Мобильная связь в российской провинции
Иваново – заманчивый город. Город невест. На поверку – типичный региональный центр российской глубинки, не более того. Замечательная возможность взглянуть на “Засадовье” брезгливым взором искушённого москвича. Почему именно Иваново? Всё просто: аккурат к нашей задумке компании Цифроград и БиЛайн взялись провести в городе пресс-конференцию по поводу беспрецедентной для всей России акции “Не забывай школьных друзей” и решили пригласить на мероприятие московских журналистов. Естественно, мы поспешили согласиться на трёхсоткилометровый вояж за Садовое кольцо и стали паковать вещи в дорогу.
Иваново – город невест?
Так уж повелось, что Иваново знаком всем и вся прежде всего как город невест, и, кстати, неслучайно. Оказывается, в не слишком далеком, но уже совершенно другом прошлом власти задались целью сделать из региона текстильный центр. Ткацкое ремесло доверили женщинам и стали поощрять привлечение новой рабсилы из соседних и не очень областей. Дело пошло на лад. Даже герб с ткачихой изваяли. Однако потом половая дискриминация вместе с поощрениями за привезённых рабынь испарились, и теперь Иваново – это самый обыкновенный городишко необъятных просторов нашей большой родины.
Краткая справка Иваново расположен в междуречье Волги и Клязьмы, на берегах р. Уводь (приток Клязьмы), в 318 км к северо-востоку от Москвы. Население – 454.8 тыс. (на 2001 г.) человек. Территория Ивановской области – 21 800 кв. км. Население – 1 148 900 человек. Процент городских жителей – 82,6%, в т.ч. в малых и средних городах – 37%. На месте современного города в XVII в. было крупное торговое село Иваново (впервые упоминается в 1561), главным занятием жителей которого был "холщовый промысел". В 18 в. возникли первые полотняные и ситценабивные мануфактуры (к 1825 насчитывалось свыше 100 мелких фабрик; Иваново называли русским Манчестером). К середине XIX в. сформировалось несколько текстильных слобод, которые в 1853 г. были объединены в Вознесенский посад, т.е. образовали торгово-ремесленное селение, а определение Вознесенский было присвоено по церкви Вознесения Господня. В 1871из села Иваново и Вознесенского Посада был образован город Иваново-Вознесенск. К началу ХХ в. Иваново-Вознесенск – типичный промышленный город с многочисленными фабриками. В 1905 здесь прошла Иваново-Вознесенская стачка, во время которой был создан первый в России Совет рабочих депутатов. С 1918 город стал центром Иваново-Вознесенской губернии, а с 1929 – Ивановской области. С 1932 называется Иваново. В довоенные годы в Иваново были построены новые текстильные предприятия. Ведущая отрасль промышленности – текстильная. Действует 12 текстильных фабрик и комбинатов, выпускающих хлопчато-бумажные, шёлковые и шерстяные ткани. Крупнейшие предприятия: АО "Меланж", "Хлопчатобумажный комбинат имени Самойлова", "Новая Ивановская мануфактура", "Ивановский камвольный комбинат". Развито машиностроение: производство автокранов (ЗАО "Автокран"), металлорежущих станков, чесальных машин, экскаваторов, текстильного оборудования, точных приборов. В городе действуют предприятия химической, мебельной, швейной, пищевой промышленности, производство стройматериалов, а также в Иваново есть единственный в России парашютный завод. |
Несмотря на перемены, женский пол всё равно в значительном большинстве, однако это свойственно большинству российских глубинок. Наравне с этим, по рассказам местных жителей, в Иваново масса закрытых предприятий, которые либо обанкротились, либо банкротятся в настоящий момент. Унылое зрелище, надо признать.
Женская рабсила ищет денег в не менее востребованных сферах интимных услуг. Весьма массово, кстати. Впрочем, ближе к полудню улицы наполнены вполне себе благонравными девицами. Попадаются как красивые, так и не красавицы. Разнообразие на любой вкус, одним словом. Может, всё же невесты…
С мужской частью сложнее. По заверениям директора местного отделения Цифрограда, порой весьма непросто понять, откуда у жителей берутся деньги на те же сотовые телефоны, не говоря уже про менее ведомую массам технику, например, MP3-плееры. Последними здешняя сеть занимается уже полгода, однако воз и ныне там – ввиду малой популяризации истинной функциональности подобные шкатулки музыкальных кровей по-прежнему считаются не более чем именно плеером. Вместе с тем, Цифроград умудряется вполне успешно торговать и дорогими моделями трубок. Среди особенно примечательных были замечены Nokia 7710 и 9500. Даже в торговом центре средней руки для соответствующего покупателя, по словам одного из менеджеров, продаётся 1-2 подобные модели в 2 месяца. Вполне неплохо для провинциального городишки.
Н.К.Киселев, директор Ивановского Цифрограда, в приватной беседе с нами гордо рапортует: “если точка собирает менее 10 000, немедленно её закрываем”. “Простите, в день?” – пытаемся уточнить. “В месяц... Город Иваново...” – напоминает он. Действительно, внешность Иваново не из тех, что имеется у аккуратных стиляг вроде Минска. Дома низки и ветхи, улицы изрыты забытыми ямами, ну а про ассортимент всякой всячины и вовсе не хочется вспоминать. Между тем, после двухчасовой прогулки по городу остаётся самое приятное впечатление. Наверное, дело в приятных людях, да и всё действительно необходимое в городе всё же имеется.
Что до имеющегося в салонах Цифрограда… признаться, впечатляет. Учитывая масштабы местности, разнообразие действительно исчерпывающее. Средняя цена телефона – $130. Самый популярный брэнд – Samsung. Кроме того, весьма востребованы Nokia и LG. В целом, очень похоже на общероссийскую картину.
Заходим в главный офис сети. На витрине всех по чуть-чуть, а ещё Nokia и… Alcatel. Спешно интересуемся, неужели обе марки одинаково лидируют на ивановском рынке. Ошиблись. Оказывается, Alcatel – в аутсайдерах. Только потом замечаем скидочный купон около каждой из моделей.
Всего в Ивановском Цифрограде продаётся 1500-2000 телефонов в месяц, 200 из которых идут по программе “trade-in”, т.е. на обмен. По словам Николая Константиновича, ещё пару лет назад люди предпочитали частную торговлю, которая, впрочем, имеет своего покупателя и теперь. В подтверждение мы проезжаем около десятка потрепанных волг, в которых сидят упитанные личности явно бандитской внешности. “Теперь”, – продолжает Киселев-старший, – “ситуация постепенно меняется”. Да-да, есть ещё и Киселев-младший – Александр. Он наравне с отцом и ведёт местный Цифроград к светлому будущему. Впрочем, даже ясное небо темнеет ближе к ночи. Вот и для Цифрограда в апреле 2004 года настал “судный день”. Виновник смуты – Евросеть. По субъективным ощущениям, единственный достойный конкурент в городе. Остальные салоны наподобие “Плюс” или “Сеть” заметно проигрывают. Евросеть берет низкой ценой, но уступает количеством салонов. Их у Цифрограда 10, около 50 кв.м. каждый. У пришедшего этой весной Связного пока только 2 салона, но темпы развития многообещающие. Конкуренция налицо. И во благо каждому, полагаем.
Войны между сетями салонов электроники – цветочки в сравнении с бранью местных операторов. На этом поприще в регионе действует 5 брэндов: БиЛайн, МТС, Смартс, МегаФон и ИРТ. Судя по рекламе в городе, БиЛайн явно лидирует, причём со значительным отрывом, заметно меньше о себе вещает МТС, Смартс – на достойном третьем месте, а замыкает хит-парад впечатлений МегаФон. Об ИРТ мы за день регионального вояжа так ничего и не узнали, да простят нас представители оного. Примечательно, что операторы не ограничиваются “наружкой”. Вот так, к примеру, БиЛайн эксплуатирует местные такси и скамейки:
Николай Константинович рассказал нам, что БиЛайн пришел в город третьим, но первым внедрил в повсеместную розницу карточки экспресс-оплаты. К тому же, по его словам, это самая рыночная компания среди операторов сотовой связи в Иваново. Между тем, у тот же МегаФон испытывает ощутимые затруднения с услугой экспресс-оплаты посредством карт. Неудивительно, ведь этот оператор пришел в регион последним. Последний же он и в списке числа абонентов, если, конечно, не считать таинственного ИРТ. Смартс, несмотря на первенство, теперь только на третьей позиции. БиЛайн и МТС примерно равны, хотя МТС может похвастаться б_о_льшим числом “тяжёлых” абонентов. Судя по исключительной рекламной активности БиЛайн, полагаем, равенство недолговечно.
Рынок сотовой связи Иваново На рынке сотовой связи Ивановской области действуют 5 операторов: БиЛайн (42,7%), МТС (37,8%), Смартс (10,01%), МегаФон (8,6 %), ИРТ (1,2%). Уровень проникновения на 31.03.05г. – 52%. |
БиЛайн в регионе 4 июня 2004 года – начало коммерческой эксплуатации БиЛайн в Ивановской области. На конец марта 2005 года обеспечено устойчивое покрытие города, а также Шуи, Тейково, Кинешмы, Вичуги, Родников, Фурманова, Лежнево, Комсомольска, Приволжска и менее крупных населенных пунктов. Обеспечены покрытием основные трассы: Иваново – Москва, Иваново – Кострома, Иваново – Ярославль. Главные задачи на 2005 год: обеспечить полное покрытие трассы Иваново – Нижний Новгород и в восточной части области (Лух, Савино, Ильинское – Хованское, Верхний Ландех, Пестяки). Абонентская база за 2004 год увеличилась в 3.8 раза и на 31 марта 2005 года составила более 250 000 пользователей. БиЛайн – первый оператор, вышедший на Ивановский рынок с посекундной тарификацией с первой секунды разговора, а также первая компания, предложившая карточную систему оплаты разговоров, online billing (тарификация разговоров в режиме он-лайн), Camel-Roaming, услуги WAP и GPRS. Подключиться к сети БиЛайн можно более чем в 130 офисах продаж, приобрести карты экспресс-оплаты – в 1270 точках. |
БиЛайн весьма щепетильно относится к новым технологиям, внедряя их незамедлительно. Уже сейчас у этого оператора более 23 000 пользователей GPRS по Ивановской области. Кстати, на Цифроград приходится 10% всех подключений к БиЛайн, и с каждым месяцем эта цифра растёт в среднем на 30%. Неудивительно, что компании решили организованно выступить тандемом на общей пресс-конференции.
Халява для выпускников
После экскурсий по городу журналистов местных СМИ и их московских коллег собрали в актовом зале самой маститой из Ивановских школ. Скажете, сэкономили? Отнюдь! Причина для столь необычного места проведения мероприятия таится в его сути. БиЛайн и Цифроград решили сделать подарок всем выпускникам Ивановской области – акцию “Не забывай школьных друзей”. Более 9500 молодых людей совершенно бесплатно получат пакеты “Тайм” с $3 на счету. Согласитесь, щедрая затея. Более того, до конца июля 2005 года все выпускники Иваново и области получили возможность приобрести мобильную технику в центрах сети Цифроград в Иваново и Шуе с 5% скидкой. Причём, как заверил нас А.Н.Киселев, дискаунт распространяется на любую модель вплоть до самого дорогого гаджета.
Можно ли считать такой шаг отказом БиЛайн от “тяжёлых” абонентов, которых у оператора и так немного? А.Б.Качурина, директор Ивановского филиала БиЛайн считает, что нет. По её словам, это разовая акция, которая приурочена к выпуску школьников в новую жизнь, к новым перспективам и возможностям, где им наверняка пригодятся новые технологии. Далее следует ожидать мероприятий, направленных и на другие слои потребителей. К слову, как заверили представители БиЛайн, именно этот оператор наиболее востребован у молодежи. Видно, выпускники в её состав пока не входили…
Затишье перед бурей
Многие наивно полагают, что основные деньги в России “крутятся” в Москве. Опрометчиво. Хорошее покрытие регионов – отличная наживка, скажем, для крупной нефтяной компании. Именно поэтому брезгливо щуриться при виде скудности здешнего развития мобильной связи не совсем правильно. Вернее, совсем неправильно. Тем более, регионы растут в этом смысле, и растут довольно резво. Это хорошо заметно на примере Ивановской области, где имеются все знакомые нам беды провинции, однако новые технологии расцветают пышным цветом.