Ferra.ru в гостях у Евгения Чичваркина («Евросеть»): беседуем о телефонах и не только…
Не так давно интернет-холдинг Rambler, путём общественного голосования, выбирал людей 2005 года, и в номинации «Связь» победу одержал Евгений Чичваркин – создатель и председатель совета директоров компании «Евросеть». Выбор посетителей портала сложно назвать случайным. Евгений – личность яркая, харизматичная, почти скандальная, настоящий символ и лидер компании «Евросеть», такой же динамичной и агрессивной. Выпускник ГАУ (ныне ГУУ), «лужниковский купец», не раз попадавший в передряги, но выходивший сухим из воды, теперь является одной из самых заметных фигур на рынке мобильной связи постсоветского пространства.
Евгений Чичваркин о корпоративном досуге в «Евросети»
- Евгений, вот у нас в коллективе Ferra.ru тёплая, почти домашняя обстановка – тапочки друг другу не подносим, конечно, но отдыхать стараемся вместе. А у вас в «Евросети» как с корпоративным досугом?
- Ну… напиваемся в карнавальных костюмах.
- А серьёзно?
- А это абсолютно серьёзно…
- И каков же круг приглашённых на подобные мероприятия? Старший менеджмент?
- Да нет, почему же – все! Все, кто ради компании готов надеть прикольный тематический костюм на праздник.
- Это в буквальном смысле «все»?
- Ну да, в буквальном смысле – 6000 человек.
- Всего же штат компании недавно был 27000 человек, а уже, наверное, и больше?
-
- Это по СНГ
- А в России?
- Около 30000.
Евгений Чичваркин об акциях «Евросети»
- Как «Евросеть» переживала недавние морозы?
- Доходов было очень мало, вывески не светились (некоторые из-за отсутствия электричества). Немудрено – люди не выходили из домов, а сидели там, приняв позу эмбриона.
- Будут ли проводиться какие-то зимние акции?
- Зимой – нет, а вот весной хочется сделать что-нибудь приятное, нежное и весёлое.
- Вам не приходила в голову мысль договориться с ГАИ и использовать вашего человечка в качестве дорожного знака – «Переход для пешеходов»?
- Он и так там используется, только без телефона. Бесплатно, кстати.
Евгений Чичваркин об отечественном рынке сотовой связи и будущем «Евросети»
- Евгений, как Вы оцениваете российский рынок?
- Наш рынок интересен для вендоров, потому что он относительно большой и быстрорастущий.
- Какие значительные, по Вашему мнению, события ожидаются на российском рынке?
- 3G. Запуск, конечно, зависит от желания Министерства связи, и сказать, когда он произойдёт точно, невозможно. Но в 2007 году это будет сделать несложно.
- Евгений, проясните, пожалуйста, ваши нынешние отношения с Минсвязью?
- Минсвязь разрешила нам делать опытную зону, мы её сделали. Был даже пробный звонок в Новый год по нашей карточке. Пока, правда, мы не можем продавать карты в розницу, но хотели бы. Нам кажется, что MVNO (Mobile Virtual Network Operator – прим. ред.) и работа с нишевыми покупателями увеличит структуру, количество абонентов, средний чек. Вообще, это небольшой толчок для всей отрасли.
- Что будет с «Евросетью» через 5-10 лет и в географическом смысле, и в смысле активности?
- Операторская деятельность (как только разрешат – хоть завтра), продажа маленьких цифровых устройств. Кстати, на май запланирована первая акция со своим телефоном, меню, контентом…
- Это и будет реализацией давнишних планов по созданию телефонов «Евросети»?
- Ну, это немного другое, но будет, всё будет. MVNO – вирус. Он, так или иначе, попадёт на эту территорию. И тогда деваться будет некуда – или мимо рынка, или делать, причём их сразу будет много.
Евгений Чичваркин о конкурентах
- Евгений, Вы много говорили, что скоро на рынке останется только «Евросеть» и «Связной». Не поменяли мнение? Про «Цифроград», «ИОН», например, что скажете?..
- «Цифрограда» там нет, «ИОН» – в качестве небольшой буржуазной пристройки.
- «Цифроград» даже его сильные позиции в регионах не спасут? Он ведь только недавно пришёл в столицу…
- Без столицы нет страны, все рано или поздно приходят в Москву. В лидерах его пока не вижу.
Евгений Чичваркин о далёком и близком
- А насколько важны регионы для «Евросети»?
- Москва – 25%, Питер – 8% (по продажам), остальное – регионы.
- Т.е. столичный рынок – это четверть рынка всей страны. Многие уже давно говорят о насыщенности этого сектора, насколько это верно, по Вашему мнению?
- Мне ещё в 2001 году, когда мы пытались получить дилерство в «Билайне», говорили, что рынок в Москве сформирован. Я же до сих пор не уверен, что он в Лондоне сформирован или в Нью-Йорке, а тут в Москве. Даже рынок высокой моды в Милане не сформирован. Можно открыться в самом безумном, самом дорогом месте, дать новую идею, и рынок поменяется. Всё живое.
- А насчёт зарубежных мероприятий, выставок, что скажете? Каковы отношения с западными представителями и, как следствие, какие проблемы в общении с российскими офисами?
- В основном стратегии действительно нужно обсуждать с большими людьми ТАМ, а с тактикой совершенно нормально справляются и российские представители, всё зависит от личности, сидящей в России. Есть компании, в которых нет смысла общаться с большими людьми там, потому что здесь представители наделены полномочиями и заточены на продажу. А если люди наделены полномочиями и заточены на продажу, то можно доехать до центра, встретиться и за полчаса всё решить. Если людям не хватает полномочий, то они сами пытаются наладить коммуникации, если люди не заточены на продажу, то они начинают выпендриваться. Находится 1000 причин, по которым с нами не могут работать, глупые рекламные акции, глупое распределение товара и, как следствие, снижение доли рынка.
- Участие (стенд) в CeBIT, 3GSM и прочих зарубежных выставках – что это даёт? Что дал, например, прошлый CeBIT? Какие планы на Европу, мир?
- Начали четыре года назад, с CeBIT. Цель была – общаться с коллегами из представительств вендоров, с которыми можно обсуждать условия напрямую, показать живую точку продаж. У нас были не все вендорские портфели – нужно было, чтобы в нас поверили, и мы получили отношения напрямую с иностранными офисами. С российскими представительствами работать сложно – зачастую упираемся в какой-то потолок. И, к сожалению, в западных офисах этого не понимают. Мы производим огромное количество аксессуаров. На выставку приезжают и представители фабрик. Мы миновали многих посредников, с которыми раньше сотрудничали. Есть ряд других проектов, таких как карточные, контентные... В этом году на CeBIT нашего стенда не будет. На 3GSM едем диверсифицировать свой бизнес.
Евгений Чичваркин о покупателях
- Давайте немножко поговорим про аудиторию, про потребителя. Если судить по многочисленным интервью (да и вообще это похоже на правду), есть люди, которые не приемлют стиль «Евросети» – все эти акции, выходки с раздеванием и так далее, то есть люди с другой культурой потребления. Согласимся с тем, что они есть, их немало, причём они ещё и небедные. Вы с ними как-то планируете работать?
- Встречный вопрос. Метро пользуются 80% населения. Вы выходите и рядом есть магазинчик, где можно быстро положить платёж без процентов, не заполняя квитанцию, а просто сказав номер. Какая наша целевая аудитория и сколько её?
- Очевидно, 80+.
- Ага, то есть практически все. Для тех людей, кто не любит очереди, кому зазорно стоять, находиться с людьми, у которых доходы в сотни раз меньше, для них существуют другие магазины. Дру-ги-е! Мы – для людей! …А вообще у нас на Тверской в Москве есть маленький отдел, занимающийся luxury, где совершенно спокойно продаются телефоны с позолоченным корпусом и «сваровски»-трубки, но они стоят гораздо дороже, чем обычные. От $1,5 тысяч и выше. И Вы знаете, люди их хорошо покупают – в подарок, чтобы отличиться. Но это либо владельцы небольших компаний, либо высший менеджмент.
- Растёт ли средняя цена покупаемого у вас телефона?
- Да, средняя цена растёт.
- Благодаря чему, как Вам кажется?
- Если посчитать каждую функцию в телефоне, то она дешевеет, а цена телефона всё равно растет. Растет за счёт количества функций. Плюс реплейсмент – люди покупают уже 2-й, 3-й, 4-й телефон. Они уже опытные пользователи. Плюс общий рост доходов населения. Плюс возможность взять в кредит. А в прошлом году провели серьёзнейшую операцию по утеплению, осветлению и очистке наших магазинов, т.е. мы делаем так, чтобы у нас было комфортно покупать.
- Спешим напомнить, что в одном из интервью Вы говорили, что «Евросеть» – дискаунтер, а дискаунтерам всего этого не положено. Теперь, похоже, Вы говорите, что салоны должны быть комфортными, хорошо освещёнными, удобными…
- Затраты на внутреннее освещение и требования по внутреннему освещению не менялись с 2000 года. Не менялись! У нас достаточно высокие требования, кондиционеры у нас висят с момента, когда самый дешёвый стоил $2000. Несмотря на дискаунтерство, освещение и кондиционирование были всегда. Поэтому есть очень много салонов, похожих на нас. Сразу в 2000 году было прописано, что и как должно быть. Если посмотреть на 2000 год – как выглядели мы и как выглядели другие – то мы были среди них, как космический корабль. А если посмотреть сейчас по тем же «Беталинку», «Связному», «Альттелекому», «Эльдорадо» (я имею в виду салоны), то всё приблизительно похоже на нас. Они сейчас, конечно же, скажут, что сами всё придумали. Но тот салон, который мы сейчас имеем – это чуть-чуть доработанный образец недалёкого прошлого. В 1998 году мы разработали лучшую систему мотивации сотрудников, а в 2000 году – то, как выглядит салон связи, принципы выкладки, принципы обслуживания и т.д. Конечно, получалось не всё и не всегда сразу, проблем было много, но мы от 2-х до 5 раз в год росли. Это постоянный штурм. Мы только за прошлый год выросли в 2,5 раза! С 1100 магазинов почти до 3 тысяч. И по выручке – с $968 млн. до $2600 млн. за год. И попробуйте это сделать без потери качества! Пусть хоть кто-нибудь на земном шаре сделает это без потери качества! Хотя бы на каком-то этапе в какой-то области! Пусть хоть кто-то это повторит!
Евгений Чичваркин об образовании
- Тем приятнее сознавать, что Вас выбрали человеком года на Рамблере…
- Спасибо большое.
- Часто Вас сравнивают с Сэмом Волтоном и прочими великими. Книгу не пора писать?
- Думал. Рано. Он начал в 65, а книгу написал в 92. После выхода на биржу. Когда уже было понятно, что сделано. Действительно хорошую книгу.
- Почему рано-то?
- Хм, просто рано.
- Вопрос «почему?» был задан неслучайно… Я, конечно, понимаю, что Вы - человек молодой. Мы с Вами даже одногодки, и в ГАУ вместе учились. В мире всё так быстро происходит, в России, в вашей компании, за единицу времени очень много случается. Почему не зафиксировать это тут же, причём «монументально», в книге?
- ГАУ, говорите? А на каком факультете Вы учились?
- Бухучет и аудит, а Вы на каком?
- Авто… ну, где конкурс поменьше… Кстати, что-то я никого из знакомых с Вашего факультета не помню…
- Ну, мы же в разных корпусах сидели. Мы в административном, а вы в лабораторном, на 5 этаже, кажется… Так что немудрено…
- Да, точно… Хорошо помню картошку на первом курсе…Помните открытие памятника пионеру-герою? Когда собрались все, притащили памятник, облупленный такой…
- Если честно – нет. Я, наверно, тогда больше про учёбу думал. Кстати, сразу же вопрос насчет учёбы: насколько Вы сами верите в образование в общем и в российское в частности?
- В российское образование верю, и причём в современное. Раньше миллионы людей учили относительно хорошо устаревшими способами, базовыми вещами закладывали. Сейчас же ни миллионы, ни сотни тысяч, а десятки тысяч, но очень хорошо. Остальных гораздо хуже. Огромное количество получат формальные бумажки, которые никому не нужны, – полученные за деньги, за улыбки. В образовании есть две составляющие, и не знаю, какая из них важнее. Первая – когда формируется способ мышления, приобретаются эмпирические знания. А вторая – это влияние собственно среды, круга общения, в котором ты находишься в течение 5 лет. А всё остальное не имеет никакого значения – по каким методикам, какие цифры изучали… То есть если изначальный отбор при поступлении был действительно жёсткий – по IQ и по способностям, то однокурсники так и будут дальше общаться по жизни и образуют правильный культурный пласт в обществе. Вот есть явно удачные группы людей – выходцы из МИСИС или МИФИ, которые сидят «на верхах» и реально талантливы. Среда формирует. Если задача – академическая наука, это одно, а если задача – вырасти нормальным человеком, получать удовлетворение от работы, делать действительно большое дело, то главное – среда обитания. Вот почему тот же Гарвард или Оксфорд… почему главное туда попасть?
- Потому что попадаешь в среду талантливых людей, получаешь определённые отношения?
- Совершенно верно.
- А есть ли какая-либо связь между образованностью вашего клиента и успехом в вашем бизнесе. Вам выгоден умный клиент или безотносителен его уровень?
- Нетребовательный клиент развращает. Нам выгодны все, но нетребовательность развращает. Когда идут подряд четыре нетребовательных клиента, а пятый – требовательный, то к последнему относишься, как к быдлу. Люди-то не железные работают, и если четверо не задали вопросов, то пятый, вопросы задающий, воспринимается как аномалия, а это ужасно.
- Что вы планируете сделать, чтобы с этим справляться?
- Стимулировать образование бесполезно. Стимулировать надо правильное отношение к предпринимателю и предпринимательской деятельности. Стимулировать надо желание зарабатывать деньги, потребность руководить, потребность самореализовываться, потребность рисовать, писать, выступать, строить…
- Вы сами готовы в этом участвовать?
- Да. Там, где ко мне прислушиваются, я стараюсь обратить внимание на значимость предпринимателя, менеджера, на котором лежит большая ответственность, роли владельцев бизнеса, реально больших людей. Их роли в обществе. Я не беру государственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, я беру людей, занимающихся бизнесом, которые создают прибавочный продукт, прибавочную стоимость. Этой группе людей нужно вернуть должное уважение, которое было до революции семнадцатого года.
Евгений Чичваркин о семье
- Ну, бог с ней, с работой. Немножко про семью. У Вас ведь есть сын, кем он растёт?
- Думающим, предприимчивым, честным человеком. Будет учиться здесь, кстати. Сам себе выберет дорогу. В своё время мне отец дал список из 14 ВУЗов, сказал выбирать. Я осознанно выбрал. Ходил на двухгодичные курсы в МГУ.
- Понимаем… МГУ – брэнд, марка, престиж…
- Да нет, просто близко от дома. 47-й автобус, 5 остановок… До ГАУ – час.
- А ребенок тоже не пользуется компьютером или другими штуками?
- У него был телефон Pantech полтора года назад. Он там в гонки гонял… Дррр… Потом забыл на заборе, и он промок. Подарили Sony PSP, но и к ней быстро охладел – валяется где-то. Я ему дам мобильник, как только он меня об этом попросит. Пока нет и нет…Зато мама пользуется Интернетом. Для общения – мы живем загородом.
- А Вы сами? Говорят, у Вас старый телефон, связанный Вами же для него чехольчик, Вы совсем не пользуетесь новомодными фишками, дополнительными функциями всякими…
- Ну, чехольчик действительно был, перетерся просто. А вот мой самый лучший телефон, Motorola:
- Не хочется чего-нибудь более имиджевого?
- А я беру количеством – у меня их два. Правда, если первый дешёвый, то другой ещё дешевле:
- Что ещё насчёт слухов? У Вас есть розовый кабриолет с номером 666?
- Ага, 666 кабриолетов! Не видел его ни разу. Есть красная машина у жены. У меня машина жёлтая, номер 666. Да, такая действительно есть… рисунок ещё, как на визитке с желтой стороны. Сам за рулем. Книжки ещё читаю. Типа Трампа что-нибудь. Аудио-книга – замечательная вещь, в машине слушаю. У меня всё общение по телефону. Могу радио вообще не включать.
Евгений Чичваркин о СМИ
- В каких-нибудь телепроектах участвуете?
- Ну, если бы было что-то типа «Зе эквентайз»… Есть «Кандидат» Новикова, но он по бюджету в 500 раз ниже. На мой взгляд, он недостаточно динамичный, такой суровый: «вы уволены» и музыка – пу-бум… Я бы от обратного пошёл – нужно стимулировать: вот ты молодец, ты сделал – на, получи-ка чек. То, что сделал Новиков – это замечательно. Хорошо, что он вообще обратился к этой теме. То, что он сделал – это первый большой серьёзный шаг. Возбуждать и будоражить людей на выполнение чего-либо и получение удовлетворения – как финансового, так и самореализации – это очень хорошо. Вот это задача. Как только предприниматель будет уважаемым человеком, как только люди будут стремиться стать предпринимателями, не нужно будет стимулировать образование. Все сразу найдут и деньги, и желание, и время. Дальше всё выстраивается само.
- Подобные телепроекты интересны лично Вам или «Евросети»?
- Лично мне. «Евросеть» может популяризовать лишь движение по карьерной лестнице.
- Однако согласитесь, что бренд «Чичваркин» намного менее известен, чем бренд «Евросеть». Будет ли смысл, если Вы в каком-либо проекте не станете использовать бренд «Евросеть»?
- Когда что-либо будет сделано, тогда и будет смысл про это говорить. Вот, например, РБК сделали то, в чём есть потребность. Сумасшедшее по интересности, несравнимое ни с чем телевидение. А сколько они потратили денег на раскрутку, на саморекламу? Ничего!
- Вопрос про Интернет позвольте. Мы знаем, что Вы практически не пользуетесь им, даже компьютером. Тем не менее, есть ли какие-либо общие представления, чем живут сейчас компании типа Рамблера, Яндекса, Мейла? Если да, то что, с Вашей точки зрения, можно было бы им пожелать?
- Быть удобными.
- …А вот Google удобный? Вы знаете про Google?
- Знаю. Я знаю, как они собирались на биржу, как вышли, как капитализировали, как развернули компанию дальше. Они молодцы. Но я действительно почти не пользуюсь Интернетом. Зато знаю, что свой логотип они содрали у компании «Куджи», которая к тому времени прекращала свое существование (Австралия, 2000). Если бы они были менее заносчивыми и открыли здесь свою удобную штуку, то ей бы пользовались. Но, видимо, они считают, что у них рынок, а у нас – <censored>. Как считает, например, Стив Джобс из Apple. Точно так же считал какое-то время назад один из крупных производителей телефонов. Теперь он так не считает, поэтому не будем называть имён.
- Конфликт с ним сейчас все ещё продолжается?
- Без комментариев… Нет, кстати, я не о нём говорил.
- Можете припомнить самое интересное интервью или беседу?
- Самое интересное общение было …с советником президента по экономическим вопросам Илларионовым (тогда он ещё был советником) на одном саммите в Америке. А вообще, мои интервью сейчас расписаны на 3 месяца вперёд, и потому выделить что-то очень сложно. Вот недавно была онлайн-конференция на Состав.ру – почти 300 вопросов прислали, трое суток убил, отвечая на них, кошмар!
- Намёк поняли. Что ж, тогда не смеем больше Вас задерживать. Спасибо за интересную беседу!
- И вам спасибо, до встречи!