Почему видеоигры становятся всё хуже
Преодолела кризис, как ни странно, компания Nintendo, выпустив игровую консоль Nintendo Entertainment System (в СНГ её китайские клоны были известны под именем Dendy, «Сюбор», Lifa — и другие). Nintendo стала продавать консоль как игрушку, а потому за видеоиграми надолго закрепился миф, «игры — для детей». Тем не менее, первый кризис был преодолён и индустрия начала развиваться практически с нуля.
Почему я об этом вспоминаю? Да потому, что теперь назревает новый кризис, и он может оказаться пострашнее предыдущего. И то, что в какой-то момент игры могут перестать выходить вообще и станут уделом маргиналов - такое уже было в истории, которая, как известно, нередко повторяется. Разве что, сегодня игры вообще вряд ли перестанут выходить, скорее называть их играми язык не повернётся.
Опасные тенденции
Если вы следите за новостями в мире игр, то вы наверняка в курсе, что сегодня почти каждый крупный издатель так или иначе занимается мобильными платформами. Nintendo выпустила Super Mario Run, Animal Crossing Pocket Camp и Fire Emblem Heroes, Sony придумала систему Play Link, Microsoft пообещала мобильную Gears Tactics, Bethesda не только придумала Fallout Shelter, но и всякие The Elder Scrolls Legends и Blades, EA давно уже клепает мобильный Need For Speed, а теперь посягнула и на святая святых - Command&Conquer. Тут и Blizzard отметилась — помимо вполне логично выпущенной на мобильниках Harthstone, нам показали Diablo Immortal, что уже вызывало волну негодования.
В общем, понятно, все идут в мобильные платформы. Плохо ли это? Нет, само по себе не плохо. Дело совсем в другом — почему именно издатели вдруг заинтересовались этим направлением.
Тут, на самом деле, никакого секрета нет - деньги (разве что, PlayStation это пока не касается — в PlayLink деньги не собирают). Сфера мобильных игр приносит сегодня наибольшие доходы, хотя суть здесь всё равно не в мобильности. Всё дело в донатах. Люди качают бесплатные игры (ухахатываясь над теми, кто платит по 4000 рублей за игру) и потом сливают там целое состояние. Игра за 4к рублей приносит деньги один раз, бесплатная игра с микротранзанкциями приносит деньги постоянно.
Так что, да, дело не в мобильниках как таковых. Подобные схемы активно обкатываются и на ПК-играх и на консольных проектах. World Of Tanks, Fortnite, Paladins - типичные представители. Есть даже и такие варианты, где игра одновременно и микротранзакции имеет, и сама по себе денег стоит: Ghost Recon Wildlands, Destiny, The Division, и многие другие. Очевидно, что разработчики стремятся «срубить» на игре как можно больше денег, затратив при этом как можно меньше.
Разработчики, наверное, просто жадные?
Давайте немного посчитаем. Возьмём цену игр в 80-90-х годах и сейчас. Итак, картриджи для NES (Dendy) стоили 30-50 долларов без учёта инфляции. Для 16-битной SNES — 50-60 долларов. При этом, если всё же учесть инфляцию, 60 долларов в 1990 году равняются примерно 115 долларам в 2018 году.
Red Dead Redemption 2, недавно вышедшая самая ожидаемая игра 2018 года (https://www.ferra.ru/ru/games/review/best-games-october-2018/), тоже стоит 60 долларов за диск. GTA V, на разработку которой было потрачено 265 миллионов долларов, стоила те же 60 долларов.
Понимаете, к чему я клоню? Игры не стали стоить дороже, даже несмотря на то, что за последние 30 лет они показали невероятный рост. Не только графики, но и всего, что связано с разработкой. Игры стали дольше — они больше не проходятся за 30-60 минут, теперь это 25-50 часов, а в некоторых случаях и того дольше. В играх появилась «живая» анимация (motion capture), озвучка, вручную отрисованные текстур в промышленных масштабах. Разработка игр очевидно выросла на несколько порядков, равно как и затраты на маркетинг, при этом цена, по сути, даже упала - если учесть инфляцию.
То есть, вот все эти затраты надо как-то отбивать. Не думайте, что современные игры просто лучше продаются, а потому разница в затратах покрывается за счёт объёма продаж. Фактически, некоторым новым играм даже сложнее достучаться до покупателя - ведь, игр стало больше (мы об том уже писали тут https://www.ferra.ru/ru/games/review/game-cartridges-discs-ogtime/) и различия между ними, в среднем, становятся угрожающе минимальными.
Каким образом издатели игр могут заработать больше денег? Есть относительно безболезненные методы: выпуск ремастеров, портов, различные перевыпуски и т.п. Как видим, однако, многие игроки и этим уже недовольны. Хотя казалось бы - ну что плохого, если Skyrim появится ещё и на холодильниках? Кому от этого станет хуже?
Но все эти перезапуски работают, если игра была популярной и вообще хорошей. А если игра — откровенный проходняк, никто такой перезапуск покупать не будет. Или другой пример — сделать Assassin’s Creed Odyssey, как две капли воды похожий на предыдущую часть, выгоднее, чем выпускать DLC. Но микротранзакции в этих играх всё равно принесут ещё больше денег.
В общем, как ни прискорбно, но микротранзакции, похоже, с нами надолго. А вместе с ними — и общее падение качества игр. Потому что донатная система проще всего встраивается именно в незатейливый и повторяющийся геймплей — да, как в казино. Ты делаешь какие-то простые действия, за которые получаешь некие виртуальные призы. Хочешь призы получше? Плати. Казино в этом смысле даже честнее - там хотя бы теоретически и с крайне малой вероятностью, но можно настоящие деньги заработать.
Смешно сказать, но на мобильниках реально есть игры, где надо просто «закликивать» врагов. Появляется на экране враг - ты на него кликаешь. В чём геймплей? Толком ни в чём — просто знай себе, кликай. Вдруг получишь какой-нибудь интересный предмет по итогу «битвы». По сути, такая игра ничем не отличается от «однорукого бандита».
Кстати, та же Diablo находится в опасной близости от такой концепции - в ней просто действий больше, ну и есть хоть какая-то попытка замаскировать «закликивалку» под сюжетную игру. Впрочем, изначально-то в Diablo никаких микроплатежей и не было, а когда появился аукцион в только вышедшей третьей части, из-за волны негатива со стороны игроков его пришлось прикрыть. Но теперь будет мобильная Diablo Immortal, в которой игроки уже (вот увидите) благосклонно воспримут и аукцион и микротранзакции. Конечно, старые фанаты Diablo будут недовольны, но их, к сожалению, спрашивать никто не будет.
Так что же делать?
Как ни странно — платить за хорошие игры и не платить за плохие. Но платить не за микротранзакции, а за сами игры — пока ещё есть такая возможность. Психологически отдать 4000 рублей за игру — тяжело, однако если мы хотим, чтобы хоть какая-то крупица разработчиков всё ещё делала нам «большие» игры, с разносторонним геймплеем и захватывающей историей, надо смириться. Вполне возможно, смириться и с тем, что скоро эта цена начнёт расти — уже сейчас в пересчёте на рубли число 4000 медленно превращается в 4200-4300, однако долларовая стоимость пока остаётся на уровне $60.
Конечно, много игр по такой цене покупать не получится. Но много и не надо - не все из них достойны покупки, будем откровенны.
Одна только проблема остаётся — а как заранее понять, понравится игра или нет? На ПК есть Steam, где можно вернуть деньги за игру (и где цены ниже, чем 4000 рублей, кстати). На консолях… Увы, никак. Тут и разработчики, кажется, не сильно хотят нам помогать — всё меньше открытых бета-версий, всё чаще возможность оценить игру появляется только после оплаты предзаказа, как в случае с Fallout 76. Видимо, кризис всё-таки неизбежен.