Игры

Новая жизнь в старом космосе. Обзор игры X Rebirth

Снова романтика далеких звезд призывает наши космические корабли бороздить просторы вселенной. Миллиарды кубометров негостеприимного вакуума, давшего приют десяткам гигантских станций, оживленная торговля всем и вся, перемежающаяся яростными схватками, исследование самых пыльных уголков галактики и максимальная свобода действий — вот то, чем славилась именитая серия, и, разумеется, то, что мы ожидаем от ее перезапуска.

Название игры:  X: Rebirth
Жанр:  Космический симулятор с умеренным зарядом RPG
Разработчик:  Egosoft
Издатель/в России:  Deep Silver/Бука
Похожие игры:  Серии Elite, X, Parkan, Privateer и т.п.
Платформы:  PC
Дата выхода:  15 ноября 2013 года
Официальный сайт:  http://www.egosoft.com/games/x_rebirth/info_en.php

Оживленно нынче в космосе

Еще и кабаков понастроили

Сколь бескрайним и многообразным может быть космическое пространство в видеоигре, мы узнали еще в 1984 году вместе с выходом бессмертной и памятной Elite. Игра весом в несколько десятков килобайт разворачивала перед нами (на самом деле — генерировала) невероятную вселенную, включавшую в себя несколько галактик, пару тысяч звездных систем, несчитанные горы станций, астероидов и прочего космического хлама, некоторое количество неожиданных сюжетных миссий и почти полную свободу жизни в векторном мире. Да, именно в векторном — Elite, кроме всего прочего, претендовала на трехмерность происходящего действа, далекую, разумеется, от современных стандартов, но потрясавшую воображение без малого тридцать лет назад. Совокупность этих находок буквально установила новый рекорд увлекательности компьютерных игр, проще говоря — оторваться от Elite было практически невозможно (те, кто помнят старые Спектрумы с кассетами «МК», не дадут соврать). Да, в космос тогда хотелось всем.

Пронзаем бескрайние дали

А заправляться от звезды тут нельзя, жаль

Шли годы, Elite обзавелась парой продолжений (в будущем году, кстати, ждем новую часть) и некоторым количеством любительских модов, а также славными продолжателями дела межгалактической вседозволенности. Одним из таких последователей был X: Beyond the Frontier, зашвырнувший нас на экспериментальном космическом корабле в совершенно неисследованный, но очень экономически развитый край вселенной. Кое-что первый X привнес в жанр нового, кое-чего, напротив, не хватало, а в целом же игра оказалась очень востребованной у поклонников жанра, в силу чего и получила достойную дозу восторгов.

Последующие X: Tension, X2 и X3 (Reunion и Terran Conflict) не уронили гордое знамя серии, радуя своих преданных фанатов, но, одновременно с этим, констатируя тревожный факт: придерживаясь своей проверенной временем концепции, серия все меньше привлекала новых игроков, круг ее поклонников почти не менялся. Виной тому служила повышенная сложность «входа в игру»: тем, кто разобрался в тонкостях управления и экономических взаимоотношений серия X незабываемые впечатления и долгие месяцы упоения, но, к сожалению, желающих изучать документацию и самостоятельно открывать новые грани игры становилось все меньше. Собственно, некоторая отчужденность серии от современной аудитории и послужила одной из причин перезапуска франшизы. Но вот не отпугнул ли этим Egosoft старую гвардию космических пилотов?

С какой бы стороны к нему сунуться?

Пасхалка из далекого прошлого

Итак, вашему герою, носящему имя Рен Отани (и, кажется, не связанному родственными узами с Бреннанами) вверяется корабль с трогательным названием «Альбионский Скунс», а также выдается подручная аферистка-напарница, определяющая завязку сюжета. Сценарий первым делом бросается выполнять роль туториала, призванного познакомить игрока с новым миром, об каковую функцию тут же и спотыкается. Да, серия X никогда не славилась дружелюбным и подробным обучением (в смысле — игровым, объемистая документация таки содержала ответы на большинство вопросов), но тем более удивительно, что «перезагрузка», призванная привлечь к проекту новых людей, страдает все тем же недугом. Обучение, конечно, стало детальнее, нежели прежде, однако о многих вещах, как и раньше, предстоит догадываться самостоятельно. Впрочем, ничего особенно сложного тут нет. Что же касается самого сюжета, сказать о нем просто нечего: история о вашем противостоянии могущественной корпорации не увлекает, не затягивает, не запоминается, да еще и подается на редкость скомкано. Жаль, конечно, но ведь вселенная X, не сценариями едиными сильна, не так ли?

Знакомьтесь, ваша напарница: на лицо ужасная, добрая внутри

Хотели почесать его за ухом, но не нашли ушей

Пожалуй, главный шок, который ожидает поклонников серии, состоит в надругательстве над одной из основ Elite-подобных игр — возможности полетать на всем, что душа пожелает. Кончились сладкие денечки — весь Rebirth вы пролетите на одном и том же звездолете, том самом стареньком, но чрезвычайно бодром «Скунсе». Не хотите летать на скунсе? Извините, других средств передвижения для вас не предусмотрено (да, нас предупреждали, но мы не хотели верить). Впрочем, за собой можно вести хоть целый флот других кораблей, что хоть чуток, да подслащивает горькую до слез пилюлю, да и апгрейд вашего пепелаца никто, к счастью, не отменил. Конечно, «Скунс» проходит красной (ну пусть хотя бы бледно-розовой) линией сквозь сюжет, но решение разработчиков, в любом случае, выглядит крайне странным и малооправданным.

Трюм вашего единственного и неповторимого корабля не позволяет даже самой мелкой спекуляции — для любой торговой операции извольте запастись космическим грузовозом, укомплектованным командой. Вы заключаете сделку, затем командуете подчиненному капитану откуда забрать груз и куда его доставить. Самому мараться доставкой вам категорически не позволят — кораблик-то у вас, как-никак, с героическим прошлым, не торгаш какой. Вместе с личной торговлей остались в прошлом и такие небесполезные когда-то вещи, как автопилот и временная компрессия. Первый, впрочем, разработчики обещают таки доделать до Нового года, а вторую худо-бедно заменяет банальный форсаж, расходующий энергию от вашего защитного поля.

Сенокос не за горами…

Немалые изменения произошли и во взаимодействии со станциями (да, только с ними, на планетах по-прежнему жизни нет). Спокойно пристыковаться, выбрать в меню нужные вам товары и связаться с нужными людьми больше нельзя — теперь вам предстоит самостоятельно разминать затекшие от долгого перелета ноги в коридорах и барах космических комплексов. Как наверняка помнят многие наши читатели, схожая система была реализована в отечественной игре Parkan 1997 года выпуска.

К сожалению, развитием этой системы Rebirth похвастаться не может: все внутренние помещения всех станций на редкость однообразны (что, как минимум, странно, учитывая их внешнее разнообразие), все кабаки и каюты сделаны на один лад, даже цветовая гамма повсюду одна и та же. В этих унифицированных норах вам и предстоит в режиме 3d-экшена (только без оружия) отыскивать нужных людей, которые будут готовы наняться к вам на службу, отремонтировать и усовершенствовать ваш корабль, продать и купить что-либо ценное или просто поболтать за жизнь с целью улучшения условий очередной сделки. Честно говоря, такая свобода перемещения внушала большие надежды на возможность личного участия в абордаже вражеских судов, но надеждам сбыться не было суждено: на абордаж мы отправляем специально дрессированных десантников, сами же можем помочь им лишь опосредованно, отстреливая подлежащему захвату кораблю нужные системы и отчаянно взламывая его компьютерные системы управляемыми дронами.

На роботе покататься нельзя, не надейтесь

Жилые помещения в X: Rebirth не блещут комфортом

Взорвали гипердвижки, теперь он никуда не денется от абордажной команды

Во времена мрачного будущего (относительно прошлых игр серии) Rebirth врата Предтеч оказались по большей части закрыты. Зато упростилась связь между соседними станциями и секторами — в космосе проложили этакие автомагистрали. Перемещаясь по такой магистрали между секторами, вы волей-неволей должны преодолеть дорогу до конца (точнее, просто дождаться окончания поездки).

С «проселочными» дорогами, связывающими станции в пределах одного сектора, все гораздо интереснее. Во-первых, войти в них можно в любом месте, равно как и выйти — в последнем случае корабль мгновенно тормозится до штатной скорости. А во вторых каждая магистраль разгоняет корабли только в одном направлении, что надо непременно учитывать при навигации. Зеленые «шоссе» обтекают сектора подобно рекам с быстрым течением, в большинстве случаев вы можете облететь кругом весь сектор без, так сказать, пересадки. Находка весьма интересная, на игру она влияет в немалой степени, но, к сожалению, ее заметно портит отсутствие нормальной карты и, как следствие, неудобная навигация.

Кстати, в процессе перемещения по магистралям вы можете занять себя небольшой мини-игрой: пристройтесь в кильватер пролетающему мимо кораблю и вы ускоритесь, сокращая таким образом временные затраты на полет.

Пробок здесь пока нет, но это дело будущего

Очередь покидающих сектор

Вот такая в X: Rebirth монструозная карта

В меркантильном мире X деньги значат все, так что зарабатывать их придется с отчаянным усердием. Более того, выполнение сюжетных миссий обычно не приносит вам ни кредита, даже напротив, порой ваша подпольная деятельность требует весьма ощутимых затрат. До того, как вы отстроите собственные добывающие комплексы, наймете личный торговый флот и почувствуете себя олигархом межгалактического масштаба, пройдет немало времени и значительную часть этого времени вам предстоит перебиваться на побочных миссиях. Задания вам выдаются не в причальных доках, а где придется — высматривайте на станции иконки черепов (боевые миссии) или чемоданов (соответственно, торговые). Обнаружить их зачастую непросто, зато потерять из виду — раз плюнуть, так что работу в Rebirth приходится в прямом смысле слова искать. Что же касается торговли, то экономическая система пока что откровенно сыровата, хотя и обещает в будущем развиться.

Аквариум в космосе мы уже где-то видели, не так ли?

Техническая часть, пожалуй, в наибольшей степени способна подпортить впечатление от игры — недаром даже сами разработчики, спустя четыре дня после релиза, приносили извинения игровому сообществу за недоделанный продукт. Пока что Rebirth не поддерживает большую часть джойстиков, что не позволяет получить полноценное удовольствие от космических полетов, умудряется подтормаживать на любом, кажется, железе и умеет вылетать в самый неподходящий момент (к счастью, нечасто). Графика Rebirth приятна глазу в космических пространствах (разве что с буйством красок переборщили) и совершенно отвратительна в переходах космических станций — эту составляющую разработчикам еще допиливать и допиливать. А вот со звуком (точнее — с музыкой) сразу все хорошо: вспоминаются и прежние X’ы, и Космические рейнджеры, да и вообще подобные композиции способствуют созданию научно-фантастической атмосферы.

Станции в X: Rebirth большие…

…искать место для парковки придется долго

Неужели перезагрузка провалилась и Rebirth все-таки опозорил своих орденоносных предков? Нет, это, к счастью, не так. Вся беда этой игры в том, что ее выпустили даже не то чтобы недоделанной, а просто откровенно сырой, в силу чего ее трудно оценить по достоинству. Не будем, однако, забывать, что схожая судьба (ну, может быть, в меньших масштабах, но все же) преследовала все проекты вселенной X — вылупляясь страшноватыми и глючными птенцами, они месяцами и годами шлифовались до должного великолепия, раскрывая свой потенциал.

Мы убеждены в том, что Egosoft доведет свое детище до ума, недаром патчи сыплются как из рога изобилия (за первую неделю тестирования мы установили на игру три патча). Самые упорные из нас будут, несмотря ни на что, играть в Rebirth уже сейчас, злясь, скрипя зубами, но лично наблюдая, как игра обретает свой истинный облик. Ну а самые умные, как водится, подождут месяцев шесть и уже с комфортом и удовольствием окунутся в новую редакцию мира X, лишенную (мы верим!) детских болезней и достойную своих прародителей.

Теги: