Обзор игры Последняя воля Шерлока Холмса. Детектив без прикрас
Название игры: Последняя воля Шерлока Холмса [The Testament of Sherlock Holmes]
Жанр: Point-and-click 3D adventure
Разработчик: Frogwares
Издатель / в России: Focus Home Interactive / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper, Sherlock Holmes: Nemesis, Sherlock Holmes: The Awakened, CSI: Fatal Conspiracy, CSI: Deadly Intent, Dracula: Origin
Платформы: PC (Steam), PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 20 сентября 2012 года
Официальный сайт: http://www.sherlockholmes-thegame.com/
Украинско-французско-ирландская компания Frogwares на протяжении без малого десяти лет занимается разработкой игр по мотивам произведений Артура Конан Дойля, посвященных самому знаменитому сыщику в мире — Шерлоку Холмсу. За это время сериал прошел целую визуально-стилистическую эволюцию от приемлемых для того времени трехмерных деревянных болванчиков в плоских декорациях до более продвинутых 3D-моделей в трехмерном же (и весьма обширном мире). Не обошлось и без побочных веток — популярные в повседневности развлечения «я ищу» (“I seek”), а также сборники головоломок, скрепленных сюжетом для портативных платформ.
У предыдущей серии — Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper — впервые появилась версия не только для ПК, но и для домашней консоли Xbox 360. В новом проекте “The Testament of Sherlock Holmes” создатели пошли дальше и добавили к списку доступных платформ и PlayStation 3. Какие же серьезные изменения (помимо, разумеется, самой истории) произошли в сериале?
Главное заметное отличие, разумеется, касается визуальной составляющей. Новая игра выглядит не в пример краше предшественницы: текстуры более четкие, присутствует гламурное размытие, работает двухуровневая система сглаживания.
В глаза бросается невероятно проработанное окружение: все декорации действительно похожи на не только исторически аутентичные, но и обитаемые.
Художники тщательно воссоздали все те мелочи, что передают обстановке эффект присутствия человека, с его неповторимыми привычками, характером и культурой.
При этом персонажи все так же похожи на деревянных болванчиков с хлопающими ртами и моргающими глазами; на лицевую мимику не скупятся разве что главные герои, остальные же неуклюже машут руками, шатаются и подергиваются.
На первый взгляд, улицы Лондона кажутся оживленными, но это впечатление обманчиво. Марионетки, с которыми нельзя даже переброситься случайной фразой, совершают одни и те же действия и двигаются по одному и тому же маршруту на протяжении всего сюжета, будто механические человечки в заводном театре.
Тем не менее, графически «Шерлок Холмс» сделал серьезный шаг вперед. Конечно, не стоит сравнивать его с тем же Heavy Rain, однако в ряду других не высокобюджетных детективных приключений на консолях (а я, в первую очередь, имею в виду игры по мотивам телесериала CSI: Crime Scene Investigations) «Последняя воля» выгодно отличается от ближайших конкурентов.
Отдельно стоит упомянуть камеру. Еще в предыдущем эпизоде, посвященном Джеку Потрошителю, обзор был двухпозиционный: классический фиксированный вид от третьего лица, позволяющий обшарить курсором мыши всю локацию, а также вполне себе «шутерный» вид от первого лица, «из глаз», со свободной камерой.
Во втором случае активные точки подсвечивались сами, стоило герою оказаться с ними в достаточной близости. В «Последней воле» ввели также третий тип расположения камеры — типичный для жанра “third-person shooter”, так называемая «камера за спиной». Поиск активных предметов осуществляется по той же схеме, что и с видом от первого лица.
Игровое меню также не осталось без изменений. Первым пунктом идет инвентарь, представляющий собой сумку доктора Ватсона. К чести Шерлока и его спутника, она, в основном, заполнена наполовину, а то и меньше — знаменитый сыщик не страдает характерной для героев данного жанра клептоманией и не забывает вовремя избавляться от ненужных более предметов.
Следующая вкладка — запись всех диалогов, произнесенных в игре.
Беседы хранятся в «файлах», соответствующих разным главам повествования, и расположены хронологически: сверху вниз — от свежего к более раннему.
Все полученные документы также хранятся отдельно. Стоит заметить, текстовых материалов в игре не просто много, а очень много. Будьте готовы к тому, что когда вам предъявляют газету, то это не какие-то пара абзацев, а целая сводка новостей. Часть истории авторы зачем-то решили оставить «за кадром», поэтому, например, один весьма ценный для понимания сюжета эпизод вам придется внимательно прочитать (не прослушать, а именно прочитать); видимо, для удобства — или иных целей — разработчики даже расчленили его на две половины.
Пожалуй, самая куцая вкладка — это карта. Во-первых, редко на ней отмечены более пяти точек; во-вторых, никакой свободы перемещения нет и в помине, вы можете отправиться только по тому адресу, посещение которого необходимо для продвижения по сюжетной линии.
Наряднее всего выглядит меню игровых достижений — россыпь медалей и орденов на бархатной подушке. Так и хочется собрать их всех!
Самый интересный раздел — это так называемый «дедуктивный метод» и его компоненты. Пользоваться им придется, увы, не так часто, как хотелось бы, да и реализован он немного странно.
Зачастую для вывода правильного силлогизма нужно выстроить несколько цепочек рассуждений, и если к верному решению ведет хотя бы одна ложная посылка, то игра не намекнет, в чем вы не правы. Придется перебирать все промежуточные варианты заново. А ошибиться легче простого: варианты решений, как правило, или разительно отличаются друг от друга (на фоне явно абсурдных выводов хорошо виден верный вариант), или все строки сформулированы одинаково размыто, что только запутывает игрока.
К слову, в игре реализована условная система подсказок — «интуиция» Шерлока. Условной она является потому, что польза от нее весьма сомнительна. Используя интуицию сыщика, вы увидите подсвеченные активные точки на текущем игровом экране. В основном, это приводит к тому, что игра как бы говорит: «Да вот же дверь, которую надо открыть!» Игрок и без того знает, что это нужно сделать, но система подсказок не намекает, каким образом решить ту или иную головоломку. Другой пример — когда искомый предмет находится на другом экране — в этом случае игра опять же не подтолкнет вас к нужному кусочку локации.
С подобными загвоздками нам пришлось столкнуться не однажды — благо, авторы еще помнят «хардкорные», совершенно «ботанские» загадки в стиле рисованных приключений эпохи 90-х, которые дадут вам почувствовать себя полнейшим д… доктором Ватсоном. В таком случае единственный полезный совет — заглянуть в прохождение.
Упрощает процесс игры принцип «одна локация — одна загадка»: все необходимое для решения головоломки находится либо в вашем инвентаре, либо где-то рядом. Пока вы загадку не разрешите и не запустите сюжетный триггер, из локации вам не выбраться.
В большинстве своем задачи довольно логичны: расшифровать записку, собрать разорванное письмо, взломать замок отмычкой, открыть шкатулку (вполне вероятно, что для Европы девятнадцатого века такие сундучки с секретом были весьма популярны) и т.д. Непривычно, что иногда вместо тайного взлома очередной двери требуется самое логичное — просто попросить ключ.
Бывает, что процесс сбора и исследования улик порождает новые активные точки. Не забывайте осматривать местность повторно.
Необходимость повторного обыска нередко возникает после беседы с разными персонажами. При этом перед Шерлоком и Ватсоном порой встает «моральная» дилемма в духе Mass Effect. Увы, в отличие от ролевой игры, здесь все верные ответы записаны наперед, и, выбрав неверный вариант, вы ничем не рискуете — перебирайте все возможные реплики, одна из них обязательно спровоцирует дальнейшее развитие сюжета.
Несмотря на скудную мимику, собеседники изо всех сил стараются казаться живыми людьми со своими желаниями, стремлениями, проблемами и страхами.
Холмс, как настоящий манипулятор и психопат, с удовольствием использует эту информацию для извлечения выгоды. Устроить семейный скандал, обмануть ребенка, заманить в ловушку беззащитного — частный детектив не гнушается ничем, для достижения великой цели все средства хороши.
Вообще, игра полностью оправдывает свой возрастной рейтинг («18+»): преступления и их раскрытие представлены во всей их натуралистичности и неприглядности. Отметки от пыток, следы разложения, повреждения тканей, летающие вокруг трупов мухи, свернувшаяся кровь и выглядывающие наружу внутренности — зрелище не из приятных.
Жестокость убийц и мучения жертв очевидны. Сам главный герой — знаменитый детектив Шерлок Холмс, которым восторгаются и сильные мира сего, и простолюдины — представлен как человек весьма спорных моральных убеждений и принципов. Его главный девиз: «Цель оправдывает средства», ради достижения задуманного он готов рисковать жизнями обычных людей, для него они — просто пешки, набор признаков, раскрывающих их уязвимости, которым он не прочь воспользоваться.
Не зря в этой части Шерлок Холмс — практически персона нон грата, и с самого начала не в меру проницательный репортер начинает освещать жизнь сыщика с весьма сомнительных с точки зрения морали сторон. В отличие от предыдущей части, в этой истории он не просто держится особняком от полиции, а явно уклоняется от пересечения с представителями правопорядка; более того, в процессе игры он сам не раз преступит закон.
Сюжет немного «осовременили» в пользу модного тренда — теории заговора. Шерлок Холмс, что не удивительно, успел нажить себе немало врагов, и в «Последней воле» круг недоброжелателей, плетущих паутину заговора против сыщика только расширился. На каждом шагу Холмс буквально балансирует на краю пропасти, а кровожадная толпа и пресса, ею помыкающая, только и ждет, как великий ум сорвется с вершины в глубокую пропасть. Эта история — не столько остросюжетный детектив, сколько психологический триллер о противоборстве двух сторон, причем понятия добра и зла здесь довольны размытые.