Мобильная почта в российских реалиях: SMS-киллер собственной персоной
Сегодня, наверное, нельзя найти человека, который бы не знал о существовании такого оператора сотовой связи как Билайн (торговая марка, принадлежащая ОАО "ВымпелКом"). Столь агрессивной и запоминающейся рекламной кампании не проводит, пожалуй, больше ни одна компания. И рекламные ролики на радио и телевидении, и море рекламных щитов на улицах городов, и плакаты в метро (там, где оно есть) оставляют неизгладимый след в памяти граждан: незамысловатое сочетание чёрного и жёлтого, где бы оно ни встречалось, пробуждает воспоминание именно о Билайн. Однако следует отдать должное криэйторам, создавшим эти творения рекламного искусства, ибо они действительно много лучше подавляющего большинства той рекламы, которую нам приходится терпеть каждый день.
Среди множества рекламируемых Билайном услуг особый интерес представляет так называемая "Мобильная почта" - решение для корпоративных пользователей, желающих всегда получать свою электронную корреспонденцию ровно в тот момент, когда она приходит на их ящик. Многие из вас тут же скажут, что их Microsoft Outlook при работе с Exchange Server и так получает почту тогда, когда она приходит на корпоративный сервер, и будут абсолютно правы. Но тогда зачем же нужна эта услуга, за которую оператор ещё и денег попросит? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе несколько жизненных ситуаций, в которых каждый из нас оказывается практически каждый день.
Итак, до тех пор, пока вы сидите на своём рабочем месте перед монитором своего компьютера, вы узнаёте о появлении новой почты и читаете её в случае таковой необходимости именно тогда, когда она соблаговолит свалиться к вам в ящик. НО! Как только вы покидаете своё насиженное место, допустим, с целью пообедать, навестить своих подчинённых в соседнем корпусе или на другом конце города, находитесь в разъездах по работе в своём районе или в другой стране... Да мало ли уважительных (и не очень) причин найдётся, чтобы отлучиться на время от своего компьютера. Так вот, именно с этого момента моментальность вашего Outlook-а теряет какую-либо актуальность, и все письма, а в особенности те, которые должны быть прочитаны в ту же секунду, когда были получены, остаются вне поля вашего внимания ровно столько времени, сколько вы будете находиться вдали от вашего компьютера. Или до тех пор, пока вы тем или иным способом не проверите свой e-mail. Но время, как известно – деньги и иногда (а зачастую - почти всегда) довольно большие. И здесь на сцену выходит Она - "Мобильная почта" от Билайн – так называемый Push e-mail.
Суть услуги заключается именно в том, что вне зависимости от того, где вы находитесь, ваша почта приходит на ваш смартфон, коммуникатор или карманный компьютер ещё "тёпленькой", т.е. сразу же после её "проникновения" на корпоративный почтовый сервер.
Кому это надо
В числе потенциальных потребителей данной услуги нам видятся менеджеры среднего и верхнего звена, сотрудники компаний, часто бывающие в разъездах или командировках, для которых постоянный доступ к корпоративной почте служит залогом успешного ведения бизнеса, а также директора и президенты компаний, желающие даже на рыбалке не отрываться от своих дел ни на минуту.
Возможно, в будущем данная услуга станет также востребованной среди молодёжи, т.к. подобное решение позволит отказаться от таких услуг как SMS и MMS, но это пока лишь только предположения.
Что для этого нужно
Чтобы сказка стала реальностью, а почта обзавелась мобильностью, необходимы следующие компоненты: один корпоративный сервер, мобильные терминалы (их число ограничивается числом потенциальных пользователей), программное обеспечение и подключённая услуга у оператора. Остановимся на некоторых пунктах поподробнее. Следует пояснить, для чего нужен сервер, какие системные требования к нему предъявляются, а также какие мобильные терминалы подходят для данных целей.
Следует отметить и тот факт, что предоставление услуги возможно только в том случае, если сервер корпоративной почты в компании построен на базе Microsoft Exchange (поддерживаемые версии: 5.5, 2000 или 2003) или Lotus Domino (поддерживаемые версии: 5.0, 6.0 или 6.5). Прочие почтовые решения на данный момент не поддерживаются.
Push-коннектор представляет собой программно-аппаратное решение в виде сервера и устанавливаемого на него специального программного обеспечения. Основная задача Push-коннектора – передавать письма, приходящие пользователям, у которых подключена услуга «Мобильная почта» на сервер ретрансляции, физически расположенный у оператора, с последующей их доставкой абоненту в тот же момент, т.е. моментально.
В соответствии с официальной документацией, идущей в комплекте с пакетом «Мобильной почты» для обеспечения стабильной работы Push-Коннектора с числом клиентов до 240 включительно конфигурация сервера выглядит следующим образом: процессор Intel не менее 1 GHz, 512 Мб оперативной памяти или более и 100 Мбайт свободного дискового пространства. Операционная система Windows 2000 Server SP3 и выше, или Windows 2003 Server, а также Microsoft Outlook 2000 или Microsoft Outlook 2003.
Мобильные терминалы для пользователей, поддерживающие данную услугу, должны базироваться на одной из следующих операционных систем: Symbian серии 60 (Nokia), Symbian серии 80 (Nokia), Symbian UIQ (SonyEricsson), Windows Mobile 2003 Phone Edition (для коммуникаторов) и Windows Mobile 2003 Smartphone (для смартфонов).
Как это работает
На приведённом ниже рисунке можно видеть, как выглядит данная система в конечном виде.
Полагаю, как и мне, всем на этапе знакомства с данной услугой наиболее интересен следующий вопрос: какой путь и в каком виде проходит письмо с момента его прихода на вашу почту до момента доставки адресату на мобильный. Алгоритм таков:
- Электронное сообщение достигает ящика пользователя на корпоративном почтовом сервере.
- Почтовый сервер уведомляет Push-Коннектор об этом событии и Push-Коннектор извлекает это сообщение.
- Push-Коннектор генерирует электронное сообщение в собственном формате, содержащее исходное сообщение в сжатом и зашифрованном виде.
- Электронное сообщение в собственном формате передается на Сервер ретрансляции через корпоративный почтовый сервер.
- Сервер ретрансляции принимает электронное сообщение в собственном формате, извлекает содержащуюся в нем информацию (пока еще зашифрованную) и передает его (с помощью технологии “push”) по обычному TCP-соединению к Push-Клиенту, запущенному на мобильном устройстве пользователя услуги.
Однако, одно дело теория, и совсем другое дело – испытания в реальных условиях. Установка и настройка Push-коннектора на уже подготовленном для него сервере займёт у системного администратора от силы 15-30 минут. При этом в комплекте с «Мобильной почтой» идёт подробная инструкция, и ошибиться практически невозможно. Когда Push-коннектор готов, можно приступать к установке программного обеспечения на клиентские аппараты. Эта часть мне особенно нравится. В моём случае тестирование (а теперь уже и последующее использование) проводилось на коммуникаторе Qtek S110 на базе операционной системы Windows Mobile 2003 SE. На первом этапе устанавливается приложение Mobile e-mail – стандартная процедура инсталляции ПО на устройство данного типа осуществляется «в два клика» - в проводнике надо просто выбрать конкретный файл и тапнуть по нему стилусом. Далее требуется поставить галочку о принятии лицензионного соглашения и нажать кнопочку ОК, после чего устройство самостоятельно уйдёт в перезагрузку.
При следующей загрузке, после соединения по GPRS-каналу с указанной в инструкции точкой доступа, программа покажет 40-значный код. В зависимости от выбранной вашим IT-подразделением политики безопасности, для завершения активации услуги, его надо либо показать вашему системному администратору, либо ввести самостоятельно в первую строку тела письма, являющегося ответом на приглашение системы активировать данную услугу на вашем устройстве.
Собственно, на этом процесс настройки завершён. Теперь в стандартном приложении коммуникатора по работе с e-mail появилась новая учётная запись с именем Mobile e-mail.
Насколько же быстро письма приходят на мобильное устройство в реальности? Действительно ли технология Push'ирования писем столь оперативна, как это обещают разработчики? Для проверки утверждения о моментальности доставки была проведена серия опытов по отправке писем с разных ящиков. Результаты на самом деле впечатляют: иногда письма на мобильное устройство приходили даже раньше, чем об этом сигнализировал Outlook. Безусловно, случалось и обратное, но максимальные задержки письма ограничивались 10 секундами, и это не может не радовать.
Стоит также отметить, что возможности данной программы позволяют синхронизировать свой календарь, расположенный на корпоративном сервере, что является дополнительным преимуществом сервиса.
И ещё… если вы не хотите, чтобы ваша почта беспокоила в определённые моменты времени, то можно просто приостановить «пуширование» писем на устройство нажатием кнопки «пауза».
Ещё один приятный момент заключается в том, что при удалении нежелательного или более неактуального для получателя письма на устройстве, оно удаляется и с сервера. Таким образом, нет необходимости выполнять работу по чистке почты дважды: сначала на мобильном устройстве, а потом в почтовом клиенте на настольном компьютере.
Ещё немного технических особенностей
Используемый услугой "Мобильная почта" push-протокол оптимизирован для беспроводных сетей и минимизирует объем данных, который требуется для передачи служебной информации между пользователями услуги и серверами, а также для доставки сообщений между ними.
Перед тем как данные в зашифрованном виде будут переданы к мобильному устройству или от него, программное обеспечение услуги сжимает их с коэффициентом 2:1, что позволяет минимизировать объем передаваемых данных по беспроводной сети и максимизировать срок автономной работы. Оптимизация полосы пропускания достигается посредством «проталкивания» больших по объему вложений только тогда, когда этого требует пользователь. В сетях с коммутацией пакетов, таких, как GPRS, мощность главным образом потребляется при передаче данных по сети, а эффективное использование полосы пропускания позволяет сберечь мощность и продлить «жизнь» батареи. А благодаря интеллектуальной компрессии и возможности отсечения решение услуги "Мобильная почта" превосходит многие другие протоколы электронной почты (например, ActiveSync или IMAP), как правило, в соотношении 5:1.
Про возможность отсечения следует рассказать поподробнее. Данная функция позволяет ограничить предельно допустимый размер письма, принимаемого мобильным устройством. Изначально в default-настройках Push-коннектора предельно допустимый размер указывается в размере 10 кб, однако его можно изменить, поставив 1 или 2 кб. Это полезно, когда количество корреспонденции значительно, учитывая нынешний поток спама, рассылаемого в сети. После установки такого лимита все письма большего размера, приходящие получателю, будут обрезаться в соответствии с выбранным размером, после чего до получателя будет доходить только адрес отправителя, тема письма и то количество текста, содержащееся в письме, которое поместится в указанном допустимом объёме.
Что касается безопасности, то все сообщения, передаваемые между Push-Коннектором и Push-Клиентом, зашифровываются с помощью 128-битного ключа с использованием современного алгоритма шифрования AES (Advanced Encryption Standard) “Rijndael” (Более подробную информацию по алгоритму AES можно найти по адресу: csrc.nist.gov/encryption/aes). Этот ключ никогда не передается «по воздуху»; в частности, Сервер ретрансляции не имеет доступа к этому ключу и не может расшифровать информацию, пересылаемую между компьютером и мобильным устройством.
Сравнительное превосходство
Наверняка многие из вас слышали или даже видели довольно популярное, в первую очередь в Соединенных Штатах, решение BlackBerry, предлагаемое канадской компанией RIM (Research in Motion). Данный продукт изначально создавался его основателями с целью мобилизации e-mail. С увеличением популярности данного сервиса среди деловых людей всё чаще можно было наблюдать как какой-нибудь бизнесмен, стоя, например, в аэропорту в ожидании своего багажа, доставал свой BlackBerry и вдумчиво читал свою корреспонденцию. Насколько же забавно было наблюдать, когда тот же бизнесмен доставал из другого кармана свой Nokia или Siemens для того чтобы сделать телефонный звонок. Другими словами, удобство BlackBerry ограничивалось лишь одной функцией, а именно работой с e-mail вне офиса – для всего остального она была и остаётся довольно неудобной штуковиной. Не стоит также забывать и о том, что клиентские терминалы BlackBerry производятся исключительно самой RIM. Довольно значимую часть доходов компании приносят именно продажи производимых ею трубок.
В случае же с «Мобильной почтой» всё гораздо лучше: число мобильных терминалов, которые соответствуют требованиям, предъявляемым оператором, на сегодняшний день довольно высоко. Среди которых такие бренды, как Nokia, SonyEricsson, Hewlett Packard, Qtek, Eten.
Стоит также подчеркнуть, что стоимость решения от BlackBerry на порядок превышает таковую в случае с Билайн, а это очень часто является решающим фактором при выборе поставщика подобного рода услуг. Расценки на мобильную почту Билайн здесь следующие: 25 долларов США стоит подключение данной услуги, абонентская плата за пользование услугой составляет 19 долларов в месяц, а стоимость каждого мегабайта трафика равна всего 19 центов (все цены указаны без учёта НДС).
Подводя итоги
Итак, в сухом остатке имеем как минимум три плюса: оперативность доставки без излишних хлопот со стороны пользователя, сохранность передаваемой информации за счёт эффективного способа шифрования данных; экономия заряда батареи и трафика по сравнению с альтернативными решениями.
Дополнительным плюсом данного сервиса является его простота и удобство как в установке, так и в последующей эксплуатации для конечного пользователя (потребителя услуги), которому не нужно осуществлять порой сложных и не совсем понятных настроек в предустановленном почтовом клиенте своего устройства или в программном обеспечении от сторонних разработчиков.
К минусам можно отнести, пожалуй, лишь пару довольно спорных моментов. Первый заключается в том, что доступ к серверу ретрансляции может осуществляться только через специально созданную оператором точку доступа, отличную от стандартной (имеется ввиду internet.beeline.ru). То есть если конечному пользователю доступен иной способ доступа в интернет кроме как через GPRS-Internet от Билайн (например, WiFi или Bluetooth), воспользоваться им с целью получения «Мобильной почты» не удастся.
Второй недочёт текущей версии программного обеспечения для данной услуги – и это единственная ложка дёгтя в бочке с мёдом – неумение работать с правилами сортировки, хранящимися непосредственно на сервере. Если в моём случае при использовании почтовой программы The Bat! все правила сортировки входящей почты хранятся в конфигурации самого почтовика и исполняются непосредственно на рабочей станции получателя, то никаких проблем в получении почты мобильным устройством не возникает. В случае же когда письмо соответствует правилу сортировки на сервере, в соответствии с которым оно сразу же перемещается в определенную папку, не попадая во «Входящие», оно на мобильное устройство не будет доставлено. В остальных же случаях всё работает как часы.