Телеком со стороны: прогнозы и тенденции
Телекоммуникационный рынок в последнее время меняется незначительно, основные векторы его развития уже давно определились. Зато перестановки даже в первом эшелоне постоянны, да и тенденции меняются год от года. Сейчас телеком при всех случившихся в прошлом году торможениях всё же обгоняет по темпам роста IT. Даже очень актуальная тема ноутбуков не спасает компьютеры, ведь к телефонам с недавних пор относится и также весьма активный сегмент коммуникаторов. Сегодня можно говорить об окончательном отмирании идеи КПК, остались только единичные ассортиментные решения – от той же HP, например. Переход на телефонные рельсы – повсеместный для наладонников. На этом и погорела Palm – компания не оценила вовремя перспективность направления и очень быстро превратилась из ключевого игрока на рынке мобильных устройств в едва заметного, особенно на нашем рынке. Недавний вывод Treo 500 совместно с «Евросетью» вряд ли сильно изменит ситуацию, устройство на данный момент сильно переоценено и будет пользоваться умеренным спросом.
Первая пятёрка брендов в телекоме сформировалась не вчера, и больших новостей в ней не предвидится. Последним событием стал уход Siemens, теперь всё тихо и спокойно, только происходит тасовка внутри. Особенно горячо сейчас обсуждается резкое падение продаж телефонов Motorola, а также отсутствие обновлений модельного ряда от этого производителя. Слухи о свежих аппаратах уже давно гуляют по Сети, но кроме бюджетников официально ничего до сих пор не подтверждено. Большие надежды возлагаются на сотрудничество с Kodak (в частности – модель ZN5). Из уже представленного локомотивом продаж станет ROKR E8, который должен появиться в России уже в следующем месяце.
Пора ли хоронить, по сути, создателя самой идеи мобильника и поставщика Пентагона в одном лице, как это случилось с Siemens? Ответ на этот вопрос спешат дать наши коллеги. Однако всё не так просто, достаточно вспомнить ряд крупных приобретений компании в прошлом году, в частности UIQ у Sony Ericsson. Подобные сделки на пороге банкротства не совершаются, и та же компания Siemens тому ближайший пример. Действительно, на данный момент продуктовая линейка и её продвижение у Motorola выглядит довольно слабо на фоне конкурентов, однако планы не так уж скромны: телефоны с двумя сим-картами, мощные камерофоны, UIQ-смартфоны и прочие актуальные для рынка решения.
Продвижение страдает лишь от недостатка моделей, сами каналы отлично налажены. Та же «Евросеть» не раз признавалась в любви именно к этому бренду, а у небезызвестного Евгения Чичваркина в качестве личного средства связи, опять же, именно Motorola. Проблема с портфолио при этом очень остра – многие бренды второго эшелона имеют больше аппаратов в активной линейке. Даже сравнительно нестарый RAZR2 нельзя назвать ключевым, достаточно вспомнить, как рухнула его цена. Сейчас это уверенно средний класс из-за невысокого спроса при начальной стоимости. Motorola нужны флагманы, которые бы вытянули продажи. Параллельно нужно поддерживать самый низкий сегмент.
Пока позиции американского бренда в мире остаются сильными – это третье место в штучном и денежном выражении, но ведь ещё в прошлом году у Motorola было «серебро». Темпы падения очень высокие, а потому руководству компании нужно срочно принимать решительные меры. В России Motorola уже съехала на четвёртое место, пропустив вперёд Sony Ericsson. Последний благодаря коммерческим договоренностям выставляется вперёд на стеллажах одной из крупных сетей, а потому серьёзно улучшил свои позиции, несмотря на спорную пиар-политику. Брендовая лояльность к этой марке традиционно сильна, немногим меньше Nokia, а потому интерес вызывают даже ассортиментные модели.
В мире одними стеллажами спрос не поднимешь, а потому с недавних пор у SE только пятая строчка общего рейтинга (чистая прибыль снизилась почти в два раза по сравнению с первым кварталом 2007-го, до 133 млн евро) – LG вырвалась вперёд. Новый японский менеджмент скрашивает в концерне удачную линейку продуктов, да и с выводом на рынок SE опаздывает, не вызывает энтузиазма ценовая политика. Примером может служить связка Sony Ericsson G900 и Nokia N82. Финский смартфон появился на полгода раньше и стоит теперь заметно дешевле. Компания SE уже уступила рынок камерофонов (на данный момент в продаже имеется всего один 5-мегапиксельный аппарат), а теперь нависла угроза над Walkman ввиду отсутствия 3,5 мм и звукового чипа.
Ближайшая аналогия SE в сознании многих – это Nokia. В реальности финский бренд намного сильнее, вот уже который год это безоговорочный №1 как в мире, так и по регионам. Залогом лидерства в первую очередь является насыщенная продуктовая линейка. Найдутся аппараты на любой вкус, особенно сильны позиции компании в сегменте смартфонов. В обозримом будущем ситуация не изменится, в том числе и в России. Nokia активно занимается сервисами в последнее время, что лишь усиливает её позиции на рынке. В России уже в этом году своего ближайшего конкурента планирует обогнать компания Samsung, но по ряду причин у неё это вряд ли получится, не поможет даже DuoS. А с введением в строй готовых продуктов на сенсорной версии S60 портфолио Nokia станет самым диверсифицированным.
Для Samsung сейчас непростое время – после резкого взлёта компания в явной стагнации по продуктам, да и многочисленные скандалы в штаб-квартире не пройдут незаметно. Глава данного производителя даже подал в отставку, а некоторые ключевые стратеги из топ-менеджмента готовы последовать за ним. И это после действительно успешного для корейского гиганта 2007 года, когда бренд стал №2 в мире после Nokia, обогнав Motorola. Сейчас из заметного у Samsung только U900 Soul, остальные премьеры менее интересны. Это единственная компания, которая ещё не отчиталась за первый квартал, и результаты вряд ли будут радужными.
Наконец, LG. До последнего времени многие по ряду причин относили компанию чуть ли не ко второму эшелону, но с этого года у корейцев большие планы и соответствующая линейка. Первые продажи Viewty показывают верность направления (за первый квартал рост составил 32,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В России всё не так радужно в первую очередь из-за умеренной лояльности к этому бренду, но демпинговая политика и активное насыщение портфолио сделают своё дело, у LG есть все шансы обогнать на нашем рынке слабеющую Motorola. На данный момент это самая быстрорастущая компания в телекоме.
Из ближайших преследователей вышеозначенной пятёрки – HTC, но разрыв пока очень велик (ожидания на весь 2008-й – всего 15 млн устройств). С Windows Mobile вообще отдельная история. Например, по оптимистичным прогнозам, в 2008 году рынок смартфонов и коммуникаторов на платформе Microsoft в России составит всего миллион штук. Причём львиная доля будет принадлежать именно HTC. Если в прошлом году был дефицит ближайшего E-TEN и он неплохо продавался, то с начала года, по словам ретейлеров, реализация этой марки рухнула, уже сильнее ASUS, но и он в общем масштабе телекома составляет довольно скромные суммы, не говоря уже о более слабых Gigabyte, Toshiba и так далее. Ранее казалось, что аппараты на WM не продаются из-за того, что их нет в массовом ретейле. Но теперь они там присутствуют, и становится понятно, что это не панацея. Нужно особое продвижение, которого пока нет.
В заключение рассмотрим главные тенденции последнего времени. Из аппаратных моментов производители сейчас делают акцент на три направления: камера, музыка, навигация. При этом все в один голос заявляют о важности программной составляющей, и роль сервисов будет только расти. Например, постепенно приходит осознание, что одними мегапикселями в камере доверие аудитории не заслужишь, нужно ещё что-то по софту – прямой блоггинг, например. Особенно преуспела в этом SE – имеется даже фокусировка пальцем в новом G900. Ну а по сервисам в целом лидирует Nokia c многообещающим N-Gage в первую очередь.
Навигационная деятельность финнов, кстати, оказалась настолько успешной, что сейчас Еврокомиссия начала расследование в отношении сделки по приобретению Navteq – появились серьёзные опасения относительно соответствия требованиям, касающимся соблюдения конкуренции на рынке. Это ещё раз доказывает, что лидера телеком сменит не скоро, возможны перестановки только ниже первого места.
Вердикт Ferra.ru
В ближайшее время можно ожидать снижения рыночной доли Samsung и Motorola. Последнюю, впрочем, может спасти долгожданный лонч новых продуктов среднего и высокого ценового сегмента, который, по слухам, может состояться уже на следующей неделе. А вот слабеющая на глазах линейка корейцев и скандал с руководством вряд ли удастся так легко поправить. Более уверенно, но тоже не слишком обнадёживающе выглядят позиции SE – все ключевые для продаж модели (в первую очередь G900) пойдут в розницу только летом, а до этого почти целый квартал. Замедлится и Nokia, хотя уже в третьем квартале будет целая серия сильных моделей в продаже, да и раньше появится долгожданный N78. А вот перспективы LG на фоне всего этого выглядят очень многообещающе, компания серьёзно прибавит в доле за этот год. Аналогично и у HTC – новая платформа станет маленькой революцией для WM и вернёт компании технологическое лидерство, она будет представлена уже 6 мая. Что касается тенденций, то мы бы выделили интеграцию как главный вектор развития индустрии сегодня.