Игры

О чем молчат камни. Обзор игры The Night Of The Rabbit

Все мы когда-то были детьми, но многие об этом успешно позабыли. Новая игра Daedalic Entertainment предлагает погрузиться в приятную ностальгию и расшевелить вашего внутреннего ребенка.

Название игры: The Night Of The Rabbit
Жанр: Point-and-click adventure
Разработчик: Daedalic Entertainment
Издатель / в России: Daedalic Entertainment / «Новый Диск»
Похожие игры: The Whispered World, Deponia, Chaos on Depoina, The Legend of Kyrandia, Simon the Sorcerer
Платформы: PC
Дата выхода: 28 мая 2013 года
Официальный сайт: http://rabbit.daedalic.de/

Школьные каникулы — славная пора, когда всё возможно и всё вероятно, даже если отдыхать осталось всего пару дней. Как провести оставшееся время с пользой? Можно заранее собрать свой рюкзак и хорошенько выспаться, но лучше отправиться навстречу приключениям, которые, как и джунгли, зовут сами.

В хорошей истории начало — предзнаменование конца

Всё в The Night of the Rabbit напоминает о детстве — начать хотя бы с жанра. Когда я была ребенком, такие игры поголовно называли «квестами», благодаря великолепным Police Quest, King’s Quest и Space Quest. Что ни говори, логика тут весьма ущербная (если ей следовать, то Dragon Quest, Puzzle Quest и Royal Quest придется также отнести к «квестам»), но для детей и их не очень хорошо говорящих по-английски родителей вполне понятная.

Да и рассказывает игра про маленького мальчика Джереми, который находится в том возрасте, когда верят в волшебство и слушают маму, и еще не доходят до выкладывания собственных «обзоров на игры» в Youtube. Мир Джереми — это маленький деревянный домик на окраине большого таинственного леса, и маячащая где-то далеко-далеко, неподалеку от супермаркета и других отголосков цивилизации, школа.

А может, это всего лишь сон?

И общается с нами игра, как с детьми. Начинается все с бодрой зарядки, то есть обучения: щелкни мышкой здесь, залезь в рюкзак, возьми корзинку, сломай корзинку, почини корзинку. Даже первое серьезное задание — помочь маме набрать ежевики для пирога. При помощи той самой корзинки, да.

А какие тут душевные герои! Мало того, что герой следует за белым кроликом в дыру между мирами, а затем (с огромным трудом, между прочим) попадает на чаепитие к Мартовскому зайцу и Соне, так еще и ездит на велосипеде почтальона-лягушки и пытается перевоспитать мышонка-рэкетира. В памяти всплывают милые сердцу образы персонажей «Алисы в Стране Чудес», «Винни Пуха» и «Ветра в ивах».

Безумное чаепитие с точки зрения Мэтта Кемпке

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь не только внешний облик, но и загадки «олдскульные», в которых и взрослый не сразу разберется, а то еще и в прохождение заглянет. Что уж говорить о традиционной «охоте за точками», возведенной в особый ранг из-за особых «ачивок»! Впрочем, об этом чуть позже.

Если героя оставить наедине надолго, то он будет сам себя развлекать

Отдельно хочется отметить локализацию — в игре есть русские субтитры (наряду с другими европейскими языками) и двуязычная озвучка на выбор (немецкая или английская). Диалогов много, очень много, они катастрофически длинные и меееедленные, а их перевод — весьма технический, поэтому сложно представить, что в The Night of the Rabbit будут с легкостью играть дети. Персонажи шутят, используют метафоры и игру слов, что в русских субтитрах, мягко говоря, отражено далеко не везде.

Все заклинания умещаются вдоль волшебной палочки. Их совсем немного, но они (почти) все полезные

Наш герой — паренек смекалистый и рассудительный не по годам, обмануть его сложно, он сам кого хочешь вокруг пальца обведет: и лису, и ящера, и даже древнего, всеми богами забытого бога. Но Джереми все-таки не волшебник, он только учится. И первое заклинание, которое становится ему доступным — это помощь друга и наставника, Маркиза де Хото, по совместительству — белого кролика с жуткими красными глазами. Казалось бы, отличная идея для реализации подсказок прямо внутри игры, не отрываясь от процесса. Но увы, маркиз не любит конкретику, и вместо наводящих намеков выдает лишь общие фразы вроде «Тебе надо найти врата в другой мир». Спасибо, кэп! То есть, маркиз.

Посмотри на мир через дырочку в монетке — и увидишь больше, чем невооруженным глазом

Вторая органичная система подсказок помогает куда больше — полюбившийся (и не зря) разработчикам режим, когда на экране подсвечиваются все «горячие точки». Для этого герою нужно лишь посмотреть через дырочку в волшебной монетке — и все тайное станет явным. Кстати, монетка эта — не просто удобное средство против пиксельхантинга, но еще и необходимый для прохождения артефакт.

Дневник Джереми начинается еще до появления в игре самого Джереми. Вот уж загадка!

Чтобы не запутаться окончательно в хитросплетениях сюжета, Джереми ведет дневник — в нем легко можно прочитать, какие загадки уже решены, а к каким только предстоит найти ключ.

Сколько ни играла, так и не нашла, для чего же нужно собирать капли росы

Из нововведений — еще и система так называемых Collectibles & Achievements. В качестве дополнительного развлечения для вдумчивых и наблюдательных игроков можно попытаться найти все капельки росы и наклейки (о которых сюжетно вам никто рассказывать не будет, думайте сами, ищите сами). Маленькая подсказка — если хотите собрать их всех, то начните это делать прямо вот с самого начала, едва покончив с обучением «мышеклику».

Наклейки тоже бывают пасхальными. Попробуй собери их всех!

Из более очевидных вещей — небольшая коллекция аудиорассказов (на английском и немецком); это истории лесного духа, которые позволяют более глубоко погрузиться в мир Мышелесья (да и, в общем-то, других миров). Также, вполне традиционно, в специальном разделе можно просмотреть все «открытые» видеоролики.

Выиграть в квартеты в гнома не так-то просто

Но если и этого вам мало — попробуйте сыграть в «Квартеты». Простая, но довольно азартная карточная игра в духе «Верю — не верю», цель которой — собрать как можно больше «квартетов»  — полных сетов карт одной «масти». За победу в некоторых соревнованиях вы получаете все новые карты — на их лицевой стороне проявляются символические изображения ключевых моментов истории.

Первое достижение в игре и первая пасхалочка к «Матрице». Oh wait…

Венцом всех перечисленных, независимых друг от друга коллекций является общая система достижений, которая присутствует почти во всех играх в Steam. И, надо сказать, скорее всего, с первого раза собрать все достижения у вас вряд ли выйдет.

Под покровом ночи чаепитие превращается в распитие

Более того, в середине игры Джереми вручат специальную книжку, позволяющую скоротать время, или, по-простому — переключаться между днем и ночью. Одни и те же персонажи и места в разное время суток выглядят иначе, открываются с разных сторон. Что дозволено днем, невозможно ночью, и наоборот.

Новые подробности о героях бывают странными

Как ни крути, The Night of the Rabbit — очень красивая игра, с самобытным миром, в который хочется верить. Персонажи, декорации, пейзажи продуманы и прорисованы до мелочей. Любовь лягушонка Платона к мышке Ании, желание Церковного мыша передать семейное дело непутевому сыну (как я подозреваю, аутисту), упрямство гнома-самогонщика, наивность японской лисицы-оборотня Кицуме — наивных, трогательных историй в Мышелесье очень много. Повествование сопровождается приятной, ненавязчивой музыкой, а в силу определенных причин заглавная композиция надолго засела у меня в голове.

Разработчики шутят

К сожалению, игра ни на минуту не давала мне забыть, что она — «инди», продукт творчества независимых разработчиков. Невероятно, просто чудовищно длинные диалоги и долгие паузы между репликами кажутся мне главной причиной, почему прохождение может занять до пятнадцати часов реального времени. Быстро «промотать» диалоги невозможно, равно как и поставить их на паузу, а так как подавляющую часть информации вы узнаете именно во время беседы, то во время игры нежелательно на что-то отвлекаться. В лучшем случае вам придется вновь прослушать длинный диалог, в худшем — вы просто пропустите важные подробности или просто занимательные факты. Плюс в этом я нашла один: если играть в The Night of the Rabbit поздно вечером, то сонливое состояние приходит быстро и непринужденно. И даже кролики после этого не снятся.

Тревожные предвестники близящегося Runtime Error

Серьезный стресс я испытала, когда уже ближе к развязке истории игра начала чудить: изображения накладывались друг на друга, вместо роликов мне показывали тест на эпилепсию (смена белых и черных кадров с частотой стробоскопа), а затем игра просто «вылетала» на рабочий стол. К финалу я продиралась сквозь бесчисленные Runtime Errors, поэтому «послевкусие» от игры осталось, как в том анекдоте про ложечки (которые, конечно же, нашлись).

Если вы все еще не верите в психоделичность игры, то пора бы

Самый же главный недостаток, на мой взгляд — это общая неторопливость игры. Я всегда считала, что хорошие истории должны увлечь сразу, в течение первых десяти минут. Та же проблема была и в Heavy Rain — невероятно затянутое и скучное начало. Но что дозволено Юпитеру с крупной рекламной кампанией, то не дозволено быку. Жаль, что добрая (хотя и изрядно психоделичная) игра может пройти мимо своих потенциальных поклонников. Инди — оно, конечно, инди, но в той же Deponia сюжет был увлекательнее, а повествование можно и вовсе назвать стремительным по сравнению с «учеником кролика».

Призраки прошлого

В конце так хочется порассуждать, о чем же на самом деле игра, но, увы, это будет изрядным «спойлером». Daedalic хоть и расположена в Гамбурге, но есть в их проектах что-то... Поиск нужного облачения во сне, блуждание по лесу, вытесненные воспоминания, маски, тени, луч света в темном царстве, безусловная любовь… Но и это, опять же — лишь одна из многих возможных интерпретаций.

Откровенно говоря, я удивлюсь, если кто-нибудь дочитает этот текст до конца. По сути, The Night of the Rabbit — как и все игры издательства Daedalic Entertainment — уже отмечена. Для одних эта отметка — знак качества (и такой человек вряд ли пропустит новый проект этой удивительно компании), а для других — табличка «Порошок Инди-квест не входи». Игра также будет интересна всем ностальгирующим поклонникам жанра, готовым ради хорошей истории, занятных головоломок и живых персонажей простить разработчикам любые технические огрехи.