RPG-сюрприз сезона: обзор игры Risen 2: Dark Waters
Название игры: Risen 2: Dark Waters / Risen 2: Темные воды
Жанр: Ролевая игра
Разработчик: Piranha Bytes
Издатель/в России: Deep Silver/«Акелла»
Похожие игры: Risen, Gothic 3, Kingdoms of Amalur
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 27 апреля 2012 года (PC), 3 августа (PS3, X360)
Официальный сайт: http://www.risen2.com
Risen 2 стала главным сюрпризом весны — мы ждали хорошую RPG от проверенных немецких мастеров, а получили ни много ни мало аналог Mass Effect в мире корсаров и услужливой Инквизиции. Проще говоря, игрушка вышла отменная, с должным размахом и режиссурой, а потому заслуживает места в одной команде с такими блокбастерами, как TES V: Skyrim и Mass Effect.
Когда-то авторы культовой серии «Готика» утратили права на эту торговую марку и вынуждены были начать всё с нуля. После выхода Gothic 3, вершины развития серии, они перенесли свои знания и навыки в ролевую игру Risen. Если честно, она мало чем отличалась от «Готики», но предложила неплохую байку о том, как безымянный герой попал на остров Фаранга и, прокачав навыки меча и магии на местной фауне, одной левой уложил инквизитора Мендозу и разбуженного им огненного великана.
Исследовать один-единственный остров с вулканом и гробницами было не так уж интересно. Только ко второй части у разработчиков сложилась правдоподобная вселенная с пробудившимися Титанами и их хозяйкой Марой. От первой части осталось не так уж много, и это явно пошло игре на пользу.
В мире Risen 2 соседствуют оружие и магия, средневековые дуэли на шпагах и прогрессивные технологии типа мортир и мушкетов. Безымянный герой вновь вернулся на экраны мониторов — он по-прежнему любит грубовато пошутить в неподходящий момент, из-за чего и лишился глаза, став похожим на своего покойного врага Мендозу. Играть доведется не только за одноглазого — во второй части впервые в ролевых играх дебютировал вудуизм, древняя языческая магия, позволяющая подчинить тело и разум любого человека.
Перенести персонажа из первой части во вторую нельзя, равно как нельзя настроить внешность или параметры нашего протеже. Стартовый герой для всех един. Дело в том, что к финалу Risen-1 Безымянный превратился в полубога и стал нечеловечески силен, поэтому авторы избавили его ото всех привычек из прошлой жизни. Но не с помощью банальной амнезии: герой позабыл о подвигах благодаря алкоголизму! Кстати, имя ему тоже не дали специально — это ведь дань традициям серии Gothic.
Первые же кадры сиквела показывают нам очередной запой героя, комната которого наполнена бутылками из-под горячительных напитков. С тех пор, как Безымянный победил огненного Титана, утекло много рома: наш пьянчуга примкнул к Инквизиции, центральной организации мира Risen 2, и дослужился до звания лейтенанта. В таком амплуа он и начинает свою миссию по избавлению мира от Титанов и их хозяйки.
Будет справедливо заявить, что игра оказалась лучше оригинальной трилогии Gothic и первой части Risen. Во многом этому способствуют качественная проработка мира, возможность перемещаться между несколькими островами и небанальная линия сюжета. Авторы наконец-то поняли, чего хочется игрокам и как их развлечь, не ограничиваясь прежними забавами (в частности, столь популярной охотой на кабанчиков). Потому-то нам и дана свобода исследовать острова, побережья и пещеры, отвлекаясь на изучение мира и истребление его обитателей.
Игра компактнее, чем безразмерные Oblivion и Skyrim, поэтому слишком надолго убежать от главного сюжета все-таки не удастся. Проработан он, меж тем, на славу — Безымянный в качестве шпиона отправляется к пиратам, заводит приятные и не очень знакомства, а впоследствии осваивает мастерство вуду и становится многопрофильным специалистом. По сравнению с единственным островом Фаранга и единственным злодеем Мендозой из Risen сюжетный прогресс очевиден.
Как во многих популярных RPG, побочные задания и квесты получились немногим хуже генеральной линии, а их выполнение способно увеличить длительность игры минимум втрое. Долго пренебрегать сайд-квестами не удастся в любом случае — сюжетные задачи зачастую связаны с денежными тратами, а пиастров в Risen 2 никогда не бывает много: товары в магазинах продаются с наценкой, а навыки и умения покупаются у учителей, которые берут от 500 до 1500 монет! И деньги, и репетиторы в изобилии разбросаны по миру игры, но поиски потребуют усердия. Элитные навыки на тарелочке никто не поднесет.
Сумбурное начало игры служит обучением для только-только освоившихся игроков, однако сюжет быстро развивается, стоит игроку выбраться из стартовой локации Калдера. Наступает долгожданная свобода и сколачивание пиратского капитала! Возможно, некоторые люди пропустили предыдущую часть, вышедшую в 2009 году. Успокоим их: сюжет сиквела слабо связан с первой частью — на игрока не обрушивается десятков имен, событий и легенд, как это было, например, в продолжении The Witcher и сиквелах других RPG.
Фактически для второй части мир перерисовали с чистого листа, сместив акценты с фэнтези на выигрышную пиратскую тематику. И правильно, ведь фэнтези утомляло многих игроков оригинальной Risen. В новом мире нас ждет грог и настоящее море, звуки которого как будто записывались с настоящего шума волн. Поэтому новые игроки не испытают дискомфорта, а для знакомых с первой частью найдется несколько упоминаний о прошлых подвигах Безымянного. Не всё его прошлое было пропито вместе с памятью.
Risen 2 не является чистокровной RPG-игрой. Скорее, это Action-RPG, то есть ролевая игра с регулярными боями и прицелом на глубокую боевую систему. Нельзя просто так «закликать» врагов до смерти — необходимо обучаться у мастеров дополнительным трюкам типа парирования, контратаки и пинка ногой, а затем привыкать сражаться с несколькими врагами сразу. Иногда они нападают не по очереди, словно джентельмены, а всей толпой, и без заранее купленных навыков выжить в таком бою проблематично.
Особым достоинством новинки является интуитивная понятность, т.е. в R2 всегда очевидно, чего игра от нас ждет и что требуется сделать для продвижения по сюжету. Зачастую персонажи открытым текстом уточняют, как именно решать квесты и где необходимо искать людей или ингредиенты для удачного завершения заданий. Одним из сюрпризов сюжета является практика вудуизма — вселившись в тело квестового героя, игра запрещает использовать сохранения и требует решить все проблемы за один присест. Но в остальном Risen 2 вполне подходит для начинающих игроков, которые не потеряются в большом мире и на сложности «легко» переживут все невзгоды.
Для решения задач предусмотрено пять групп навыков: «Холодное оружие», «Огнестрельное оружие», «Выносливость», «Ловкость» и «Вуду». Первые две группы соответствуют успехам героя в бою: умению применять сабли и шпаги, совершать каверзные атаки, ремонтировать оружие. Огнестрел даже разрешено собирать самостоятельно из подручного хлама при наличии нужного навыка, совсем как в Arcanum. Арсенал стрелкового оружия в Risen 2 широк и подразделяется на вспомогательное оружие (пистолеты) и основное (мушкеты, дробовики).
Пистолеты используются скорее как подспорье в бою и записаны на правах «грязного трюка», то есть приема, которым можно разнообразить базовые атаки холодным оружием. На перезарядку пистолету требуется время, а патроны в дефиците, поэтому расстреливать всех по примеру Макса Пейна не удастся. Тяжелое оружие экипируется вместо сабель и позволяет целиться во врага, как если бы мы играли в шутер от третьего лица. Обидно, что амуницию нельзя изготавливать самостоятельно, на коленке.
Оставшиеся группы навыков еще изобретательнее. «Выносливость» позволяет варить алкоголь, служащий пирату лечебным снадобьем, а также развивает сопротивление разным типам урона и позволяет научиться регенерации здоровья. К слову, оно оригинально названо «Кровью», в то время как опыт переименован в «Славу». Навыки «Ловкости» — самые интересные. По сути, они выполняют функцию убеждения и воровства. С этими навыками герой способен приобрести себе ручную обезьянку, которая будет воровать для него предметы, залезая в форточки домов и утаскивая все неаккуратно оставленные вещи. Прочие «ловкачества» научат героя обчищать карманы собеседников самостоятельно, не говоря уже о росте эффективности грязных трюков, типа швыряния песка в глаза дуэлянту, натравливании на врага злобного попугая и способности убеждать других в своей правоте с помощью «серебряного языка».
Именно по этой причине первым же наставником Безымянного станет вор Ларго, который подкинет нам пару квестов и плавно введет в профессию клептомана. Для воришек в Risen 2 предусмотрены все условия — ну просто раздолье какое-то: в домах богачей всегда найдутся запертые сундуки и двери чуланов, а также дорогие предметы утвари, которые просто-таки умоляют, чтобы их стащили. Но, в отличие от Arcania: Gothic 4, местные жители хватаются за оружие, если на их глазах стащить хотя бы грошовую бутылку вина. Посему необходимо дожидаться темноты: обычно смена времени суток происходит естественным путем, на наших глазах, но расставленные повсюду кровати позволяют проспать до рассвета, обеда, ужина или ночной вылазки по чужим квартирам.
Финальная группа навыков под общим названием «Вуду» в обязательном порядке презентуется на третьем в игре острове, Побережье Меча. К этому времени герой на наших глазах превратится в головореза, примет пиратскую присягу и познакомится с туземцами. Здесь вообще немало дикарей и кто-то из них сотрудничает с пиратами, другие посвятили себя служению на острове Мертвых, а одно из цивилизованных племен любезно согласится на сотрудничество. Дочка шамана второпях научит героя вудуизму: изготовлению кукол, амулетов и посохов, наделенных черной магией. Некоторые из них вполне применимы в бою, однако предметы культа вуду придется собирать на алтарях из дорогостоящих ингредиентов: глазниц, зубов и прочей неприятной снеди.
В отличие от других RPG, где навыки героя распределяются после получения нового уровня опытности, в Risen 2 обучение героя происходит более естественно — зарабатываемая «слава» позволяет в любой момент улучшить любую из пяти категорий навыков. Уровней как таковых нету, а навыки покупаются за золото у соответствующих специалистов. Скажем, убеждению и запугиванию может научить трактирная проститутка, а по вопросам стрельбы из мушкетов нас внезапно захочет просветить один из высокопоставленных членов Верховного Консульства, своего рода «сената» Инквизиции.
Тем самым любопытному, способному найти себе занятие игроку будет не до скуки. В отличие от линейных RPG «новой» школы типа Dragon Age и Fable, европейские ролевые игры традиционно дают больше свободы — вот тебе, дорогой игрок, целый мир, развлекайся, пожалуйста. И действительно, куда бы мы ни приплыли со своим пиратским экипажем, везде для Безымянного найдутся приятные хлопоты. Брать с собой на берег разрешается лишь одного члена команды, поэтому придется решать, кто пригодится нам больше: знахарка Чани или юркий воришка Джаффар, единственный гном в команде. У разных компаньонов свои преимущества: Хоукинс увеличивает силу атак, а Чани способна лечить заклинаниями во время боя. Пиратку Пэтти кто-то вспомнит по первой части. Благодаря ей Безымянный сведет знакомство с лидерами пиратского братства.
Первоначальная миссия героя заключается в поиске гарпуна для убийства Титанов: задание Инквизиции придется выполнять под прикрытием, втираясь в доверие к самым отпетым уголовникам. Но постепенно наш воин знакомится с капитаном Стальной Бородой и узнает о том, что артефактов для победы над женщиной-кикиморой Марой несколько, и каждый из них запрятан каким-либо хитроумным способом. Ради одного из амулетов герою даже придется на время умереть и побывать в загробном мире, поболтав там с духом усопшего хозяина клада.
По сути, в Risen 2 остались традиционные развлечения Gothic, насчитывающие уже десяток лет: исследование пещер, поиск тайников, охота на крупную дичь, обтесывание ценных минералов. К зверюшкам и паукам-исполинам прибавились злобные туземцы, которые в бою обожают кувыркаться и кидаться копьями. Добавились новые формы досуга, среди которых мини-игра, связанная со взломом замков на сундуках, и игра в математические загадки с библиотекарем. В диалогах, которые в первой части Risen были скупым перебиранием доступных тем, наконец-то появились интерактивные действия, примерно как в Mass Effect: при наличии навыков можно пошарить в карманах собеседника, запугать его грозной отповедью или выстрелить из пистолета в лицо. Последняя опция доступна только при наличии навыка «Довольно слов!», позволяющего завершить диалог с неугодным оппонентом пороховой атакой.
Напарники тоже не прочь принять участие в ветвистых диалогах. При хорошем отношении к Безымянному они готовы выбалтывать собственные секреты и подробности личной жизни. В диалогах с посторонними требуется аккуратность: чего доброго скажешь трактирщику грубость, и тогда на квест уже не приходится рассчитывать. От количества полезных умений разбегаются глаза: решительно непонятно, как всё это прокачать за одно прохождение. Дадим один дельный совет: в первой половине игры сосредоточьтесь на воровских навыках и тогда у вас всегда будут деньги на важные покупки. А в боях хорошим помощником станет Пэтти, хотя на остров Мертвецов она откажется сойти.
Отныне большую роль играет одеяние героя. В зависимости от штанов, шляпы и рубашки нам даются дополнительные бонусы к характеристикам или защита от разного типа атак. Более того, если с разговорными навыками грустно, то надо идти к стильному портному или привыкать решать проблемы силой — игра часто дает право выбора между шпагой и силой слова. И уж если дошло до боя, незачем пренебрегать панелью быстрого доступа к предметам: в один из слотов, например, можно поместить живительный ром, который герой согласен хлебать даже в горячке боя.
Есть у Risen 2 и недостатки, которых не так много. Главный заключается в заметном количестве программных «глюков», от которых то курсор не исчезает с экрана, раздражая глаз, то герои по воздуху ходят, то игра вылетает в Windows или по каким-то причинам барахлит функция сохранения. Некоторые ошибки нельзя игнорировать, но, похоже, они стали визитной карточкой творчества Piranha Bytes. Другая неприятная черта заключается в устаревшей анимации героев. Она выделяется на фоне великолепных джунглей, удивительных погодных эффектов и шикарных по красоте рассветов. Анимацию и баги для полного совершенства не мешало бы вылечить.
Досадные ошибки компенсируются подлинным духом приключений. В мире Risen 2 интересно и весело жить, каждый остров — отдельная глава авантюрного романа, вещь в себе со своей архитектурой, порядками и обитателями. Немаловажно, что любого встречного в этой истории разрешается побить, втоптать в грязь, обокрасть и другими бесчестными способами заработать на нем золота и «славы». В исключительных случаях, сидя в чужом теле, можно похлопотать о собственных выгодах от лица недавнего обидчика.
Конечно, мы лелеем надежду, что разработчики будут регулярно поддерживать игру, как это было с Gothic 3, а консольные версии окажутся изначально избавлены от глюков — именно с этой целью европейские копии Dark Waters для Xbox 360 и PlayStation 3 выйдут позже PC-версии, а именно 3-го августа. Также они будут содержать дополнительный сценарий под названием «Храм Воздуха», добавляющий в игру несколько часов геймплея. Нам дадут расследовать таинственную историю с поисками потерянного храма, хранящего знания о магии воздуха. Дождаться этого «расширенного издания» будет не самой плохой идеей.
Вывод после погружения в пиратскую историю однозначен — Risen 2 стала работой над ошибками прошлого и уникальным случаем превращения непримечательной игры, которой была Risen 1, в первоклассный аттракцион с огромным живым миром. Сверх того, она заслуженно получает «Выбор редакции» и право носить звание лучшей пиратской игры 2012 года. В обозримом будущем сюрпризов на эту тему не предвидится. И да, в конце-то концов, кто из нас не мечтал о ручном попугае, натасканном на команду «в бой!» — лишь те, кто ни черта не знает о славных деньках флибустьеров.
Выбор редакции