Игры

Обзор игры Последняя воля Шерлока Холмса. Детектив без прикрас

Долгое время пристанищем классических детективных приключений считался персональный компьютер. «Последняя воля Шерлока Холмса» — вторая, и более удачная попытка студии Frogwares подружить консольную аудиторию с непривычным для нее жанром.

Маленькие кукловоды разыгрывают спектакль по мотивам найденной на чердаке книги

Название игры: Последняя воля Шерлока Холмса [The Testament of Sherlock Holmes]
Жанр: Point-and-click 3D adventure
Разработчик: Frogwares
Издатель / в России: Focus Home Interactive / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper, Sherlock Holmes: Nemesis, Sherlock Holmes: The Awakened, CSI: Fatal Conspiracy, CSI: Deadly Intent, Dracula: Origin
Платформы: PC (Steam), PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 20 сентября 2012 года
Официальный сайт: http://www.sherlockholmes-thegame.com/

Украинско-французско-ирландская компания Frogwares на протяжении без малого десяти лет занимается разработкой игр по мотивам произведений Артура Конан Дойля, посвященных самому знаменитому сыщику в мире — Шерлоку Холмсу. За это время сериал прошел целую визуально-стилистическую эволюцию от приемлемых для того времени трехмерных деревянных болванчиков в плоских декорациях до более продвинутых 3D-моделей в трехмерном же (и весьма обширном мире). Не обошлось и без побочных веток — популярные в повседневности развлечения «я ищу» (“I seek”), а также сборники головоломок, скрепленных сюжетом для портативных платформ.

У предыдущей серии — Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper — впервые появилась версия не только для ПК, но и для домашней консоли Xbox 360. В новом проекте “The Testament of Sherlock Holmes” создатели пошли дальше и добавили к списку доступных платформ и PlayStation 3. Какие же серьезные изменения (помимо, разумеется, самой истории) произошли в сериале?

Что-то меняется, а что-то остается, увязнув в болоте технических огрехов

Главное заметное отличие, разумеется, касается визуальной составляющей. Новая игра выглядит не в пример краше предшественницы: текстуры более четкие, присутствует гламурное размытие, работает двухуровневая система сглаживания.

Характерный лондонский туман не только передает колорит, но и скрывает неподгруженные части локации

В глаза бросается невероятно проработанное окружение: все декорации действительно похожи на не только исторически аутентичные, но и обитаемые.

Лондон конца XIX века неумолимо напоминает Москву начала XXI в.

Художники тщательно воссоздали все те мелочи, что передают обстановке эффект присутствия человека, с его неповторимыми привычками, характером и культурой.

Детальный подход художников и дизайнеров к декорациям и статистам вызывает почтение

При этом персонажи все так же похожи на деревянных болванчиков с хлопающими ртами и моргающими глазами; на лицевую мимику не скупятся разве что главные герои, остальные же неуклюже машут руками, шатаются и подергиваются.

Особенно уродливы в игре детишки из кратких видеовставок-интерлюдий

На первый взгляд, улицы Лондона кажутся оживленными, но это впечатление обманчиво. Марионетки, с которыми нельзя даже переброситься случайной фразой, совершают одни и те же действия и двигаются по одному и тому же маршруту на протяжении всего сюжета, будто механические человечки в заводном театре.

Огонь горит в камине, на балконе голуби клюют крошки, на улице цветочница общается с парнем, а лошадь нетерпеливо мотает головой в ожидании кучера — навсегда прикованные к месту механические куклы, обреченные повторять одни и те же движения вновь и вновь

Тем не менее, графически «Шерлок Холмс» сделал серьезный шаг вперед. Конечно, не стоит сравнивать его с тем же Heavy Rain, однако в ряду других не высокобюджетных детективных приключений на консолях (а я, в первую очередь, имею в виду игры по мотивам телесериала CSI: Crime Scene Investigations) «Последняя воля» выгодно отличается от ближайших конкурентов.

Поклонники Шерлока Холмса найдут не одно «пасхальное яйцо» в игре

Отдельно стоит упомянуть камеру. Еще в предыдущем эпизоде, посвященном Джеку Потрошителю, обзор был двухпозиционный: классический фиксированный вид от третьего лица, позволяющий обшарить курсором мыши всю локацию, а также вполне себе «шутерный» вид от первого лица, «из глаз», со свободной камерой.

Во время видеовставок камера выдает красивые «киношные» ракурсы

Во втором случае активные точки подсвечивались сами, стоило герою оказаться с ними в достаточной близости. В «Последней воле» ввели также третий тип расположения камеры — типичный для жанра “third-person shooter”, так называемая «камера за спиной». Поиск активных предметов осуществляется по той же схеме, что и с видом от первого лица.

Благодаря свободной камере порой можно поймать весьма неоднозначные кадры

Игровое меню также не осталось без изменений. Первым пунктом идет инвентарь, представляющий собой сумку доктора Ватсона. К чести Шерлока и его спутника, она, в основном, заполнена наполовину, а то и меньше — знаменитый сыщик не страдает характерной для героев данного жанра клептоманией и не забывает вовремя избавляться от ненужных более предметов.

Сумка доктора Ватсона — пустовато, зато ничего лишнего

Следующая вкладка — запись всех диалогов, произнесенных в игре.

Увы, диалоги в игре отнюдь не искрометные, поэтому повода перечитать их на досуге мы так и не нашли

Беседы хранятся в «файлах», соответствующих разным главам повествования, и расположены хронологически: сверху вниз — от свежего к более раннему.

По этой картинке легко обнаружить иерархию обязанностей: пока один перечит священнику, другой это тщательно протоколирует

Все полученные документы также хранятся отдельно. Стоит заметить, текстовых материалов в игре не просто много, а очень много. Будьте готовы к тому, что когда вам предъявляют газету, то это не какие-то пара абзацев, а целая сводка новостей. Часть истории авторы зачем-то решили оставить «за кадром», поэтому, например, один весьма ценный для понимания сюжета эпизод вам придется внимательно прочитать (не прослушать, а именно прочитать); видимо, для удобства — или иных целей — разработчики даже расчленили его на две половины.

Первая газета в игре — и первое же испытание на усидчивость

Пожалуй, самая куцая вкладка — это карта. Во-первых, редко на ней отмечены более пяти точек; во-вторых, никакой свободы перемещения нет и в помине, вы можете отправиться только по тому адресу, посещение которого необходимо для продвижения по сюжетной линии.

Свобода выбора: можешь ехать на задание, а можешь остаться дома. Правда, тогда история сама себя не напишет

Наряднее всего выглядит меню игровых достижений — россыпь медалей и орденов на бархатной подушке. Так и хочется собрать их всех!

Пока здесь пустовато, но за одно прохождение можно собрать все медальки. Это разумно — второй раз проходить совершенно линейную игру вряд ли захочется

Самый интересный раздел — это так называемый «дедуктивный метод» и его компоненты. Пользоваться им придется, увы, не так часто, как хотелось бы, да и реализован он немного странно.

В основном, схема дедуктивного умозаключения выглядит так

Зачастую для вывода правильного силлогизма нужно выстроить несколько цепочек рассуждений, и если к верному решению ведет хотя бы одна ложная посылка, то игра не намекнет, в чем вы не правы. Придется перебирать все промежуточные варианты заново. А ошибиться легче простого: варианты решений, как правило, или разительно отличаются друг от друга (на фоне явно абсурдных выводов хорошо виден верный вариант), или все строки сформулированы одинаково размыто, что только запутывает игрока.

Но иногда и стандартная процедура приносит сюрпризы. На этой дедуктивной схеме нужно определить последовательность перемещений персонажа

К слову, в игре реализована условная система подсказок — «интуиция» Шерлока. Условной она является потому, что польза от нее весьма сомнительна. Используя интуицию сыщика, вы увидите подсвеченные активные точки на текущем игровом экране. В основном, это приводит к тому, что игра как бы говорит: «Да вот же дверь, которую надо открыть!» Игрок и без того знает, что это нужно сделать, но система подсказок не намекает, каким образом решить ту или иную головоломку. Другой пример — когда искомый предмет находится на другом экране — в этом случае игра опять же не подтолкнет вас к нужному кусочку локации.

Некоторым дверям лучше оставаться закрытыми

С подобными загвоздками нам пришлось столкнуться не однажды — благо, авторы еще помнят «хардкорные», совершенно «ботанские» загадки в стиле рисованных приключений эпохи 90-х, которые дадут вам почувствовать себя полнейшим д… доктором Ватсоном. В таком случае единственный полезный совет — заглянуть в прохождение.

Упрощает процесс игры принцип «одна локация — одна загадка»: все необходимое для решения головоломки находится либо в вашем инвентаре, либо где-то рядом. Пока вы загадку не разрешите и не запустите сюжетный триггер, из локации вам не выбраться.

Забавная процедура выявления химического состава пробы. Жаль, не имеет практически ничего общего с реальной жизнью

В большинстве своем задачи довольно логичны: расшифровать записку, собрать разорванное письмо, взломать замок отмычкой, открыть шкатулку (вполне вероятно, что для Европы девятнадцатого века такие сундучки с секретом были весьма популярны) и т.д. Непривычно, что иногда вместо тайного взлома очередной двери требуется самое логичное — просто попросить ключ.

Бывает, что процесс сбора и исследования улик порождает новые активные точки. Не забывайте осматривать местность повторно.

Наилогичнейшая задача — исследовать улики

Необходимость повторного обыска нередко возникает после беседы с разными персонажами. При этом перед Шерлоком и Ватсоном порой встает «моральная» дилемма в духе Mass Effect. Увы, в отличие от ролевой игры, здесь все верные ответы записаны наперед, и, выбрав неверный вариант, вы ничем не рискуете — перебирайте все возможные реплики, одна из них обязательно спровоцирует дальнейшее развитие сюжета.

Собеседник настолько мал, что не попадает в кадр. Но мы все равно можем его запугать

Несмотря на скудную мимику, собеседники изо всех сил стараются казаться живыми людьми со своими желаниями, стремлениями, проблемами и страхами.

Деревянный священник за неимением лицевых мышц пытается выразить свое возмущение жестами

Холмс, как настоящий манипулятор и психопат, с удовольствием использует эту информацию для извлечения выгоды. Устроить семейный скандал, обмануть ребенка, заманить в ловушку беззащитного — частный детектив не гнушается ничем, для достижения великой цели все средства хороши.

Не только внешность Шерлока и Ватсона позаимствована у известных актеров. Например, этот мужчина в белом халате — словно брат Бернарда Хилла

Вообще, игра полностью оправдывает свой возрастной рейтинг («18+»): преступления и их раскрытие представлены во всей их натуралистичности и неприглядности. Отметки от пыток, следы разложения, повреждения тканей, летающие вокруг трупов мухи, свернувшаяся кровь и выглядывающие наружу внутренности — зрелище не из приятных.

Первое убийство в игре уже не сулит ничего хорошего

Жестокость убийц и мучения жертв очевидны. Сам главный герой — знаменитый детектив Шерлок Холмс, которым восторгаются и сильные мира сего, и простолюдины — представлен как человек весьма спорных моральных убеждений и принципов. Его главный девиз: «Цель оправдывает средства», ради достижения задуманного он готов рисковать жизнями обычных людей, для него они — просто пешки, набор признаков, раскрывающих их уязвимости, которым он не прочь воспользоваться.

Неуязвимого вампира Ватсона выдает отсутствие отражения в зеркале

Не зря в этой части Шерлок Холмс — практически персона нон грата, и с самого начала не в меру проницательный репортер начинает освещать жизнь сыщика с весьма сомнительных с точки зрения морали сторон. В отличие от предыдущей части, в этой истории он не просто держится особняком от полиции, а явно уклоняется от пересечения с представителями правопорядка; более того, в процессе игры он сам не раз преступит закон.

Холмс преступает закон, а Ватсон пытается «преступить» Холмса: застревание в объектах и невозможность обойти человека или столб — типичная проблема подобных приключенческих игр

Сюжет немного «осовременили» в пользу модного тренда — теории заговора. Шерлок Холмс, что не удивительно, успел нажить себе немало врагов, и в «Последней воле» круг недоброжелателей, плетущих паутину заговора против сыщика только расширился. На каждом шагу Холмс буквально балансирует на краю пропасти, а кровожадная толпа и пресса, ею помыкающая, только и ждет, как великий ум сорвется с вершины в глубокую пропасть. Эта история — не столько остросюжетный детектив, сколько психологический триллер о противоборстве двух сторон, причем понятия добра и зла здесь довольны размытые.

Теги:
,