
Дорогая, сейчас доктор Дормин тебя посмотрит…
Вот он — фронт работ. Сколько идолов, столько и колоссов
Бои с гигантскими колоссами, собственно, и составляют игру — тут нет рядовых противников, только боссы. Каждый монстр абсолютно уникален и требует особого к себе подхода. Правда, справедливости ради, следует сказать, что тактика боя с ними разнится лишь в вопросе «как бы подобраться поближе». Подобравшись, Вандер взбирается на колосса и, ощущая себя блохой на собаке, ползет к уязвимому месту чудовища. Поразив жизненно важный орган очередной зверушки, «браконьер» празднует победу.
Вот этот гад умеет ползать по стенам и учинять газовую атаку
Разнообразием колоссов SotC просто поражает: в самом деле, легко ли из шестнадцати сражений сделать полноценную игру? Присутствуют двуногие, многоногие, ходячие, плавающие, летающие образины. Многие способны нанести вред герою на расстоянии, некоторые вооружены, а один умеет даже карабкаться по стенам. Кто-то из них явно выглядит агрессивным, а некоторых даже жалко убивать. Фантазия авторов и, в частности, Фумито Уэда, просто на высоте.
Крейсер «Непотопляемый». Придется потопить.
Экая куропатка…
Вооружен ваш герой мечом и луком. Последний используется как вспомогательное оружие, колосса им не завалишь, а вот клинок вызывает неподдельный интерес: дело в том, что меч в игре выступает не только колюще-режущим инструментом, но и своеобразным компасом. Путешествуя по миру, Вандер, выехав на освещенную солнцем область, достает меч и тот фокусирует свет в нужном направлении. Во время боя с колоссом оружие таким же образом укажет на уязвимые места противника. Крайне любопытная находка.
Мир, а точнее, изолированная область мира, где путешествует в поисках древних чудовищ герой, выполнен в стиле предыдущей игры, Ico: он красив, величественен и почти безжизнен. Несмотря на все разнообразие территорий, от пустынь до лесов, его населяют только огромные колоссы да редкие ящерицы. Интересно, чем же питаются многотонные монстры? Большинство из них совершенно не похожи на вегетарианцев.
А лицо такое простое… А глаза такие честные…
Техническая реализации игры на момент ее выхода перевернула все представления о возможностях PS2: открытый мир весьма внушительных размеров, никакого стыдливого «тумана», в котором многие игры прячут объекты до прямого с ними столкновения, а шерсть на колоссах (в том или ином количестве она характерна для них всех, ибо за нее, в основном, и приходится хвататься; помните приведенное выше сравнение с блохой?) удалась не намного хуже, чем в мультипликациях студии Pixar. Даже по прошествии нескольких лет SotC смотрится вполне достойно для выхода на приставке последнего поколения.
Лошадка не очень вездеходная, так что по лесу проще идти пешком
Ico & Shadow of the Colossus HD наполнена созерцательными моментами
Итак, что же предложила нам Sony этим переизданием? Конечно, в первую очередь это явная маркетинговая уловка, призванная выжать всю возможную прибыль из старых идей. Да, Ico в свое время провалил продажи, будучи оценен по достоинству лишь малой частью аудитории, но зато SotC оказался весьма успешен. А так как две эти игры отлично дополняют друг друга, переиздание их на одном диске является, безусловно, хорошим решением с точки зрения продаж. Игроки же, в свою очередь, за весьма приемлемую сумму получили вторую возможность окунуться в прекрасный, немного пугающий и совершенно неповторимый мир, созданный гениальным Уэда.
Обе игры дают многое и уму, и сердцу, захватывая как своим оригинальным процессом, так и историями. Они практически не претерпели изменений, не считая возросшего разрешения и возможности использования с ними стереоскопических очков. Те, кто не застал Ico и SotC в их оригинальных воплощениях, получили шанс ненадолго вынырнуть из бурлящей однородной массы боевиков и гонок ради созерцания и философии. Ведь и того, и другого в обеих играх достаточно, они несут в себе и образовательные, и воспитательные моменты, каковых так часто не хватает современным продуктам. Что ж, и волки сыти, и овцы целы.
Пожалуй, огорчает только одно: слишком малая продолжительность. И Ico, и SotC легко пронесутся перед вами за пару вечеров. Но вечера эти, не сомневайтесь, останутся в памяти надолго.