Грибной зомби-апокалипсис. Обзор экшена The Last of Us
Название игры / в России: The Last of Us / «Одни из нас»
Жанры: Action, Adventure, Survival Horror
Разработчик: Naughty Dog
Издатель: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: Uncharted 2 & 3, Metal Gear Solid 4, Deus Ex: Human Revolution, Max Payne 3
Платформа: PlayStation 3
Дата выхода: 14 июня 2013 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: http://www.thelastofus.com
Разработчики компании Naughty Dog хорошо известны своими приключенческими трилогиями Uncharted и Jak. Теперь в копилку их титульных проектов, по которым калифорнийскую студию знает весь мир, добавился драматический экшн/триллер The Last of Us. В России полноценная локализация игры от «1С-СофтКлаб» вышла под именем «Одни из нас» с профессиональным переводом и озвучкой, которая вполне подобает проекту такого уровня.
На наш взгляд. «Одни из нас» стала лучшей игрой студии за все годы ее существования. Разработчики превзошли предыдущие достижения, когда догадались разбавить то, что они делают лучше всего — захватывающие приключения — настоящей, брутальной драмой о становлении человеческих отношений через испытания. История происходит вопреки злому миру, в котором герои вынуждены жить.
Действительно, мир у Naughty Dog получился страшноватым и достоверным. События игры разворачивается в наше время. Эпидемия кордицепса, опасного гриба семейства спорыньевых, превращает людей в злобных зомби, постепенно покрывающихся гнойными грибными спорами. Кордицепс захватывает головной мозг носителя и, паразитируя на клетках мозга, превращает зараженных в слепых каннибалов. Предпосылки эпидемии нам неизвестны, но с последствиями придется бороться много часов — сюжетная кампания (по современным меркам) очень длинная.
Разработчики показывают то, как маленький город, где живет Джоэл, захватывает волной насилия. Она порождена кордицепсом. Джоэл вместе с родными пытается спастись от эпидемии и вырваться из города, который сходит с ума у них на глазах. Игроки становятся очевидцами и непосредственными участниками страшных картин. Один из близких людей Джоэла трагически погибает, а события переносятся на 20 лет вперед — в разрушенную страну, которая некогда была Соединенными Штатами Америки. В этом новом мире герой вынужден работать контрабандистом, нелегально провозящим товар в карантинную зону Бостона, одного из немногих регионов, находящихся под контролем армии. Правительство упразднено, и военные взяли власть в свои руки. Игроков вводят в курс дела постепенно, знакомят с правилами посткризисного выживания. Главное: нам дают понять, что мир после биологической катастрофы никогда не будет прежним.
За пределами Бостона обосновались местные зомби: бегуны, сталкеры, щелкуны и топляки, четыре стадии заболевания грибным вирусом. В городе введен строгий комендантский час, военные систематически проверяют жителей на предмет заражения вирусом, а тех, кто оказался заражен, расстреливают на месте. Никакой вакцины против вируса не существует. Вскоре стареющему авантюристу Джоэлу поневоле навязывают в спутницы непослушную девушку — четырнадцатилетнюю подростка-сорвиголову Элли, которая умна не по годам. Вместе им придется съесть, по меньшей мере, пуд соли на двоих, так как предстоящие странствия готовят массу чудовищных испытаний.
Сюжет встряхивает игрока не хуже, чем бешено мигающий стробоскоп на рейв-вечеринке: мы по очереди играем то за Джоэла, то за Элли, которые проходят долгий путь от неприязни и недоверия до родственных отношений, похожих на общение равноправных друзей. Их дружбу закаляют непредсказуемые испытания, за которые разработчикам надо ставить памятник еще при жизни — сюжет действительно изобилует неожиданными поворотами с фантазией, от которых с губ раз за разом слетает молодежное слово «жесть!».
Игра сама заставляет плакать над судьбами героев, каждый раз пытаясь уберечь их от напастей некогда великой страны, уничтоженной коварным вирусом. Тем самым Naughty Dog смогли создать эмоциональную связь игрока с доверенными ему героями. И времени на то, чтобы привязаться к ним, будет достаточно. Продолжительность сюжетной линии составляет от 16 до 20 часов в зависимости от выставленного уровня сложности и подходу к исследованию мира. Но проходить The Last of Us наскоком, в блиц-режиме — значит отказаться от кучи сюрпризов!
Больше всего игровой процесс «Одних из нас» напоминает некую смесь лучших элементов приключенческих игр: Metal Gear Solid 4 (стелс), Silent Hill (исследование мира), Max Payne 3 (стрельба) и Uncharted 3 (акробатика). Здесь грамотно реализованы элементы стелс-шутера, которые требуют от игрока умело прятаться, пользоваться тенями и уничтожать врагов тихо, поодиночке. Для этого у Джоэла есть специальный режим слуха, включаемый по кнопке R2. Он подсвечивает противников сквозь предметы и стены, отмечая их контуры и показывая их передвижение. Если пренебречь тихими расправами, на шум частенько выходят резервные силы. А это значит, чем больше врагов в открытом бою, тем сильнее расход боеприпасов. Исследование локаций больше всего похоже на Silent Hill: Shattered Memories — в заброшенных местах страны, будь то Питтсбург или госпиталь Святой Марии, Джоэлу и его напарнице всегда найдется, чем поживиться. И все невнимательные будут наказаны.
Трюк в том, что игра специально создает эффект «цепляния за соломинку», этакого выживания, за счет дефицита аптечек и боеприпасов. Предметы для эффективного прохождения Джоэлу придется создавать буквально из мусора: сочетание ножниц и скотча позволяет изготавливать улучшения для оружия ближнего боя и одноразовые заточки, сахар и спирт помогают ему сделать взрывчатые бомбы, а из алкоголя с тряпками можно соорудить или лечебные бинты, или коктейль Молотова. С такими условиями играть нелегко, а нехватка ресурсов стимулирует подробное исследование обширных локаций. При этом мир The Last of Us строго линеен — несмотря на большие пространства для прогулок, мы идем по игре как по одному незримому коридору, и сворачивать можно лишь в тупики, за дополнительными артефактами и бонусами.
Тема дружбы и привязанности раскрывается на глазах. Поначалу Элли относится к Джоэлу без особого доверия, скрыв свою главную тайну, и тот платит ей холодностью вдвойне. Но затем девчонка начинает помогать напарнику в бою, атакуя врагов сзади, кидая в них бутылками и кирпичами, отвлекая огонь на себя… Процесс налаживания отношений выглядит весьма интересно, особенно в CG-роликах между уровнями, которые смотрятся лучше иного голливудского фильма. Что касается боевой части, в игре, которая еще является и боевиком, есть зрелищная система драк с применением оружия ближнего боя, и перестрелки, не уступающие по динамике эталонному Max Payne 3. Первые две трети игры у бойцов будет скудное вооружение беженцев: лук, охотничья винтовка, дробовик и несколько пистолетов на выбор, но ближе к концу появятся самые убийственные образцы ВПК: огнемет и штурмовая винтовка.
И сюжет, и геймплей не способны оставить равнодушными любителей видеоигр. Как ни крути, «Одни из нас» стали кульминацией развития жанра приключений и его новой иконой. Только в отличие от игр с участием Натана Дрейка и фильмов про доктора археологии Джонса, местные приключения снабжены хоррором и стелсом. Иногда игра требует принудительно прятаться, а от резких атак монстров можно раньше времени получить седину. Особенно от зараженных вирусом кордицепса. Эти противники появляются не сразу. Те, кто болеет недавно, утрачивают часть зрения, но сохраняют черты людей. Они похожи на быстрых, бешеных зомби из Left 4 Dead, и называются «бегунами». Некоторые из бегунов еще борются с вирусом, и стоят на месте, глядя в пол и громко рыдая. Одна из разновидностей бегунов, «сталкеры», учит монстров прятаться и атаковать исподтишка. Вторая стадия заболевания превращает их в «щелкунов», зараженных зомби, чьи головы покрыты грибными спорами.
Эти враги неспособны видеть, и ориентируются с помощью эхолота. Они издают щелкающие звуки и сканируют местность вокруг них. Такие враги способны убивать Элли и Джоэла с одного укуса, а задушить их невозможно. Для скрытного убийства этих чудищ приходится тратить драгоценные заточки, создаваемые из осколков ножниц и клинков. До третьей стадии доживают немногие — монстры под названием «топляки» обладают непрошибаемой грибной броней и способны выстреливать ядовитые споры, заражающие героев. Что интересно, существует и финальная стадия заболевания, при которой щелкуны и топляки, чувствуя свою смерть, устраиваются в каком-нибудь темном уголке и, умерев, оставляют свои тела гнить и распространять грибные миазмы по помещениям, как плесень.
Во время исследования катакомб и заброшенных станций метро герои увидят немало вышеописанных очагов распространения грибной заразы, из-за которых Джоэл никогда не расстается со своим противогазом. Несмотря на подчас мерзкие картины с полуразложившимися трупами, не стоит пренебрегать тщательным исследованием локаций и поиском побочных, на первый взгляд ненужных предметов — все эти пачки с сахаром и спиртовые жидкости являются ключом к выживанию.
Многих стычек в игре можно избежать, сделав выбор в пользу ухода от драки. Даже там, где сражения навязываются сценарием, зачастую есть выбор между скрытным уничтожением врагов и открытой конфронтацией. Однако дефицит ресурсов всегда напоминает: «не ввязывайся в драки без нужды». Впрочем, некоторые из патронов можно восполнять: удачные выстрелы из лука позволяют забирать стрелы из мертвых тел. При этом для стрел создана реалистичная модель поведения, и если тело врага при падении не сломало стрелу, она останется невредимой. Соответственно, сломанные стрелы снимать с тел невозможно.
The Last of Us способна создавать разные игровые ситуации, буквально прыгая из одной крайности в другую. Эпизоды с мирным исследованием заброшенных мест чередуются с крупномасштабными перестрелками. В одном из лучших эпизодов Джоэлу предстоит побывать сначала в роли жертвы, а затем охотника. Герои попадают в якобы заброшенный, хорошо сохранившийся городок, обстреливаемый снайпером-шерифом. Первую половину эпизода Джоэл пытается уцелеть, добравшись до убежища психопата, которого прикрывают его сыновья. Вторую половину он сам работает снайпером, защищая напарников от участи быть съеденными, заживо сожженными и раздавленными бронетранспортером.
Время от времени игра подкидывает головоломки по спасению напарника, незабываемые битвы с боссами и сольным выживанием. Среди незабываемых экскурсий: необходимость в одиночку исследовать подвалы некогда роскошного отеля, заселенного самыми опасными монстрами. И затем чуть ли не с пустыми руками уцелеть в катакомбах коммуны нищих пролетариев, которая превратилась в гнездо рассерженных бегунов и могилу убитых детей. «Одни из нас» временами действительно пугают, этого у нового проекта Naughty Dog никак не отнять. Поддерживать такую атмосферу позволяет детализированная графика с роскошной анимацией мельчайших эмоций и жестов героев. Для игры с максимальным разрешением 720p выглядит The Last of Us попросту великолепно, благодаря умелой режиссуре и умению поддерживать уровень «саспенса».
По итогам прохождения становится доступна функция «Новая игра +», которая позволяет пройти игру повторно с сохранением накопленных бонусов: усовершенствований для оружия, открытых рецептов крафтинга и прокаченных навыков Джоэла. Иначе говоря, можно пройти игру заново более подготовленным персонажем. Жаль, что эта опция не позволяет перепрохождение на более высокой сложности. Для мазохистов предусмотрена секретная сложность Survivor, то есть «Уцелевший». Играть придется без подсказок «быстрых клавиш» во время драк и без использования режима слуха, который для большинства игроков просто незаменим.
Плюс ко всему, в игре немало вспомогательного контента, способного продлить удовольствие от The Last of Us на долгие часы: серия комиксов, созданная специально для игры и вплетенная в сюжет. Само собой, ее понадобится собирать в труднодоступных, укромных местах! Дополнительные галереи с картинками и эскизами, которые искренне интересно рассматривать. Графические фильтры для изменения ощущений от игры. Возможность наряжать героев в новые костюмы и рюкзаки! А также сетевой режим, который нам не удалось протестировать из-за того, что серверы TLoU были недоступны на момент написания рецензии. Иными словами, «Одни из нас» оказалась щедрым приключением с большим количеством контента, который в PSN у конкурентов продается за отдельные деньги в качестве DLC.
Время для выводов. The Last of Us — история, которую всем владельцам консолей PlayStation 3 нельзя пропускать ни в коем случае. Незаменимая часть игровой библиотеки PS3. Эта игра превзошла ожидания, дала нам незабываемый эмоциональный и интеллектуальный опыт. Она объединяет достоинства самых разных проектов, от Max Payne 3 до Deus Ex: HR, непостижимым образом выводя эти заимствования на новую высоту.
Калифорнийцы из пляжного города Санта-Моника создали лучшую игру в истории студии и она стала следующим после BioShock Infinite проектом 2013-го, который всерьез претендует на звание главной игры года. Впрочем, всё это не так важно по сравнению с тем, что придется пережить дуэту героев ради того, чтобы остаться вместе, единой командой из помятого жизнью мужчины «за сорок» и девочки, заменившей ему дочку.