Игромир-2012: как это было. Все подробности о главной игровой выставке России
Традиция, связанная с ежегодным ростом экспозиции, не нарушилась и в этот раз: территория выставки возросла до 24000 кв.м, а количество посетителей превысило сотню тысяч! Вы представьте себе столько разновозрастных геймеров, готовых ради масштабного события не только выходными пожертвовать, но и в будний день предпочесть общество героев видеоигр урокам в школе, лекциям в институте или рабочей рутине…
Выставка, кстати, снова переехала, но на этот раз совсем недалеко — из третьего павильона комплекса «Крокус-Экспо» в первый. Надо отметить, что расширение территории благотворно сказалось, как минимум, на барабанных перепонках посетителей: на этот раз, в отличие от прошлого, музыка и крики ведущих от различных павильонов не смешивались в одну сплошную концентрированную какофонию. Имелись даже сравнительно тихие области, позволявшие перевести дух и, при необходимости, поговорить по телефону.
Среди посетителей выставки непринужденно гуляли привычные девушки-модели, наряженные (чаще, правда, раздетые) под героинь различных видеоигр, в том числе и не представленных на выставке. Некоторые незатейливо рекламировали продукцию именитых производителей компьютерной техники, а некоторые просто подогревал интерес публики. Присутствовали и любители косплея, из которых особенно выделился человек, гордо носивший доспех космодесантника из сеттинга Warhammer 40K. Любопытной деталью его костюма было активное использование советской символики (интересно, какой Орден он представлял, Ворошиловских Стрелков?), включая свисающие с брони лозунги тех времен (например — «Чистота — залог здоровья»). Наши аплодисменты автору.
К сожалению, большая площадь не смогла сгладить того печального факта, что сама выставка оказалась беднее, нежели в прошлом году. Отсутствие издателя-гиганта Electronic Arts весьма печальным образом сказалось на количестве представленных игр, да и стенды ряда иных крупных компаний заметно съежились (впрочем, к «1С-Софтклаб» и Wargaming.net это никоим образом не относилось). В результате наличествовавшие стенды в двух огромных залах выглядели подобно небольшим островкам, о берега которых то мирно, а то и яростно, бились волны посетителей. Значительная часть незанятой территории вообще была стыдливо задрапирована белой тканью без малейших признаков декорации — похоже, в какой-то момент организаторы осознали несоответствие площадей масштабам выставки. Впрочем, даже небольшое число участников вовсе не облегчало для посетителей ориентирование на местности — в расстановке стендов продуманности не наблюдалось. Зато заметно возросло количество точек быстрого питания, а близ гардероба разместилась детская и семейная зона.
Первый день выставки, 4-го октября, оказался, вопреки ожиданиям, отведен не только для прессы и специалистов соответствующих областей — вход был открыт, в том числе, и для VIP-посетителей. Последних оказалось немало, несмотря на впечатляющую стоимость VIP-билета, так что некоторая толчея и затруднение подхода к презентационным стендам наблюдались уже с самого открытия. С точки зрения организаторов решение получилось, безусловно, оправданным, однако нам оно по известным причинам показалось несколько спорным.
Что ж, недостатков не бывает лишено ни одно мероприятие подобного масштаба, так что хватит о них, давайте поговорим о том развлекательном искусстве, что привело сюда столько людей — собственно, о представленных играх.
Сразу от входа в глаза бросался здоровенный стенд «1С-Софтклаб», оборудованный сценой и экраном впечатляющей диагонали. Проектов на нем презентовалось множество, отметим лишь некоторые из них.
«Гвоздем программы» стало, без сомнения, новое воплощение несгибаемой Лары Крофт, женщины непростой профессии и сложной судьбы. Ее «перезагруженный» образ будет будоражить воображение игровой общественности до самого выхода игры, а пока что мы воочию узрели (и поуправляли) героиней в ее новом амплуа выживальщицы. Если хотите узнать больше, то подробности нашего знакомства с демо-версией и интервью с коммьюнити-менеджером компании Crystal Dynamics вы можете прочитать в отдельном материале, а пока лишь скажем, что игра явно имеет все шансы на успех.
Боевик с элементами ролевой игры под названием Borderlands 2, уже увидевший свет, стремительно наращивал свою популярность среди посетителей Игромира. Мультипликационная графика, довольно интересный сюжет и открытый мир уже выводят эту игру из разряда ординарных, а прямая связь с предыдущей частью, грубоватый юмор и многочисленные отсылки к другим популярным играм и фильмам делают игру еще интереснее. Уже совсем скоро мы представим вам полную рецензию на этот интересный проект, а пока идем дальше.
Игры Total War немало привнесли в уважаемый жанр компьютерных стратегий. Разменявшая второй десяток лет серия пока не собирается на покой, что и было продемонстрировано на стенде «1С-Софтклаб». В следующем году Total War: Rome 2 снова окунут нас в нескончаемые войны Древнего Рима, а пока презентация позволила нам присутствовать при начале III Пунической войны и осаде Карфагена. Сложно сказать, насколько изменится стратегическая составляющая грядущей игры — демонстрировались в основном технические возможности, весьма впечатляющие, надо сказать. В частности, анимация битв, исполненная при помощи технологии Motion capture, заставляет предположить, что в скором времени игровые сражения будут смотреться ничуть не хуже кинематографических баталий.
Ролевик «Ведьмак 2» обзавелся собственным редактором, названным REDkit. Конечно, все возможности такого инструмента никак не получилось бы представить в рамках короткой презентации, но пока что складывается впечатление, что с его помощью можно создать любой (ну или почти любой) мир. Моддеры всего мира должны остаться довольны.
Демонстрация игрового процесса стелс-экшена Dishonored недвусмысленно дала понять, что к этой игре мало кто останется равнодушным. Разработчики показали публике всего одну миссию, но зато целых два раза: первый раз захват безумного ученого с вызывающе русской фамилией производился «без шума и пыли», во второй же — в стиле залихватского боевика. Обещанная авторами свобода действий не кажется пустыми обещаниями, что не может не радовать. Оставляет желать лучшего разве что графика проекта, вторичность которой, впрочем, нам показал далекий предок Dishonored (и, похоже, идейный вдохновитель) — Thief. С последним новую игру роднит еще и стимпанковский сеттинг, так что тем, кто помнит Вора 1998 года выпуска, будет лишний повод окунуться в сладостную ностальгию. Кстати, стенд Dishonored весьма порадовал своим оформлением, в частности, парой очаровательных красноглазых крыс размером со спаниеля.
Немало посетителей собралось у стенда легендарной Nintendo — могучий динозавр игропрома представил консоль Wii U. При первом взгляде на это устройство рождается недоумение и вопрос: может ли быть удобным для игры геймпад размером с планшетный компьютер? Оказывается, может, а активное использование его тачскрина в качестве второго экрана открывает для виртуальных развлечений очень интересные возможности. Например, в шутере ZombieU экран контроллера служит не только наглядным инвентарем, но и портативным сканером, этаким зомби-детектором. Для использования геймпада таким нестандартным образом его нужно поднять на уровень глаз и поводить по сторонам. Кажется, Nintendo всерьез предлагает нам новый уровень погружения. Сама игра про зомби, кстати, весьма интересна и наполнена любопытными решениями. Скажем, умерев и управляя уже новым персонажем, вы встретите на месте своей прежней гибели свое же бывшее тело, обвешанное экипировкой, бродящее по округе и жаждущее свежей человечины, как и положено порядочному зомби. Вроде и мелочь, но атмосферности добавляет изрядно.
Игра на двоих в Rayman Legends для Wii U вообще трудно поддается описанию. Один игрок руководит основным персонажем при помощи привычного контроллера от Wii. Второй посредством шестидюймового экрана нового геймпада управляет окружением — где нужно веревку перерезать, где платформу повернуть, а где и врага пришибить. У каждого как будто своя игра, но прохождение уровня полностью зависит друг от друга. В общем, лучше, как говорится, один раз увидеть.
Судьбу новой консоли определят, как обычно, игры. Время покажет, чего ждать от Wii U, но поводы для оптимизма определенно есть. Тем более что опыта Nintendo в этой области не занимать.
Среди всех этих презентаций новейших и будущих игр несколько неожиданно смотрелся маленький, больше напоминающий ларек, стенд с мини-музеем видеоигровой истории. На самом деле это была рекламная экспозиция выставки Retro Game Show 2012, проходящей в начале ноября, но своим уютным оформлением напоминала она именно музей. За стеклянной витриной стояли такие раритеты, как APF TV Fun в деревянном корпусе 1976 года выпуска, Nintendo Color TV Game и сама великая NES, чей китайский клон под названием Dendy получил у нас широкую популярность в 90-х годах прошлого века. Были приставки и посовременнее, но малоизвестные в нашей стране, например, Atari Jaguar. Посетителям предлагалось лично прикоснуться к истории и поиграть на консоли Vectrex тридцатилетней давности, но тут нам не повезло: заслуженная игровая система устала от внимания поклонников и наотрез отказалась включать свой знаменитый векторный монитор. Что ж, смахнем скупую ностальгическую слезу и продолжим путь по выставке.
Поклонники «спецназовских» игр замерли в ожидании Call of Duty: Black Ops II. Проходившая в рамках Игромира закрытая презентация раскрыла несколько подробностей о будущем боевике, продемонстрировав видеоролик одиночной кампании и позволив журналистам лично оценить многопользовательскую составляющую. Ролик впечатляет своими видами, общей кинематографичностью происходящего и использованием технических новинок, появление которых разработчики ожидают к 2025 году: герои карабкаются по отвесным скалам на веревочной сцепке, «прилипая» к камню при помощи хитроумных перчаток, отскакивают от падающих деревьев и планируют вниз на интегрированном в облачение парашюте. Противники послушно мрут под огнем доблестных диверсантов, а техника беспрекословно подчиняется их манипуляциям. Если сюжет игры будет под стать геймплею и графике, CoD: BO2 имеет все шансы на народное признание. Мультиплеер порадовал архитектурой карт, активным использованием разведывательных беспилотников, серьезным подходом к особенностям классов и динамичным процессом. Огорчил же он, как и в подавляющем большинстве подобных игр, слишком уж упрощенным подходом к оружию. Практически отсутствует отдача даже у ручного пулемета, полностью отсутствует рикошет, снайперам не нужно учитывать поправки на ветер и настильность траектории, а сами бойцы отличаются потрясающим равнодушием к попаданию пули в свой любимый организм. Игра, конечно, есть игра, но застой в этой области ощущается.
Стенд компании Wargaming.net пропустить было невозможно — огромный и шумный, он находился прямо в центре одного из выставочных залов. Несмотря на широкие плакаты ожидаемого World of Warships, игра представлена не была — поиграть предлагалось все в те же старые, добрые танки и обновленный World of Warplanes. Последний приукрасился графикой, приоделся системой апгрейдов и вообще демонстрирует явный прогресс по сравнению с прошлым годом. Кстати, у компании был и второй стенд, выполняющий этакую «музейную» функцию: на нем был установлен макет легкого танка Т-18, доставленного прямиком из Военно-исторического музея бронетанкового вооружения в Кубинке. Вокруг него стояли модели поменьше, зато способные самостоятельно передвигаться и управляться с радиопульта.
World of Warplanes заимел серьезного конкурента в лице проекта от Gaijin Entertainment под названием War Thunder. Презентация проходила совместно с космической MMO Star Conflict в скромной комнатке конференц-зала, этак по-домашнему. Сама игра нам понравилась, прежде всего, своим уклоном в сторону симулятора. Гибкая настройка сложности управления, реальная география боевых действий и система повреждений также идут в плюс проекту. А возможность кооперативной игры и планируемая (по словам разработчиков) одиночная кампания, пожалуй, привлекут под знамена War Thunder немало опытных пилотов.
Любители экстремального сафари разведывали тропы к стенду Far Cry 3. Оформлен он был весьма стильно, особенно поднимал настроение улыбчивый пластиковый скелет, менявший позу изо дня в день. Видимо, старые кости затекали в одном положении. Именно здесь нам удалось пообщаться с Анной Жибо, поделившейся сокровенными подробностями готовящейся к выходу игры, а также лично взглянуть на демонстрационную версию. После ознакомления с оной сложилось впечатление, что дело происходит не на тропическом острове, а на парковке зоопарка, разоренного вандалами: автомобили раскиданы под каждым деревом, тигры гуляют без поводка и намордника, а степень дружественности аборигенов остается неясной, пока не приблизишься к ним на дистанцию выстрела. В принципе, все как надо, претензий нет, подождем финальной версии.
Век ремейков коснулся и легендарного X-COM: Enemy Unknown. По небольшой демке трудно судить об игре в целом, но провальной она пока что не выглядит. Бойцы с внеземной инвазией освоили третье измерение, научились пользоваться укрытиями и распрощались с очками действия. Поклонникам оригинальной части рано недовольно роптать — игра осталась пошаговой, это же, все-таки, X-COM. Глобальная стратегическая составляющая вроде бы стала попроще, но мы еще не так хорошо с ней познакомились, чтобы судить. Следите за обновлениями!
Помнится, в прошлом году мы брали интервью у разработчиков шутера Aliens: Colonial Marines. Теперь, наконец-то, определена дата выхода (февраль 2013 года), а посетителям выставки даже было предложено сыграть в небольшую многопользовательскую демо-версию. Дух знаменитых «Чужих», на наш взгляд, игра передает. Морские пехотинцы, волею судеб занесенные на далекий планетоид, неплохо вооружены, но практически беззащитны перед всепоглощающей яростью, двойной челюстью и мощным хвостом ксеноморфов, коих теперь насчитывается не один вид. Пули, впрочем, рвут кошмариков исправно. Очень жаль, что не было возможности хоть одним глазком взглянуть на сюжетную кампанию, все-таки соль игры будет именно в ней.
Весьма антуражно была обставлена презентация нового онлайнового боевика Shadow Company: The Mercenary War. На стенде стоял вполне настоящий с виду автомобиль Виллис времен Великой Отечественной Войны, вокруг которого плясали девушки в небольших клочках военной формы. Игроков загоняли за железную сетку, усаживали перед компьютерами на деревянные ящики и предлагали виртуальными кровью и потом заработать столь же виртуальные деньги, дабы прочувствовать, сколь тяжек хлеб наемника. Игровые деньги, кстати, можно было пропить здесь же, в баре. Сама игра вышла залихватской, но абсолютно безыдейной — единственная ценность, которую игрокам предлагают воспринять, это деньги. Что ж, оставляем это на совести разработчиков.
Продолжим забег по онлайновым шутерам и обратим внимание на DUST 514, чье действие происходит в мире EVE Online. Самое любопытное, что «Ева», как известно, игра компьютерная, а вот DUST пока что грозит стать PS3-эксклюзивом. Впрочем, по заверениям разработчиков, это не должно помешать тесному взаимодействию игроков обоих проектов: поддержку с орбиты у соратников по клану просить будет можно. Пока неясно, как это повлияет на баланс шутера, но, похоже, EVE замахнулась на пугающую глобальность. Своих поклонников DUST 514 наверняка обретет, хотя бы благодаря гибкому редактору персонажа и стычкам впечатляющей массовости.
Некоторые японские игры не доходят до нас вообще, а некоторые приходят с солидным опозданием. Страна восходящего солнца еще с ноября прошлого года наслаждается ролевым проектом Ni No Kuni: Wrath of the White Witch, а в грядущем январе эта интересная и красочная игра, получившая, кстати, звание RPG года на E3 2012, придет и на наши консоли. Надо отметить, что за графику и анимацию в этой игре отвечает студия Ghibli, широко известная среди поклонников аниме.
По мнению компании Ubisoft, орден ассасинов дотянул, как минимум, до Американской революции. Именно в этот период (и угадайте, на каком континенте?) будут развиваться события Assassin’s Creed 3 для «больших» игровых платформ и Assassin’s Creed: Liberation для PSVita. С подробностями о втором проекте вы вскоре сможете ознакомиться в интервью на нашем сайте, а вот на первом остановимся поподробнее. Представленная демо-версия показывала игру, прямо скажем, с неожиданной стороны. Никакого города, никаких схваток и никаких «ассасиньих» трюков мы не увидели. Вместо этого нам предложили почувствовать себя в роли капитана парусного судна и принять участие в неравной морской баталии. Два вражеских корабля требуется банально потопить, один — абордировать. Управление кораблем выполнено весьма удобно и продуманно, к сожалению, в ущерб реалистичности. Постановка и снятие парусов происходит мгновенно и без участия команды, поворот хоть вокруг своей оси выполняется одним лишь штурвалом, а движение галсами отсутствует как явление — корабль и так неплохо идет против ветра. Пушки перезаряжаются почти мгновенно и лишь немногим дольше меняют тип снаряда. Но играть увлекательно и весело, спору нет. Правда, приходящие на ум ассоциации связаны скорее не с древним орденом наемных и идейных убийц, а с серией «Корсары».
О своем присутствии громко заявляла компания Panzar Studio, в одном лице разработчик и издатель онлайнового боевика в фентезийном сеттинге Panzar. Посетителям чуть ли не насильно вручались диски с игрой (содержались они, кстати, и в пайке VIP-набора), в какой-то момент их даже просто кидали в толпу. Преданные поклонники Panzar сражались в командном турнире за право обладания частью внушительного призового фонда — аж миллион рублей. Да, в популярность приходится вкладываться.
Семейная зона, вопреки ожиданиям, вовсе не была скучным местом — ее оживлял оригинальный проект WonderBook для PS3. Контроллер Move в вашей руке превращался на экране в волшебную палочку, а абстрактные символы из лежащей перед вами книги складывались в учебное пособие по прикладной магии. В создании игры принимала участие писательница Дж. Роулинг, «родительница» известного очкарика со шрамом на лбу, так что с магией в игре наверняка будет все в порядке. В силу нетривиальности проекта ждем его с особым нетерпением.
Мультиплеер Halo 4, признаться, не оставил ярких впечатлений. Качественный коридорный шутер, захватывающий своим процессом, но ни в малейшей степени не претендующий на оригинальность. Зато традиционные составляющие отшлифованы до идеального блеска: графика по сравнению с предыдущей частью улучшилась, геймплей стал динамичнее, карты стали продуманнее. Фанатам Мастера Чифа есть чему порадоваться.
«Железные» компании также не обошли выставку вниманием. Правильно, качественные игры требуют хорошего оборудования. Intel предлагала всем желающим посоревноваться в сборке компьютера, Thermaltake соблазняли геймеров своими игровыми устройствами, а AverMedia окончательно обозначила перевод производственных рельсов с тюнеров на платы видеозахвата.
Желающие оставить материальную память о выставке направлялись в сувенирную лавку, уютно расположившуюся в задней части одного из залов. Фигурки известных игровых персонажей, супергероев и супернегодяев стоили совершенно бессовестных денег, но своих покупателей находили. Нас, например, очень впечатлила железная голова Терминатора почти в близкую к натуральной величину. Самое то в темноте воров пугать.
Итак, выставка хоть и оказалась несколько беднее своей предшественницы, все же предложила немало интересного. Не все попало в обзор, а кое-что так и не удалось обнаружить (например, RPG «Новый Союз», которая, похоже, присутствовала на Игромире только в виде рекламных открыток). Главное, что атмосфера игрового веселья никуда не делась, а публика явно демонстрирует свой интерес к событию. А это значит, что в последующие годы мы увидим еще немало стендов с новыми и, надеемся, качественными играми. Остается лишь пожелать удачи устроителям выставки и надеяться, что ее организационная часть будет улучшаться от года к году.
P.S. А вы уже видели фотографии девушек и косплееров Игромира-2012?