Обзор игры Stronghold 3. Дырявая крепость
Название игры: Stronghold 3
Жанр: Real-Time Strategy
Разработчик: Firefly Studios
Издатель/в России: SouthPeak Games, 7sixty/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: The Settlers 7: Paths to a Kingdom, 8th Wonder of the World, Stronghold 2, Cultures 2
Платформы: PC
Дата выхода: 25 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://www.stronghold3.com/
Экономическая стратегия Stronghold появилась в 2001 году, а три месяца назад справила крупный юбилей — 10 лет в седле. Успех игре обеспечила смелая по тем временам комбинация из градостроительного симулятора и классической стратегии в реальном времени с рыцарями, замками и налогами.
Третий крестовый поход и арабская тема, раскрытая в Stronghold Crusader, обеспечили дополнению к Stronghold любовь на долгие годы. Впрочем, больше всего игрокам понравились катапульты, стреляющие трупами подгнивших коров, и возможность обливать врагов кипящим маслом прямо с крепостных стен.
Вторая часть не повторила успеха оригинала, поэтому триквел было решено сделать «продолжателем традиций», начатых еще 10 лет назад. Без сомнений, Stronghold 3 — попытка вернуться к истокам. Но вот играбельной ли получилась дорога в прошлое?
Из главного меню игры на нас грозно взирает Волк — самый опасный из четверки оппонентов оригинальной Stronghold. Сюжет S3 продолжает историю, начавшуюся в S1 и не получившую затем никакого развития: главный герой, юноша голубых кровей, известный как The Boy, отомстил в первой части четырем лордам за смерть своего папаши. Этими лордами были Свин, Змея, Крыса и Волк.
Убитый в финале игры Волк (в миру герцог де Вольпе) был таинственным образом воскрешен и теперь жаждет мести. На сей раз Волчара будет действовать с иезуитской хитростью, сохраняя план отмщения в тайне.
Ну а расстановка сил прежняя: мы в дремучем Средневековье против четырех генералов. За прошедшее по сюжету десятилетие юноша успел поднабраться ума-разума, а у зомби-Волка появилось трое новых подручных. Двое из них являются сыновьями Свина и Крысы, а третий, полностью новый персонаж, откликается на прозвище Шакал. В начале повествования о нем известно лишь то, что на помощь Волку он прискакал с Востока, а вместо шлема носит голову шакала.
Под покровом ночи Вольпе разоряет деревни, а затем добирается и до главного замка протагониста. Именно с этой драматической ноты стартует первая кампания S3. Авторы предусмотрели две сюжетных кампании: одну экономическую, вторую военную. Эти кампании снабжены анимированными черно-белыми картинками, в которых закадровый голос преподносит сюжетные откровения.
Также нашлось место для курса юного военачальника (интерактивной обучалки), для редактора карт, исторических битв и режима свободной игры. А вот народно любимый режим Kingmaker из предыдущих частей, который позволял играть с компьютером или напарником на произвольных картах, отсутствует.
Прямо скажем, хотя в игре и похвально много режимов, но схема игрового процесса слабо меняется вне зависимости от выбора. Сейчас поясним, как такое вообще может быть.
Игровой процесс описывается двумя словами: «унылая возня». Практически в каждой миссии от нас требуется обеспечить жителей города провизией, армию ресурсами, да так, чтобы все при этом были довольны. Для достижения этих целей требуется постоянно добывать ресурсы и возвести несколько построек, начав со складов для сырья и готовой продукции. Затем требуется возвести таверну, церковь, казармы, свинофермы и сыроварни, то есть здания, обеспечивающие нужды населения или дрессирующие нам войска.
Командовать войсками проблематично — неуклюжие солдатики частенько не откликаются на выполнение команд или вместо атаки начинают, например, рыть траншеи. Отклик войск на команды вообще весьма чувствителен: стоит только на миллиметр промахнуться мимо мельтешащих врагов, как войска обреченно двинутся умирать в толчею вражеских сил.
Выстраивать с нуля средневековый город не так-то просто, но стоит единожды найти правильный путь, как все миссии с экономическим упором станут однотипными. Уровень отношения к нам граждан зависит от размера налогов и обеспеченности едой, остальное малосущественно. Такая вот схема развития города.
Однако у всех наших подопечных, как мирных, так и военных, есть одна неприятная особенность: юниты с завидной регулярностью застревают в зданиях, и лекарства, которое избавляет их от этой физиологической особенности, пока нету. В случае, когда на одном участке застревает несколько человек, спасает только перезагрузка сохраненной игры или перезапуск миссии. Это касается не только складов — любая постройка в игре потенциально способна парализовать любого солдафона, оставив его стоять, позабыв о делах и родине.
Для успешного царствования необходимо не только развивать инфраструктуру поселения, но и возводить защитные укрепления, параллельно тренируя солдат. Главный из наших бойцов — сам лорд, который, подобно хозяину подземелья в Dungeon Keeper, олицетворяет игрока и является самым могучим юнитом в игре. Стены и башни возводятся так же, как в других играх, например, «доисторической» Age of Empires.
Военные действия в целом сводятся к штурму крепостей или защите собственных шедевров зодчества. К сожалению, боевая часть в Stronghold 3 сделана чрезвычайно халтурно: во-первых, нет ощущения взаимной борьбы войск, как в Total War. Ощущение, будто персонажи бестелесны и проходят друг через дружку. Во-вторых, войска подчас не слушаются команд, лучники бросаются в рукопашную драку, а дикие медведи или волки сделаны настолько свирепыми, что способны перегрызть треть роты ополченцев.
Искусственный интеллект юнитов явно не лишен синдрома Дауна: распознавания пути нет, войска всегда идут напрямик, через костры и ловушки, аккурат в середину сечи. Об историческом реализме тоже не стоит помышлять: отряд мечников запросто разрушает каменную стену за 20-30 секунд яростной рубки, животные способны забираться по крепостным лестницам, вражеские крестьяне легко уничтожают осадные орудия. А у нас, ко всему прочему, связаны руки — гражданскими лицами особо не покомандуешь, ведь функция прямого контроля фермерами отсутствует.
К величайшему сожалению, весь этот псевдоисторический балаган справедлив для любого из аспектов игры. Неплохим получился лишь сюжет, да и тот, пожалуй, во многом обязан любви фанатов к первой части линейки, сюжет которой преподносится в видоизмененной форме.
Интересной также оказалась возможность переиграть сценарии реальных битв в одноименном режиме. Он позволяет примерить роль либо защитника крепости, либо инсургента, штурмующего ее стены. Как утверждают разработчики, у нас появился шанс изменить историю, переписав исход битвы. Средневековые замки якобы были воссозданы по чертежам, которыми располагает современная наука.
Но в теории «играть» интереснее, чем на практике, и виной тому безнадежно устаревшая визуальная оболочка игры.
Графику можно совершенно честно, без обиняков назвать плохой — уровня ниже среднего. На игру больно смотреть. Для триквела был использован графический движок Trinigy Vision от Stronghold 2, игры провальной и скучной, а в качестве физического движка авторы прикрутили к игре известный Havok. Именно он позволяет хоть как-то скрасить унылые виды города красиво разваливающимися домиками и осыпающимися стенами.
Графически игра напоминает о таких раритетах как первый Medieval: TW или Takeda 3. Тому виной однообразная растительность, неубедительные пейзажи, скучная серо-зеленая палитра и минимум ландшафтных изысков. Даже отечественный «Тевтонский орден» с устаревшей графикой готов дать фору S3! Все действительно настолько плохо, причем бедно оптимизированная игра тормозит на конфигурациях, спокойно удерживающих Crysis 2 и Heroes VI.
Stronghold 3 оставляет горькое послевкусие наспех сделанной халтуры. У разработчиков было предостаточно времени на исправление ошибок второй части (напомним, ее рейтинги по версиям крупнейших сайтов Metacritic и Gamerankings составляют 63 и 66/100). Поэтому, поигрывая в прошлом году в онлайновую Stronghold Kingdoms, мы верили, что уж третья-то часть возьмёт реванш за провал сиквела.
Но деградация продолжилась, так что в этом смысле традиции серии сохраняются — нынешний средний балл в 47/100 более чем справедлив. Увы-увы, но игру в ее текущем виде не вылечить никакими заплатками. Возможно, Stronghold 3 спасет качественное дополнение, каким стал в свое время Crusader для S1, но для такого результата придется кардинально модернизировать внутриигровую механику и позаимствовать пару идей у коллег из Blizzard.
Наш вердикт: игра понравится только преданнейшим фанатам серии, терпеливейшим стратегам и всем тем, кто искренне считает Stronghold 2 хорошей игрой. Остальным, т.е. 99,9% игроков, лучше познакомиться со StarCraft 2, Cultures или любой из частей The Settlers, а косолапую Stronghold 3 обойти стороной.